Конспект урока литературы "Идейный смысл повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"; 8 класс


Урок литературы, 8 класс

Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний

Тема: «Идейный смысл повести А.С.Пушкина «Капитанская дочка»

Использованная технология: проблемно-диалогическая технология

Цель урока:

Формирование собственного отношения к историческим процессам через понимание гражданской позиции автора изучаемого произведения

Задачи урока:

  1. систематизировать знания

  2. формировать умение понимать проблему, выдвигать гипотезы и строить доказательства

  3. воспитывать личностные качества, обеспечивающие успешность существования и деятельности в ученическом коллективе

  4. совершенствовать умение оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников

  5. совершенствовать навыки владения литературоведческой терминологией

  6. развивать умение вести диалог, уважительно относиться к оппонентам

 

 

 

Этапы урока

(Технология проведения)

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Содержание урока

Планируемые результаты

Формы и методы диагностики

1. Организационный момент (1,5 мин)

Настраивает учащихся на работу, задает эмоциональный тон урока, уточняет тематические рамки

Настраиваются на урок (переключаются с предыдущего урока), вспоминают изученный на предыдущих уроках материал, формулируют тему урока

Краткое повторение изученного по произведению и самостоятельное формулирование темы урока

Личностные:

Жизненное самоопределение, формирование своей жизненной позиции; воспитание уважительного отношения к слову и людям, работающим вместе

 

Метапредметные:

Умение понимать проблему, выдвигать гипотезу, подбирать аргументы для подтверждения своей мысли и контраргументов для опровержения неправильных гипотез, умение оценивать свою деятельность и деятельность сотрудников, умение анализировать предложенную из разных источников информацию, формулировать выводы, определять сферу своих интересов

 

Предметные:

Понимать и формулировать идею, нравственный пафос повести Пушкина «Капитанская дочка», сопоставлять героев произведения, владение литературоведческой терминологией, понимание авторской позиции и своего отношения к ней, уметь вести диалог, формирование эстетического вкуса

Ответы записаны на листочках и отложены для последующей самопроверки и оценивания в баллах

2. Повторение изученного (вооружение необходимыми материалами)

Знакомит с подобранным дидактическим материалом, который позволит решить поставленный вопрос

Определяют средства достижения цели, предполагают пути решения проблемы

Краткое повторение литературоведческих понятий (персонажи, главный герой, эпиграф, портрет)

 

3. Обобщение единичных знаний в систему

Ставит проблемный вопрос; направляет учащихся в процессе выдвижения гипотез, аргументации точки зрения, отбора вариантов, опровержения неубедительных версий; оценивает со своей стороны активность и продуктивность ответов учащихся, консультирует, как оценить себя и товарищей

Анализируют содержание проблемного вопроса, ведут диалог с учителем и одноклассниками, выдвигают гипотезы, подбирают аргументы и контраргументы, находят решение вопроса

Находим ответ на вопрос: «Кто является главным героем повести «Капитанская дочка»?» Выходим на мысль о том6 что решение этого вопроса позволяет понять идейный смысл произведения

Учащиеся получают баллы по заранее оговоренной системе. Оценивается оригинальность, самостоятельность, аргументированность предлагаемых версий и активная заинтересованность учащихся в решении проблемы.

4. Подведение итогов

Организует проверку, самопроверку и взаимооценивание уровня и качества работы на уроке

Определяют и формулируют уровень своей успешности на уроке, оценивают работу одноклассников и свой вклад в решение проблемы

Проверяется и оценивается участие каждого в процессе работы над решением проблемы

Выставляется оценка за урок, которая складывается из баллов за сформулированную и записанную тему урока, за активную работу, отмеченную учителем, одноклассниками и самим учеником.

5. Домашнее задание

Увязывает домашнее задание с материалом данного урока и ориентирует на тему следующего урока. Старается закрепить положительный настрой учащихся, сформированный в процессе работы

Переживают эмоции, связанные с полученной оценкой, записывают домашнее задание и оценивают степень его сложности

Готовится база для дальнейшего изучения произведения.

Возможно письменное распределение эпиграфов по двум столбикам (тема-идея) – и тогда на следующем уроке каждый сможет получить оценку за выполненное домашнее задание

 

 

Методическая разработка

  1. Организационный момент

Учитель:

- Мы заканчиваем с вами изучение повести Пушкина «Капитанская дочка». Уже выяснили особенности жанра; увидели, какие этапы на пути взросления прошел Петр Андреевич Гринев, столь симпатичный Пушкину человек; поняли, как относится автор к Пугачеву; убедились в том, что Мария Ивановна Миронова соответствует пушкинскому идеалу женщины. Теперь нам предстоит обсудить один важнейший вопрос, без решения которого не обходится ни один разговор умных читателей и знатоков литературы, который возникает после внимательного прочтения произведения и который неразрывно связан с авторской позицией. Какой же это вопрос?

Запишите, пожалуйста, Ваши предположения на листочках и отложите их в сторону. В конце урока проверите, насколько они верны.

  1. Повторение изученного материала

Учитель:

- Из материалов, собранных нами во время работы над повестью, к сегодняшнему уроку я выбрала три: эпиграф к повести; список персонажей, играющих важную сюжетообразующую роль (М.И.Миронова, П.А.Гринев, А.И.Швабрин, Е.Пугачев)[1]; таблица «Название литературного произведения» \Приложение №1\

Достаточно странная подборка для решения вопроса, на который я попрошу вас найти ответ.

  1. Работа над материалом урока (обобщение единичных знаний в систему)

Учитель:

- Кто же из представленных персонажей является главным героем повести Пушкина «Капитанская дочка»?

Учащиеся выдвигают гипотезы, аргументируют свой выбор.

Учитель:

- Вариантов несколько. Какими путями можно пойти, чтобы найти истину?

Обсуждение вариантов. (Учитель подводит обучающихся к мысли, что возможны два пути: находить убедительные доказательства, подтверждающие гипотезу, или убедительные доказательства, опровергающие гипотезу, что в данном случае разумнее)

Учащиеся находят контраргументы и в результате обсуждения круг «подозреваемых» сужается до двух персонажей (Гринев и Пугачев)

Учитель:

- А какими путями можно пойти, чтобы найти истину?

Обсуждение вариантов. (Учитель подводит обучающихся к мысли, что возможны два пути: находить убедительные доказательства, подтверждающие гипотезу, или убедительные доказательства, опровергающие гипотезу; в данном случае разумнее выбрать первый путь)

Учащиеся находят аргументы, доказывающие правоту какой-либо позиции, и убеждаются в том, что аргументы равноправны.

Учитель:

- Можно ли дать однозначный ответ? (Подводит обучающихся к мысли, что такого варианта нет)

- Мы могли бы так долго и не мучиться, ведь сам Пушкин уже дал нам подсказку в названии своей повести. Если бы кто-либо из этих двух персонажей был главным, то название было бы иным. [2]

Учитель:

- Проанализируем название и постараемся определить, почему именно такое выбрал автор. Что для него самое важное? Ведь не любовная история Петра и Маши, не жизнь и поступки Пугачева, не подлость Швабрина….. А что же? (Учитель подводит учащихся к мысли о том, что для писателя важна его гражданская позиция. Именно её он считает нужным донести до читателя).

Учитель:

- Есть еще один прием, с помощью которого с самого начала автор нам дает это понять. (Учитель подводит учащихся к мысли о том, что это эпиграф ко всей повести)

Учитель:

- А теперь сам собой напрашивается следующий вопрос. (Учитель помогает сформулировать вопрос: «Какова гражданская позиция Пушкина?»)

Учитель:

- Заключается она, в первую очередь, в объективности автора, который показывает всю сложность происходящих процессов. Емко об этом сказал один из серьезнейших исследователей жизни и творчества Пушкина Ю.М.Лотман в исследовании «Идейная структура «Капитанской дочки»:

«Для Пушкина в «Капитанской дочке» правильный путь состоит не в том, чтобы из одного лагеря современности перейти в другой, а в том, чтобы подняться над «жестоким веком», сохранив в себе гуманность, человеческое достоинство и уважение к живой жизни других людей. В этом для него состоит подлинный путь к народу/Оцените в баллах /

  1. Подведение итогов

Итак, мы собрали все известные нам факты воедино и убедились, что истинный читатель не только следящий за сюжетом, но и думающий над произведением, обязательно обращает внимание на авторскую позицию. А её можно назвать по-другому! Как? Идея произведения. Именно это словосочетание и должно было быть написано на ваших листочках в начале урока. Проверьте их, пожалуйста, и скажите, кто уже в начале урока смог сформулировать тему нашего разговора. (Правильно сформулировавшие тему урока получают заранее оговоренное количество баллов)

Насколько трудно это было сделать в начале урока? Облегчил ли работу ход разговора на уроке?

Кто из одноклассников был убедителен в своих высказываниях? /Оцените в баллах/ Насколько активно работал каждый из вас? /Оцените в баллах /

Суммируем баллы, полученные на уроке и выставленные вами. Определяем оценку.

  1. Домашнее задание

Учитель:

- Мы с вами выдвигали на уроке гипотезы, аргументировали их, отсеивали непродуктивные и пришли к логическому выводу о том, что невозможно выделить одного главного героя повести. Ведь для Пушкина важно показать объективную картину происходящего. А еще убедились, что нет ни единого непродуманно использованного слова. Вы обратили внимание, что каждую главу Пушкин предваряет эпиграфом. Дома просмотрите их еще раз и определите, в каких из них заключена тема, а в каких – идея произведения. [4]

 

 

[1] Возможно использование не списка, а иллюстраций к повести, изображающих этих персонажей. В этом случае учащимся предлагается вспомнить, кто изображен на каждой и подписать её. Либо предложены цитаты, характеризующие персонажей.

 

[2] Если позволяет время, можно проговорить с учащимися варианты заглавий, объясняя смысловую нагрузку каждого из предложенных вариантов.

 

[3] Цитата взята из материалов, выложенных на сайте http://philology.ru/

 

[4] Желательно, чтобы все вопросы, задаваемые ученикам, а также названные в пункте 2 данного конспекта материалы и цитата Ю.Лотмана были выведены на доску и могли оставаться на ней в течение урока

 

 

 

Приложение №1

Название литературного произведения

Отсылает к главному герою

Не связано с главным героем

Имя

М.Горький «Челкаш»

Историческое событие

М.Ю.Лермонтов «Бородино»

Фамилия (принадлежность к семье, роду)

А.С.Пушкин «Дубровский»

Аллегория

А.П.Чехов «Хамелеон»

Социальное положение

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

Метафора или деталь

А.С.Пушкин «Метель»

Характер

Ф.М.Достоевский «Кроткая»

Информация о содержании

В.В.Маяковский «Необычайное приключение, бывшее с Владимиром Маяковским на даче»

Профессия, род занятий

А.И.Куприн «Чудесный доктор»

Главное событие в жизни героя

Н.В.Гоголь «Женитьба»

 

 

Возраст

Д.И.Фонвизин «Недоросль»

 

 

 


Полный текст материала Конспект урока литературы "Идейный смысл повести А.С.Пушкина "Капитанская дочка"; 8 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Сахарова Ольга Евгеньевна  Публикатор
27.05.2021 0 2200 200

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК