Конспект урока литературы "Духовный подвиг Екатерины Ивановны Трубецкой в поэме Н. А. Некрасова "Русские женщины"; 7 класс


Сахалинская область. Г. Южно-Сахалинск. МБОУ СОШ № 16.

Автор: Исаченко Татьяна Николаевна, учитель русского языка и литературы. Высшая категория.

 


 

Духовный подвиг Екатерины Ивановны Трубецкой в поэме Николая Алексеевича Некрасова «Русские женщины».

(Урок-суд.)

Нет! Я не жалкая раба!

Я женщина, жена!

Пускай горька моя судьба –

Я буду ей верна!

Н. А. Некрасов.

Н. А. Некрасов. Русские женщины. Поэмы. Школьная библиотека. Кемерово: Кемеровское книжное издательство, 1980.- с. 22.

 

Цели: 1) Выяснить, в чем заключается духовный подвиг героини поэмы.

2) Развивать умение работать с литературоведческими терминами, делать анализ художественного произведения.

3) Воспитывать высокие нравственные качества.

Оборудование: мультимедийные средства, костюмы, декорации, портреты Н. А. Некрасова,

Е. И. Трубецкой, репродукция «А. С. Пушкин читает женам

декабристов «Послание в Сибирь».

Исполнители: секретарь, прокурор, обвинитель, адвокат, И. С. Лаваль,

губернатор Сибири, Е. И. Трубецкая, присяжные заседатели,

Н. А. Некрасов, М. С. Трубецкой.

Опережающие задания: распределение ролей; составление характеристики

героев поэмы (по группам), написать мини-сочинение «Мое

впечатление о поэме «Русские женщины», определить тему, идею.

Словарь: идея, тема, поэма.

Ход урока.

1.Слово учителя.

Ребята, вы познакомились с поэмой Н. А. Некрасова «Русские женщины». Сегодня мы проводим урок-суд, чтобы определить, в чем проявляется духовный подвиг Е. И. Трубецкой, определить тему и идею произведения, доказать, что оно действительно относится к жанру поэмы.

А теперь мы предоставляем вашему вниманию инсценировку суда над Е. И. Трубецкой.

2. Инсценировка суда.

Секретарь: - Прошу всех встать! Суд идет! Прошу всех сесть!

Прокурор: - Сегодня слушается дело Е. И. Трубецкой. Слово предоставляется обвинителю. В чем, по Вашему мнению, состоит вина подсудимой?

Выступает обвинитель.

Прокурор: - Слово предоставляется защите. Господин адвокат, что Вы можете сказать в оправдание своей подзащитной?

Выступает адвокат.

Прокурор: - Слово предоставляется губернатору Сибири. Господин губернатор, расскажите нам, при каких обстоятельствах произошла Ваша встреча с Е. И. Трубецкой?

Выступает губернатор Сибири.

Прокурор: - Слово предоставляется господину И. С. Лавалю. Скажите, как Вы оцениваете поступок Вашей дочери?

Выступает И. С. Лаваль.

Прокурор: - Слово предоставляется Е. И. Трубецкой. Расскажите , что побудило Вас совершить столь решительный поступок? Раскаиваетесь ли Вы в преступлении?

Выступает Е.И. Трубецкая.

Прокурор: - Слово предоставляется присяжным заседателям. Считаете ли Вы виновной Е. И. Трубецкую?

Выступают присяжные заседатели.

Прокурор выступает с заключительным словом.

3. Слово учителя.

Вы только что посмотрели инсценировку суда над Е. И. Трубецкой.

Понравилась ли вам инсценировка? Насколько точно удалось артистам передать атмосферу поэмы и характеры героев?

4. Работа по группам. Назовите основные черты характера героев поэмы. Запишите их на альбомных листах. ( Листы вывешиваются на доске.)

Губернатор: суровый, строгий, смелый, честный, ответственный, достойный благородный, добрый, сострадающий, понимающий, искренний, умный.

Е. И. Трубецкая: умная, смелая, благородная, верная, гордая, преданная, честная, любящая, непреклонная, интеллигентная, настойчивая, решительная.

Отец: любящий, заботливый, понимающий, страдающий, уважающий свою дочь, добрый, достойный, благородный, честный.

2) Обратите внимание на разный возраст героев, разное социальное положение, разное мировоззрение. Что же их объединяет?

5. Слово учителя.

Прошло много лет после событий, описанных в поэме «Русские женщины». Имена декабристов и их жен стали окутываться легендами. Уже не было в живых ни Е. И. Трубецкой, ни М. Н. Волконской, когда в театре встретились поэт-демократ Н. А. Некрасов и сын М. Н. Волконской, Михаил Сергеевич. Мы предоставляем вашему вниманию инсценировку этой встречи.

6. Инсценировка.

Некрасов: - Михаил Сергеевич, я написал поэму «Княгиня Трубецкая». Не могли бы Вы ее прочитать и внести свои поправки?

Волконский: - Находясь в самых близких отношениях с семьей Трубецких, я опасаюсь, что, если в поэме окажутся места, для семьи неприятные, Трубецкие могут укорить меня в этом. Я готов внести поправки при условии, что Вы примете их.

Некрасов: - Хорошо. Спасибо.

Автор: - На другой день Некрасов принес Волконскому измененную часть поэмы «Русские женщины» - «Княгиня Трубецкая».

Некрасов: - Михаил Сергеевич, я внес Ваши замечания, которые коснулись характеров описываемых лиц. Но я решительно отказываюсь исключить из поэмы четыре гневные строки, брошенные Трубецкой в адрес Зимнего дворца и Николая Первого:

А ты будь проклят , мрачный дом,

Где первую кадриль

Я танцевала… Та рука

Досель мне руку жжет.

Автор: - Поэма имела громадный успех, и Некрасов задумал вторую: «Княгиня Волконская».

Некрасов: - Михаил Сергеевич, я прошу Вас дать мне прочитать «Записки» Вашей матери.

Волконский: - Я решительно отказываюсь. Я не давал их читать никому, даже самым близким людям, тем более, что они до поры до времени не предназначались к печати.

Некрасов: - Ну так прочтите мне их! О княгине Волконской у меня очень мало материалов. Ведь Вам будет неприятно, если образ Вашей матери выйдет искаженным!

Автор: - Три вечера читал Волконский Некрасову «Записки» своей матери.

Поэт несколько раз вскакивал с места и со словами:

Некрасов: - Довольно! Не могу!

Автор: - бежал к камину и плакал, как ребенок. Закончив поэму, Некрасов прочитал ее М. С. Волконскому и принял все его замечания. Так появилась поэма «Русские женщины».

Рефлексия

1. Какие же черты княгини Трубецкой выделяет Н. А. Некрасов в поэме? В чем ее духовный подвиг? Можно ли ее считать рабой?

2. Кто же тогда предстает в поэме в качестве рабов?

3. Определите идею и тему поэмы.

4. Рассмотрите опорный конспект и докажите, что «Русские женщины» - это поэма.

Опорный конспект.

1) Наличие развернутого сюжета.

2) Широкое развитие образа героя.

3) Герой активно оценивает поступки и характеры других персонажей, принимает активное участие в их судьбе.

4) Изображение важных событий в жизни страны.

5) Проявление чувств автора по отношению к героям и чувств самих героев.

6) Краткость, лаконичность.

5. Какое впечатление произвела на вас поэма Н. А. Некрасова? Какие чувства вы испытали?

6. Почему мы сегодня обращаемся к событиям, которые произошли почти два века назад?

 

Дома: Написать мини-сочинение «Что я сказал бы Е. И. Трубецкой при встрече?»

 

 

 

 


 


Полный текст материала Конспект урока литературы "Духовный подвиг Екатерины Ивановны Трубецкой в поэме Н. А. Некрасова "Русские женщины"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Исаченко Татьяна Николаевна  Публикатор
27.09.2021 0 1147 151

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК