Статья "Приёмы интерактивного обучения на уроках литературы"


Приёмы интерактивного обучения на уроках литературы

 

Интерактивное обучение - взаимодействие учителя и ученика и включение самостоятельно полученных учеником знаний в учебный процесс. При этом наиболее активная роль отводится обучающимся, но предполагается хорошая организационная роль учителя. Задания должны предлагаться посильные и небольшого объёма.

При интерактивном обучении учитель не является единственным носителем информации. Цель учителя - побудить к поиску знаний. Учитель создаёт учебную среду, готовит учебный материал так, чтобы обучающийся мог его освоить самостоятельно.

Карточки-задания - одна из форм организации интерактивной работы

Различают контрольные карточки-задания и обучающие. На обучающих карточках учитель печатает текст произведения, фрагменты критической статьи, задания и т.д. Такие карточки даются на дом, а выполнение задания проверяется на уроке. С такими карточками удобно организовывать работу по изучению больших по объёму произведений: романов Л. Н. Толстого "Война и мир", Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", М. Шолохова "Тихий Дон". Кроме всего прочего, эти карточки - дифференцированные: для сильных учащихся - категории А, для средних учащихся - Б и для слабых учащихся - категории В. Если в карточке В предлагается просто воспроизвести информацию, то в карточке А - провести небольшую исследовательскую работу, сопоставив явления, высказывания, проанализировав эпизод. В карточках категории В предлагается подробный алгоритм работы, а в карточках А - минимальное количество наводящих вопросов.

Карточки-задания могут содержать вопросы по сравнению стихотворений. Например, предлагается сравнить два стихотворения с одним названием "Аленушка" Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева. Карточка может содержать вопросы: «В чем различия и в чем сходство двух стихотворений?», «Как стихотворения перекликаются с сюжетом картины В. Васнецова «Аленушка», «Какие строки из стихотворений это подтверждают?»

Другая форма интерактивного обучения - Дидактическая игра на уроках литературы. Это методический приём, состоящий в сочетании учебной деятельности школьников и условной игровой ситуации. Ученик формирует умения в процессе игры. Учебная деятельность при этом является основной. Игра не должна её превышать. Цели игры, определённые в педагогике и психологии:

  • усвоение знаний

  • интеллектуальное и нравственное развитие личности

  • формирование познавательного интереса обучающихся

Действия учителя:

  1. Составляет план

  2. отбирает учебный материал

  3. продумывает обучающие цели

  4. планирует свою деятельность и деятельность учащихся

По содержанию дидактические игры делятся на:

  1. Деловые 

  2. Ролевые

  3. Основанные на соревновании

Деловая игра - воспроизводящая или моделирующая ситуацию. Например, я проводила заседание редколлегии по публикации повести Н. В. Гоголя "Сорочинская ярмарка". На уроке ребята были разделены на группы: художники, литературоведы, критики, журналисты. Каждая группа занималась своим делом, но все должны были доказать, что это произведение высокохудожественное и его просто необходимо публиковать. Художники рисовали иллюстрации и обложки, обосновывали свой выбор, литературоведы, например, наблюдали за языком произведения, критики отбирали критический материал, зачитывали фрагменты критических статей.

Ролевая игра - предполагаемая ситуация, имитирующая условную ситуацию. Например, когда учитель обращается  к ученику как к герою художественного произведения: к Чацкому, Чичикову, Печорину, - а учащийся должен отвечать психологически мотивированно и языком, приближенным к эпохе. Конечно, это очень сложно не только для учащегося, но и для учителя. Это надо буквально "влезть" в образ. Такое по силам только "продвинутым" ребятам.

Игра-соревнование (викторины)  Польза игры в том, что учащиеся вновь обращаются к тексту. Минус - многие ребята остаются пассивными на уроке, ведь отвечают наиболее подготовленные учащиеся.

 

Учебно-исследовательская работа

Учебно-исследовательская работа - это самостоятельная работа обучающихся под руководством учителя с определением её этапов, представлением списка использованной литературы.

В 5-9 классах предлагаются маленькие работы, которые должны быть посильны для обучающихся, рассматривающие один аспект проблемы. Например, для 5-6 классов «Образ Бабы Яги в русских народных сказках», «Сопоставительный анализ образов богатырей в былинах и российской мультипликации начала XXI века», «Мир профессий в рассказах Л.Н. Толстого», для 8-9 классов "Новаторство в лирике В. В. Маяковского", «Художественные особенности баллады В.А. Жуковского «Светлана» и др.

Этапы работы:

  1. Выбор темы

  2. Уточнение формулировки

  3. Определение цели и задач исследования

  4. Изучение критической литературы по вопросу, обзор данной литературы

  5. Выдвижение гипотезы

  6. Анализ литературного источника, подтверждение гипотезы

  7. Выводы

Ученик не должен делать научных открытий. Понятие "новизны" не входит в ученическую исследовательскую работу. Из предложенных точек зрения ученик выбирает близкую ему.

Учитель помогает подобрать литературу, консультирует, составляет план работы.

Структура работы:

  1. Введение

  • цели

  • этапы работы

  1. Основная часть

  • обзор литературы по данному вопросу

  • обосновывается точка зрения

  • анализ текста

  • систематизированное описание

  1. Заключение

  2. Список литературы

 

Учебный проект

Это чётко спланированная, самостоятельная, под руководством учителя практическая деятельность ученика, выполняемая с применением теоретических знаний из разных областей наук, итогом которой является конкретный продукт труда, востребованный в реальной жизни.

Плюсы проектов

  • практическая деятельность

  • взаимосвязь дисциплин

  • формирование целостного представления об обществе

Учебные проекты делятся на:

  1. Индивидуальные

  2. Коллективные

Этапы работы над проектом:

  1. Выбор темы, определение цели, практической значимости работы. Учитель на этом этапе предлагает темы проектов, консультирует

  2. Отбор текстов и иллюстраций, составление плана, систематизация материала. Учитель на этом этапе даёт промежуточные задания, вопросы для анализа произведения, вносит исправления

  3. Оформление чернового материала, окончательное оформление проекта. Учитель указывает на недостатки, поощряет.

Учитель МАОУ Нижегородская СШ Е.Н. Седова


Полный текст материала Статья "Приёмы интерактивного обучения на уроках литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Седова Елена Николаевна  Публикатор
30.01.2022 0 646 118

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК