Конспект урока русского языка "Правописание букв О - А в корнях с чередованием - ЛАГ-,-ЛОЖ-"; 5 класс
Конспект урока
Правописание букв О - А в корнях с чередованием - ЛАГ-,-ЛОЖ-
Подготовила
Клименко Наталья Сергеевна,
учитель русского языка и литературы
Тип урока - урок «открытия» нового знания
Цель – формирование представления о способе выбора написания О, А в корне -ЛАГ, -ЛОЖ.
Задачи: 1. Определить способ выбора написания А-О в корнях -ЛАГ, -ЛОЖ.
2. научить умению распознавать слова с чередующимися гласными О, А в корнях –ЛАГ, -ЛОЖ и комментировать условия написания.
Планируемые результаты:
Предметные: видеть орфограмму и объяснять ее написание.
Личностные: развитие доброжелательности, готовности сотрудничать.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные: быть готовым слушать собеседника и вести диалог, излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения, уметь работать в группе, индивидуально, находить общие решения.
Регулятивные: определять цели предстоящей учебной деятельности, выполнять действия оп намеченному плану, уметь самостоятельно контролировать свое время и управлять им.
Познавательные: осуществлять анализ, сравнение языкового материала.
Тип урока: урок «открытия» нового знания.
Технологии: проблемные, игровые, поисковые.
Пояснительная записка
Данный урок входит в раздел «Морфемика. Орфография. Культура речи». Урок рассчитан на обучающихся 5 класса. Темп деятельности и скорость письма большинства обучающихся средний. Предлагаемые на уроке задания направлены на обогащение словарного запаса и развития речи учащихся, поиск необходимой информации, критичность мышления, развития познавательных навыков. Творческое задание предполагает дальнейшее развитие навыков грамотного письма, способствует развитию креативности.
Методы: наглядный, исследовательский, поисковый, объяснительно- иллюстративны. На уроке используются элементы игровой технологии, элементы проблемно-диалоговой технологии.
Он тесно связан с предыдущим материалом по теме «Морфемика», где изучался разбор слова по составу, поэтому на этом уроке организовано повторение ранее изученного с использованием слова для морфемного разбора .
Это урок объяснения нового материала в условиях ориентации на новые ФГОСы, поэтому большое внимание уделяется Универсальным учебным действиям. Развитие организационных умений осуществляется на уроке через использование проблемно-диалогической технологии. На уроке создается обстановка творческого поиска, умственного напряжения: созданы проблемные ситуации, организовано наблюдение над материалом с помощью специальных вопросов и заданий. На данном уроке обучающиеся сопоставляют собственные выводы, работа осуществляется не только фронтально, но и в парах. Таким образом выполняются регулятивные учебные действия. Коммуникативные умения используются и совершенствуются в ходе учебного взаимодействия в паре или группе учеников. Познавательные универсальные учебные действия формируются через использование систему приёмов понимания устного и письменного текста. На каждом этапе урока осуществляется рефлексия .
В момент объяснения и закрепления нового материала используется исследовательский метод, когда обучающиеся в созданной научной лаборатории двумя способами самостоятельно приходят к выводу о правописании букв О-А в корнях - ЛАГ ,-ЛОЖ-. Этот момент является творческой находкой учителя, т. к. учебник 5 класса дает только одно объяснение выбора орфограммы. На уроке уделяется достаточно внимания развитию речи обучающихся. В заключение урока проводится рефлексия деятельности. Домашнее задание предлагается по выбору. Оценивание работы обучающегося осуществляется самим обучающимся и учителем. Учитель спрашивает какие оценки поставили себе учащиеся и вербализирует свою оценку. В журнал идет среднее арифметическое. Если результат половинчатый, то в пользу ученика.
Структура и ход урока
№ |
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность ученика |
Виды работ |
Формируемые УУД |
Время |
1 |
Приветствие |
Приветствие. Проверка готовности к уроку. Выявление отсутствующих. Создание атмосферы взаимопонимания на уроке.
|
Самоопределение
|
Фронтальная работа |
Личностные: 1.Развитие внимания, уважения к сверстникам; 2.Самооценка готовности к уроку. 3.Включение учащихся в учебную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: мобилизация сил и энергии. |
1 мин |
2 |
Мотивация |
Сегодня наш класс не просто класс, а корабль. Ваши тетради –бортовые журналы, а вы – члены команд во главе с капитанами. А предстоит нам путешествие по стране Морфемии. Прежде чем начать путешествие, необходимо проверить, все ли мы взяли. А самое нужное – это знания. -Что изучает морфемика? - Подберите синонимы к слову ПУТЕШЕСТВИЕ(круиз, вояж, странствование, экскурсия). - Дайте грамматическое значение этому слову. - Так как наше путешествие морское, разберите слово «морской» по составу. Ну что ж, со знаниями у вас все в порядке. К нашему кораблю прибило бутылку с письмом. Прошу капитанов взойти на капитанский мостик и прочитать это письмо. Но, к сожалению, от влаги некоторые буквы исчезли, вам необходимо восстановить их.
Приветствую вас, друзья!
Отл…жите все свои дела и безотл…гательно отправляйтесь в увл…кательное путешествие по стране Морфемии. Вы будете оч…рованы увиденным, и вам не придется сож…леть о содеянном. Не забудьте ул…ожить вещи и предл…гать необходимую помощь на прот…жении всего пути. Вам потребуется умение разл…жить костер, изл…гать свою точку зрения. И пусть вам помогут в этом желание, знание, труд и вера. Ваш Успех.
|
Отвечают, анализируют, принимают решения, называют орфограммы
Капитаны читают письмо и расставляют буквы. |
Фронтальная работа |
Личностные: 1.Развитие внимания, уважения к сверстникам; 2.Самооценка готовности к уроку. 3.Включение учащихся в учебную деятельность. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем, сверстниками; Регулятивные: мобилизация сил и энергии. |
5 мин |
3 |
Актуализация и фиксирование затруднения в пробном действии |
- В какой части слова стерлись буквы? (корень) - Что вы предприняли, чтоб справиться с заданием? (Пытались проверить подбором слова, где можно сделать безударную гласную ударной) - Во всех ли словах безударную гласную можно было проверить ударением? - С какими трудностями столкнулись? Может, мы чего-то не знаем? -Как вы думаете, что нам предстоит выяснить в нашем путешествии? Какова цель и задачи?(нам предстоит выяснить , в каких случаях в корнях –лаг, -лож писать А, в каких – О) Откройте свои бортовые журналы, запишите число, классная работа и тему урока.
- На парте у каждого у вас лежат оценочные листы, заполните их («Начало путешествия»)
|
Дети обсуждают слова на доске, отвечают на вопросы.
Дети формулируют тему и записывают ее в свои бортовые журналы.
Оценивают свою деятельность на данном этапе |
Фронтальная |
Познавательные 1. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности.
Коммуникативные: 1. Свободно излагать свои мысли 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
|
5 мин |
4 |
Построение проекта выхода из затруднения
|
Ребята, наши корабли подошли к о-ву Подумай-ка. Чтобы двигаться дальше, нам необходимо выяснить, от чего зависит правописание о(а) в корнях –лаг, -лож. Как мы это можем сделать? (посмотреть учебник или наблюдать и сделать вывод самостоятельно) - Поработайте командно: выделите корень, понаблюдайте за окружением. Есть ли какая-либо закономерность? Безотлагательно Предлагать Излагать Уложить Разложить Отложить
- заполните оценочные листы («Подумай-ка»)
|
Ученики фиксируют расхождение гласных букв в корне под ударением и в безударном положении.
Ученики формулируют проблему.
- Как выбрать букву о,а в корнях с чередованием ЛАГ,ЛОЖ, если нельзя подобрать проверку?
Оценивают свою деятельность
|
Групповая
|
Регулятивные: 1. Высказывать предположения на основе наблюдений. 2. Формулировать вопрос (проблему) урока. Коммуникативные: 1. Свободно излагать свои мысли 2. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 3. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности.
|
5 мин |
5 |
Реализация построенного проекта |
- Мы прибыли на архипелаг Новых знаний. - По какому опознавательному признаку в слове можно найти орфограмму «Буква а-о в корне –лаг, -лож»? 1. После Г напишем А, Это знаем мы всегда. После Ж напишем О, Это знаем мы давно. 2. –ЛАГ +А получается АГА - Составьте пошаговый алгоритм применения правила. - Ребята, послушайте стихотворение. Чудак-математик в Германии жил. Он хлеб с колбасою случайно сложил. Затем результат положил себе в рот. Вот так человек изобрел бутерброд. - Что я сделаю? ПОЛОЖУ. Что делаю? Кладу. (Без приставки корень –лож не употребляется). - оцените свою работу на данном этапе нашего путешествия (оценочные листы
|
Ученики обсуждают задания в командах.
Ученики по наблюдениям самостоятельно формулируют правило, обсуждая его в группах, составляют алгоритм
Оценивают свою деятельность
|
Работа групповая
.
|
Регулятивные : 3. Искать пути решения проблемы. 4. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность. Познавательные УУД 2. Преобразовывать информацию из одной формы в другую (текст в схему, алгоритм) 3. Анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности. 4.Коммуникативные УУД 2. Свободно излагать свои мысли 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.
|
5 мин |
6 |
Физкультминутка |
-Ребята, мы хорошо поработали, давайте немного отдохнем перед дальнейшим путешествием. А самый лучший отдых – это движение.
|
Звучит песня , дети повторяют движения за персонажем на доске. |
|
|
2 минуты |
7. |
Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи |
1. - Вот и остров Напиши-ка. Закрепим наши знания.
Излагать, заложить,возлагать, предположение, приложение, слагаемое, наложить. 2.Угадай слово. Математическое действие (сложение) Часть речи (прилагательное) Вид письменной работы, пересказ текста (изложение) Надеяться на кого-то (полагаться) 3.Учимся правильно говорить. Положить или класть? Закончив уроки, я собираю книги, тетради и…их в портфель. Я прочитаю книги и … их на место. Для сохранения здоровья не … в еду много соли.
- Оцените свою работу (оценочные листы) |
. Работают в парах
|
Фронтальная
|
Познавательные УУД 4. Учиться действовать по составленному алгоритму. 5. Извлекать информацию из словаря. 6. Владеть приёмами отбора и систематизации материала.
Коммуникативные УУД 2. Свободно излагать свои мысли в устной и письменной форме. 3. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения. 4. Договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности. 5. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Регулятивные УУД 3. Искать пути решения проблемы. 4. Работать по плану, сверяя свои действия с целью, прогнозировать, корректировать свою деятельность.
|
10 мин |
8 |
Рефлексия. Оценивание. |
Вот и завершилось наше путешествие. Мне бы хотелось, чтобы вы, уезжая куда-либо далеко от дома, помнили мои слова:
Я желаю вам добра,
Уведет ли вас дорога
Мы покидаем страну Морфемии, но обязательно еще в нее вернемся. А сейчас давайте оглянемся назад и вспомним, что узнали, чему научились. Рефлексия «Рука». Награждение активных участников урока оценками.
Учитель спрашивает какие оценки поставили себе учащиеся и вербализирует свою оценку. В журнал идет среднее арифметическое. Если результат половинчатый, то в пользу ученика.
|
Осуществление рефлексии и оценивание.
|
Индивидуально каждый заполняет лист самоконтроля |
Коммуникативные УУД 1. Слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения, излагать свои мысли. 2. Оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль. Регулятивные УУД 1. Соотносить цели и результаты своей деятельности. 2. Вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности работы.
|
3 мин |
10 |
Д/З |
1Сочинение «Приключение корней –ЛАГ, -ЛОЖ» 2. Упр. |
|
Разноуровневое Д/З |
|
2 мин |
Оценочный лист
Этап
|
Было трудно |
Что узнал? |
Было интересно |
Что делал? |
Оценка |
Начало пути
|
|
|
|
|
|
О-в Подумай-ка
|
|
|
|
|
|
Архипелаг Новых Знаний
|
|
|
|
|
|
О-в Напиши-ка
|
|
|
|
|
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Клименко Наталья Сергеевна
→ Публикатор 10.01.2022 0 1578 181 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы