Статья "Приёмы интерактивного обучения на уроках литературы"
Приёмы интерактивного обучения на уроках литературы
Интерактивное обучение - взаимодействие учителя и ученика и включение самостоятельно полученных учеником знаний в учебный процесс. При этом наиболее активная роль отводится обучающимся, но предполагается хорошая организационная роль учителя. Задания должны предлагаться посильные и небольшого объёма.
При интерактивном обучении учитель не является единственным носителем информации. Цель учителя - побудить к поиску знаний. Учитель создаёт учебную среду, готовит учебный материал так, чтобы обучающийся мог его освоить самостоятельно.
Карточки-задания - одна из форм организации интерактивной работы
Различают контрольные карточки-задания и обучающие. На обучающих карточках учитель печатает текст произведения, фрагменты критической статьи, задания и т.д. Такие карточки даются на дом, а выполнение задания проверяется на уроке. С такими карточками удобно организовывать работу по изучению больших по объёму произведений: романов Л. Н. Толстого "Война и мир", Ф. М. Достоевского "Преступление и наказание", М. Шолохова "Тихий Дон". Кроме всего прочего, эти карточки - дифференцированные: для сильных учащихся - категории А, для средних учащихся - Б и для слабых учащихся - категории В. Если в карточке В предлагается просто воспроизвести информацию, то в карточке А - провести небольшую исследовательскую работу, сопоставив явления, высказывания, проанализировав эпизод. В карточках категории В предлагается подробный алгоритм работы, а в карточках А - минимальное количество наводящих вопросов.
Карточки-задания могут содержать вопросы по сравнению стихотворений. Например, предлагается сравнить два стихотворения с одним названием "Аленушка" Д.Б. Кедрина и А.А. Прокофьева. Карточка может содержать вопросы: «В чем различия и в чем сходство двух стихотворений?», «Как стихотворения перекликаются с сюжетом картины В. Васнецова «Аленушка», «Какие строки из стихотворений это подтверждают?»
Другая форма интерактивного обучения - Дидактическая игра на уроках литературы. Это методический приём, состоящий в сочетании учебной деятельности школьников и условной игровой ситуации. Ученик формирует умения в процессе игры. Учебная деятельность при этом является основной. Игра не должна её превышать. Цели игры, определённые в педагогике и психологии:
-
усвоение знаний
-
интеллектуальное и нравственное развитие личности
-
формирование познавательного интереса обучающихся
Действия учителя:
-
Составляет план
-
отбирает учебный материал
-
продумывает обучающие цели
-
планирует свою деятельность и деятельность учащихся
По содержанию дидактические игры делятся на:
-
Деловые
-
Ролевые
-
Основанные на соревновании
Деловая игра - воспроизводящая или моделирующая ситуацию. Например, я проводила заседание редколлегии по публикации повести Н. В. Гоголя "Сорочинская ярмарка". На уроке ребята были разделены на группы: художники, литературоведы, критики, журналисты. Каждая группа занималась своим делом, но все должны были доказать, что это произведение высокохудожественное и его просто необходимо публиковать. Художники рисовали иллюстрации и обложки, обосновывали свой выбор, литературоведы, например, наблюдали за языком произведения, критики отбирали критический материал, зачитывали фрагменты критических статей.
Ролевая игра - предполагаемая ситуация, имитирующая условную ситуацию. Например, когда учитель обращается к ученику как к герою художественного произведения: к Чацкому, Чичикову, Печорину, - а учащийся должен отвечать психологически мотивированно и языком, приближенным к эпохе. Конечно, это очень сложно не только для учащегося, но и для учителя. Это надо буквально "влезть" в образ. Такое по силам только "продвинутым" ребятам.
Игра-соревнование (викторины) Польза игры в том, что учащиеся вновь обращаются к тексту. Минус - многие ребята остаются пассивными на уроке, ведь отвечают наиболее подготовленные учащиеся.
Учебно-исследовательская работа
Учебно-исследовательская работа - это самостоятельная работа обучающихся под руководством учителя с определением её этапов, представлением списка использованной литературы.
В 5-9 классах предлагаются маленькие работы, которые должны быть посильны для обучающихся, рассматривающие один аспект проблемы. Например, для 5-6 классов «Образ Бабы Яги в русских народных сказках», «Сопоставительный анализ образов богатырей в былинах и российской мультипликации начала XXI века», «Мир профессий в рассказах Л.Н. Толстого», для 8-9 классов "Новаторство в лирике В. В. Маяковского", «Художественные особенности баллады В.А. Жуковского «Светлана» и др.
Этапы работы:
-
Выбор темы
-
Уточнение формулировки
-
Определение цели и задач исследования
-
Изучение критической литературы по вопросу, обзор данной литературы
-
Выдвижение гипотезы
-
Анализ литературного источника, подтверждение гипотезы
-
Выводы
Ученик не должен делать научных открытий. Понятие "новизны" не входит в ученическую исследовательскую работу. Из предложенных точек зрения ученик выбирает близкую ему.
Учитель помогает подобрать литературу, консультирует, составляет план работы.
Структура работы:
-
Введение
-
цели
-
этапы работы
-
Основная часть
-
обзор литературы по данному вопросу
-
обосновывается точка зрения
-
анализ текста
-
систематизированное описание
-
Заключение
-
Список литературы
Учебный проект
Это чётко спланированная, самостоятельная, под руководством учителя практическая деятельность ученика, выполняемая с применением теоретических знаний из разных областей наук, итогом которой является конкретный продукт труда, востребованный в реальной жизни.
Плюсы проектов
-
практическая деятельность
-
взаимосвязь дисциплин
-
формирование целостного представления об обществе
Учебные проекты делятся на:
-
Индивидуальные
-
Коллективные
Этапы работы над проектом:
-
Выбор темы, определение цели, практической значимости работы. Учитель на этом этапе предлагает темы проектов, консультирует
-
Отбор текстов и иллюстраций, составление плана, систематизация материала. Учитель на этом этапе даёт промежуточные задания, вопросы для анализа произведения, вносит исправления
-
Оформление чернового материала, окончательное оформление проекта. Учитель указывает на недостатки, поощряет.
Учитель МАОУ Нижегородская СШ Е.Н. Седова
На странице приведен фрагмент.
Автор: Седова Елена Николаевна
→ Публикатор 30.01.2022 0 646 118 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.