Конспект урока литературы "Варианты проявления футлярности в рассказах А.П. Чехова"
Варианты проявления футлярности в рассказах А.П. Чехова?
Цели и задачи урока :
Предметные:
Создать условия для развития навыков самостоятельной познавательной деятельности, в результате которых ученики смогут:
-
осмыслить понятие «футлярности» не только как свойство человеческого характера,но и мировоззренческой позиции: на примере «маленькой трилогии» А.П.Чехова рассмотреть различные варианты «футляра», в который заключают себя люди;
-
осмыслить текст, выявив художественные приемы (ранее известные и новые), свойственные стилю автора, определить их функцию в раскрытии замысла автора;
-
создать свой текст по данной проблеме.
Метапредметные:
Развивать навыки целостного анализа художественного произведения, ассоциативное мышление и творческое воображение:
-
уметь грамотно строить монологическое высказывание.
-
самостоятельно сопоставлять, делать аргументированные выводы по проблеме.
-
вести диалог, сотрудничать в группах.
Личностные :
Духовно-нравственное совершенствование личности учащихся путем приобщения к творчеству А. П. Чехова:
-
выстраивая собственный мир ценностей, задуматься о важности активной жизненной позиции для человека как антитезы «футлярности»;
-
осознать важность жизненной позиции для человека;
-
выразить собственную позицию о смысле жизни и предназначении человека;
-
поставить перед собой конкретную цель и достичь её;
-
контролировать и оценивать свои действия;
-
уметь принять иную точку зрения.
Методы и формы работы: слово учителя; работа в группах; творческие отчёты; эвристическая беседа; выразительное чтение; создание проблемной ситуации; рефлексия.
Оборудование: карточки с вопросами и заданиями для каждой из групп, рейтинг-листы самооценки работы для каждого учащегося, таблички с номерами и названиями групп.
Подготовка к уроку: предполагается разделить учащихся на 4 группы.
Одна из групп- аналитики. В остальных трёх распределить функции между участниками, определив координатора, литературоведа, мастера художественного слова, иллюстратора. Каждая из групп получает предварительное домашнее задание. Группа аналитиков должна, прослушав и суммировав выступление всех учеников, обобщить результаты их наблюдений, оценить работу каждой группы и сделать общий вывод по данной проблеме.
Ход урока:
Слово учителя
Сегодня на уроке мы будем говорить, анализировать рассказы А.П. Чехова («маленькая трилогия, написанная в 1898 году). Нам объяснить понятие «футлярная жизнь» ( по рассказам «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви»). Каково значение слов «футляр», «футлярность»? («Футлярность» - это ёмкая формула для изображения стереотипного поведения человека).
Давайте рассмотрим, какие варианты «футляра», в который заключают себя люди, изображает А.П. Чехов.
Сообщение учащихся о результатах работы в группах.
Третий этап урока. Обобщение результатов в группах.
Задания для группы №1. Работает с рассказом «Человек в футляре»
-
Почему Чехов дал такое название рассказу?
-
Какую проблему поднимает автор на примере истории Беликова?
-
Что удивительного было в учителе греческого языка Беликове? Каким он предстаёт перед читателем (внешний вид, обстановка его квартиры, вещи, его окружающие, речь, роль художественной детали в создании образа, значение текста и подтекста). По каким правилам он жил?
-
Как вы думаете, в существовании этого ли человека видит проблему Чехов – или проблема в другом?
-
Почему Беликов заставил жить в страхе весь город?
-
Почему Беликов умер? Изменилась ли жизнь горожан после его смерти? Есть ли духовное родство между Беликовым, Буркиным и другими горожанами?
-
Обратите внимание на образ рассказчика. Какой вывод делает Иван Иванович? Согласны ли вы с героем?
-
По ходу работы над рассказом проследите, с какой целью автор использует приемы комического (юмор, сатиру, сарказм)?
-
Какие выводы можно сделать, прочитав рассказ? Почему выражение «человек в футляре» стало нарицательным?
Задание для группы №2. Работает с рассказом «Крыжовник»
-
Как в рассказе «Крыжовник» продолжается тема «человек в футляре»?
-
Что рассказал Иван Иванович Чимша-Гимайский о брате Николае Николаевиче?
-
Какие изменения произошли в Николае Николаевиче за несколько лет? Обратите внимание на портрет, роль детали, речь, текст и подтекст.
-
Почему Николай Николаевич доволен жизнью? Готов ли он сам изменить жизнь?
-
Какой вывод делает Иван Иванович о смысле жизни? Готов ли он сам изменить жизнь?
-
В чём, по мнению автора, проявляется «футлярность» в отношении героев рассказа?
-
Как вы поняли идею рассказа?
Задание для группы №3. Работает с рассказом “О любви”.
-
В каком из рассказов мы впервые знакомимся с помещиком Алёхиным? Обратите внимание на особенности создания образов: «портрет, роль детали, речь, текст и подтекст».
-
Чем занимается Алёхин? Почему на имении Алёхина большой долг?
-
Как протекала жизнь Алёхина? Какие факты, детали давали понять, что происходит с Алёхиным?
-
Что он рассказал о семье Лугановичей?
-
Проследите за развитием отношений между Алёхиным и Анной Алексеевной
-
Можно ли назвать чувство, которое возникло между ними, настоящей любовью? Если «да» или «нет», то почему? Как вы характеризуете их отношения?
-
В чём, по мнению автора, проявляется «футлярность» в отношении героев рассказа?
-
Как вы поняли идею рассказа?
Задание для группы №4 (аналитики)
Прослушав сообщения учащихся, сделайте общий вывод: «футлярность» - это свойство человеческого характера или мировоззрение человека?
Что, по-вашему, является причиной такого явления? Какое слово вы бы подобрали для лаконичной характеристики этого явления? Каково отношение автора к такому образу жизни? Как автор выразил свою позицию?
Каково ваше отношение к героям чеховской трилогии?
Что, по-вашему, является причиной появления такого явления, как «футлярная жизнь»?
Каким бы словом (словосочетанием) вы бы назвали такую жизнь? (Мещанство, эгоизм, ограниченность и т.д)
Какова роль композиции в трилогии в целом: почему автор расположил эти рассказы именно в такой последовательности? Почему рассказ «О любви» завершает « маленькую трилогию»?
Итог урока: Почему рассказы «Человек в футляре», «Крыжовник», «О любви» А.П. Чехов объединил в один цикл? В чём особенность композиции этих рассказов?
На странице приведен фрагмент.
Автор: Шубина Ксения Сергеевна
→ Публикатор 17.08.2021 0 2194 200 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.