Урок русского языка для 8-9 класса по теме "Способы сокращения текста (подготовка к ГИА)" (+ презентация)


ЛИСТОК КОНТРОЛЯ

ученика 8___ класса ________________________________ .


Тема урока: Практическая работа по применению способов компрессии при подготовке к написанию сжатого изложения.


I. Исключение подробностей и деталей, второстепенной информации

Задание 1. ПРОЧИТАТЙТЕ ТЕКСТ. СОКРАТИТЕ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАВ ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ


Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.

(По В. И. Курбатову)

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 2. ПРОЧИТАТЙТЕ ТЕКСТ. СОКРАТИТЕ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАВ ЯЗЫКОВОЕ ИСКЛЮЧЕНИЕ


В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян, а о рабочих, пролетариате, говорили редко.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


II. Обобщение конкретных, единичных явлений

Задание 3. СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ ЯЗЫКОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ


Умение завязываться в узлы, лежать на гвоздях, ходить по раскалённым углям, останавливать дыхание и продолжительное время жить без еды и воды – всего лишь внешняя, удивительная для наблюдателя сторона жизни йогов.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Задание 4. ПРИМЕНИТЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ ПРИ СОКРАЩЕНИИ ДАННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ


Многие утверждают, что слушать музыку лучше дома, чем в зале, потому что никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



III. Слияние предложений.

Задание 5. СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ СЛИЯНИЕ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СЛОЖНОЕ.


Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому)


___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


IV. СОКРАТИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАВ УПРОЩЕНИЕ (ЗАМЕНУ)


Чтобы получилась чайная ложечка мёда, двести пчёл должны трудиться весь день, собирая нектар с тысяч цветков, а для того, чтобы запасти килограмм, на сбор нектара отправится уже не сотенная, а тысячная армия.

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА.

СОКРАТИТЕ ПРЕДСТАВЛЕННЫЙ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ НЕОБХОДИМЫЕ СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА.


Всё в дельте дышит гармонией. В июне из жарких стран и другого полушария сюда летят перелетные птицы. Многие виды пернатых выводят здесь потомство. В этом же природном роддоме появляются на свет малыши у дикого северного оленя. На зиму как минимум тысячное стадо олешек отправляется в горные тундры заповедного участка. Дельту считают центром происхождения уникальных сиговых рыб. Здесь под присмотром инспекторов заповедника спят в берлогах белые медведи, роют норы песцы, нежатся на коллективных пляжах морские млекопитающие. Часть представителей здешней флоры и фауны занесены в Красную книгу.


_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


В работе я использовал(а) следующие способы сжатия текста:

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


СОКРАТИТЕ ДАННЫЙ ТЕКСТ ПРИБЛИЗИТЕЛЬНОВ ДВА РАЗА, ПРИМЕНИВ ИЗВЕСТНЫЕ ВАМ ПРИЕМЫ СЖАТИЯ (КОМПРЕССИИ) ТЕКСТА.

НЕ ЗАБУДЬТЕ, ЧТО ВЫ ДОЛЖНЫ ПЕРЕДАТЬ ГЛАВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ КАК ВСЕГО ТЕКСТА, ТАК И КАЖДОЙ ЕГО МИКРОТЕМЫ, СОХРАНИВ ЛОГИКУ И ОСНОВНУЮ МЫСЛЬ.


Умение завязываться в узлы, лежать на гвоздях, ходить по раскалённым углям, останавливать дыхание и продолжительное время жить без еды и воды – всего лишь внешняя, удивительная для наблюдателя сторона жизни йогов. То, что они делают, не цирковые трюки и не упражнения каскадеров, а демонстрация полного контроля над телом, дыханием, ощущениями и эмоциями. Физическое совершенство для йоги – не главное. Главное – управлять психикой и мыслями.

Слово «йога» чаще всего переводится как «объединять», «связывать», «соединять». Если спросить у индийцев, что же надо связать или соединить, то в ответ услышите: «Душу и Вселенную». Как это сделать, знают лишь избранные, самозабвенно посвятившие свою жизнь физическому и духовному тренингу. Единого рецепта в этом искусстве нет, каждый должен найти путь к вершине самостоятельно. Даже самым усердным приходится упражняться долгие годы. Поэтому среди носителей культуры йоги не так много тех, кто сумел достичь просветления и стать гуру.

Наиболее полная система йоги объединяет восемь основных ступеней. Только поднявшийся до верхней ступени человек может ощутить себя единым целым с миром, природой, космосом. Некоторые так и называют это состояние – космическим сознанием.

Первые четыре ступени направлены в основном на развитие физических и физиологических функций организма. Исследования независимых экспертов показали, что у занимающихся йогой улучшается работа всех систем организма, в частности увеличивается объём лёгких, улучшается дыхание, уменьшаются параметры тела, снижается содержание холестерина и сахара в крови, стабилизируется артериальное давление, а также нормализуется работа желез внутренней секреции, что положительным образом отражается на общем состоянии здоровья, повышая иммунитет.

Правда, надо сказать, что йога – не средство скорой помощи. Для достижения положительных результатов необходимо научиться строгой самодисциплине. То есть, иными словами, нужно научиться отказываться от материальных и физических излишеств. (261 слово)

(По материалам журнала «Вокруг света»)


Способы сокращения текста


Слайд 1
ПОДГОТОВКА К ГИА Сжатое изложение (теория и практика подготовки) Учитель русского языка и литературы МОУ Вешкаймской СОШ№2 имени Б.П.Зиновьева Васильева И.В.
Слайд 2
Тема урока Практическая работа: применение способов компрессии текста при подготовке к написанию сжатого изложения. Цели урока: 1) обобщение знаний о способах сжатия текста; 2)совершенствование практических навыков компрессии теста
Слайд 3
Какие задачи мы должны решить сегодня на уроке?  Вспомнить особенности сжатого изложения;  Повторить требования, предъявляемые к сжатому изложению на ГИА;  Обобщить знания о способах компрессии текста;  Тренироваться в сжатии текста разными способами.
Слайд 4
Какие цели мы ставим перед собой при работе над сжатым изложением? Сжатое изложение Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова Воспроизвести основное содержание текста, сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста
Слайд 5
ЧТО ТРЕБУЕТСЯ 1.ПЕРЕДАТЬ ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ТЕКСТА, ОТРАЗИВ ВСЕ ВАЖНЫЕ ДЛЯ ЕГО ВОСПРИЯТИЯ МИКРОТЕМЫ 2. ИПОЛЬЗОВАТЬ В РАБОТЕ СПОСОБЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА 3. СОЗДАТЬ СОБСТВЕННЫЙ ТЕКСТ, ХАРАКТЕРИЗУЮЩИЙСЯ СМЫСЛОВОЙ ЦЕЛЬНОСТЬЮ, СВЯЗНОСТЬЮ И ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТЬЮ ИЗЛОЖЕНИЯ
Слайд 6
ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей, второстепенной информации Обобщение конкретных, единичных явлений Слияние предложений Упрощение (замена) синтаксических структур
Слайд 7
ПРОЧИТАТЙТЕ ТЕКСТ. СОКРАТИТЕ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАВ ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.
Слайд 8
ПРОЧИТАТЙТЕ ТЕКСТ. СОКРАТИТЕ ЕГО, ИСПОЛЬЗОВАВ ИСКЛЮЧЕНИЕ В нашей семье, по тогдашнему времени считавшейся передовой и либеральной, много говорили о народе, но подразумевали под ним преимущественно крестьян, а о рабочих, пролетариате, говорили редко. В нашей семье, считавшейся передовой, много говорили о крестьянах, а о рабочих говорили редко.
Слайд 9
СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ ЯЗЫКОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ Умение завязываться в узлы, лежать на гвоздях, ходить по раскалённым углям, останавливать дыхание и продолжительное время жить без еды и воды – всего лишь внешняя, удивительная для наблюдателя сторона жизни йогов. Умение совершать необыкновенные вещи всего лишь внешняя, удивительная для наблюдателя сторона жизни йогов.
Слайд 10
ПРИМЕНИТЕ ЯЗЫКОВОЕ ОБОБЩЕНИЕ ПРИ СОКРАЩЕНИИ ДАННОГО ПРЕДЛОЖЕНИЯ . Многие утверждают, что слушать музыку лучше дома, чем в зале, потому что никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. Многие утверждают, что слушать музыку дома лучше, чем в зале: никто не мешает.
Слайд 11
СОКРАТИТЕ ТЕКСТ, ИСПОЛЬЗОВАВ СЛИЯНИЕ ПРОСТЫХ ПРЕДЛОЖЕНИЙ В СЛОЖНОЕ. Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.
Слайд 12
СОКРАТИТЕ ПРЕДЛОЖЕНИЕ, ИСПОЛЬЗОВАВ УПРОЩЕНИЕ (ЗАМЕНУ) .Чтобы получилась чайная ложечка мёда, двести пчёл должны трудиться весь день, собирая нектар с тысяч цветков, а для того, чтобы запасти килограмм, на сбор нектара отправится уже не сотенная, а тысячная армия. Для получения чайной ложечки меда двести пчёл должны трудиться весь день, собирая нектар с тысяч цветков, для получения килограмма на сбор нектара отправится уже не сотенная, а тысячная армия.
Слайд 13
ПРОВЕРОЧНАЯ РАБОТА ВЫПОЛНИТЕ ЗАДАНИЕ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ В СВОЕМ ЛИСТКЕ КОНТРОЛЯ
Слайд 14
Домашнее задание Повторите еще раз все приемы сжатия текста. Сократите предложенный вам текст, использовав приемы сжатия текста, и запишите на обратной стороне листа получившийся вариант
Слайд 15

Полный текст материала Урок русского языка для 8-9 класса по теме "Способы сокращения текста (подготовка к ГИА)" (+ презентация) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Васильева Ирина Владимировна  irina22111975
18.08.2010 14 12215 3162

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 14
avatar
14 spaley • 20:54, 11.10.2011
Большое Вам спасибо! Прекрасный и полезный материал!
[Материал]
avatar
13 curuma • 17:02, 24.08.2011
Большое спасибо! Понравилась идея с листком контроля. Будем использовать в работе, спасибо еще раз.
[Материал]
avatar
12 [Материал] Гущина Тамара • 10:50, 02.01.2011
Спасибо за помощь!
[Материал]
avatar
11 [Материал] настя • 14:18, 01.12.2010
большое спасибо за материал. прикольная вещь.
[Материал]
avatar
10 210447 • 20:21, 23.11.2010
Отличный материал хорошая наглядность воспользуюся спасибо мария
[Материал]
avatar
9 kremma • 07:31, 17.11.2010
Спасибо!Очень хороший материал.
[Материал]
avatar
8 IRASCHK • 18:42, 13.11.2010
Спасибо!Очень полезный материал
[Материал]
avatar
7 dorofeeva • 22:56, 16.10.2010
Презентация и весь материал мне был полезен, просто говорить без наглядности, не всегда получается доходчиво, а здесь всё разложено по полочкам. Большое спасибо. На мой взгляд, немного сдержаннее использовать цвет и шрифт, мешает сосредоточиться. Буду обязательно использовать в работе, но хочу ещё добавить образцы, где показать все указанные приёмы сокращения текста.
[Материал]
avatar
6 литература • 11:53, 14.10.2010
Тема интересная. Но, к сожалению, не могу открыть презентацию.
[Материал]
avatar
5 ТИА • 12:23, 13.10.2010
Отличная презентация! Спасибо!
[Материал]
avatar
4 Десна • 00:39, 13.10.2010
Спасибо за отличную помощь всем, кто испытывает затруднения при подготовке учащихся к ГИА!
[Материал]
avatar
3 Борисовна1965 • 00:18, 20.09.2010
Спасибо за данный материал! Очень полезен, особенно для молодого учителя. Презентация не перегружена, хорошо воспринимается.
[Материал]
avatar
2 [Материал] Вогданова Любовь Александровна • 18:38, 27.08.2010
Большое спасибо Вам за работу. Материал очень хорошо иллюстрирован текстами с образцами выполнения.
[Материал]
avatar
1 l@l@ • 17:41, 19.08.2010
Полезный материал. Не совсем поняла, зачем кнопки в презентации, но примерами заданий обязательно воспользуюсь. Впервые вижу в разработке такого урока листок контроля. Вещь хорошая. Спасибо.
[Материал]