Конспект урока русского языка "Деепричастие как часть речи; 7 класс
Фамилия, имя, отчество учителя: Бастракова Валентина Геннадьевна
Класс: 7 Дата: 28.11.2020 Время начала урока: 10-15
Название предмета: Русский язык
Тема урока: Деепричастие как часть речи
Тип урока: Урок открытия нового знания
Цели урока:
- дать целостное, комплексное представление о деепричастии, сравнивая его с другими частями речи;
- развивать умение правильного употребления причастия в речи;
- способствовать формированию интереса к слову и языку в целом.
Планируемый результат обучения (в том числе и формирование УУД):
Предметные: знать характеристику деепричастия по значению, признаки глагола и наречия у деепричастия, синтаксическую роль деепричастия в предложении; знать, что основное и добавочное действия, обозначенные глаголом-сказуемым и деепричастием, относятся к одному и тому же лицу (предмету); уметь находить слова, обозначающие основные и добавочные действия, в предложениях, определять синтаксическую роль деепричастия.
Метапредметные: умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности; умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками, работать индивидуально и в паре: находить общее решение, формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей.
Личностные: формирование ответственного отношения к учению на основе мотивации к обучению и познанию; осознание своей этнической принадлежности, знание языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию
Учебно-методический комплекс: Русский язык: практика 7 кл.: учебник под ред. С.Н.Пименовой, учебник «Русский язык: Теория. 5-9 кл.»; мультимедийный ряд (задания по теме урока, выполненные учителем); раздаточные карточки.
Этап, время, цель |
Содержание учебного материала |
Методы и приемы работы |
Формирование УУД |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
1.Мотивационный этап - 1 минута. Выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности
|
Дым, остывая, стелется туманом, Прохлада, сырость в воздухе ночном, Столпившись, греют лапы над костром.
|
Фронтальная |
Регулятивные: Формирование мотивации к изучению нового материала |
Учитель приветствует учащихся, желает успехов в изучении новой темы. Оформление в тетрадях классной работы. Учитель объявляет о начале изучения новой интересной темы, совпавшей с наступлением зимы. Предлагает прочитать четверостишие Э. Асадова (на слайде), говорит о том, что на уроке учащиеся еще встретятся с творчеством этого поэта |
Настраиваются на работу, читают четверостишие
|
2.Актуализация знаний и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии- 4 минуты. Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.
|
|
|
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения |
Учитель обращается к ребятам с просьбой рассказать, о том, какую картину рисует этот отрывочек. С помощью каких слов описание становится таким впечатляющим? Просит задать вопросы к словам, описывающим всю ситуацию. Учитель предлагает найти двусоставные грамматические основы в этих строчках и выписать их в тетрадь, подчеркнув подлежащее и сказуемое (каждую основу с новой строки).
|
Отвечают на вопросы, анализируют текст, принимают участие в диалоге с учителем
Записывают грамматические основы в тетради |
3.Выявление места Создание проблемной ситуации, эвристическая беседа |
|
Фронтальная
|
Познавательные: осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливают причинно-следственные Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу, осознают недостаточность своих знаний. Коммуникативные: задают вопросы с целью получения необходимой для решения проблемы информации, слушают и отвечают на вопросы других, формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения
|
Учитель спрашивает у ребят, есть ли в тексте слова, которые похожи на сказуемые, просит задать к ним вопросы. Учитель проводит сравнение с глаголом и наречием, актуализируя знания учащихся. Учитель задает вопрос о значении этих слов, о том, что они помогают понять. Задавая наводящие вопросы, помогает прийти к выводу, что эти слова описывают действия, помогают сделать описываемую картину более красочной. Учитель просит детей рассмотреть смысловую зависимость этих слов от остальных слов в предложении и в тетрадях подписать к сказуемым слова, описывающие действия. Учитель показывает, что слово, описывающее действие, может «превратиться» в глагол. Задает вопрос о том, как различать глаголы и слова похожие на глаголы? Спрашивает учащихся о том, какова же будет цель урока |
Слушают, обдумывают ответы на вопросы, осознают, что знаний у них недостаточно для полных ответов
Отвечают на вопросы, делают вывод
Отвечают на вопросы учителя, приходят к выводу, что слова, описывающие действия, зависят от сказуемых
Задаются вопросом, который мотивирует на изучение темы урока
|
4.Целеполагание. Построение проекта (плана) выхода из затруднения (открытие нового знания) - 4 минуты. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам
|
-Какое действие будет главным, основным? А какое будет характеризовать его и являться добавочным действием? - Важно ли понимать, что лицо или предмет, выполняющие оба действия (основное и добавочное), будет одно и то же? -Что нужно знать о деепричастном обороте и его обособлении? - Какие морфемные и синтаксические особенности будет иметь эта часть речи?
|
Фронтальная, в парах |
Познавательные: извлекают необходимую информацию Регулятивные: Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Беседа по вопросам. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Учитель сообщает, что эти слова, описывающие глаголы называются деепричастиями, а деепричастие с зависимыми словами будет называться деепричастным оборотом. Спрашивает у учащихся, что необходимо знать об этой части речи, чтобы пользоваться ею в речи и писать грамотно. Учитель наводящими вопросами помогает сформулировать цель и задачи учебной деятельности вместе с учащимися, принимающими ее на себя. После выводов учащихся учитель показывает вопросы на слайде и нацеливает ребят на изучение нового материала.
|
Слушают, отвечают на вопросы, анализируя знания об уже изученных частях речи
Формулируют цель и задачи урока, отвечают на вопросы
|
5.Реализация построенного проекта 8 минут. Раскрытие сущности новых понятий, усвоение новых способов учебной и умственной деятельности учащихся. Обсуждение результатов исследовательского проекта, подготовленного учащимися |
– Какова роль деепричастия в речи? -Какие суффиксы имеет деепричастие? – Одно ли лицо (или предмет) совершает действия, обозначенные глаголом и деепричастием? – Каковы признаки глагола и наречия у деепричастия? – Какова синтаксическая роль деепричастия в предложении? – Какой еще признак наречия имеет деепричастие? (Оно не изменяется.) – Как пишется не с деепричастиями?)
|
|
Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию. Регулятивные: действуют по Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Учитель предлагает объединиться в пары и составить мыслительную карту по параграфу 141 учебника «Русский язык: Теория. 5-9 кл.» Разрешено пользоваться разноцветными ручками. Организует и сопровождает деятельность учащихся.
После выполнения учащимися работы учитель проводит фронтальный опрос. Организует и сопровождает ответы учащихся, дополняет ответы.
Учитель дополняет, обращая внимание детей, что одиночное деепричастие и деепричастный оборот, выделяются запятыми, подчеркиваются как обстоятельство. Учитель параллельно актуализирует знания детей о причастии, чтобы провести сравнение.
|
Учащиеся в тетрадях для правил делают мыслительную карту, фиксируя узловые моменты в виде цветка с крупными лепестками, в центре которого – деепричастие.
Отвечают на вопросы, пользуясь мыслительными картами
Актуализируют знания об обособлении двух частей речи для выявления общего и различий
|
6.Первичное закрепление с комментированием во внешней Обобщение и систематизация знаний и формирование рациональных способов применения их на практике. |
1. Маленький жук золотою каплей Висит и качается на цветке, А в речке на длинной своей ноге Ива нахохлилась, будто цапля. 2. Эхо в троекратной силе Гулко ахнуло вокруг. Кедры, вздрогнув, уронили Рукавицы с длинных рук…
Упр. 230 |
Индивидуальная |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины, пути преодоления. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы |
Учитель просит записать в тетради два предложения Э. Асадова (на слайде выделены жирным курсивом) и найти в них главные и добавочные действия, расставив знаки препинания: Учитель сообщает, что деепричастие имеет свои суффиксы (на слайде) и предлагает выделить их в деепричастиях, задав необходимые вопросы
Подводит к выводу об особенностях интонирования в предложениях с деепричастиями и деепричастными оборотами и особенностями обособления их запятыми.
Работа с материалом учебника. Учитель дает дополнительное задание: выделить суффиксы деепричастий и подчеркнуть деепричастные обороты, обозначить главное слово, а также подчеркнуть подлежащие и сказуемые как члены предложений; Организует и сопровождает деятельность учащихся. Предусматривается и дополнительное задание (на карточках) по теме урока для учащихся, выполнивших задание быстрее остальных. |
Записывают предложение, находят глаголы и деепричастия, подчеркивают как члены предложения.
Задав вопросы, выделяют суффиксы, подчеркивают как обстоятельство, приходят к выводу, что в первом предложении глаголы-сказуемые называют оба действия, как одинаково важные. Во втором предложении уронили обозначает основное, главное действие, а вздрогнув – добавочное действие.
Формулируют вывод об особенностях интонирования в предложениях с деепричастным оборотом.
Выполняют задания в тетрадях. Один из учеников выполняет у доски (по одному предложению), объясняют свои действия
|
Физ. минутка - 1 минута |
1.Поднимаем руки вверх, поворачивая голову влево; опускаем руки, поворачивая голову вправо; 2.приседаем, поставив руки на пояс; 3. шагаем на месте, поднимая и опуская плечи |
Групповая |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме
|
Перед физ. минуткой учитель просит обратить внимание на глаголы и деепричастия (главные и добавочные действия) и назвать их после выполнения |
Выполняют физ. упражнения, обращая внимание на главные и добавочные действия |
7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону – 5 минут. Обобщение полученных на уроке сведений, оценивание за работу на уроке |
I. Ежась от свежего ветерка, Чуть посинев, крепыши маслята, Взявшись за руки, как ребята, Топают, греясь, вокруг пенька! 2.Рябина, красуясь, грустит в тиши И в воду смотрится то и дело: Сережки рубиновые надела, Да кто ж их оценит в такой глуши?!
Кукушка ватагу грибов считает . Но, сбившись, мгновение отдыхает И снова упрямо: «Ку-ку, ку-ку!»
|
Индивидуальная |
Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме. Регулятивные: адекватно оценивают свои достижения, осознают возникающие трудности, ищут их причины, пути преодоления. Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения материала и давать объяснения своим одноклассникам в затруднительных случаях |
Учитель раздает листы с четверостишиями Э. Асадова, и предлагает найти и выделить глаголы, деепричастия и деепричастные обороты, а также суффиксы деепричастий.
Учитель просит поднять руку тех, у кого задание не вызвало затруднений и тех, кто столкнулся с некоторыми трудностями. Просит озвучить ребят затруднения и предлагает другим ребятам помочь им в разрешении затруднений. Корректирует объяснения ребят. |
Учатся самостоятельно обобщать и применять на практике полученные знания
Самопроверка по ключу на слайде.
Поднимают руки, сравнивая свой результат с результатами других.
Разъясняют затруднения |
8. Включение в систему знаний и повторение.- 8 минут. Повторение и закрепление ранее изученного и подготовка к изучению следующих разделов курса, выявление границы применимости нового знания и использование его в системе изученных ранее знаний, повторение учебного содержания, необходимого для обеспечения содержательной непрерывности, включение нового способа действий в систему знаний. |
1.Рассматривая старые фотографии, мне вспомнилось детство. 2.Я покатился по льду, не думая об опасности. 3.Поезд, лениво постукивая на стыках, проходил по мосту. 4.Пройдя через такой кошмар, мужество не покинуло её. 5.Благодаря радушную хозяйку за гостеприимство, туристы стали собираться в обратный путь. 6.Включив радио, раздались звуки музыки. 7.Поднимаясь по лестнице, мне навстречу попался взволнованный сосед. 8.Осенью берёзки сбросили листву, покрыв золотым ковром всю землю. 9.Посетив зоопарк, он нам понравился.
|
Фронтально |
Регулятивные: Познавательные: Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы
|
На раздаточных карточках представлены предложения. Учитель предлагает отметить предложения, в которых допущены ошибки, связанные с употреблением деепричастных оборотов. (Предложения представлены и на слайде)
|
Учащиеся по одному предложению (сильные, средние и слабые) анализируют, ищут ошибку в употреблении причастий в предложениях, основываясь на полученных на уроке знаниях |
9. Рефлексия учебной деятельности (итог урока) – 3 минуты. осознание учащимися метода преодоления затруднений и самооценка ими результатов своей коррекционной (а в случае, если ошибок не было, самостоятельной) деятельности.
Домашнее задание |
|
Фронтальная |
Регулятивная: -моделирование, проектирование предстоящей деятельности, взаимодействия; - формирование в сознании участников педагогического процесса смысла их собственной деятельности, смысла взаимодействия; - осознание при необходимости корректировки своей деятельности. Коммуникативные: учатся оценивать свои результаты, учатся оценивать результаты других корректно |
Проведение рефлексивного анализа учебной деятельности
Учитель просит составить синквейн по теме деепричастие, упр. 233 |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Бастракова Валентина Геннадьевна
→ Публикатор 03.06.2021 0 1806 218 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.