Статья "Применение навыков функциональной грамотности на уроках литературы среднего звена общеобразовательной школы"
Применение навыков функциональной грамотности на уроках литературы среднего звена общеобразовательной школы
В настоящее время система школьного образования в стране переживает переломный момент, обусловленный глубокими содержательными и структурными изменениями в нашем обществе, а также в мировом пространстве. В свете новых подходов области профессиональных компетенций учителя расширяются. Это — междисциплинарная и проектная деятельность, использование информационно-коммуникационных технологий в обучении и управлении, интеграция учащихся с особыми образовательными потребностями и консультационное сопровождение родителей.
В новых условиях процесс обучения выпускников в школе должен быть ориентирован на развитие компетентностей, способствующих реализации концепции «образование через всю жизнь». Установлено, что предпосылкой развития компетентности является наличие определенного уровня функциональной грамотности. В современном, быстро меняющемся мире, функциональная грамотность становится одним из базовых факторов, способствующих активному участию людей в социальной, культурной, политической и экономической деятельности, а также обучению на протяжении всей жизни.
Согласно концептуальному видению, сформулированному Международной комиссией по образованию, качество образования можно трактовать исходя из следующих положений: 1) учиться познавать что-либо означает, что обучающийся ежедневно формирует свои собственные знания, сочетая свои внутренние убеждения с информацией, поступающей извне; 2) всегда необходимо учиться делать акцент на практическом применении того, что узнал; 3) учиться жить вместе и в согласии основывается на особо важных социальных навыках в обществе, свободной от дискриминации, где все имеют равные возможности для развития самого себя, своей семьи и общества; 4) в процессе обучения необходимо делать акцент на навыки индивида, необходимые для его максимальной самореализации в жизни.
Качество образования рассматривают такие всемирно признанные средства мониторинга познавательного развития обучающихся, как международные сравнительные исследования PIRLS, TIMSS и PISA. Международный тест PISA не измеряет академические знания обучающихся — содержание школьных курсов, которые освоил 15-летний школьник. Уникальность инструментария международного экзамена в том, что он определяет те умения обучающихся, которые будут способствовать успешности выпускника школы к полной реализации себя как личности во взрослой жизни. Приоритетами оценивания функциональной грамотности школьников проекта PISA являются три направления — читательская грамотность, математическая и естественнонаучная грамотность. Под грамотностью чтения понимается способность учащихся к осмыслению письменных текстов и рефлексии на них, использования их содержания для достижения собственных целей, развития знаний и возможностей для активного участия в жизни общества. При этом основными параметрами оценки читательской грамотности являются текст, ситуация и вопрос, так как только в совокупности они могут развивать умения не пересказа прочитанного, а поиска и интерпретации информации. В этом смысле полное понимание текста зависит от умения найти необходимую информацию и извлечь ее из общего контекста, сформулировать общее понимание текста и представить собственную точку зрения о содержании и форме текстового сообщения.
В PISA тестовые вопросы по уровню читательских умений варьируются от самых простых, требующих поверхностного и буквального понимания, до самых сложных. Все эти учебные задания присутствуют во всех учебниках, во-первых, и, во-вторых, при измерении читательской грамотности используются все виды текстов: – «сплошные тексты», как правило, это художественные тексты; – «несплошные тексты», которые содержат информационные единицы (таблицы, графики, диаграммы); – «смешанные тексты», которые содержат вербальные и невербальные элементы; – «составные тексты», они соединяют несколько текстов различных не только по содержанию, но и по формату. Безусловно, во всех учебниках имеются все эти виды учебных текстов. Поэтому с учетом поставленных целей и задач изменились роль и место учителя в образовательном процессе.
Сегодня учитель исполняет не только контролирующую функцию в приобретении знаний, умений и навыков, но и становится организатором, менеджером образовательного (познавательного) процесса в классе. Он формирует такую образовательную среду, в которой организованы цикл мероприятий и командная работа обучающихся, определяются информационные источники и обеспечивается их доступность, создается атмосфера сотрудничества в коллективе обучающихся. Особое значение в условиях реализации компетентностного подхода приобретает система оценивания достижений обучающихся.
Как учитель русского языка и литературы большое внимание уделяю тому, чтобы речь наших детей была богатой, образной, выразительной, насыщенной. Этому во многом способствуют уроки развития речи. Работа по овладению функциональной грамотностью на уроках русского языка и литературы начинается в среднем звене: изучаются тексты разных типов и стилей.
Основные составляющие по обучению функциональной грамотности: Обучение чтению: способность выбирать стратегию и тактику чтения в зависимости от цели чтения (гибкое чтение). Развитие механизмов речи: умение делать эквивалентные замены, сжимать текст, предвидеть, предугадывать содержание текста. Развитие устной и письменной речи: – развитие орфоэпических навыков; – работа по обогащению словарного запаса; – развитие и совершенствование грамматического строя речи учащихся; – развитие устной разговорной, учебно-научной, художественной речи; – развитие письменной разговорной, учебно-научной, художественной речи. В 5-м и 6-м классах важно научить детей гибкому чтению. Задания к упражнениям по степени сложности могут быть разными: – определить количество частей в тексте; поставить вопрос к каждой части, составить план – прочесть, определить основную мысль текста, соотнести с темой урока; – вычленить из текста новую информацию и сформулировать его главную мысль. Задача развития механизма речи может реализовываться путём выполнения заданий к свободным диктантам и изложениям художественных текстов (подробный и сжатый пересказ), составления устного рассказа в художественном стиле по данным опорным словам и словосочетаниям. Сочинения-повествования, сочинения-рассуждения, письменный ответ на вопрос по изученной теме использую с целью развития письменной учебно-научной речи, сочинения-описания (миниатюры) по опорным словам, редактирование художественного текста — для развития письменной разговорной речи с элементами художественной и современной художественной речи.
В 7-м классе работа по овладению функциональной грамотностью продолжается: изучаются тексты разных типов и стилей, особое внимание уделяется текстам публицистического стиля. Задания к упражнениям усложняются: — По ходу чтения подчеркни слова, указывающие на принадлежность текста к определенному стилю; — Подготовь устный рассказ о текстах какого-либо стиля по плану. В каком стиле будет твой рассказ? — Из фрагмента газетной статьи выпиши слова и предложения, указывающие на принадлежность к публицистическому стилю; — Подробно изложи текст публицистического стиля; — Определи тип и стиль текстов. В 8–9-х классах задания по формированию функциональной грамотности предполагают подготовку сообщений в учебно-научном стиле об орфограммах-контактах, используя план и таблицу, определение темы, типа и стиля речи текста по заглавию и данному началу. Таким образом, в течение нескольких лет ведется целенаправленная работа по формированию у учащихся лингвистической, языковой и коммуникативной компетенции.
Работа над связным текстом очень важна. Восприятие любого текста — процесс творческий. Научиться понимать тонкости языка — значит грамотно писать
На странице приведен фрагмент.
Автор: Экштейн Александр Игоревич
→ Публикатор 28.11.2021 0 1088 246 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.