Статья "Кто сказал, что старшеклассники не любят читать учебные тексты?"
Кто сказал, что старшеклассники не любят читать учебные тексты?
Многие учителя сталкиваются с пассивностью учеников на уроке. Бывает, дети уткнутся в свои телефоны, вроде бы и не мешают, но в то же время ничего и не слышат. Лекционная подача материала уходит в прошлое. Если во время беседы, дискуссии большинство учащихся всё-таки работает, то, как только начинаешь рассказ — 70% ребят сразу отключаются.
Как повысить познавательную активность учеников?
Важно искать средства, которые бы вовлекли учащихся в работу. Если предложить ученикам прочитать 3 страницы текста, а затем ответить на 20 вопросов, то представляете, какая будет реакция? Кто-то возмутится «Да я это и до вечера не прочитаю!», кто-то тихонько отложит в сторону… Больше половины даже не начнут читать текст, имитируя занятость.
А если не заставлять читать, а просто предложить разгадать кроссворд, подсказав, что ответы можно найти в тексте? Две трети учащихся сразу бодро приступают к работе. Некоторые уточняют: «А на тройку сколько надо сделать?». Повздыхают, но тоже начинают читать, постепенно вовлекаясь в учебную деятельность.
Кто бы мог подумать, что разгадывание кроссвордов интересно старшеклассникам?
При работе с текстом очень удобно использовать кроссворды. Заполняя кроссворд, ребята без дополнительного принуждения, даже с удовольствием прочитывают 3-4 страницы печатного текста. Расширяется кругозор, запоминаются новые слова, развивается память. Грамотность повышается, так как нужно точно перенести слово в кроссворд, иначе может не подойти.
По словам Эльконина Д. Б., отгадывание можно рассматривать как процесс творческий, а сам кроссворд — как творческую задачу. Для ознакомления с текстом можно дать и другое, более сложное, задание: составить кроссворд.
А есть ли польза?
Во-первых, ученики меняют свое отношение к учителю и предмету. Во-вторых, снимается психологическое напряжение: «Это же кроссворд, а не самостоятельная работа». В-третьих, все увлечены процессом, в классе наступает спокойная рабочая атмосфера. А также повышается самооценка и личная заинтересованность: «И я тоже могу получить 5!».
Одновременно в работе с кроссвордами присутствуют обязательность и добровольность, развлечение и напряжение, рациональность и эмоциональность. Огромную познавательную ценность имеют знания, добытые путем собственного напряжения усилий.
Как оценивать?
Рассмотрим на примере данного кроссворда из 20 вопросов. В 9-10 классе время выполнения задания составляет 15-20 минут. Обычно я даю кроссворд в конце урока, чтобы те, кто не успел, но желает закончить работу, имели такую возможность. Остаются 3-4 человека минут на 5-10.
Так сколько же на тройку? Я сразу называю верхний предел — 14 вопросов. Когда ученик заработал тройку, а время-то ещё осталось, да оказывается, не так уж и трудно, уточняют: «А на четверку сколько?». На 4 — 17-18. Раздумывает недолго, ведь столько уже сделал, а тут какие-то 3 вопроса… И через 3-4 минуты приходит к выводу, что он и на пятерку может всё сделать! Если бы знал, что за 11 вопросов тоже тройка, был бы очень великий соблазн остановиться. А так поработал на славу и собой очень доволен.
Попробуйте на уроке использовать кроссворды при работе с текстом; убедитесь, что это очень эффективно!
Требования к содержанию и оформлению работы
-
Работа должна иметь четкое название;
-
Работа для отправки прикрепляется к информационному письму текстовым файлом Microsoft Office Word;
-
Автор материала сообщает следующую информацию о себе и соглашается, что она будет размещена на странице с публикацией: ФИО (полностью), должность, место работы;
-
Публикуемый материал должен быть авторским (не скачанным из Интернета), аккуратно оформленным (читаемый текст, отсутствие лишних пробелов, ручных переносов, неразрывных переносов).
-
Каждая разработка проверяется на плагиат через сервис Advego.ru. При выявлении содержания плагиата более 30% материал не публикуется на сайте.
http://www.metodichka.org/index/opublikovat_statju/0-11
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калабанова Ирина Михайловна
→ Публикатор 07.10.2021 0 696 153 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы