Статья "Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся"
Муниципальное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа с. Калга
«Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся»
(Описание опыта работы)
Выполнила: Гончар О.В.
Учитель русского языка и литературы
Калга – 2022 г.
План.
-
Введение
Актуальность и обоснование выбора методической темы.
II.Основная часть.
1. Методическая приёмы и формы решения проблемы.
2. Степень новизны и содержание необходимых изменений.
3. Описание инновационного опыта.
4. Прогнозирование результатов.
5. Результативность работы.
III.Заключение.
IV.Библиография.
Актуальность и обоснование выбора методической темы.
Обучение русскому языку в современной школе осуществляется в условиях значительных изменений во всей системе образования. Повышения качества образования является одной из актуальных проблем не только для России, но и для всего мирового сообщества. Решение этой проблемы связано с модернизацией содержания образования, оптимизацией способов и технологий организации образовательного процесса и, конечно, переосмыслением цели и результата образования. Цель образования стала соотноситься с формированием ключевых компетентностей. Одной из ключевых является коммуникативная компетентность.
Современная жизнь ставит перед учеником новые цели: свободное владение языком, умение общаться с разными людьми в различных ситуациях, испытывая при этом чувство комфорта, уверенности в себе.
По мнению известного лингвиста и психолога А.А. Леонтьева, для полноценного общения человек должен располагать целым рядом умений: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь. (4).
Поэтому формирование умений связно изложить мысли в устном и письменном виде, анализировать и совершенствовать написанное, умение цивилизованно высказать мнение по обсуждаемому вопросу, быть тактичным и убедительным в дискуссии - одно из самых важных направлений в развитии речемыслительной деятельности учащихся.
Практика показывает, что уроки русского языка и литературы не относятся к числу любимых, у учащихся очень часто отсутствует коммуникативная мотивация, что мешает осуществить обучение языку как средству общения.
В 2019-2021 учебном году, работая в среднем звене, я обратила внимание на то, что у детей слабо сформированы навыки развития речи. Учащиеся не всегда могли свободно аргументировать свои выступления, делать обобщённые выводы или просто свободно общаться друг с другом. Зачастую они старались заменить живую, культурную речь стандартной житейской мимикой и жестами, т.е. примитивными невербальными способами общения. Ребята затруднялись в создании самостоятельных, связных, обобщённых устных и письменных высказываний. Ученики допускали большое количество речевых, орфографических и пунктуационных ошибок. 54% учащихся имели первый уровень коммуникативной компетенции, 38%-второй, 8%- третий, четвёртым уровнем не владел никто (характеристика уровней компетенции в приложении). Качество обученности шестиклассников составило 32%, качество старшеклассников (9А,Б) также было невысоким -35%.
В настоящее время особенно остро стоит вопрос о подготовке выпускника школы 21 века, обладающего не просто знаниями, умениями и навыками, но и личностными качествами, придающими ему гибкость и устойчивость в постоянно изменяющихся условиях развития общества.
Моей главной задачей явилось развитие у учащихся коммуникативной компетенции, так как язык- это средство общения, социализации и адаптации учащихся в современном мире.
Коммуникативная компетенция предполагает полноценное речевое общение во всех сферах человеческой деятельности. Основное умение, которое формируется в рамках данной компетенции – это умение создавать и воспринимать тексты – продукты речевой деятельности, которая включает в себя знание основных понятий лингвистики: стили, типы речи, строение описания, повествования, рассуждения, способы связи предложений в тексте, умения и навыки анализа текста.
В своей работе использую синтез классической методической традиции и современных новаций: в первую очередь, рекомендации Т.М. Пахновой и методику поэтапного формирования умственных действий П.Я.Гальперина. (3).
Согласно теории, мотивация работы с текстом заключается в вопросах к содержанию текста. На следующем этапе, ориентировании, необходимо привлечение опорных материалов (схем, памяток, планов, конспектов) для того, чтобы выполнить поисковую задачу в работе с текстом.
Затем исполнение операции: анализ текстов, обобщение речеведческих навыков, синтез, моделирование, итоговое уточнение языковых понятий, оценка. На последнем этапе, самооценке, новое знание и умение включается в систему ранее изученного материала.
В ведущих дидактических теориях говорится также о формировании коммуникативной компетентности. Интересный подход к данной проблеме мы находим в работах методистов Д.И. Иванова, О.В.Соколовой, К.П. Митрофановой. (5). Главной идеей этих работ становится мысль о том, что работа над коммуникативными навыками возможна на уроках. В основу опыта положены также идеи учёного – методиста Л.С.Выготского. (2)
Т.А.Ладыженская, М.М.Разумовская разработали систему обучения связной речи на основе коммуникативных умений, их исследования легли в основу действующих программ, УМК по русскому языку.
Таким образом, текстоцентрический подход- необходимое условие достижения нового качества образования, главным содержанием которого является формирование у учащихся ключевых компетенций.
Для реализации поставленной цели - формирование коммуникативной компетенции учащихся через работу с текстом - я поставила перед собой следующие задачи:
-
Внедрение на уроках русского языка разнообразных форм и методов работы с текстом, способствующих развитию речи учащихся;
-
Подбор тематического текстового материала (использования Банка заданий на сайте при подготовке к ВПР, ГИА), разработка способов практической работы с текстом, направленной на развитие навыков анализа, синтеза, обобщения и систематизации языковых и текстовых единиц;
-
Вовлечение во внеклассную работу учащихся с целью развития их творческих способностей, выявление одарённых в лингвистическом отношении детей.
Решение этих задач осуществляется в процессе формирования интеллектуальной и речевой культуры.
Методические приёмы и формы решения проблемы.
Как же научить ребят пользоваться единицами языка, применять полученные знания и умения в собственной речи? В этом мне помогает использование разноуровневых заданий на каждом этапе обучения: 5-6 класс - создание сочинений – описаний по картине, сочинение - сказок, сочинений- рассказов; 7-8 класс – изложений, изложений с элементами сочинения, рецензий, статей, очерков, аннотаций, отзывов; 9-11 класс – создание сочинений, рефератов. Таким образом, у учащихся вырабатывается навык создания текста от простого к более сложному.
Наиболее результативными, на мой взгляд, являются следующие формы и методы организации работы с текстом:
-
комплексная работа с текстом;
-
лингвостилистический анализ текста;
-
«самодиктанты»;
-
сочинение- рассуждение;
-
редактирование текста;
-
различные виды диктантов;
-
интеллектуально-лингвистические упражнения;
-
работа с текстами – миниатюрами;
-
составление планов по тексту;
-
коммуникативные и игровые ситуации;
-
групповая работа с текстом.
В своей работе особое внимание уделяю такому виду работы как комплексная работа с текстом. Очень важны критерии отбора текстов. Тексты должны быть интересными с точки зрения орфографии, отличаться стилем, типом речи, лексикой, содержать различные синтаксические конструкции. Это фрагменты из текстов Д.С.Лихачёва, А.С.Пушкина, И.С. Тургенева, И.А. Бунина, К.Г. Паустовского, М.М. Пришвина и других авторов. С точки зрения содержания очень важно анализировать тексты о языке, о слове, о необходимости бережного отношения к слову, об особенностях процесса создания произведений искусства слова, о восприятии художественного произведения как творческой деятельности. Особую роль в воспитании, развитии современного школьника приобретают разные виды текстов, направленные на духовно-нравственное развитие личности: о выдающихся личностях, о культуре памяти, об отношении к прошлому, настоящему и будущему, о национальных традициях, о проблемах экологии. При этом самого пристального внимания учителя требует эмоциональное звучание текста, то настроение, которое передаёт автор.
Учебники по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта, Н.Г.Гольцовой, И.В. Шамшина и М.А.Мищериной имеют богатейший дидактический материал для совершенствования языковой, лингвистической и культурологической компетенции учащихся.
Примерный план анализа текста любого типа речи:
-
Выразительное чтение текста.
-
Словарная работа.
-
Тема текста.
-
Идея текста.
-
Тип текста.
-
Стиль текста.
-
Выразительные средства речи и их роль.
-
Синтаксические конструкции.
На основе образцовых текстов можно проводить и самодиктанты. Ребята должны непроизвольно запоминать такие тексты, уметь легко их воспроизводить. Тексты для самодиктантов- это отрывки из произведений наших классиков, которые читаются на уроках литературы, кроме того, это тексты упражнений учебника или «мудрые мысли».
Ещё более стимулирует коммуникативно-познавательную деятельность учащихся диктанты с изменением текста (творческие, свободные, восстановленные, диктанты по аналогии, диктанты с продолжением). Применение диктантов развивает логическое мышление учащихся и учит мыслительной переработке материала. Приёмы работы с текстами-миниатюрами, а также сравнение двух текстов – это путь от восприятия текста, понятия текста (через анализ) к созданию собственного высказывания, сочинения, что важно и для развития памяти, внимания, мышления учащихся. Интеллектуально-речевое развитие обеспечивается такими методическими средствами как выполнение интеллектуально- лингвистических упражнений. Ценность упражнений такого рода выражается в том, что с их помощью одновременно стимулируется и интеллектуальное, и лингвистическое развитие учащихся. Что касается интеллекта школьника, то предлагаемые упражнения интенсифицируют процесс развития целого ряда его качеств (речь, внимание, память, мышление, воображение). В свою очередь лингвистические знания, умения, навыки приобретаются учащимися в процессе активной речемыслительной деятельности. При этом во время выполнения каждого учебного задания школьник совершает несколько умственных операций, например, сравнение, группировку, обобщение и включает различные виды речи: внутреннюю и внешнюю, устную и письменную, монологическую и диалогическую.
Успешность работы с такими упражнениями подкрепляется за счёт широкого использования исследовательских методов. Особенно эффективны при развитии творческих способностей учащихся инновационные педагогические технологии (например, технология развития критического мышления, читательской грамотности). Создание синквейнов, кластеров, инсерта к тексту позволяет учащимся хорошо осмыслить всю полученную информацию, приобрести новые знания, сформировать у каждого школьника собственное индивидуальное отношение к изучаемому материалу.
Средством создания речевых возможностей на уроке признаётся система ситуативных упражнений. Учитель моделирует ситуативные задания самостоятельно, а также использует и те задания, которые предполагаются в стабильных учебниках по русскому языку. Приведу пример: «Вы экскурсоводы, ведёте экскурсию для младших классов. Стараетесь описать картину ярко, образно и доступно. Объясните, что и почему вам особенно нравится, вы хотите вызвать заинтересованный отклик у зрителей. Кто лучше справится с этой задачей?» Конкурс на лучший рассказ экскурсовода. Запишите получившийся текст.
Подобные упражнения учат вдумываться в речевую ситуацию, соотносить своё высказывание с адресатом, готовит к эффективному речевому общению.
Помогают в этом и коммуникативно-речевые упражнения.
Например, задание: прочитайте пословицы русского народа о языке и речи. Какие из них, на ваш взгляд, характеризуют язык и речь с эстетической стороны?
-
Язык не стрела, но пуще стрелы разит.
-
Красную речь хорошо и слушать.
-
Коротко и ясно, оттого и прекрасно.
-
Красное дерево редко, красное слово метко.
Развитию творческих способностей содействуют дидактические игры на уроке. Например:
-
«Диктор». Прочитайте текст орфоэпически правильно.
-
«Редактор». Исправьте речевые ошибки в тексте.
-
«Переводчик». Замени иноязычное слово русским.
-
«Перевёртыши». Замени в словосочетании главное слово так, чтобы получилась метафора.
Уроки по лингвостилистическому анализу текста помогают осмыслить идею и сюжет произведения, показать художественные средства, используемые автором для достижения своей цели, обратить внимание на особенности языка конкретного писателя. При подведении итогов урока ребята говорят, что они отрабатывали навык лингвостилистического анализа текста, определяли его тему и идею. Также активизируют интеллектуальную и речевую деятельность, способствуют осуществлению личностного подхода к учащимся на уроке, где как высшая единица обучения выступает текст. Это такие нестандартные виды уроков, как уроки-исследования, уроки- семинары, практикумы, деловые игры, дискуссии, интегрированные уроки, включающие аналитическую работу с текстом и предполагающие возможность выбора учениками самого текста, заданий, справочного материала, формы выполнения работы и т.п. Подобные уроки создают условия для проявления индивидуальных читательских, исследовательских и творческих способностей, удовлетворения образовательных потребностей и интересов школьников. Такая работа с текстом потребовала изменения структуры урока. В практике работы такой урок (урок-исследование, урок словесности, деловая игра и т.п.) состоит из следующих этапов:
-
-
Целеполагание, когда ученики обсуждают тексты и задания с учителем, получают дополнительные инструкции по выбору и выполнению задания;
-
Планирование, когда ученики вникают в содержание и идею текста; размышляют над способом выполнения заданий; определяют потребность в справочной литературе и словарях; вырабатывают план действий;
-
Исследование, когда ученики исследуют текст, решают промежуточные задачи.
-
Дискуссия, когда ученики обсуждают ход урока, анализируют, добавляют, корректируют свои наблюдения.
-
Итоговая творческая работа.
-
Здесь происходит обобщение материалов в устной или письменной форме: учащиеся размышляют о средствах выражения собственных мыслей и чувств и пишут сочинения-миниатюры, оформляют свои размышления над текстом, готовятся к выразительному чтению и т.п. Учитель оценит не только результат, но процесс работы. Языковой материал предъявляется учащимися в виде карточек с текстами, заданиями, справочным и инструктивным сопровождением.
На всех видах вышеназванных уроков учителем создаётся особая образовательная ситуация, когда через общение ученик-учитель, ученик-ученики происходит осмысление и усвоение теоретических знаний и практических навыков, то есть закладываются базовые знания, необходимые для организации дальнейшей результативной учебной деятельности. Общение становится обязательным условием такой работы. При этом урок сохраняется как форма организации обучения, но обновляются приёмы и средства обучения через создания на разных этапах урока речевых ситуаций, расширяется применение современных педагогических технологий (технологий проблемного обучения, интегрированного обучения и разноуровневого обучения, групповых, игровых и информационных технологий), внеурочных форм организации деятельности.
Одно из важных условий применения данного опыта - переход от традиционного обучения к личностно-ориентированному. Такой подход требует становление педагога как профессионала, легко ориентирующегося в инновациях.
Степень новизны и содержание необходимых изменений.
Новизна опыта состоит в совершенствовании средств обучения и развития учащихся, использовании педагогических инноваций в процессе обучения русскому языку, творческом переосмыслении традиционных методов обучения с учётом педагогической дидактики (например, изменение традиционной структуры урока), возрастных особенностей и психологии, индивидуально-творческих возможностей и мотивов учащихся.
Опыт работы по теме «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» потребовал внести коррективы в содержание образования по преподаваемому предмету.
-
Анализ и освоение новых УМК по русскому языку под редакцией М.М.Разумовской и П.А. Леканта, Н.Г.Гольцовой, И.В. Шамшина и М.А.Мищериной, включение их опыта и рекомендаций в свою систему работы;
-
Углубление знаний учащихся по предмету через внеклассную работу;
-
Изменение в организации учебного процесса;
-
Творческое комплексное применение известных педагогических технологий П.Я Гальперина, Л.С. Выготского и др.;
-
Организации работы учащихся на основе групповых, игровых форм;
-
Разработка технологических аспектов реализации опыта.
Описание инновационного опыта.
Новые требования к уровню подготовки учащихся создавали проблему поиска новых форм и методов работы для повышения качества знаний. Задалась целью активизировать познавательную деятельность учащихся, изучив ряд технологий. Поиск новых форм и методов в обучении был обусловлен тем, что у каждого учащегося в классе должна быть возможность принять участие в «добывании» знаний, нахождении истины в самостоятельном поиске. Ни для кого не секрет, что ни каждому ребёнку по силам такой поиск. Поэтому, начиная работать в пятом классе, стараюсь чаще организовать работу в группах на уроках. Начала с внедрения в учебно-воспитательный процесс работу в групповой форме, учила детей смело высказывать свои предположения, спокойно реагировать на ошибочные высказывания и уметь опровергать их только с использованием доказательств, аргументов. На данном этапе формируется ответственность каждого члена группы за свою деятельность, и при решении учебной задачи каждый участник предлагает свою версию решения проблемы в группе. Все члены группы обсуждают каждое решение, ищут аргументы, доказательства правоты или ошибочности, выбирают лучшее и готовят представление решения проблемы с объяснениями и доказательствами. Причём каждый участник группы должен уметь объяснить общую идею. Главной задачей группы является обучение каждого своего участника умению понимать суть решения и умению его объяснить и доказать.
Кроме того, прошла курсы повышения квалификации, на которых более детально ознакомилась с технологией проблемного обучения. Всё это способствовало выбору образовательной технологии. Данное сочетание мне помогло научить детей слушать и слышать друг друга, самостоятельно принимать решения, признавать свои ошибки, принимать «чужую» точку зрения, анализировать, доказывать, рассуждать.
На начальном этапе особое внимание уделяю навыкам грамотного чтения, ведь хорошее, правильное прочтение любого текста- это важное условие для организации проблемного обучения. Грамотно, правильно и быстро читающий ребёнок лучше и быстрее понимает суть заданий (что очень важно при выполнении заданий ВПР и ГИА), активно включается в обсуждение и поиск решения проблемы.
Главной моей задачей являлось развитие у учащихся навыков читательской грамотности, критического мышления, опыта и инструментария учебно-исследовательской деятельности, возможности творчески, с интересом осваивать новый материал, то есть формировать коммуникативную компетенцию учащихся. Этому способствовали основные идеи проблемного обучения:
-
Развитие авторской позиции ребёнка в образовательном процессе.
-
Безоценочный характер реакции на высказывания учащихся в ходе проблемного обучения.
-
Целостная включённость ребёнка в образовательный процесс.
Поисковый учебный процесс строю следующим образом:
-
Определяем исходную проблемную задачу, формулируем её с различных точек зрения.
-
Осуществляем поиск фактов для лучшего понимания проблемы, возможностей её решения.
-
Выслушиваем идеи, основанные на опыте (знаниях, полученных ранее) и интуиции ребят.
-
Учащиеся предлагают решения, при котором высказанная идея подвергается анализу и оценке в группе, выбираются лучшие.
-
Каждая группа предлагает своё решение с объяснением и доказательствами на соискание признания найденного решения окружающими.
На мой взгляд, сочетание технологий критического мышления, проблемного обучения с групповой формой работы помогло учащимся стать более самостоятельными. Многие ребята научились планировать и реализовывать совместную деятельность, работать, слушая других, отстаивать свою точку зрения, оказывать помощь друг другу, также узнавать больше нового, самим находить ответы на вопросы. Кроме того, можно с уверенностью сказать, что у учащихся сформировалась мотивация к обучению, появилась потребность к достижениям и социальному признанию. Использование в учебном процессе технологий проблемного обучения, критического мышления позволило повысить коммуникативную и познавательную активность и значительно улучшило качество обучения.
Внесение изменения в содержание образования и в организацию педагогического процесса- одно из условий успешности данного педагогического опыта.
Прогнозирование результатов.
В результате применения разработанных методических приёмов предполагается достижение следующих результатов.:
-
Высокий уровень сформированности коммуникативной компетенции;
-
Повышение интереса к русскому языку и литературе;
-
Прочное и неформальное усвоение знаний, повышение результативности обучения;
-
Умение создавать обучающимися исследовательские и проектные работы, презентации;
-
Умение анализировать, интерпретировать и создавать тексты различных стилей и жанров;
-
Активизация творческой деятельности- желание участвовать в различных творческих конкурсах.
Результативность работы.
Работать над темой «Работа с текстом на уроках русского языка как средство формирования коммуникативной компетенции учащихся» я начала в 2019-2021 учебном году. В это время я работала в 9А, 9Б, 6А, 6Б классах. У ребят были недостаточно развиты коммуникативная и языковая компетенции, качество обученности оставляло желать лучшего (см. Введение, обоснование выбора темы). Учащиеся 6 и 9 класса учились по учебному комплексу под редакцией М.М.Разумовской (в этом учебнике особое внимание уделяется различным видам работы с текстом). Учащиеся 9 класса использовали учебники под редакцией Н.Г.Гольцовой, И.В. Шамшина и М.А.Мищериной
Многоаспектная работа с текстом позволила мне достичь следующих результатов:
-
У большинства учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;
-
Более эффективно происходит развитие интеллектуальных умений и навыков учащихся, формируется умение творческого подхода к решению задач, совершенствуется речевое развитие;
-
Повышается культурный уровень, что позволяет учащимся добиваться реальных успехов в учёбе, олимпиадах, конкурсах;
-
Повысился уровень коммуникативной компетенции.
Четвертым уровнем овладели 2% учащихся (было 0%), третьим -15% (ранее 8%), вторым – 36%, снизилось количество учащихся с первым (низким) уровнем компетенции (45% вместо 54%).
Результативность деятельности учащихся за последние 3 года по русскому языку и по литературе.
Русский язык.
Учебный год |
класс |
% успев. |
% качеств |
2019-2020 |
6А,/Б, 8 А/,Б |
94%//95% 95%/86% |
34%//35% 45%//42% |
2020-2021 |
7А/,Б 9А/,Б |
96%//97% 100%//100% |
36%//38% 51%//55% |
2021-2022 |
8 А/ Б 10А |
97%//97% 100% |
38%// 40% 47% |
Результаты выпускных экзаменов.
Учебный год |
класс |
% успев-ти |
% кач-ва |
|
2020-2021 |
9А, Б |
100% |
63% |
Устный русский язык |
2020-2021 |
9 А, Б |
100% |
64,7% |
ГИА |
|
|
|
|
|
В результате систематической работы с текстом позитивную тенденцию имеет также качество знаний по литературе.
Сравнительный анализ качества обученности по литературе за последние 3 года.
2019-2020 (усп//кач) |
2020-2021 |
2021-2022 |
95%//48% |
100%//51% |
100%//74% |
Различные формы и методы работы с текстом применяю не только на уроках, но и на внеклассных занятиях. Мои учащиеся ежегодно являются участниками муниципальных олимпиад. Учащиеся 8-10 классов Охлопков Юрий, Кокухина Наталья, Меновщикова Алёна, Жбанчикова Мария, Бродовикова Лиза (2018, 2019, 2020, 2021 год) принимали участие в муниципальной олимпиаде по русскому языку и литературе, занимают призовые места и были победителями, также мои ученики участвуют в филологических чемпионатах, олимпиадах и имеют неплохие результаты.
Таким образом, при систематической работе по формированию коммуникативной компетенции возможен положительный результат.
Методическая ценность, представление опыта работы.
Данная методическая разработка (или её компоненты) были представлены на заседании школьного МО учителей русского языка и литературы, на открытых уроках.
Вышеизложенный опыт по работе с текстом применим как на отдельно взятом уроке русского языка, или его части, так и в системе уроков, необходим на уроках и в средних и старших классах; уместен и эффективен во внеклассной и внешкольной работе, с успехом может использоваться не только учителями русского языка и литературы, но и педагогами начальной школы с учётом возрастных особенностей младшего школьного возраста.
Заключение.
Ключевой единицей курса русского языка становится текст. Он является самой крупной единицей языка и одновременно единицей речи. Именно поэтому текст рассматривается и как дидактическая единица в методике преподавания русского языка. Одновременно текст имеет ярко выраженную идею, которая раскрывается через его содержание. Таким образом, правильно подобранный текст несёт в себе и важную воспитательную функцию. Формирование коммуникативной компетенции посредством работы с текстом не только помогает подготовиться к успешной сдаче ГИА, ЕГЭ, но и способствует разностороннему развитию языковой личности ученика. Школа призвана развивать способность школьника реализовать себя в новых динамических социально-экономических условиях, адаптироваться к различным жизненным обстоятельствам. И характеристиками такой личности становятся коммуникабельность, способность к сотрудничеству и социальному речевому взаимодействию, владение культурой слова, устной и письменной речью в различных сферах применения языка.
Проблема культурного общения школьников - одна из самых важных сегодня в организации социальной учебной среды. Ведь именно коммуникативная компетентность начнёт играть основополагающую роль, помогая в профессиональной подготовке и трудовой деятельности. В современном обществе особенно ощущается потребность во всесторонне грамотных людях, свободно владеющих навыками устной и письменной речи. Профессиональные, деловые контакты, межличностные взаимодействия требуют от современного человека универсальной способности к порождению множества разнообразных высказываний, как в устной, так и в письменной речи.
Как развивать речь и мышление учащихся? Как сформировать интеллектуально и творчески развитую личность, обладающую коммуникативными навыками? Наиболее эффективной формой в данном направлении я считаю работу с текстом на уроках русского языка, как одно из условий развития творческого потенциала учащихся, пополнения их словарного запаса, улучшения качества речи. Текст- это основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды. Именно текст – основной компонент структуры учебника по русскому языку, именно через текст реализуются все цели обучения в их комплексе: коммуникативная, образовательная, развивающая, воспитательная.
Литература:
-
Дейкина А.Д. Новации в методике преподавания русского языка. //Русский язык в школе. -2008.№3-.с.105.
-
Выготский Л.С. Избранные психологические исследования: Мышление и речь. –М., 1996
-
Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. –М, 2003.
-
Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. –М., 1981.
-
Соколова О.В. Современные информационные и коммуникационные технологии как основа методического обеспечения самостоятельной работы. – Пермь: Меркурий, 2012.
-
Пахнова Т.М. Текст как основа создания на уроках русского языка развивающей речевой среды// РЯШ. – 2000, №4. – С.8-16.
-
Сорокопытова О.Г. «Работа с текстом на уроках русского языка как средство интеллектуального и речевого развития учащихся»
Приложение
Характеристика 4 уровней коммуникативной компетенции учащихся
Коммуникативная компетенция - осведомленность школьников в особенностях функционирования родного языка в устной и письменной форме, реализуется в процессе решения следующих практических задач: формирования прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков (в пределах программных требований);овладения нормами русского литературного языка и обогащения словарного запаса и грамматического строя речи учащихся ; обучения школьников умению связно излагать свои мысли в устной и письменной форме.
Можно выделить 4 уровня коммуникативной компетенции учащихся: низкий, средний, выше среднего, высокий и 4 составляющих коммуникативной компетенции: речевую, языковую, стилистическую и риторическую.
-
уровень ( низкий)
Речевой аспект: просматривается коммуникативный замысел, но имеется более 2 логических ошибок, учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается более 2 речевых ошибок в тексте объемом 150-200 слов. У учащихся бедный словарный запас, однообразие грамматического строя речи, присутствует неуместное использование средств выразительности или их отсутствие, частые паузы. Выступление заканчивается раньше, чем через 2 минуты. Учащиеся не соотносят речь и ситуацию общения, не могут организовать пространство, стремятся уйти подальше от аудитории, спрятаться за стол учителя, опереться на него, могут отвлекаться или слишком зажаты, чувствуют себя крайне напряженно и неуютно.
Языковой аспект: раскрывают содержание вопроса (проблемы) с соблюдением норм оформления текста по образцу, не придерживаются лексических, грамматических норм, отсутствует орфографическая зоркость, частотны орфографические и синтаксические ошибки.
Стилистический аспект: учащиеся имеют самое общее представление о стилях речи. При общении преобладает разговорный стиль.
Риторический аспект: учащиеся не имеют представления о композиции речи, неточно формулируют тему текста, не могут удержать тему на протяжении всего выступления, затрудняются в формулировке тезиса и подборе аргументов, не видят логических несоответствий, причинно-следственных связей и др.. не отмечают нарушений речевой этики.
-
уровень (средний)
Речевой аспект: просматривается коммуникативный замысел, но имеется не более 2 логических ошибок, учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается не более 2 речевых ошибок, бедный словарный запас, средства выразительности используются неуместно, частые паузы. Учащиеся с трудом могут выступать в течение двух минут, соотносят речь с ситуацией общения, могут организовать пространство, но при этом чувствуют себя неуверенно или чрезмерно активно, неуместно используют невербальные средства общения.
Языковой аспект: учащиеся имеют представление о лексических, грамматических нормах, но не считают нужным соблюдать их, имеют представление о правилах орфографии и пунктуации, но пишут «по привычке», не соотнося правило и конкретное слово или предложение, замечают ошибки, но не могут определить их происхождение, орфографическая зоркость развита слабо.
Стилистический аспект: имеют представление о стилях речи, но не знают их особенностей и сферы их применения.
Риторический аспект: учащиеся имеют представление о композиции речи, но не всегда ее соблюдают при построении текста, формулируют тему текста, раскрывают тему (проблему), включающую несколько вопросов, с соблюдением норм и правил составления текста, могут удержать тему. Делают попытки сформулировать основную мысль, называют аргументы, считают их исчерпывающими и достаточными, однако, могут быть нарушения логики, причинно-следственных связей и др.. недочеты.
-
уровень (выше среднего)
Речевой аспект: работа характеризуется смысловой цельностью, связностью и
последовательностью изложения, допущено не более 1 логической ошибки. Учащиеся пытаются выстраивать свою речь в соответствии с нормами русского языка, встречается не более 1 речевой ошибки. Словарный запас разнообразен и соответствует возрасту. Средства выразительности используются не всегда уместно. Паузы отсутствуют, выступление длится в течение двух минут. Говорящий соотносит речь с ситуацией общения, умело организует пространство, чувствует себя достаточно уверенно, адекватно использует невербальные средства общения.
Языковой аспект: учащиеся в основном соблюдают лексические, грамматические, стилистические нормы письменной и устной речи, фиксируют ошибки, но неправильно их классифицируют. Допускают не более 4 орфографических или синтаксических ошибок. У учащихся развита орфографическая зоркость.
Стилистический аспект: учащиеся разбираются в функциональных стилях речи, владеют теорией построения текста разных стилей и жанров.
Риторический аспект: учащиеся знают о композиции речи и соблюдают ее при построении текста, однако, наблюдаются незначительные недочеты в построении текста. Правильно ставят цель, формулируют, удерживают и раскрывают тему, основную мысль, называют аргументы и определяют жанр текста. Обращают внимание на логику в изложении аргументов, но неправильно их классифицируют.
-
уровень (высокий)
Речевой аспект: Работа учащихся характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения, логические ошибки отсутствуют. Учащиеся выстраивают свою речь в соответствии с нормами русского языка, речевые ошибки отсутствуют, четко формулируется тезис, подобрано достаточное количество аргументов, приведены примеры. Работа характеризуется точностью выражения мысли, разнообразием грамматических форм, уместно используются средства выразительности. Выступление длится более двух минут. Учащиеся соотносят речь с ситуацией общения, организуют пространство, чувствуют себя уверенно, у них хорошее настроение, выступление приносит удовольствие. Учащиеся адекватно используют невербальные средства общения.
Языковой аспект: учащиеся хорошо разбираются в языковых и речевых нормах, осознанно их соблюдают, допускают не более 2 орфографических или синтаксических ошибок. У них хорошо развита орфографическая зоркость.
Стилистический аспект: учащиеся хорошо разбираются в стилях речи и сферах их применения, умеют создавать тексты разных функциональных стилей и жанров. Риторический аспект: композиция текста не нарушена, учащиеся четко формулируют тему и основную мысль, удерживают тему на протяжении всего выступления, правильно называют аргументы, следят за логикой изложения материала, приводят примеры, раскрывают содержание вопроса (проблемы), самостоятельно предлагают структуру текста в соответствии с нормами жанра, умеют формулировать и обосновывать свою позицию, а также убеждать окружающих в своей правоте.
Для определения уровня (низкий, средний, выше среднего, высокий) развития коммуникативных компетенций учащихся использованы специально разработаны методики А.П. Чудинова, З.И. Курцевой, Л.Г. Антоновой, А.В. Филиппова, идеи С.А. Минеевой, Т.А. Долининой и др. В качестве дидактического материала ученые предлагают использовать тексты, тесты аудио- и видеозаписи.
В качестве измерения коммуникативной компетентности учащихся я использовала те материалы, которые связаны с созданием и анализом текстов.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гончар Оксана Васильевна
→ Публикатор 21.03.2022 0 4277 214 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы