Статья "Применение проектной технологии во внеурочной работе"


Применение проектной технологии во внеурочной работе

Автор: Е.А. Куртас, учитель русского языка и литературы

МБОУ СОШ №93 Барабинского района Новосибирской области

 

Современный образовательный процесс невозможно представить без поисковых, исследовательских методов, в частности метода проектов.

Цель данного метода – активное обучение, через деятельность ребёнка, которая соответствует его личным интересам.

Реализация поставленной цели возможна через решение следующих задач:

  • организация образовательной и развивающей среды для учащихся;

  • формирование интересов учащихся, их склонностей к исследовательской деятельности, практических навыков работы над проектом;

  • формирование самостоятельного творческого мышления; мотивации к достижениям и интеллектуальному росту;

  • вовлечение учащихся во внеурочную проектную деятельность.

Перед работой с учащимися над проектами надо сначала изучить интересы детей, продумать выбор тем проектов и организацию деятельности учеников.

Работа над любым проектом включает определенные этапы его выполнения, их нужно продумать для достижения результата проектной деятельности. Наиболее удобным мне представляется разделение работы над проектом на 4 этапа: планирование; аналитический этап; этап обобщения информации; этап презентации полученных результатов работы. Такое разделение приемлемо для разных форм работы: индивидуальной, парной, групповой.

Рассмотрим характеристику этапов выполнения проекта для организации групповой формы работы:

I. Когда начинается планирование работы над проектом, необходимо его обсудить со всей группой, можно использовать метод мозговой атаки. Здесь учитель предоставляет инициативу учащимся, только направляя и консультируя.

II. Аналитический этап – это этап самостоятельного проведения исследования. Сначала уточняются и формулируются задачи; потом проводится поиск и сбор информации. Далее полученная информация обрабатывается. Учитель помогает ребятам определить критерии выбора информации.

III. На этапе обобщения информации осуществляются систематизация сведений. Учащиеся структурируют добытые данные; соединяют полученную каждым участником информацию; выстраивают общую схему для подведения итогов. Куратор предоставляет группе возможность самостоятельно выбрать форму презентации проекта, но при этом помогает подвести итоги и составляет вместе с учениками план презентации, помогает согласовать форму, определить участников, сроки, ответственных.

IV. На этапе презентации учащиеся отчитываются о проделанной работе, результаты обобщаются, готовится итоговая презентация проекта. Для участников проекта выбор вида проектного продукта – это важнейшая организационная задача. От её решения во многом зависит, будет ли работа с проектом увлекательной, убедительной ли окажется презентация и принесёт ли проект пользу.

Представлю использование проектной технологии во внеурочной деятельности. Более 10 лет я руководила пресс-клуба «Школяр», где учащиеся получали возможность попробовать свои силы в литературном творчестве, освоить различные формы деятельности: подготовку материала; компьютерный набор статей; компьютерную правку.

Целью создания данного ученического объединения являлось повышение интереса к окружающей жизни, воспитание эстетического вкуса, развитие навыков литературного творчества, развитие коммуникативных способностей, привлечение учащихся к разным видам деятельности.

Целью работы клуба определялись и задачи, которые прорабатывались на занятиях:

- учить учащихся самостоятельно выбирать тематику материалов, входящих в очередной газетный номер,

- формировать навык работы с научно-познавательными, публицистическими и художественными текстами в рамках определённой темы,

- формировать навыки самоорганизации;

- учить взаимодействовать с аудиторией читателей, проводить опросы, брать интервью,

- самостоятельно отбирать и подготавливать материалы, писать заметки, статьи,

- осуществлять набор статей, правку, компьютерную верстку номера.

В начале каждого учебного года на первом заседании клуба проектировался план работы на учебный год, определялся состав участников (привлечение новых членов), выбирался актив: главный редактор, помощник редактора, юнкоры, художественный совет (художники, фотокорреспондент), ответственные за верстку номера. В июне на последнем заседании клуба проводился анализ работы за год.

Создание газетного номера является проектом, поэтому при работе с ним проходят следующие стадии:

1) Определение темы номера, то есть происходит постановка проблемы

2) Организационный этап - разработка тематики материалов, распределение обязанностей по подготовке номера – планирование действий по разрешению поставленной проблемы.

Следует оговориться, что как постановкой проблемы, так и разбивкой её на составляющие элементы-материалы занимались сами дети. Роль учителя – направлять и консультировать. «Школяр» - это газета, создаваемая детьми и, в первую очередь, для детей.

3) Подготовка продукта. Каждый член команды разрабатывал свой мини-проект – работал над статьей: собирал информацию, структурировал её, выдавал готовый продукт (статью, рисунок, фоторепортаж), оценивал его, редактировал при необходимости с помощью главного редактора или руководителя клуба. Учитель на данном этапе выступал как консультант, эксперт и организатор рефлексии.

4) Подготовка презентации продукта: обсуждение собранных материалов, компьютерный набор статей, правка, составление макета и компьютерная верстка номера. Черновой вариант проверялся, вносились коррективы.

5) Презентации продукта – выпуск номера.

6) Оценка и анализ номера, то есть полученных результатов.

Таким образом, создание газетного номера – это проект, создаваемый детьми.

 

 

Список использованной литературы

  1. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат – М., 2000

  2. Рускова Д. Использование проектного метода при обучении русскому языку с целью соединения учебы с практикой и повышения мотивации учащихся // Русское слово в мировой культуре. Материалы Х конгресса МАПРЯЛ. Направление IV. Методика преподавания русского языка: традиции и перспективы. - СПб., 2003.

  3. Сергеев И.С. Как организовать проектную деятельность учащихся. - М., 2005


Полный текст материала Статья "Применение проектной технологии во внеурочной работе" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Куртас Елена Александровна  Публикатор
08.05.2021 0 1101 165

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК