Конспект урока литературы "Удивительный и трудный мир крестьянских детей"; 5 класс


«Удивительный и трудный мир крестьянских детей»

(стихотворение Н.А.Некрасова «Крестьянские дети»)

  1. Представление

- Здравствуйте, ребята, садитесь. Я уверена, что наш урок пройдет удачно и запомнится вам, а чтобы вы не забыли, как меня зовут, отгадайте мое имя и отчество, которые зашифрованы в стихотворном ребусе. Ключевые слова написаны на доске.

Есть в отчестве такое имя,

Навек прославлено оно

Поэтами и героями такими

Пушкин, Невский, Суворов, но

В легкой прозе романиста

Дано герою – активисту.

Итак, секрет открыть пора:

Хоть я Руслану не жена

И не спою вам «Пять минут»,

Скажите, как меня зовут?

- Герои какого произведения упоминаются в загадке, кто его автор?

- Спасибо за быстрое решение. Вот мы и познакомились.

1-й этап. Организационно-мотивационный.

2 слайд

Прочитайте слова: Семья

Любовь

Игрушки

Друзья

Праздники

- Что может объединять эти слова, какой период жизни? (Детство)

- Как вы думаете ваше детство отличается от детства детей 100 – 150 лет назад? Где бы вам лучше жилось?

- Ваше сегодняшнее детство когда закончится, как вы думаете?

-Сегодня антропологи говорят о том, что период детства в наше время продлен до 32-33 лет. Именно в это время молодые люди осознанно переходят ко взрослой жизни, т.е. не живут с родителями, обзаводятся семьями, становятся самостоятельными людьми.

На самом деле, период детства с каждой исторической эпохой удлиняется. В - Древней Руси, например, период детства продолжался от 2- 5 лет, во времена крепостного права – до 7 - 8 лет. И все – дальше по сути у ребят начиналась взрослая жизнь.

Слайд 2. Картина К. Маковского «Игра в бабки» (или «Крестьянские мальчики»)

- Обратите внимание на героев картины художника К.Маковского. Опишите их (социальное положение, возраст, одежда, взгляд).

- Предположите, о чем пойдет речь на уроке.

(о детях, о детстве, о жизни детей)

- Верно. Речь пойдет о ваших сверстниках, живших в 19 веке в крестьянских семьях.

- Запишем число и обозначенную вами тему: «Удивительный и трудный мир крестьянских детей»

- Что вы представляете, когда слышите словосочетание «крестьянские дети»? (бедность, тяжелый труд, безграмотность, раннее взросление и др.)

Перед вами - несколько противоположных высказываний о детстве, предлагаю сегодня вам побывать в роли исследователей для того, чтобы разобраться, кто из известных философов прав?

  • 1 цитата. «Дети непременно должны быть счастливы, потому что детство– — самая чудесная пора». Павел Крусанов «Мертвый язык»

  • 2 цитата. «Детство - это самое важное и самое потрясающее время в жизни человека». Сергей Бодров

  • 3 цитата. «Многие думают, что детство было самым лучшим и приятным временем их жизни. Но это не так. Это самые тяжелые годы, поскольку тогда человек находится под гнетом дисциплины и редко может иметь настоящего друга, а еще реже свободу». Иммануил Кант Слайд 3

А помогут нам в этом тексты русской литературы.

- Наше исследование будет основано на материале 3 текстов разных жанров.

1. Стихотворение Н.Некрасова «Крестьянские дети» (1861г)

2. Рассказ Л.Андреева «Петька на даче» (1899)

3. Рассказ А.П.Чехова «Ванька» (1886)

- Как вы думаете, что мы должны рассмотреть, сравнить? Каковы цели этого урока?

В принципе наша

Цель: исследовать произведения русских писателей разных жанров: сравнивать стихотворение, повесть, рассказ; искать ответ на вопрос, каким предстает мир крестьянских детей в изображении Н.А.Некрасова, А.П.Чехова, Л.Андреева, Д. Григоровича. В конце урока мы обобщим полученную информацию и даже сделаем выводы.


 

- Итак, заявленная в тематическом плане и обозначенная вами тема урока предполагает решение проблемы: каким же показано детство ваших сверстников, живших в крестьянских семьях в разных жанрах русской литературы?

Слайд 4

-Я обращаю ваше внимание на маршрутные листы, которые лежат у каждого из вас на парте, все модули которого вы должны будете заполнить в течение урока. А в самом верху напишите фамилию и тему урока.

- Итак, замечательно, с этим мы справились, след. Задача -


 

2-й этап. Актуализация знаний.

Подберите эпитеты, прилагательные к вашему детству. 5 слайд.

Беззаботное

Безмятежное

Беспечальное

Беспечное

Цветущее

Чудесное, щедрое, прекрасное, веселое

- А как вы думаете, какое детство у детей, изображенных на картине Василия Григорьевича Перова «Тройка»? (Трудное, тяжелое, безрадостное) Слайд 6

Тема трудного  детства была широко распространена  и в литературе, и в изобразительном искусстве 19 века.

3-й этап. Работа с заданиями раздаточного материала в парах.

Н.А.Некрасов «Крестьянские дети»

 

- А теперь у меня к вам вопрос, кто хотел бы познакомиться с тем, как крестьянские дети приобщаются к тяжелому крестьянскому труду в стихотворении «Крестьянские дети», а потом представить результаты своей работы перед своими одноклассниками?

Приложение 1

 

- А кто хотел бы проанализировать отрывок из стихотворения и сделать вывод: «Как же прививали любовь к труду?» Что нужно сделать, чтобы вырастить хлеб?

Приложение 2


 

- А кто лучше всех читает стихотворения, тот получит следующее задание:

Прочитать наизусть диалог рассказчика с Власом, ответить на вопросы:

- Как автор рисует поведение мальчика?

- Как речь мальчика характеризует его?

Приложение 3.


 

- А кто хотел бы, ребята, поработать с отрывком из рассказа Л.Андреева «Петька на даче» и сравнить внешность, поведение Петьки в городе и на даче в Царицыно?

Приложение 4.

- Объясните реакцию Петьки на необходимость уезжать.

Приложение 5.

- Кто желает поработать с рассказом А. П. Чехова «Ванька» и попробовать сравнить Ваньку и Петьку. В чем их сходство и в чем различие? И поделиться своими исследованиями с одноклассниками. Ну, у вас все получится.

Приложение 6.

- И последнее очень творческое задание (для тех, кто хорошо рисует) – нарисовать, каким вы представляете Петьку в городе и в деревне.

- Ну а мы с вами продолжим. Те, кто получил индивидуальные задания, вы работайте, можете писать на этих распечатках.

 

- Обратимся к началу стихотворения и вместе с автором «войдем» в солнечный летний день.

- Найдите в начале стихотворения описание природы? Какое настроение передано в нем? Стр. 263. ( Проснулся...) Чему радуется автор?

(автор радуется веселым лучам солнца, воркующей голубке, крику молодых грачей; бодрый, жизнерадостный тон передает приподнятое настроение поэта)

- Пейзаж в начале стихотворения наполнен солнечным светом, озвучен голосами птиц – звуками светлого лета. Перед нами солнечный, радостный русский пейзаж. Подобный пейзаж мы видим на полотнах Ивана Шишкина – русского живописца Слайды 11.12

- В стихах Некрасова природа изображена в тесном единении с человеком, и

прежде всего с жизнью крестьянина, с его трудом и повседневными заботами. И, наверное, не случайно при описании крестьянских детей Некрасов использует природные образы. Какие? Найдите сравнения. С.263, (глаза сравнивает с полевыми цветами, «как в поле цветы» - сравнение )

- Какие слова использует автор, выражая свое отношение к детям? С. 263

( «в них столько покоя, свободы и ласки», «в них столько святой доброты», «я детского глаза люблю выраженье») - Какие чувства переполняют охотника?

Вывод: умиление и нежность переполняют охотника.

Обращает внимание на картину А. Венецианова «Захарка». Слайд 6.

- Таким ли представляли вы крестьянского мальчишку?

Затем в стихотворение врываются голоса крестьянских детей, девять голосов.


 

- Чтение по ролям отрывка от слов «Чу! Шепот опять!...» до «…Услышит, молчи!»

- Можем ли мы определить характер каждого мальчика по их репликам? (Да.

Первый мальчик наблюдательный, второй – склонный к размышлениям, третий – Гриша – осторожный, четвертый – смелый. Другие ребята удивляются и, восхищенные, рассматривают барина, его часы, ружье, собаку).

- Какой приговор «вынесли» дети охотнику? Что означает такой приговор? Как он характеризует мальчишек? (наблюдательные, сообразительные, смекалистые).

Вывод:

Дети пытаются определить социальную принадлежность героя. Они рассуждают так. Люди охотятся, чтобы добыть дичь и съесть ее. Они видят, что человек, заснувший в сарае, достаточно богат, охотится не ради пропитания и может спокойно отдыхать, лежать на печи. Они видели, что гость ехал с охоты рядом с Гаврилой, вероятно, с крестьянином их деревни, а «баре», по их мнению, никогда не будут дружно и свободно общаться с крестьянами, поэтому гость – не барин.

А вот таким увидел Некрасова на охоте художник А. Пластов Слайд 15

- Случайная встреча с деревенскими ребятами вызывает воспоминания о собственном детстве автора, проведенном среди крестьянской детворы. Рассказчик сопоставляет себя с крестьянскими детьми: он, дворянский сын, не мог сравниться в смекалке и наблюдательности с детьми крестьян: они легко находили на следующий день замеченные раньше грибные места, а рассказчик – нет.

- О чем рассказывает автор? (показывает картины вольной жизни крестьянских детей, их забавы, лесные походы, радость участия в общем труде).

- Как называет автор крестьянских детей? («милые плуты», «счастливый народ»)

- В чем же они счастливы? («в их жизни так много поэзии слито», поэт завидует им)

- Почему автор завидует им? (счастливое время в жизни самого автора, не отягощенное проблемами, заботами)

- Далее автор вводит в свой рассказ образ дороги.

- О какой дороге идет речь? Как вы понимаете слова: «…у нас же дорога большая была»? (дорога – тракт, шоссе; дорога – жизненный путь) слайд 17 И.Левитан. «Владимирка»)


 

- Образ дороги – символичен. Это не только тракт, по которому едут или идут, это и символ жизненного пути. Каждый выбирает дорогу сам.

- А какой путь ждет крестьянских детей? (рабочий путь)

(слайд 18, объяснение значений слов: вологжанин, лудильщик, шерстобит)

- Какое значение имела проходящая через село дорога для крестьянских ребятишек?

(Так ребята узнавали мир, расширяли кругозор. Тогда не было ни телевидения, ни радио, ни компьютеров, и дорога и проходившие по ней люди были единственным источником информации о мире и о жизни).

- Далее автор снова возвращает нас в один из летних дней, когда он с крестьянскими детишками собирал грибы.

- Чем закончился поход за грибами? (купанием в реке)

- Что делают дети, вернувшись домой?

(Домой они вернулись с полными лукошками, т.е. это не только приятное времяпрепровождение, но и полезное занятие. Подтвердите это текстом.Стр. 266 – 267

- А как вы думаете «грибные набеги», «купание в реке» - это светлая или темная сторона жизни детей? Заполним модуль «светлая сторона» в маршрутном листе

- После грибной поры пришла пора сбора ягод (прочитать отрывок от слов «Грибная пора отойти не успела….. до «…живого в деревню тащат с торжеством»)

- Какое настроение передает нам поэт с помощью этого отрывка?

(радостное, веселое, задорное)

- А это какая сторона крестьянского детства? ( Заполняем: походы за орехами, ягодами)

- Прежде чем мы начнем наблюдать, как же крестьянский труд для детей сначала оборачивается «нарядной своей стороной», а затем становится непосильным бременем, я предлагаю послушать.... Сообщение ....


 

Крестьянские дети рано начинали трудиться (сообщения учеников) (Приложение 1)

(Во время прослушивания сообщений показ слайдов (Слайды 12,13,14. Репродукции картин А.Венецианова)

- Спасибо за вашу работу..

- Используя прослушанный материал, что мы можем добавить в модуль «темная» сторона? (Рано начало трудиться)

- Как вы понимаете выражение «нарядной своей стороной»? (Под «нарядной стороной труда» автор подразумевает радость от красивой и дружной физической работы, от возделывания земли, которая приносит богатый урожай).

- Какие чувства испытывает ребенок, участвующий в общем труде? (Когда ребенок видит, что работа, в которой он принимал участие, приносит результаты, что человек, который выполнил эту работу, пользуется почетом и уважением, ему тоже хочется принимать участие в труде, и такой труд – не тягость, не наказание, а радость.)

«Как же прививали любовь к труду?» Что нужно сделать, чтобы вырастить хлеб?

Сообщение № 2 Приложение 2


 

- Да, «крестьянский ребенок свободно растет», «он знает лесные дорожки, гарцует верхом, не боится воды…», но Некрасов показывает и «оборотную сторону медали»

- Как вы понимаете выражение «две стороны одной медали»?

(обычно употребляется в переносном значении: одна сторона – положительная, другая - отрицательная)

- И вот из жаркого доброго лета мы переносимся в «студеную зимнюю пору» и «сильный мороз» (слайд)

Диалог рассказчика с Власом нам прочитает наизусть....

- Почему всплыла в памяти поэта давняя встреча? Как дополняет эта сцена раздумья поэта о жизни крестьянских детей? (Есть другая сторона жизни крестьянских детей, и о ней знает автор - это раннее приобщение к тяжелому, непосильному крестьянскому труду).

- Как автор рисует поведение мальчика? (он не идет, а «шествует важно, чинно, спокойно; как взрослый)

- Почему автор употребил слово «шествует»? (шествовать – идти, двигаться торжественно, важно; он понимает свою значимость)

Внешне несуразная картина: лошадь, большой воз хворосту и рядом маленький мальчуган в огромных сапогах, больших рукавицах – все это невольно вызывает в первый момент улыбку, которая чувствуется в обращении автора. (Слайд 33, иллюстрация эпизода)

- Как речь мальчика характеризует его? (он отвечает нарочито грубо, чтобы подчеркнуть свою значимость; возможно, подражает отцу)

- В репликах мальчика звучит чувство собственного достоинства. Он не страдает от этой работы и не считает себя несчастным, он горд и потому вызывает особое восхищение.

Маленький мужичок испытывает гордость и ответственность за доверенное дело. Он вправе причислить себя, шестилетнего, к мужикам – кормильцам большой семьи. Уверенность, важность и независимость звучат в последних словах «малюточки», крикнувшего басом).

- Что можно добавить в модуль «темная»( трудная) сторона? Какую помощь щказывали родителям дети? (Помощь по дому, работа в поле, помощь при заготовке дров, ответственность за жизнь семьи).

- Какими чувствами проникнута эта сцена?

Вывод. Эта сцена проникнута глубоким сочувствием и уважением к шестилетнему труженику, к столь раннему знакомству с тяжелым трудом (оборотная сторона привольного деревенского детства). Ведь это ребенок, который «уморительно мал». И ранее приветливая, ласковая природа оборачивается «нелюдимой, мертвящей зимой».

-Сравним свои выводы с выводами Некрасова.

Каким предстает мир крестьянских детей?

Слайд

«Светлая» сторона (удивительный)

«Темная» сторона (трудный)

Привольная жизнь на лоне природы:

- «грибные набеги»;

- походы за ягодами, орехами;

- купание в реке, рыбалка;

- общение с людьми «рабочего звания»

Раннее приобщение к тяжелому крестьянскому труду:

- помощь родителям по дому;

- работа в поле;

- помощь при заготовке дров;

- ответственность за жизнь семьи.

Вывод: Некрасов испытывает нежность, умиление, любовь и восхищение

Некрасов сочувствует, но в то же время уважает маленьких тружеников


 

Физкультминутка.

-

Голод и тяжелая жизнь в деревне вынуждали многих крестьян посылать в город своих детей. Крестьянские дети шли работать на заводы, фабрики, их отдавали в ученье сапожникам, столярам, портным, парикмахерам...О жизни одного из них писал Л.Андреев в рассказе «Петька на даче»

Этот рассказ написал в 1899 году. Известно, что сюжеты для многих  своих произведений   Андреев не выдумывал,  у героев были прототипы. Прочитайте определение этого термина на экране. Слайд.

Прототип – личность, черты которой легли в основу литературного образа.
Был прототип и у мальчика Петьки. Это однофамилец писателя - парикмахер Иван Андреев. Этот человек дожил до глубокой старости, стал одним  из самых модных парикмахеров Москвы, был удостоен почётного диплома на конкурсе в Париже, но картины тяжелого детства навсегда сохранились в его памяти. Однажды он поделился своими воспоминаниями с Л.Н. Андреевым. На основе  этих воспоминаний и был написан  рассказ «Петька на даче».

Что мы узнали о главном герое из 1 части произведения? (Петьке 10 лет. Его мать была кухаркой у богатых господ, отца не было. Уже 3 года Петька жил и работал у парикмахера, чтобы в будущем тоже стать парикмахером)


– Действительно, с 7 лет  Петька работал. Он  служил «мальчиком» в парикмахерской. В четырёхтомном словаре русского языка даётся такое толкование этого слова: 
«Мальчик» – малолетний работник  в купеческих лавках, парикмахерских и других заведениях в дореволюционной России. Давайте найдём в тексте и зачитаем отрывок, в котором автор описывает внешность героя. 


– А как, ребята, обычно проходили  у Петьки дни? Зачитайте  строки, в которых автор это описывает. 


Петькины дни тянулись удивительно однообразно и похоже один на другой, как два родные брата. И зимою и летом он видел все те же зеркала, из которых одно было с трещиной, а другое было кривое и потешное. На запятнанной стене висела одна и та же картина, изображавшая двух голых женщин на берегу моря, и только их розовые тела становились все пестрее от мушиных следов, да увеличивалась черная копоть над тем местом, где зимою чуть ли не весь день горела керосиновая лампа-молния. И утром, и вечером, и весь божий день над Петькой висел один и тот же отрывистый крик: «Мальчик, воды», — и он все подавал ее, все подавал. Праздников не было. По воскресеньям, когда улицу переставали освещать окна магазинов и лавок, парикмахерская до поздней ночи бросала на мостовую яркий сноп света, и прохожий видел маленькую, худую фигурку, сгорбившуюся в углу на своем стуле, и погруженную не то в думы, не то в тяжелую дремоту. Петька спал много, но ему почему-то все хотелось спать, и часто казалось, что все вокруг него не правда, а длинный неприятный сон. Он часто разливал воду или не слыхал резкого крика: «Мальчик, воды», — и все худел, а на стриженой голове у него пошли нехорошие струпья. Даже нетребовательные посетители с брезгливостью смотрели на этого худенького, веснушчатого мальчика, у которого глаза всегда сонные, рот полуоткрытый и грязные-прегрязные руки и шея. Около глаз и под носом у него прорезались тоненькие морщинки, точно проведенные острой иглой, и делали его похожим на состарившегося карлика. Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать, где оно и какое оно. Когда его навещала мать, кухарка Надежда, он лениво ел принесенные сласти, не жаловался и только просил взять его отсюда. Но затем он забывал о своей просьбе, равнодушно прощался с матерью и не спрашивал, когда она придет опять. А Надежда с горем думала, что у нее один сын — и тот дурачок

 
– Как окружающие относились к Петьке? (Хозяин на него постоянно кричал, мог ударить, посетители ему не сочувствовали…)


– Какое же  впечатление у нас вызывает описанный  писателем город? (Неприятное.)
И в таком городе живёт 10-летний мальчик.


Что чувствовал Петька,  находясь в городе? Найдите и зачитайте строки, в которых автор говорит об этом(Петька не знал, скучно ему или весело, но ему хотелось в другое место, о котором он ничего не мог сказать…)

. И вот Петька на даче в Царицыно. Перед ним развернулись прекрасные картины. Чтобы представить, что мог почувствовать 10 –летний мальчик, попав в это сказочное место,

Как же жил Петька даче? .....подготовил нам  об этом рассказ от лица  Петьки. Давайте его послушаем и подумаем над вопросом: Что изменилось  в  герое за  неделю его  пребывания на даче? (Сообщение ученика). Докажем текстом.


 

А  внешне мальчик изменился? Эти вопросом занимались.....Они нам и расскажут, Докажут это строками текста(«Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки  пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим»).

(Он стал вести себя как ребёнок, изменился внешне, даже как будто помолодел, перестал быть похож на маленького карлика). Зачитаем.

  Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец! — радовалась Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар. Она приписывала это тому, что много его кормит. Но Петька ел совсем мало, не потому, чтобы ему не хотелось есть, а некогда было возиться: если бы можно было не жевать, глотать сразу, а то нужно жевать, а в промежутки болтать ногами, так как Надежда ест дьявольски медленно, обгладывает кости, утирается передником и разговаривает о пустяках. А у него дела было по горло: нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей, — на все это требуется время. Теперь Петька бегал босой, и это в тысячу раз приятнее, чем в сапогах с толстыми подошвами: шершавая земля так ласково то жжет, то холодит ногу. Свою подержанную гимназическую куртку, в которой он казался солидным мастером парикмахерского цеха, он также снял и изумительно помолодел. Надевал он ее только вечерами, когда ходил на плотину смотреть, как катаются на лодках господа: нарядные, веселые, они со смехом садятся в качающуюся лодку, и та медленно рассекает зеркальную воду, а отраженные деревья колеблются, точно по ним пробежал ветерок.


Действительно, пребывание на даче преобразило мальчика. «Он изумительно помолодел»; совсем забыл, что на свете существуют Осип Абрамович и парикмахерская. А самое главное – он впервые наслаждается детскими радостями, перед нами счастливый ребенок. Но счастье было недолгим.


– Что же произошло? (Пришло письмо из города).


................ расскажут о том, как отреагировал Петька на необходимость уезжать. Докажут текстом.


 

И тогда Петька удивил мать, расстроил барыню и барина и удивился бы сам, если бы был способен к самоанализу: он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные, — он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее.


– Как вы объясните такое поведение героя? (Ему не хочется уезжать)
Как отнеслись  к его поведению взрослые(Мать удивилась,  хозяева расстроились.)
– Как к происходящему относится автор?  (Сочувствует.) 

 

Вывод: каким показано детство Петьки в рассказе Леонида Николаевича Андреева «Петька на даче»?

Петька живёт трудной, совсем не детской жизнью. С семи лет он, как взрослый человек, каждый день ходит  на работу, зарабатывает себе на еду. И   поездка на дачу стала для него самым ярким событием в жизни. Именно воспоминания о даче помогают герою справиться с трудностями, дают надежду на лучшую жизнь

Самостоятельно заполните таблицу № 2 в маршрутных листах. Слайд.

 

Темная сторона (город)

Светлая сторона ( дача)

Петька

Маленькая, сгорбившаяся в углу на стуле фигура. Глаза сонные, рот полуоткрытый. Похож на состарившегося карлика.

Глаза перестали казаться сонными, морщинки исчезли, как будто по лицу провели утюгом.

Восприятие жизни

Равнодушие и апатия характеризовали его, жизнь он воспринимал как длинный неприятный сон.

Мальчишеских дел оказалось невпроворот, даже некогда было тратить время на еду.Сделаны маленькие открытия: бегать босиком приятнее.


 



- Каким представил себе Петьку в городе и на даче? Пожалуйста.

Можете пустить по партам то, что вы создали. Слайд.

 

5-й этап. Работа с заданиями раздаточного материала в группах.

А.П.Чехов «Ванька»

- И последнее индивид. Задание – зачитайте отрывок из рассказа А.П. Чехова «Ванька». Поделитесь результатами своих исследований – в чем сходство и различие между Ванькой и Петькой?

ВАНЬКА

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. «Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».

Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...» Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею... Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки. Когда еще была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину...«Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».

- Получит ли дед К.М.письмо?

- Можно ли сказать, что Ваньке, отданному в учение много хуже, чем Петьке?

А какие у мальчиков одинаковые проблемы?

- Из чего состоит учение Ваньки и Петьки?

Различие

 

Ванька

Петька

Родные

 

 

Где родился и вырос

 

 

Отношение к грамоте

 

 

Ремесло

 

 

Сон

 

 


 


 


 

Ванька

Петька

различие

Из родных только дед, Константин Макарыч, который никогда не навещает мальчика.

Есть мать, Надежда, работает кухаркой, иногда приезжает навестить.

Родился и рос в деревне.

Родился и вырос в городе.

Когда ещё была жива Ванькина мать Пелагея, барышня Ольга Игнатьевна, у которой она служила горничной, выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль.

Грамоты не знал; «не курил, не пил водки и не ругался, хотя знал очень много скверных слов»; нравилось беседовать с Николкой, который был постарше года на три Петьки.

Учился сапожному ремеслу.

Осваивал парикмахерское дело.

Нянчит хозяйского ребёнка по ночам, не высыпается.

Спал много и всё равно хотелось спать, часто казалось, что всё вокруг него неправда, а длинный и неприятный сон.


 

Сходство

 

Ванька

Петька

Возраст

9-10 лет

9-10 лет

Где живут

«В людях»

«В людях»

Ремесло

Обучается ремеслу и трудятся, получая тычки и побои

Обучается ремеслу и трудятся, получая тычки и побои

Мечта

Мечтает попасть в тот мир, в котором был счастлив

Мечтает попасть в тот мир, в котором был счастлив

Радости детства

Лишен

Лишен


 

 

Проблема: «Каким же показано детство ваших сверстников, живших в дореволюционной России в разных жанрах русской литературы? »

 

Вопрос: Кто же прав в этом споре? Детство – какое оно??


 

Вывод

Героями рассказов Л. Н. Андреева и А. П. Чехова, Н.А. Некрасова становятся мальчики, «которым отказано в детстве». Несмотря на свой возраст, они уже знают, что значит жить «в людях», ведь в будущем придётся полагаться только на себя. Но будет ли у них это будущее? Вопрос открытый.

Перед нами авторы, которые неравнодушны к судьбе своих героев. Они не могут в ней ничего изменить, но и молчать они тоже не могут и поэтому рассказывают об этом, понимая: действительность страшна, потому что она лишает ребёнка радостей детства.


 

6-й этап. Подведение итогов работы.

 

Ребята, я благодарю вас за урок, за то общение, которое вы нам подарили.

 

Предоставляю слово И. Канту: «ПЕЧАЛЬНОЕ ДЕЛАЕТ ДАЖЕ ЧЕРСТВЫХ ЛЮДЕЙ ХОТЬ ЧУТОЧКУ ДОБРЕЕ»

.

Клип «Дорога добра»

 

В награду за ваш труд я предлагаю вам получить частичку моего сердца.

( Во время клипа дети раздают валентинки)

 

7-й этап. Рефлексия.

 

8-й этап. В маршрутном листе вы видите дифференцированное д/з

  1. Опиши свое понимание счастливого детства.

  2. Прочитать повесть Д.Г.Григоровича «Гуттаперчивый мальчик»

  3. Ответить на вопрос «Каким показано детство гуттаперчивого мальчика?»

Здесь также указан мой персональный сайт, где вы можете связаться со мной и обсудить этот вопрос.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

О работе детей


 

Дети на селе начинали трудиться рано. На первых порах они выполняли вспомогательную работу, но без их помощи родителя пришлось бы туго. Крестьянский мальчик пяти-шести лет учился ездить верхом и гонял скот на водопой. В семь-восемь лет помогал на пашне – управлял лошадью. В девять лет у молодого «хозяина» обязанностей прибавлялось: накормить скотину, вывезти навоз в поле, бороновать распаханную отцом пашню и убирать вместе с ним хлеб. Отец брал сына на охоту, учил ставить силки, стрелять, ловить рыбу. К четырнадцати годам подросток владел косой, серпом, цепом, топором, а уже через год вполне мог заменить отца в случае его болезни или отъезда.


 


 


 

Девочки в крестьянской семье тоже не сидели без дела: лет в шесть начинали осваивать прялку, в десять – работали серпом, шили. К 12-13 годам девочка в отсутствие родителей полностью вела домашнее хозяйство: носила воду, стирала, кормила птицу, доила корову, шила, вязала, стряпала, присматривала за младшими детьми. В 14 лет она ткала, жала, косила сено, а в 15 – работала наравне со взрослыми. Всему, что умела сама, девочек учила мать, а мальчиков учил отец.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение 2

- Как прививали любовь к труду? (собственным примером)

- Что нужно сделать, чтобы вырастить хлеб? Прочитать. Объяснить значение слов.

(Слайд 15 с текстом, постепенно выделяем глаголы, указывающие на процесс выращивания хлеба)

Он видит, как поле отец удобряет,

Как в рыхлую землю бросает зерно,

Как поле потом зеленеть начинает,

Как колос растет, наливает зерно.

Готовую жатву подрежут серпами,

В снопы перевяжут, на ригу свезут,

Просушат, колотят-колотят цепами,

На мельнице смелют и хлеб испекут.

(Объяснить значение подчеркнутых слов:

Жатва – урожай

Серп – орудие крестьянского труда в виде изогнутого полукругом мелко зазубренного ножа для срезывания хлебных злаков (колосьев) с поля.

Сноп – связка сжатых стеблей с колосьями.

Рига – сарай для сушки снопов и молотьбы.

Цепы – ручное орудие для молотьбы; длинная деревянная рукоятка, к которой на ремне подвешивали било – тяжелую палку с округлым утолщенным концом. Она-то и выбивала зерна из колосьев).

Выводы:

- Итак, чтобы вырастить хлеб надо немало потрудиться: посеять, вырастить, собрать урожай, сохранить его, испечь хлеб. А этот труд тяжелый и в наше время, поэтому бережно относитесь к хлебу. Выращивание хлеба – это труд многих людей, необходимо ценить его.

Приложение 4.

А  внешне мальчик изменился? Докажите это строками текста(«Глаза Петькины давно уже перестали казаться сонными, и морщинки  пропали. Как будто по этому лицу кто-нибудь провёл горячим утюгом, разгладил морщинки и сделал его белым и блестящим»).


Так  что изменилось  в  герое за  неделю пребывания на даче?(Он стал вести себя как ребёнок, изменился внешне, даже как будто помолодел, перестал быть похож на маленького карлика). Зачитаем.

  Смотри-ка, растолстел как! Чистый купец! — радовалась Надежда, сама толстая и красная от кухонного жара, как медный самовар. Она приписывала это тому, что много его кормит. Но Петька ел совсем мало, не потому, чтобы ему не хотелось есть, а некогда было возиться: если бы можно было не жевать, глотать сразу, а то нужно жевать, а в промежутки болтать ногами, так как Надежда ест дьявольски медленно, обгладывает кости, утирается передником и разговаривает о пустяках. А у него дела было по горло: нужно пять раз выкупаться, вырезать в орешнике удочку, накопать червей, — на все это требуется время. Теперь Петька бегал босой, и это в тысячу раз приятнее, чем в сапогах с толстыми подошвами: шершавая земля так ласково то жжет, то холодит ногу. Свою подержанную гимназическую куртку, в которой он казался солидным мастером парикмахерского цеха, он также снял и изумительно помолодел. Надевал он ее только вечерами, когда ходил на плотину смотреть, как катаются на лодках господа: нарядные, веселые, они со смехом садятся в качающуюся лодку, и та медленно рассекает зеркальную воду, а отраженные деревья колеблются, точно по ним пробежал ветерок.


Действительно, пребывание на даче преобразило мальчика. «Он изумительно помолодел»; совсем забыл, что на свете существуют Осип Абрамович и парикмахерская. А самое главное – он впервые наслаждается детскими радостями, перед нами счастливый ребенок. Но счастье было недолгим.


 

Приложение 5.

Давайте найдём в тексте и зачитаем строки, в которых рассказывается о том, как отреагировал Петька на необходимость уезжать.


 

И тогда Петька удивил мать, расстроил барыню и барина и удивился бы сам, если бы был способен к самоанализу: он не просто заплакал, как плачут городские дети, худые и истощенные, — он закричал громче самого горластого мужика и начал кататься по земле, как те пьяные женщины на бульваре. Худая ручонка его сжималась в кулак и била по руке матери, по земле, по чем попало, чувствуя боль от острых камешков и песчинок, но как будто стараясь еще усилить ее.


– Как вы объясните такое поведение героя? (Ему не хочется уезжать)
Как отнеслись  к его поведению взрослые(Мать удивилась,  хозяева расстроились.)
– Как к происходящему относится автор?  (Сочувствует


 


 


 


 

Приложение 6. ВАНЬКА

Ванька Жуков, девятилетний мальчик, отданный три месяца тому назад в ученье к сапожнику Аляхину, в ночь под Рождество не ложился спать. Дождавшись, когда хозяева и подмастерья ушли к заутрене, он достал из хозяйского шкапа пузырек с чернилами, ручку с заржавленным пером и, разложив перед собой измятый лист бумаги, стал писать. Прежде чем вывести первую букву, он несколько раз пугливо оглянулся на двери и окна, покосился на темный образ, по обе стороны которого тянулись полки с колодками, и прерывисто вздохнул. Бумага лежала на скамье, а сам он стоял перед скамьей на коленях. «Милый дедушка, Константин Макарыч! — писал он. — И пишу тебе письмо. Поздравляю вас с Рождеством и желаю тебе всего от господа бога. Нету у меня ни отца, ни маменьки, только ты у меня один остался».Ванька перевел глаза на темное окно, в котором мелькало отражение его свечки, и живо вообразил себе своего деда Константина Макарыча, служащего ночным сторожем у господ Живаревых. Это маленький, тощенький, но необыкновенно юркий и подвижной старикашка лет 65-ти, с вечно смеющимся лицом и пьяными глазами. Днем он спит в людской кухне или балагурит с кухарками, ночью же, окутанный в просторный тулуп, ходит вокруг усадьбы и стучит в свою колотушку....

Ванька вздохнул, умокнул перо и продолжал писать:«А вчерась мне была выволочка. Хозяин выволок меня за волосья на двор и отчесал шпандырем за то, что я качал ихнего ребятенка в люльке и по нечаянности заснул. А на неделе хозяйка велела мне почистить селедку, а я начал с хвоста, а она взяла селедку и ейной мордой начала меня в харю тыкать. Подмастерья надо мной насмехаются, посылают в кабак за водкой и велят красть у хозяев огурцы, а хозяин бьет чем попадя. А еды нету никакой. Утром дают хлеба, в обед каши и к вечеру тоже хлеба, а чтоб чаю или щей, то хозяева сами трескают. А спать мне велят в сенях, а когда ребятенок ихний плачет, я вовсе не сплю, а качаю люльку. Милый дедушка, сделай божецкую милость, возьми меня отсюда домой, на деревню, нету никакой моей возможности... Кланяюсь тебе в ножки и буду вечно бога молить, увези меня отсюда, а то помру...»Ванька покривил рот, потер своим черным кулаком глаза и всхлипнул.«Я буду тебе табак тереть, — продолжал он, — богу молиться, а если что, то секи меня, как Сидорову козу. А ежели думаешь, должности мне нету, то я Христа ради попрошусь к приказчику сапоги чистить, али заместо Федьки в подпаски пойду. Дедушка милый, нету никакой возможности, просто смерть одна. Хотел было пешком на деревню бежать, да сапогов нету, морозу боюсь. А когда вырасту большой, то за это самое буду тебя кормить и в обиду никому не дам, а помрешь, стану за упокой души молить, всё равно как за мамку Пелагею... Больше всех хлопотала барышня Ольга Игнатьевна, любимица Ваньки. Когда еще была жива Ванькина мать Пелагея и служила у господ в горничных, Ольга Игнатьевна кормила Ваньку леденцами и от нечего делать выучила его читать, писать, считать до ста и даже танцевать кадриль. Когда же Пелагея умерла, сироту Ваньку спровадили в людскую кухню к деду, а из кухни в Москву к сапожнику Аляхину...«Приезжай, милый дедушка, — продолжал Ванька, — Христом богом тебя молю, возьми меня отседа. Пожалей ты меня сироту несчастную, а то меня все колотят и кушать страсть хочется, а скука такая, что и сказать нельзя, всё плачу. А намедни хозяин колодкой по голове ударил, так что упал и насилу очухался. Пропащая моя жизнь, хуже собаки всякой... А еще кланяюсь Алене, кривому Егорке и кучеру, а гармонию мою никому не отдавай. Остаюсь твой внук Иван Жуков, милый дедушка приезжай».Ванька свернул вчетверо исписанный лист и вложил его в конверт, купленный накануне за копейку... Подумав немного, он умокнул перо и написал адрес:

На деревню дедушке.

Потом почесался, подумал и прибавил: «Константину Макарычу».

Задание: сравнить Ваньку и Петьку, заполнив таблицу

Различие

 

Ванька

Петька

Родные

 

 

Где родился и вырос

 

 

Отношение к грамоте

 

 

Ремесло

 

 

Сон

 

 


 

Сходство

 

Ванька

Петька

Возраст

9-10 лет

9-10 лет

Где живут

«В людях»

«В людях»

Ремесло

Обучается ремеслу и трудятся, получая тычки и побои

Обучается ремеслу и трудятся, получая тычки и побои

Мечта

Мечтает попасть в тот мир, в котором был счастлив

Мечтает попасть в тот мир, в котором был счастлив

Радости детства

Лишен

Лишен


 


 


 


Полный текст материала Конспект урока литературы "Удивительный и трудный мир крестьянских детей"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Витохина Людмила Александровна  Публикатор
30.10.2021 0 3216 205

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК