Конспект урока литературы "В мире мифа"; 5 класс
Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
лицей №179 Калининского района Санкт-Петербурга
План-конспект
урока литературы
в 5 классе
учитель
русского языка и литературы
Вылегжанина
Екатерина Викторовна
Санкт-Петербург, 2022
План-конспект урока русского языка
-
Тема урока, класс. «В мире мифа», 5 класс
-
Цель урока - дать представление о мифе, его природе.
-
Задачи урока:
Образовательные. Сформировать представление о мифе, показать его отличие от сказки.
Развивающие. Развить умение осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы, развить коммуникативные навыки.
Воспитательные. Воспитать гражданскую позицию и патриотические чувства.
-
Планируемые результаты:
Предметные. Ученики узнали, что такое миф, в чем отличие мифа от сказки; кто такие герои в древнегреческой мифологии; расширили знание о богах.
Метапредметные.
Познавательные УУД: уметь отличать новое от уже известного, делать выводы, проводить смысловой анализ текстов мифов, анализировать представленную информацию.
Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.
Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, участвовать во фрагментах ролевых игр.
Личностные. Ученики осознали личностный смысл учения; проявили готовность к саморазвитию.
-
Использованная литература
-
Литература, Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, Часть 1, Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л., Николаева И.Р., Сухих И.H., 2021.
-
Нелькин А.Г., Висленко Л.П., Зайко Т.В., Гордиенко Л.П. Раюочие тетрадь по литературе и развитию речи. 6 класс. СПб: СМИО Пресс, 2019. – 168 с., ил..
3. Каптерев А. Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир. – Манн, Иванов и Фербер, 2018
-
Используемые интернет-ресурсы
1. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система
2. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех
Этапы урока с описанием видов деятельности педагога и обучающихся
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Здоровьесберегающие аспекты урока |
Организационный этап |
- Здравствуйте! Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу. |
Настраиваются на работу |
Психолого-педагогические 1. Создание доброжелательного микроклимата. 2. Снятие эмоционального напряжения учащихся. |
Этап актуализации знаний и подготовки к изучению нового материала |
Внимание на экран. (На эл. доске детские рисунки) - Как можно расположить эти рисунки? - имя ученика, выйди к доске. - Да, можно рисунки можно расположить от беспорядочных линий и каракуль к изображению домов и людей, или от беспорядка-хаоса к порядку - Так древние люди видели создание Вселенной. |
Отвечают на вопросы, строят высказывания. Делятся впечатлениями. |
|
Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности |
Предлагаю вам побыть в роли древнего человека. (аудиофрагмент)
- Закройте глаза. Представьте, вокруг темно, холодно, раздаются неизвестные звуки… Отовсюду чувствуются опасность (в лесу – зверь, с небес – молния, грозящая пожаром, продолжительные дожди или засухи). - Откройте глаза. Что вы почувствовали? - Древний человек пытался объяснить происходящее, пытался понять, что его окружает, осмыслить. Так появляется миф. Тема урока - «В мире мифа» - Что вы уже знаете про мифы? (выслушиваю ответы детей). - Знания есть, но пока они хаотичны (показываю на рисунки).
- Так какова цель урока? - Значит цель урока (показываю на рисунки) привести эти знания к порядку, узнать, что такое миф, познакомиться с мифами |
Прослушивание звуков природы.
Погружение.
Отвечают на вопросы, строят высказывания. Делятся впечатлениями.
Делают предположения. Уточняют, формулируют тему урока.
Ставят цель. |
Психолого-педагогические 1. Игровая форма – создание комфортного психологического микроклимата. 2. Эмоциональная разрядка посредством просмотра отрывка.
|
Этап активного освоения учебного материала |
(В руках держу энциклопедию) - Что это? Зачем она нужна? Как энциклопедия может быть связана с темой урока?
- Действительно, в мифах, как и в энциклопедиях содержатся ответы на все вопросы древнего человека. (На слайде появляется: Миф = энциклопедия древнего человека). - Давайте откроем нашу энциклопедию, чтобы понять, на какие именно вопросы там находил ответы древний человек. |
Слушают учителя.
Делают предположения.
|
|
- А чем они отличаются?
- У каждого народа есть свои мифы, или мифология. Есть древнегреческие, египетские, скандинавские и др. мифы.
- Лучше всех сохранились мифы Древней Греции. (показывает энциклопедию) - Открываем следующую страницу.
- Кто читал мифы Древней Греции? - Замечательно. Предлагаю проверить, как хорошо вы их знаете. (на экране изображение статуи Геракла)
- Кто изображен на слайде? - Действительно, это статуя древнегреческого героя Геракл. - Как вы это поняли? - По определенным признакам, или атрибутам можно определить персонажа древнегреческой мифологии. Да и сюжет здесь знакомый. Битва Геракла с Немейским львом. Кстати, эту скульптуру можно внимательнее рассмотреть в нашем Эрмитаже. - Кто такие герои? Герои – это полубоги, полулюди.
|
Отвечают на вопросы, строят высказывания.
Отвечают на вопросы. Строят высказывания.
Отвечают на вопросы. Строят высказывания.
|
Психолого-педагогические 1. Игровая форма – создание комфортного психологического микроклимата. 2.Стимулирование мотивации учащихся через игру |
|
- Представим, что мы с вами древние греки. Представили? Настраиваемся. Мы древние греки
- Игра «верю – не верю». Я буду называть вам факт, связанный с Гераклом, а вы определяете. Правда это или нет. Если правда – хлопаем в ладоши, если нет – ничего не делаем. - Еще раз – мы древние греки. - Например, (показать) Геракл – герой древнегреческих мифов (хлопок). Это правда.
(хлопок). Это правда.
(хлопок). Это правда.
(хлопок). Это правда.
(хлопок). Это правда.
(хлопок). Это правда.
(хлопок). Это правда.
- Действительно, все утверждения оказались правдой. Но важно – правдой для древнего человека. Он верил, что Геракл существовал. В его честь устраивали праздники и называли города.
- В этом и главное отличие мифа от сказки. В сказке все понимают, и рассказик в первую очередь, что это вымысел. - В мифе все, что происходит, для древнего человека – правда. |
Знакомятся с правилами игры.
Играют в игру «Верю/ Не верю»
|
Психолого-педагогические 1. Создание условий для успешной деятельности для ребят. Организационно-педагогические 1. Смена деятельности, разнообразие деятельности. 2. Организация двигательной активности учащихся – снятие усталости и напряжения. Учебно-воспитательные 1. Обучение навыкам постоянной грамотной заботы о своем здоровье.
|
|
Рефлексия |
– Подведем итоги. Напомните, какой была цель урока? - О чем говорится в мифах? - Чем для древнего человека является миф?
- Как вы думаете, в современном мире существуют мифы? - Геракл для древнего человека как эльфы для современных исландцев. Пятьдесят четыре процента исландцев либо верят в них, либо говорят, что существование эльфов вполне возможно. И не нам их отговаривать. |
Отвечают на вопросы, строят высказывания.
Аргументируют, отвечают на вопросы.
|
1. Самооценка эмоционального состояния учащихся в конце урока. 2.Формирование умения анализировать и объективно оценивать свои результаты. 3.Формирование умения оценивать свою работу на занятии. |
Приложения
|
|
|
|
|
|
||
|
|
||
|
ИМЯ
СЕМЬЯ
АТРИБУТЫ
СПОБОБНОСТИ
|
|
|
|
ИМЯ
СЕМЬЯ
АТРИБУТЫ
СПОБОБНОСТИ
|
|
|
ПОСОХ И ЗМЕЯ |
|
ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК |
|
ЛИРА |
ЛУК И СТРЕЛА |
|
ДЕЛЬФИН |
МОЛНИЯ |
|
ЩИТ |
|
КОЛЕС НИЦА |
|
|
ОРЁЛ |
|
ЧАША |
ТРЕЗУБЕЦ |
СОВА |
|
|
|
Основные тексты
-
1
2
Асклепий - сын Аполлона— бог врачей и врачебного искусства.
Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона.
Жил в Греции такой целитель –
Асклепий. Был его учитель –
Известный мудростью Хирон.
Кентавр – мифический герой.
Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя Хирона.
Асклепию он дарит знания
И учит тайнам врачевания…
Познав секреты древних книг,
Способным вырос ученик.
Он был особенным врачом –
Узнаешь многое о нём…
Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса.
И разнеслась в округе весть,
Что необычный доктор есть:
Он все болезни исцеляет
И даже мёртвых воскрешает…
Люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.
Асклепий за свои деяния
Назначен богом врачевания!
И верили в него, молились,
В святилище его лечились.
Там были храмы и скульптуры,
И стадион для физкультуры;
Такой вот древний санаторий:
Бассейн с целебною водою;
Диета, грязи, упражнения.
«Сказания о богах Древней Греции»
«12 мифов Древней Греции в стихах», О.Щербакова
Дополнительный текст
Изображался Асклепий в виде бородатого мужчины в длинном плаще с посохом, вокруг которого обвилась змея. Позже его символом стала чаша, также обвитая змеей.
У Асклепия была дочь Гигиея (Гигия). В то время как ее отец был непосредственно связан с исцелением, сама Гигиея была связана с профилактикой болезней и сохранением хорошего здоровья. Она олицетворяла здоровье, чистоту и гигиену.
(«Мифологическая энциклопедия»)
Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земли — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней...
(мифы Древней Греции)
Сначала не было Неба, Солнца и не было Земли. Был только мой отец, первозданный Хаос по имени Нун. В серой ужасной мгле не было света и звука — лишь бесконечное молчание, которое пронизывало всю Вселенную.
А потом появился я — тот, кто существует как бог Солнца. Люди называют меня Ра…
(мифы Древнего Египта)
Сначала не было ничего: ни земли, ни неба, ни песка, ни холодных волн. Была лишь одна огромная черная бездна Гинунгагап. К северу от нее лежало царство туманов Нифльхейм, а к югу - царство огня Мусспельсхейм. Тихо, светло и жарко было в Мусспельсхейме, так жарко, что никто, кроме детей этой страны, огненных великанов, не мог там жить, в Нифльхейме же, напротив, господствовали вечный холод и мрак.
Но вот в царстве туманов забил родник Гёргельмир…
(мифы Древней Скандинавии)
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вылегжанина Екатерина Викторовна
→ Публикатор 31.03.2022 0 17127 1261 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.