Конспект урока литературы "Удивительный и трудный мир крестьянских детей"; 5 класс
«Удивительный и трудный мир крестьянских детей»
(стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»)
-
Представление
- Здравствуйте, ребята, садитесь. Я уверена, что наш урок пройдет удачно и запомнится вам, а чтобы вы не забыли, как меня зовут, отгадайте мое имя и отчество, которые зашифрованы в стихотворном ребусе. Ключевые слова написаны на доске.
Есть в отчестве такое имя,
Навек прославлено оно
Поэтами и героями такими
Пушкин, Невский, Суворов, но
В легкой прозе романиста
Дано герою – активисту.
Итак, секрет открыть пора:
Хоть я Руслану не жена
И не спою вам «Пять минут»,
Скажите, как меня зовут?
- Герои какого произведения упоминаются в загадке, кто его автор?
- Спасибо за быстрое решение. Вот мы и познакомились.
1-й этап. Организационно-мотивационный.
2 слайд
Прочитайте слова: Семья
Любовь
Игрушки
Друзья
Праздники
- Что может объединять эти слова, какой период жизни? (Детство)
- Как вы думаете ваше детство отличается от детства детей 100 – 150 лет назад? Где бы вам лучше жилось?
- Ваше сегодняшнее детство когда закончится, как вы думаете?
-Сегодня антропологи говорят о том, что период детства в наше время продлен до 32-33 лет. Именно в это время молодые люди осознанно переходят ко взрослой жизни, т.е. не живут с родителями, обзаводятся семьями, становятся самостоятельными людьми.
На самом деле, период детства с каждой исторической эпохой удлиняется. В - Древней Руси, например, период детства продолжался от 2- 5 лет, во времена крепостного права – до 7 - 8 лет. И все – дальше по сути у ребят начиналась взрослая жизнь.
Слайд 2. Картина К. Маковского «Игра в бабки» (или «Крестьянские мальчики»)
- Обратите внимание на героев картины художника К.Маковского. Опишите их (социальное положение, возраст, одежда, взгляд).
- Предположите, о чем пойдет речь на уроке.
(о детях, о детстве, о жизни детей)
- Верно. Речь пойдет о ваших сверстниках, живших в 19 веке в крестьянских семьях.
- Запишем число и обозначенную вами тему: «Удивительный и трудный мир крестьянских детей»
- Что вы представляете, когда слышите словосочетание «крестьянские дети»? (бедность, тяжелый труд, безграмотность, раннее взросление и др.)
Перед вами - несколько противоположных высказываний о детстве, предлагаю сегодня вам побывать в роли исследователей для того, чтобы разобраться, кто из известных философов прав?
-
1 цитата. «Дети непременно должны быть счастливы, потому что детство — самая чудесная пора». Павел Крусанов «Мертвый язык»
-
2 цитата. «Детство - это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека». Сергей Бодров
-
3 цитата. «Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем их жизни. Но это не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится под гнетом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а еще реже свободу». Иммануил Кант Слайд 3
А помогут нам в этом тексты русской литературы.
- Наше исследование будет основано на материале 3 текстов разных жанров.
1. Стихотворение Н.Некрасова «Крестьянские дети» (1861г)
2. Рассказ Л.Андреева «Петька на даче» (1899)
3. Рассказ А.П.Чехова «Ванька» (1886)
- Как вы думаете, что мы должны рассмотреть, сравнить? Каковы цели этого урока?
В принципе наша
Цель: исследовать произведения русских писателей разных жанров: сравнивать стихотворение, повесть, рассказ; искать ответ на вопрос, каким предстает мир крестьянских детей в изображении Н.А.Некрасова, А.П.Чехова, Л.Андреева, Д. Григоровича. В конце урока мы обобщим полученную информацию и даже сделаем выводы.
- Итак, заявленная в тематическом плане и обозначенная вами тема урока предполагает решение проблемы: каким же показано детство ваших сверстников, живших в крестьянских семьях в разных жанрах русской литературы?
Слайд 4
-Я обращаю ваше внимание на маршрутные листы, которые лежат у каждого из вас на парте, все модули которого вы должны будете заполнить в течение урока. А в самом верху напишите фамилию и тему урока.
- Итак, замечательно, с этим мы справились, след. Задача -
2-й этап. Актуализация знаний.
Подберите эпитеты, прилагательные к вашему детству. 5 слайд.
Беззаботное
Безмятежное
Беспечальное
Беспечное
Цветущее
Чудесное, щедрое, прекрасное, веселое
- А как вы думаете, какое детство у детей, изображенных на картине Василия Григорьевича Перова «Тройка»? (Трудное, тяжелое, безрадостное) Слайд 6
Тема трудного детства была широко распространена и в литературе, и в изобразительном искусстве 19 века.
3-й этап. Работа с заданиями раздаточного материала в парах.
Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»
- А теперь у меня к вам вопрос, кто хотел бы познакомиться с тем, как крестьянские дети приобщаются к тяжелому крестьянскому труду в стихотворении «Крестьянские дети», а потом представить результаты своей работы перед своими одноклассниками?
Приложение 1
- А кто хотел бы проанализировать отрывок из стихотворения и сделать вывод: «Как же прививали любовь к труду?» Что нужно сделать, чтобы вырастить хлеб?
Приложение 2
- А кто лучше всех читает стихотворения, тот получит следующее задание:
Прочитать наизусть диалог рассказчика с Власом, ответить на вопросы:
- Как автор рисует поведение мальчика?
- Как речь мальчика характеризует его?
Приложение 3.
- А кто хотел бы, ребята, поработать с отрывком из рассказа Л.Андреева «Петька на даче» и сравнить внешность, поведение Петьки в городе и на даче в Царицыно?
Приложение 4.
- Объясните реакцию Петьки на необходимость уезжать.
Приложение 5.
- Кто желает поработать с рассказом А. П. Чехова «Ванька» и попробовать сравнить Ваньку и Петьку. В чем их сходство и в чем различие? И поделиться своими исследованиями с одноклассниками. Ну, у вас все получится.
Приложение 6.
- И последнее очень творческое задание (для тех, кто хорошо рисует) – нарисовать, каким вы представляете Петьку в городе и в деревне.
- Ну а мы с вами продолжим. Те, кто получил индивидуальные задания, вы работайте, можете писать на этих распечатках.
- Обратимся к началу стихотворения и вместе с автором «войдем» в солнечный летний день.
- Найдите в начале стихотворения описание природы? Какое настроение передано в нем? Стр. 263. ( Проснулся...) Чему радуется автор?
(автор радуется веселым лучам солнца, воркующей голубке, крику молодых грачей; бодрый, жизнерадостный тон передает приподнятое настроение поэта)
- Пейзаж в начале стихотворения наполнен солнечным светом, озвучен голосами птиц – звуками светлого лета. Перед нами солнечный, радостный русский пейзаж. Подобный пейзаж мы видим на полотнах Ивана Шишкина – русского живописца Слайды 11.12
- В стихах Некрасова природа изображена в тесном единении с человеком, и
прежде всего с жизнью крестьянина, с его трудом и повседневными заботами. И, наверное, не случайно при описании крестьянских детей Некрасов использует природные образы. Какие? Найдите сравнения. С.263, (глаза сравнивает с полевыми цветами, «как в поле цветы» - сравнение )
- Какие слова использует автор, выражая свое отношение к детям? С. 263
( «в них столько покоя, свободы и ласки», «в них столько святой доброты», «я детского глаза люблю выраженье») - Какие чувства переполняют охотника?
Вывод: умиление и нежность переполняют охотника.
Обращает внимание на картину А. Венецианова «Захарка». Слайд 6.
- Таким ли представляли вы крестьянского мальчишку?
Затем в стихотворение врываются голоса крестьянских детей, девять голосов.
- Чтение по ролям отрывка от слов «Чу! Шепот опять!...» до «…Услышит, молчи!»
- Можем ли мы определить характер каждого мальчика по их репликам? (Да.
Первый мальчик наблюдательный, второй – склонный к размышлениям, третий – Гриша – осторожный, четвертый – смелый. Другие ребята удивляются и, восхищенные, рассматривают барина, его часы, ружье, собаку).
- Какой приговор «вынесли» дети охотнику? Что означает такой приговор? Как он характеризует мальчишек? (наблюдательные, сообразительные, смекалистые).
Вывод:
Дети пытаются определить социальную принадлежность героя. Они рассуждают так. Люди охотятся, чтобы добыть дичь и съесть ее. Они видят, что человек, заснувший в сарае, достаточно богат, охотится не ради пропитания и может спокойно отдыхать, лежать на печи. Они видели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, вероятно, с крестьянином их деревни, а «баре», по их мнению, никогда не будут дружно и свободно общаться с крестьянами, поэтому гость – не барин.
А вот таким увидел Некрасова на охоте художник А. Пластов Слайд 15
- Случайная встреча с деревенскими ребятами вызывает воспоминания о собственном детстве автора, проведенном среди крестьянской детворы. Рассказчик сопоставляет себя с крестьянскими детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян: они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик – нет.
- О чем рассказывает автор? (показывает картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, лесные походы, радость участия в общем труде).
- Как называет автор крестьянских детей? («милые плуты», «счастливый народ»)
- В чем же они счастливы? («в их жизни так много поэзии слито», поэт завидует им)
- Почему автор завидует им? (счастливое время в жизни самого автора, не отягощенное проблемами, заботами)
- Далее автор вводит в свой рассказ образ дороги.
- О какой дороге идет речь? Как вы понимаете слова: «…у нас же дорога большая была»? (дорога – тракт, шоссе; дорога – жизненный путь) слайд 17 И.Левитан. «Владимирка»)
- Образ дороги – символичен. Это не только тракт, по которому едут или идут, это и символ жизненного пути. Каждый выбирает дорогу сам.
- А какой путь ждет крестьянских детей? (рабочий путь)
(слайд 18, объяснение значений слов: вологжанин, лудильщик, шерстобит)
- Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?
(Так ребята узнавали мир, расширяли кругозор. Тогда не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров, и дорога и проходившие по ней люди были единственным источником информации о мире и о жизни).
- Далее автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы.
- Чем закончился поход за грибами? (купанием в реке)
- Что делают дети, вернувшись домой?
(Домой они вернулись с полными лукошками, т.е. это не только приятное времяпрепровождение, но и полезное занятие. Подтвердите это текстом.Стр. 266 – 267
- А как вы думаете «грибные набеги», «купание в реке» - это светлая или темная сторона жизни детей? Заполним модуль «светлая сторона» в маршрутном листе
- После грибной поры пришла пора сбора ягод (прочитать отрывок от слов «Грибная пора отойти не успела….. до «…живого в деревню тащат с торжеством»)
- Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?
(радостное, веселое, задорное)
- А это какая сторона крестьянского детства? ( Заполняем: походы за орехами, ягодами)
- Прежде чем мы начнем наблюдать, как же крестьянский труд для детей сначала оборачивается «нарядной своей стороной», а затем становится непосильным бременем, я предлагаю послушать.... Сообщение ....
Крестьянские дети рано начинали трудиться (сообщения учеников) (Приложение 1)
(Во время прослушивания сообщений показ слайдов (Слайды 12,13,14. Репродукции картин А.Венецианова)
- Спасибо за вашу работу..
- Используя прослушанный материал, что мы можем добавить в модуль «темная» сторона? (Рано начало трудиться)
- Как вы понимаете выражение «нарядной своей стороной»? (Под «нарядной стороной труда» автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай).
- Какие чувства испытывает ребенок, участвующий в общем труде? (Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд – не тягость, не наказание, а радость.)
«Как же прививали любовь к труду?» Что нужно сделать, чтобы вырастить хлеб?
Сообщение № 2 Приложение 2
- Да, «крестьянский ребенок свободно растет», «он знает лесные дорожки, гарцует верхом, не боится воды…», но Некрасов показывает и «оборотную сторону медали»
- Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»?
(обычно употребляется в переносном значении: одна сторона – положительная, другая - отрицательная)
- И вот из жаркого доброго лета мы переносимся в «студеную зимнюю пору» и «сильный мороз» (слайд)
Диалог рассказчика с Власом нам прочитает наизусть....
- Почему всплыла в памяти поэта давняя встреча? Как дополняет эта сцена раздумья поэта о жизни крестьянских детей? (Есть другая сторона жизни крестьянских детей, и о ней знает автор - это раннее приобщение к тяжелому, непосильному крестьянскому труду).
- Как автор рисует поведение мальчика? (он не идет, а «шествует важно, чинно, спокойно; как взрослый)
- Почему автор употребил слово «шествует»? (шествовать – идти, двигаться торжественно, важно; он понимает свою значимость)
Внешне несуразная картина: лошадь, большой воз хворосту и рядом маленький мальчуган в огромных сапогах, больших рукавицах – все это невольно вызывает в первый момент улыбку, которая чувствуется в обращении автора. (Слайд 33, иллюстрация эпизода)
- Как речь мальчика характеризует его? (он отвечает нарочито грубо, чтобы подчеркнуть свою значимость; возможно, подражает отцу)
- В репликах мальчика звучит чувство собственного достоинства. Он не страдает от этой работы и не считает себя несчастным, он горд и потому вызывает особое восхищение.
Маленький мужичок испытывает гордость и ответственность за доверенное дело. Он вправе причислить себя, шестилетнего, к мужикам – кормильцам большой семьи. Уверенность, важность и независимость звучат в последних словах «малюточки», крикнувшего басом).
- Что можно добавить в модуль «темная»( трудная) сторона? Какую помощь щказывали родителям дети? (Помощь по дому, работа в поле, помощь при заготовке дров, ответственность за жизнь семьи).
- Какими чувствами проникнута эта сцена?
Вывод. Эта сцена проникнута глубоким сочувствием и уважением к шестилетнему труженику, к столь раннему знакомству с тяжелым трудом (оборотная сторона привольного деревенского детства). Ведь это ребенок, который «уморительно мал». И ранее приветливая, ласковая природа оборачивается «нелюдимой, мертвящей зимой».
-Сравним свои выводы с выводами Некрасова.
Каким предстает мир крестьянских детей?
Слайд
«Светлая» сторона (удивительный) |
«Темная» сторона (трудный) |
Привольная жизнь на лоне природы: - «грибные набеги»; - походы за ягодами, орехами; - купание в реке, рыбалка; - общение с людьми «рабочего звания» |
Раннее приобщение к тяжелому крестьянскому труду: - помощь родителям по дому; - работа в поле; - помощь при заготовке дров; - ответственность за жизнь семьи. |
Вывод: Некрасов испытывает нежность, умиление, любовь и восхищение |
Некрасов сочувствует, но в то же время уважает маленьких тружеников |
Физкультминутка.
-
– Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье сапожникам, столярам, портным, парикмахерам...О жизни одного из них писал Л.Андреев в рассказе «Петька на даче»
Этот рассказ написал в 1899 году. Известно, что сюжеты для многих своих произведений Андреев не выдумывал, у героев были прототипы. Прочитайте определение этого термина на экране. Слайд.
Прототип – личность, черты которой легли в основу литературного образа.
Был прототип и у мальчика Петьки. Это однофамилец писателя - парикмахер Иван Андреев. Этот человек дожил до глубокой старости, стал одним из самых модных парикмахеров Москвы, был удостоен почётного диплома на конкурсе в Париже, но картины тяжелого детства навсегда сохранились в его памяти. Однажды он поделился своими воспоминаниями с Л.Н. Андреевым. На основе этих воспоминаний и был написан рассказ «Петька на даче».
– Что мы узнали о главном герое из 1 части произведения? (Петьке 10 лет. Его мать была кухаркой у богатых господ, отца не было. Уже 3 года Петька жил и работал у парикмахера, чтобы в будущем тоже стать парикмахером).
– Действительно, с 7 лет Петька работал. Он служил «мальчиком» в парикмахерской. В четырёхтомном словаре русского языка даётся такое толкование этого слова:
«Мальчик» – малолетний работник в купеческих лавках, парикмахерских и других заведениях в дореволюционной России. Давайте найдём в тексте и зачитаем отрывок, в котором автор описывает внешность героя.
– А как, ребята, обычно проходили у Петьки дни? Зачитайте строки, в которых автор это описывает.
Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой, как два родные брата. И зимою и летом он видел все те же зеркала, из которых одно было с трещиной, а другое было кривое и потешное. На запятнанной стене висела одна и та же картина, изображавшая двух голых женщин на берегу моря, и только их розовые тела становились все пестрее от мушиных следов, да увеличивалась черная копоть над тем местом, где зимою чуть ли не весь день горела керосиновая лампа-молния. И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», — и он все подавал ее, все подавал. Праздников не было. По воскресеньям, когда улицу переставали освещать окна магазинов и лавок, парикмахерская до поздней ночи бросала на мостовую яркий сноп света, и прохожий видел маленькую, худую фигурку, сгорбившуюся в углу на своем стуле, и погруженную не то в думы, не то в тяжелую дремоту. Петька спал много, но ему почему-то все хотелось спать, и часто казалось, что все вокруг него не правда, а длинный неприятный сон. Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика: «Мальчик, воды», — и все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья. Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика. Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно. Когда его навещала мать, кухарка Надежда, он лениво ел принесенные сласти, не жаловался и только просил взять его отсюда. Но затем он забывал о своей просьбе, равнодушно прощался с матерью и не спрашивал, когда она придет опять. А Надежда с горем думала, что у нее один сын — и тот дурачок
– Как окружающие относились к Петьке? (Хозяин на него постоянно кричал, мог ударить, посетители ему не сочувствовали…)
– Какое же впечатление у нас вызывает описанный писателем город? (Неприятное.)
И в таком городе живёт 10-летний мальчик.
– Что чувствовал Петька, находясь в городе? Найдите и зачитайте строки, в которых автор говорит об этом. (Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать…)
. И вот Петька на даче в Царицыно. Перед ним развернулись прекрасные картины. Чтобы представить, что мог почувствовать 10 –летний мальчик, попав в это сказочное место,
– Как же жил Петька даче? .....подготовил нам об этом рассказ от лица Петьки. Давайте его послушаем и подумаем над вопросом: Что изменилось в герое за неделю его пребывания на даче? (Сообщение ученика). Докажем текстом.
– А внешне мальчик изменился? Эти вопросом занимались.....Они нам и расскажут, Докажут это строками текста. («Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим»).
(Он стал вести себя как ребёнок, изменился внешне, даже как будто помолодел, перестал быть похож на маленького карлика). Зачитаем.
Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец! — радовалась Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар. Она приписывала это тому, что много его кормит. Но Петька ел совсем мало, не потому, чтобы ему не хотелось есть, а некогда было возиться: если бы можно было не жевать, глотать сразу, а то нужно жевать, а в промежутки болтать ногами, так как Надежда ест дьявольски медленно, обгладывает кости, утирается передником и разговаривает о пустяках. А у него дела было по горло: нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей, — на все это требуется время. Теперь Петька бегал босой, и это в тысячу раз приятнее, чем в сапогах с толстыми подошвами: шершавая земля так ласково то жжет, то холодит ногу. Свою подержанную гимназическую куртку, в которой он казался солидным мастером парикмахерского цеха, он также снял и изумительно помолодел. Надевал он ее только вечерами, когда ходил на плотину смотреть, как катаются на лодках господа: нарядные, веселые, они со смехом садятся в качающуюся лодку, и та медленно рассекает зеркальную воду, а отраженные деревья колеблются, точно по ним пробежал ветерок.
Действительно, пребывание на даче преобразило мальчика. «Он изумительно помолодел»; совсем забыл, что на свете существуют Осип Абрамович и парикмахерская. А самое главное – он впервые наслаждается детскими радостями, перед нами счастливый ребенок. Но счастье было недолгим.
– Что же произошло? (Пришло письмо из города).
................ расскажут о том, как отреагировал Петька на необходимость уезжать. Докажут текстом.
И тогда Петька удивил мать, расстроил барыню и барина и удивился бы сам, если бы был способен к самоанализу: он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные, — он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее.
– Как вы объясните такое поведение героя? (Ему не хочется уезжать)
– Как отнеслись к его поведению взрослые? (Мать удивилась, хозяева расстроились.)
– Как к происходящему относится автор? (Сочувствует.)
Вывод: каким показано детство Петьки в рассказе Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»?
Петька живёт трудной, совсем не детской жизнью. С семи лет он, как взрослый человек, каждый день ходит на работу, зарабатывает себе на еду. И поездка на дачу стала для него самым ярким событием в жизни. Именно воспоминания о даче помогают герою справиться с трудностями, дают надежду на лучшую жизнь.
Самостоятельно заполните таблицу № 2 в маршрутных листах. Слайд.
|
Темная сторона (город) |
Светлая сторона ( дача) |
Петька |
Маленькая, сгорбившаяся в углу на стуле фигура. Глаза сонные, рот полуоткрытый. Похож на состарившегося карлика. |
Глаза перестали казаться сонными, морщинки исчезли, как будто по лицу провели утюгом. |
Восприятие жизни |
Равнодушие и апатия характеризовали его, жизнь он воспринимал как длинный неприятный сон. |
Мальчишеских дел оказалось невпроворот, даже некогда было тратить время на еду.Сделаны маленькие открытия: бегать босиком приятнее. |
- Каким представил себе Петьку в городе и на даче? Пожалуйста.
Можете пустить по партам то, что вы создали. Слайд.
5-й этап. Работа с заданиями раздаточного материала в группах.
А.П.Чехов «Ванька»
- И последнее индивид. Задание – зачитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька». Поделитесь результатами своих исследований – в чем сходство и различие между Ванькой и Петькой?
ВАНЬКА
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. «Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».
Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...» Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею... Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки. Когда еще была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину...«Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».
- Получит ли дед К.М.письмо?
- Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в учение много хуже, чем Петьке?
А какие у мальчиков одинаковые проблемы?
- Из чего состоит учение Ваньки и Петьки?
Различие
|
Ванька |
Петька |
Родные |
|
|
Где родился и вырос |
|
|
Отношение к грамоте |
|
|
Ремесло |
|
|
Сон |
|
|
Ванька |
Петька |
различие |
|
Из родных только дед, Константин Макарыч, который никогда не навещает мальчика. |
Есть мать, Надежда, работает кухаркой, иногда приезжает навестить. |
Родился и рос в деревне. |
Родился и вырос в городе. |
Когда ещё была жива Ванькина мать Пелагея, барышня Ольга Игнатьевна, у которой она служила горничной, выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. |
Грамоты не знал; «не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов»; нравилось беседовать с Николкой, который был постарше года на три Петьки. |
Учился сапожному ремеслу. |
Осваивал парикмахерское дело. |
Нянчит хозяйского ребёнка по ночам, не высыпается. |
Спал много и всё равно хотелось спать, часто казалось, что всё вокруг него неправда, а длинный и неприятный сон. |
Сходство
|
Ванька |
Петька |
Возраст |
9-10 лет |
9-10 лет |
Где живут |
«В людях» |
«В людях» |
Ремесло |
Обучается ремеслу и трудятся, получая тычки и побои |
Обучается ремеслу и трудятся, получая тычки и побои |
Мечта |
Мечтает попасть в тот мир, в котором был счастлив |
Мечтает попасть в тот мир, в котором был счастлив |
Радости детства |
Лишен |
Лишен |
Проблема: «Каким же показано детство ваших сверстников, живших в дореволюционной России в разных жанрах русской литературы? »
Вопрос: Кто же прав в этом споре? Детство – какое оно??
Вывод
Героями рассказов Л. Н. Андреева и А. П. Чехова, Н.А. Некрасова становятся мальчики, «которым отказано в детстве». Несмотря на свой возраст, они уже знают, что значит жить «в людях», ведь в будущем придётся полагаться только на себя. Но будет ли у них это будущее? Вопрос открытый.
Перед нами авторы, которые неравнодушны к судьбе своих героев. Они не могут в ней ничего изменить, но и молчать они тоже не могут и поэтому рассказывают об этом, понимая: действительность страшна, потому что она лишает ребёнка радостей детства.
6-й этап. Подведение итогов работы.
Ребята, я благодарю вас за урок, за то общение, которое вы нам подарили.
Предоставляю слово И. Канту: «ПЕЧАЛЬНОЕ ДЕЛАЕТ ДАЖЕ ЧЕРСТВЫХ ЛЮДЕЙ ХОТЬ ЧУТОЧКУ ДОБРЕЕ»
.
Клип «Дорога добра»
В награду за ваш труд я предлагаю вам получить частичку моего сердца.
( Во время клипа дети раздают валентинки)
7-й этап. Рефлексия.
8-й этап. В маршрутном листе вы видите дифференцированное д/з
-
Опиши свое понимание счастливого детства.
-
Прочитать повесть Д.Г.Григоровича «Гуттаперчивый мальчик»
-
Ответить на вопрос «Каким показано детство гуттаперчивого мальчика?»
Здесь также указан мой персональный сайт, где вы можете связаться со мной и обсудить этот вопрос.
Приложение 1
О работе детей
Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителя пришлось бы туго. Крестьянский мальчик пяти-шести лет учился ездить верхом и гонял скот на водопой. В семь-восемь лет помогал на пашне – управлял лошадью. В девять лет у молодого «хозяина» обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти навоз в поле, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе с ним хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу. К четырнадцати годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а уже через год вполне мог заменить отца в случае его болезни или отъезда.
Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: лет в шесть начинали осваивать прялку, в десять – работали серпом, шили. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела домашнее хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 – работала наравне со взрослыми. Всему, что умела сама, девочек учила мать, а мальчиков учил отец.
Приложение 2
- Как прививали любовь к труду? (собственным примером)
- Что нужно сделать, чтобы вырастить хлеб? Прочитать. Объяснить значение слов.
(Слайд 15 с текстом, постепенно выделяем глаголы, указывающие на процесс выращивания хлеба)
Он видит, как поле отец удобряет,
Как в рыхлую землю бросает зерно,
Как поле потом зеленеть начинает,
Как колос растет, наливает зерно.
Готовую жатву подрежут серпами,
В снопы перевяжут, на ригу свезут,
Просушат, колотят-колотят цепами,
На мельнице смелют и хлеб испекут.
(Объяснить значение подчеркнутых слов:
Жатва – урожай
Серп – орудие крестьянского труда в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков (колосьев) с поля.
Сноп – связка сжатых стеблей с колосьями.
Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.
Цепы – ручное орудие для молотьбы; длинная деревянная рукоятка, к которой на ремне подвешивали било – тяжелую палку с округлым утолщенным концом. Она-то и выбивала зерна из колосьев).
Выводы:
- Итак, чтобы вырастить хлеб надо немало потрудиться: посеять, вырастить, собрать урожай, сохранить его, испечь хлеб. А этот труд тяжелый и в наше время, поэтому бережно относитесь к хлебу. Выращивание хлеба – это труд многих людей, необходимо ценить его.
Приложение 4.
– А внешне мальчик изменился? Докажите это строками текста. («Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим»).
– Так что изменилось в герое за неделю пребывания на даче?(Он стал вести себя как ребёнок, изменился внешне, даже как будто помолодел, перестал быть похож на маленького карлика). Зачитаем.
Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец! — радовалась Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар. Она приписывала это тому, что много его кормит. Но Петька ел совсем мало, не потому, чтобы ему не хотелось есть, а некогда было возиться: если бы можно было не жевать, глотать сразу, а то нужно жевать, а в промежутки болтать ногами, так как Надежда ест дьявольски медленно, обгладывает кости, утирается передником и разговаривает о пустяках. А у него дела было по горло: нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей, — на все это требуется время. Теперь Петька бегал босой, и это в тысячу раз приятнее, чем в сапогах с толстыми подошвами: шершавая земля так ласково то жжет, то холодит ногу. Свою подержанную гимназическую куртку, в которой он казался солидным мастером парикмахерского цеха, он также снял и изумительно помолодел. Надевал он ее только вечерами, когда ходил на плотину смотреть, как катаются на лодках господа: нарядные, веселые, они со смехом садятся в качающуюся лодку, и та медленно рассекает зеркальную воду, а отраженные деревья колеблются, точно по ним пробежал ветерок.
Действительно, пребывание на даче преобразило мальчика. «Он изумительно помолодел»; совсем забыл, что на свете существуют Осип Абрамович и парикмахерская. А самое главное – он впервые наслаждается детскими радостями, перед нами счастливый ребенок. Но счастье было недолгим.
Приложение 5.
– Давайте найдём в тексте и зачитаем строки, в которых рассказывается о том, как отреагировал Петька на необходимость уезжать.
И тогда Петька удивил мать, расстроил барыню и барина и удивился бы сам, если бы был способен к самоанализу: он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные, — он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее.
– Как вы объясните такое поведение героя? (Ему не хочется уезжать)
– Как отнеслись к его поведению взрослые? (Мать удивилась, хозяева расстроились.)
– Как к происходящему относится автор? (Сочувствует
Приложение 6. ВАНЬКА
Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. «Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку....
Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул.«Я буду тебе табак тереть, — продолжал он, — богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею... Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки. Когда еще была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину...«Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:
На деревню дедушке.
Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».
Задание: сравнить Ваньку и Петьку, заполнив таблицу
Различие
|
Ванька |
Петька |
Родные |
|
|
Где родился и вырос |
|
|
Отношение к грамоте |
|
|
Ремесло |
|
|
Сон |
|
|
Сходство
|
Ванька |
Петька |
Возраст |
9-10 лет |
9-10 лет |
Где живут |
«В людях» |
«В людях» |
Ремесло |
Обучается ремеслу и трудятся, получая тычки и побои |
Обучается ремеслу и трудятся, получая тычки и побои |
Мечта |
Мечтает попасть в тот мир, в котором был счастлив |
Мечтает попасть в тот мир, в котором был счастлив |
Радости детства |
Лишен |
Лишен |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Витохина Людмила Александровна
→ Публикатор 30.10.2021 0 3216 205 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.