Статья "Кто сказал, что старшеклассники не любят читать учебные тексты?"


Кто сказал, что старшеклассники не любят читать учебные тексты?

 

Многие учителя сталкиваются с пассивностью учеников на уроке. Бывает, дети уткнутся в свои телефоны, вроде бы и не мешают, но в то же время ничего и не слышат. Лекционная подача материала уходит в прошлое. Если во время беседы, дискуссии большинство учащихся всё-таки работает, то, как только начинаешь рассказ — 70% ребят сразу отключаются.

 

Как повысить познавательную активность учеников?

 

Важно искать средства, которые бы вовлекли учащихся в работу. Если предложить ученикам прочитать 3 страницы текста, а затем ответить на 20 вопросов, то представляете, какая будет реакция? Кто-то возмутится «Да я это и до вечера не прочитаю!», кто-то тихонько отложит в сторону… Больше половины даже не начнут читать текст, имитируя занятость.

 

А если не заставлять читать, а просто предложить разгадать кроссворд, подсказав, что ответы можно найти в тексте? Две трети учащихся сразу бодро приступают к работе. Некоторые уточняют: «А на тройку сколько надо сделать?». Повздыхают, но тоже начинают читать, постепенно вовлекаясь в учебную деятельность.

 

Кто бы мог подумать, что разгадывание кроссвордов интересно старшеклассникам?

 

При работе с текстом очень удобно использовать кроссворды. Заполняя кроссворд, ребята без дополнительного принуждения, даже с удовольствием прочитывают 3-4 страницы печатного текста. Расширяется кругозор, запоминаются новые слова, развивается память. Грамотность повышается, так как нужно точно перенести слово в кроссворд, иначе может не подойти.

 

По словам Эльконина Д. Б., отгадывание можно рассматривать как процесс творческий, а сам кроссворд — как творческую задачу. Для ознакомления с текстом можно дать и другое, более сложное, задание: составить кроссворд.

 

А есть ли польза?

 

Во-первых, ученики меняют свое отношение к учителю и предмету. Во-вторых, снимается психологическое напряжение: «Это же кроссворд, а не самостоятельная работа». В-третьих, все увлечены процессом, в классе наступает спокойная рабочая атмосфера. А также повышается самооценка и личная заинтересованность: «И я тоже могу получить 5!».

 

Одновременно в работе с кроссвордами присутствуют обязательность и добровольность, развлечение и напряжение, рациональность и эмоциональность. Огромную познавательную ценность имеют знания, добытые путем собственного напряжения усилий.

 

Как оценивать?

 

Рассмотрим на примере данного кроссворда из 20 вопросов. В 9-10 классе время выполнения задания составляет 15-20 минут. Обычно я даю кроссворд в конце урока, чтобы те, кто не успел, но желает закончить работу, имели такую возможность. Остаются 3-4 человека минут на 5-10.

 

Так сколько же на тройку? Я сразу называю верхний предел — 14 вопросов. Когда ученик заработал тройку, а время-то ещё осталось, да оказывается, не так уж и трудно, уточняют: «А на четверку сколько?». На 4 — 17-18. Раздумывает недолго, ведь столько уже сделал, а тут какие-то 3 вопроса… И через 3-4 минуты приходит к выводу, что он и на пятерку может всё сделать! Если бы знал, что за 11 вопросов тоже тройка, был бы очень великий соблазн остановиться. А так поработал на славу и собой очень доволен.

 

Попробуйте на уроке использовать кроссворды при работе с текстом; убедитесь, что это очень эффективно!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Требования к содержанию и оформлению работы

  1. Работа должна иметь четкое название;

  2. Работа для отправки прикрепляется к информационному письму текстовым файлом Microsoft Office Word;

  3. Автор материала сообщает следующую информацию о себе и соглашается, что она будет размещена на странице с публикацией: ФИО (полностью), должность, место работы;

  4. Публикуемый материал должен быть авторским (не скачанным из Интернета), аккуратно оформленным (читаемый текст, отсутствие лишних пробелов, ручных переносов, неразрывных переносов).

  5. Каждая разработка проверяется на плагиат через сервис Advego.ru. При выявлении содержания плагиата более 30% материал не публикуется на сайте.

http://www.metodichka.org/index/opublikovat_statju/0-11

 


Полный текст материала Статья "Кто сказал, что старшеклассники не любят читать учебные тексты?" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Калабанова Ирина Михайловна  Публикатор
07.10.2021 0 594 147

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК