Конспект урока русского языка "Правописание букв О - А в корнях с чередованием - ЛАГ-,-ЛОЖ-"; 5 класс


 

 

 

Конспект урока

Правописание букв О - А в корнях с чередованием - ЛАГ-,-ЛОЖ-

 

 

Подготовила

Клименко Наталья Сергеевна,

учитель русского языка и литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тип урока - урок «открытия» нового знания

 

Цель – формирование представления о способе выбора написания О, А в корне -ЛАГ, -ЛОЖ.

Задачи: 1. Определить способ выбора написания А-О в корнях -ЛАГ, -ЛОЖ.

2. научить умению распознавать слова с чередующимися гласными О, А в корнях –ЛАГ, -ЛОЖ и комментировать условия написания.

Планируемые результаты:

Предметные: видеть орфограмму и объяснять ее написание.

Личностные: развитие доброжелательности, готовности сотрудничать.

Метапредметные УУД:

Коммуникативные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, уметь работать в группе, индивидуально, находить общие решения.

Регулятивные: определять цели предстоящей учебной деятельности, выполнять действия оп намеченному плану, уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Познавательные: осуществлять анализ, сравнение языкового материала.

Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технологии: проблемные, игровые, поисковые.

 

 

Пояснительная записка

Данный урок входит в раздел «Морфемика. Орфография. Культура речи». Урок рассчитан на обучающихся  5 класса. Темп деятельности и скорость письма большинства обучающихся средний. Предлагаемые на уроке задания направлены на обогащение словарного запаса и развития речи учащихся, поиск необходимой информации, критичность мышления, развития познавательных навыков. Творческое задание предполагает дальнейшее развитие навыков грамотного письма, способствует развитию креативности.

Методы: наглядный, исследовательский, поисковый, объяснительно- иллюстративны. На уроке используются элементы игровой технологии, элементы проблемно-диалоговой технологии.

Он тесно связан с предыдущим материалом по теме «Морфемика», где изучался разбор слова по составу, поэтому на этом уроке организовано повторение ранее изученного с использованием слова для морфемного разбора .

Это урок объяснения нового материала в условиях ориентации на новые ФГОСы, поэтому большое внимание уделяется Универсальным учебным действиям. Развитие организационных умений осуществляется на уроке через использование проблемно-диалогической технологии. На уроке создается обстановка творческого поиска, умственного напряжения: созданы проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий. На данном уроке обучающиеся сопоставляют собственные выводы, работа осуществляется не только фронтально, но и в парах. Таким образом выполняются регулятивные учебные действия. Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников. Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование систему приёмов понимания устного и письменного текста. На каждом этапе урока осуществляется рефлексия .

В момент объяснения и закрепления нового материала используется исследовательский метод, когда обучающиеся в созданной научной лаборатории двумя способами самостоятельно приходят к выводу о правописании букв О-А в корнях - ЛАГ ,-ЛОЖ-. Этот момент является творческой находкой учителя, т. к. учебник 5 класса дает только одно объяснение выбора орфограммы. На уроке уделяется достаточно внимания развитию речи обучающихся. В заключение урока проводится рефлексия деятельности. Домашнее задание предлагается по выбору. Оценивание работы обучающегося осуществляется самим обучающимся и учителем. Учитель спрашивает какие оценки поставили себе учащиеся и вербализирует свою оценку. В журнал идет среднее арифметическое. Если результат половинчатый, то в пользу ученика.

 

Структура и ход урока

 

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Виды работ

Формируемые УУД

Время

1

Приветствие

Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих.

Создание атмосферы взаимопонимания на уроке.

 

 

 

Самоопределение


 


 


 

 

Фронтальная работа

Личностные:

1.Развитие внимания, уважения к сверстникам;

2.Самооценка готовности к уроку.

3.Включение учащихся в учебную деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: мобилизация сил и энергии.

1 мин

2

Мотивация

Сегодня наш класс не просто класс, а корабль. Ваши тетради –бортовые журналы, а вы – члены команд во главе с капитанами. А предстоит нам путешествие по стране Морфемии. Прежде чем начать путешествие, необходимо проверить, все ли мы взяли. А самое нужное – это знания.

-Что изучает морфемика?

- Подберите синонимы к слову ПУТЕШЕСТВИЕ(круиз, вояж, странствование, экскурсия).

- Дайте грамматическое значение этому слову.

- Так как наше путешествие морское, разберите слово «морской» по составу.

Ну что ж, со знаниями у вас все в порядке.

К нашему кораблю прибило бутылку с письмом. Прошу капитанов взойти на капитанский мостик и прочитать это письмо. Но, к сожалению, от влаги некоторые буквы исчезли, вам необходимо восстановить их.

 

Приветствую вас, друзья!

 

Отл…жите все свои дела и безотл…гательно отправляйтесь в увл…кательное путешествие по стране Морфемии. Вы будете оч…рованы увиденным, и вам не придется сож…леть о содеянном. Не забудьте ул…ожить вещи и предл…гать необходимую помощь на прот…жении всего пути. Вам потребуется умение разл…жить костер, изл…гать свою точку зрения. И пусть вам помогут в этом желание, знание, труд и вера.

Ваш Успех.

 

            • Успех

 

Отвечают, анализируют, принимают решения, называют орфограммы


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Капитаны читают письмо и расставляют буквы.

Фронтальная работа

Личностные:

1.Развитие внимания, уважения к сверстникам;

2.Самооценка готовности к уроку.

3.Включение учащихся в учебную деятельность.

Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками;

Регулятивные: мобилизация сил и энергии.

5 мин

3

Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии

- В какой части слова стерлись буквы? (корень)

- Что вы предприняли, чтоб справиться с заданием? (Пытались проверить подбором слова, где можно сделать безударную гласную ударной)

- Во всех ли словах безударную гласную можно было проверить ударением?

- С какими трудностями столкнулись? Может, мы чего-то не знаем?

-Как вы думаете, что нам предстоит выяснить в нашем путешествии? Какова цель и задачи?(нам предстоит выяснить , в каких случаях в корнях –лаг, -лож писать А, в каких – О)

Откройте свои бортовые журналы, запишите число, классная работа и тему урока.


 

- На парте у каждого у вас лежат оценочные листы, заполните их («Начало путешествия»)

 

 

 

 

 

 

Дети обсуждают слова на доске, отвечают на вопросы.

 

 

 

Дети формулируют тему и записывают ее в свои бортовые журналы.

 

 

 

Оценивают свою деятельность на

данном этапе

Фронтальная

Познавательные

1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.


 

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои мысли

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

5 мин

4

Построение проекта выхода из затруднения


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Ребята, наши корабли подошли к о-ву Подумай-ка. Чтобы двигаться дальше, нам необходимо выяснить, от чего зависит правописание о(а) в корнях –лаг, -лож. Как мы это можем сделать? (посмотреть учебник или наблюдать и сделать вывод самостоятельно)

- Поработайте командно: выделите корень, понаблюдайте за окружением. Есть ли какая-либо закономерность?

Безотлагательно

Предлагать

Излагать

Уложить

Разложить

Отложить

 

- заполните оценочные листы («Подумай-ка»)

 

 

 

 

 

 

 

 

Ученики фиксируют расхождение гласных букв в корне под ударением и в безударном положении.

 

 

Ученики формулируют проблему.

 

- Как выбрать букву о,а в корнях с чередованием ЛАГ,ЛОЖ, если нельзя подобрать проверку?

 

Оценивают свою деятельность

 

 

 

Групповая

 

 

 


 


 


 


 

 

Регулятивные:

1. Высказывать предположения на основе наблюдений.

2. Формулировать вопрос (проблему) урока.

Коммуникативные:

1. Свободно излагать свои мысли

2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

 

5 мин

5

Реализация построенного проекта

- Мы прибыли на архипелаг Новых знаний.

- По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буква а-о в корне –лаг, -лож»?

1. После Г напишем А,

Это знаем мы всегда.

После Ж напишем О,

Это знаем мы давно.

2. –ЛАГ +А получается АГА

- Составьте пошаговый алгоритм применения правила.

- Ребята, послушайте стихотворение.

Чудак-математик в Германии жил.

Он хлеб с колбасою случайно сложил.

Затем результат положил себе в рот.

Вот так человек изобрел бутерброд.

- Что я сделаю? ПОЛОЖУ. Что делаю? Кладу. (Без приставки корень –лож не употребляется).

- оцените свою работу на данном этапе нашего путешествия (оценочные листы

 

 

 

 

 

 

Ученики обсуждают задания в командах.

 

 

 

 

Ученики по наблюдениям самостоятельно формулируют правило, обсуждая его в группах, составляют алгоритм

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 


 


 


 

Оценивают свою деятельность


 


 


 

 

 

 

Работа групповая

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


 


 


 

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Регулятивные :

3. Искать пути решения проблемы.

4. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

Познавательные УУД

2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм)

3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.

4.Коммуникативные УУД

2. Свободно излагать свои мысли

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

 

5 мин

6

Физкультминутка

-Ребята, мы хорошо поработали, давайте немного отдохнем перед дальнейшим путешествием. А самый лучший отдых – это движение.

 

Звучит песня , дети повторяют движения за персонажем на доске.

 

 

2 минуты

7.

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

1.

- Вот и остров Напиши-ка. Закрепим наши знания.

  1. Сгруппировать слова.

Излагать, заложить,возлагать, предположение, приложение, слагаемое, наложить.

2.Угадай слово.

Математическое действие (сложение)

Часть речи (прилагательное)

Вид письменной работы, пересказ текста (изложение)

Надеяться на кого-то (полагаться)

3.Учимся правильно говорить.

Положить или класть?

Закончив уроки, я собираю книги, тетради и…их в портфель.

Я прочитаю книги и … их на место.

Для сохранения здоровья не … в еду много соли.

 

 

- Оцените свою работу (оценочные листы)

.

Работают в парах


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Фронтальная


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

Познавательные УУД

4. Учиться действовать по составленному алгоритму.

5. Извлекать информацию из словаря.

6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.

 

Коммуникативные УУД

2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме.

3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения.

4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.

5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД

3. Искать пути решения проблемы.

4. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.

 

 

10 мин

8

Рефлексия.

Оценивание.

 

Вот и завершилось наше путешествие. Мне бы хотелось, чтобы вы, уезжая куда-либо далеко от дома, помнили мои слова:

 

Я желаю вам добра,
Но совсем не серебра!
Я добра желаю всем,
Но не золота совсем
!

 

Уведет ли вас дорога
От любимого порога,
Пусть вам скажет
Кто-нибудь:
"В добрый час
И в добрый путь!"

Я желаю вам в дороге
Друга доброго найти,
Чтобы вместе сквозь тревоги
И опасности пройти.
Чтобы врач не хмурил брови,
Чтоб спокоен был за вас,
Чтобы доброго здоровья
Был у вас большой запас!

Я желаю, чтобы с вами
Людям было веселей,
Чтобы добрыми глазами
Вы смотрели на людей,
Чтобы были справедливы
И в решениях - мудры.
К людям будете добры вы -
Люди будут к вам добры
.

 

 

 

Мы покидаем страну Морфемии, но обязательно еще в нее вернемся. А сейчас давайте оглянемся назад и вспомним, что узнали, чему научились.

Рефлексия «Рука».

Награждение активных участников урока оценками.

 

Учитель спрашивает какие оценки поставили себе учащиеся и вербализирует свою оценку. В журнал идет среднее арифметическое. Если результат половинчатый, то в пользу ученика.

 

 


 

 

 

 

 

 

Осуществление рефлексии и оценивание.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

Индивидуально каждый заполняет лист самоконтроля

 

Коммуникативные УУД

1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, излагать свои мысли.

2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.

Регулятивные УУД

1. Соотносить цели и результаты своей деятельности.

2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.

 

3 мин

10

Д/З

 

1Сочинение «Приключение корней –ЛАГ, -ЛОЖ»

2. Упр.

 

Разноуровневое Д/З

 

2 мин

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценочный лист

 

 

Этап

 

 

Было трудно

Что узнал?

Было интересно

Что делал?

Оценка

Начало пути

 

 

 

 

 

 

 

О-в Подумай-ка

 

 

 

 

 

 

 

Архипелаг Новых Знаний

 

 

 

 

 

 

 

 

О-в Напиши-ка

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Правописание букв О - А в корнях с чередованием - ЛАГ-,-ЛОЖ-"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клименко Наталья Сергеевна  Публикатор
10.01.2022 0 1605 181

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК