Конспект урока "Человек и природа в русской и тувинской поэзии ХХ века"; 11 класс
Тема урока: Человек и природа в русской и тувинской поэзии ХХ века.
Учись у них - у дуба, у березы…
А.Фет.
Не то, что мните вы, природа-
Не слепок, не бездушный лик.
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.Тютчев.
Цели: познакомить учащихся со стихотворениями «Деревья» Н.Гумилева и А.Даржая.
Задачи: выработать навыки анализа, выразительного чтения лирического произведения, на примере данных стихотворений показать, как влияет природа на духовность.
Оборудование: Портреты Н.Гумилева и А.Даржая; репродукции картин- пейзажей, на которых изображены деревья - дуб, пальма… , «Времена года» Чайковского, гимн РТ «Ореховая тайга».
Ход урока:
-
Орг. момент.
2. Проверка дом. задания.
- На предыдущем уроке мы читали стихотворение замечательного русского поэта С.Есенина «Каждый труд благослови, удача…», его должны были выучить наизусть. (Чтение стихотворения).
3.Вступительное слово учителя,
Сегодня мы продолжим разговор о стихотворениях, в которых раскрывается мир природы. Познакомимся с двумя стихотворениями двух поэтов – Н.Гумилева и А.Даржая. Попытаемся проанализировать их, понять отношение поэтов к окружающему миру.
Перед вами - 2 стихотворения. Это стихи двух разных поэтов под одинаковым названием – «Деревья». Нетрудно догадаться, о чем они - о деревьях, о прекрасной части природы.
(Музыка. Шум деревьев…)
Мы попытаемся увидеть красоту окружающего мира.
3. Работа над стихотворением Н.Гумилева.
Учитель: Обратимся к стихотворению Н. Гумилева. Но сначала несколько слов об авторе.
а) сообщение учащегося о Гумилеве.
- Что вы узнали о Гумилеве? (поэт, путешественник, офицер, трагическая судьба).
б) выразительное чтение стихотворения «Деревья» Н. Гумилева. Оно написано в 1916 году.
в) аналитическая беседа по данному стихотворению
- О чем это стихотворение? (о деревьях).
- Только ли о деревьях говорит поэт? (о людях).
Он сравнивает, противопоставляет деревья людям.
- Что отличает деревья от людей? (живут совершенной жизнью).
- Что значит «совершенная жизнь»?
( красивая, правильная, идеальная…)
(Если учащиеся затрудняются, то вернемся к данному вопросу позже..)
- Какие деревья названы в этом стихотворении? (дуб, пальма, вяз, сикомора).
- Почему Гумилев упоминает именно эти деревья? (увлекается Библией, Ветхим Заветом, а в Ветхом Завете – наиболее часто встречается упоминание именно этих деревьев, которые стали символами).
На столах- карточки «В помощь ученику».
- Почему именно они? ( учащиеся читают пояснения, комментарии).
Дуб. - Почему сравнивается с Моисеем? ( Он также, как и Моисей, обладает такими качествами, как крепость духа. Мужество, сила воли).
Работа с таблицей.
Пальма. Чтение комментария.
–Почему сравнивается с Марией? (ведет праведную жизнь, символ щедрости).
Вяз. Чтение комментария.
Символ чистоты помыслов, устремлений.
Сикомора (платан западный) - гостеприимство, бескорыстие, служение людям.
Перечисленные четыре дерева имеют общие черты: связаны со Святой землей, святостью, праведностью.
- Красивы ли эти деревья? Особо красивы осенью. Найдите строчки, доказывающие это утверждение. ( Эпитет, метафора)
- Что важнее для автора - внешняя красота или качества, присущие им, главное из которых - служение людям?
- Какой названа земля? (ласковой, сестра звездам).
- Деревья представляют некое братство, единство (народ).
- Как связаны они? (корни переплетаются, ключи).
- Ключи – связь, они сообщают важную информацию.
- Но ведь Земля – родина не только деревьев, но и нам людям. Почему автор утверждает, что нам она - чужбина?
( деревья корнями уходят в землю, не могут существовать без нее, люди же могут перемещаться…)
Чем оторваннее человек от родной земли, тем он дальше от « совершенной жизни».
- В чем видит автор условие «совершенной жизни» ? ( человек должен жить..).
- Тема (о чем стихотворение?) о деревьях.
-Идея: Человек должен стремиться к идеалу.
4. Работа над стихотворением А.Даржая.
а) Сообщение о поэте.
- Что вы узнали об А.Даржае?
б) Выразительное чтение стихотворения «Деревья».
в) прочтите 1 строфу стихотворения – «Они как люди».
-Что общего у данного стихотворения со стихотворением Н. Гумилева?
- Что общего у людей и деревьев? (имеют душу, нрав, голос).
- Какие деревья перечислены в стихотворении? (береза, лиственница, кедр).
- Опишите березу. Какие качества отличают ее по мнению автора? ( внешняя хрупкость - внутренняя стойкость).
- Лиственница… Как относятся к этому дереву тувинцы?
- Кедр…Какие чувства переполняют лирического героя, когда он смотрит на кедр? (гордость, восхищение).
- Недаром гимн Республики Тыва – «Ореховая Тайга». Кедровая.
Тувинец чувствовал, что он – часть природы, такая же, как деревья. Он буддист, а буддисты считают, что человеческая жизнь не заканчивается со смертью, человек имеет несколько перерождений- человек, животное, растение, может быть, и дерево.
Найдите, прочитайте строки.
- У Даржая появляется еще один мотив – мотив горечи. С чем это связано? (рубка леса).
- Как вы считаете, какие строчки в этом стихотворении – самые важные? (деревья… мы без них стали бы другими).
- Другими… Какими? Какой стала бы наша жизнь? Пример: Наши микрорайоны, где мало растительности, неуютны.
- Что вносят в нашу жизнь деревья? (красоту, уют, тепло).
5. Обобщение, выводы.
Учитель: - Мы познакомились с двумя стихотворениями. Давайте обобщим, подведем итоги. Ответим на вопросы.
-
Автор, год написания стихотворения.
-
Тема стихотворения,
-
Главный прием (сравнение, сопоставление).
-
Какие деревья упоминаются? Почему?
-
Дайте описание деревьев, используя образные средства.
-
Какие качества присущи деревьям?
-
Идея стихотворения. Продолжите
-
Человек должен стремиться к идеалу, т.е. быть…
-
Без деревьев жизнь была бы…
Два стихотворения, два поэта, принадлежащих разным народам, разным эпохам. Но так ли отличны их взгляды на жизнь, различно ли их мироощущение, восприятие?
Нет. Хороший талантливый поэт одинаково понятен людям другой национальности, другой эпохи, так как говорит об общечеловеческих ценностях, которые со временем не тускнеют, не уходят.
- К чему призывают поэты, чему можно научиться у деревьев? Продолжите фетовское утверждение:
« Учись у них- у дуба, у березы…..».
6. Домашнее задание.
Вариативные задания:
1. Выучить наизусть одно из стихотворений.
2. Сочинение- миниатюра «Учись у них – у дуба, у березы…»
3. Анализ одного стихотворения (по плану, рекомендовать сильным ученикам выбрать третье задание).
7. Подведение итогов урока.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Намзырай Чечен Алдын-ооловна
→ Публикатор 23.02.2022 0 783 129 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.