Конспект урока литературы "В мире мифа"; 5 класс


Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение

лицей №179 Калининского района Санкт-Петербурга

 


 


 


 


 


 


 


 

План-конспект

урока литературы

в 5 классе

 

 

 

учитель

русского языка и литературы

Вылегжанина

Екатерина Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Санкт-Петербург, 2022

План-конспект урока русского языка

 

  1. Тема урока, класс. «В мире мифа», 5 класс

 

  1. Цель урока - дать представление о мифе, его природе.

 

  1. Задачи урока:

Образовательные. Сформировать представление о мифе, показать его отличие от сказки.

Развивающие. Развить умение осуществлять информационный поиск, анализировать, делать выводы, развить коммуникативные навыки.

Воспитательные. Воспитать гражданскую позицию и патриотические чувства.

 

  1. Планируемые результаты:

Предметные. Ученики узнали, что такое миф, в чем отличие мифа от сказки; кто такие герои в древнегреческой мифологии; расширили знание о богах.

Метапредметные.

Познавательные УУД: уметь отличать новое от уже известного, делать выводы, проводить смысловой анализ текстов мифов, анализировать представленную информацию.

Регулятивные УУД: целеполагание, планирование, оценка результатов работы, внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата.

Коммуникативные УУД: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, соблюдение правил речевого поведения, умение высказывать и обосновывать свою точку зрения, участвовать во фрагментах ролевых игр.

 

Личностные. Ученики осознали личностный смысл учения; проявили готовность к саморазвитию.

 

  1. Использованная литература

  1. Литература, Учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений, Часть 1, Рыжкова Т.В., Костюхина М.С., Вирина Г.Л., Николаева И.Р., Сухих И.H., 2021.

  2.  Нелькин А.Г., Висленко Л.П., Зайко Т.В., Гордиенко Л.П. Раюочие тетрадь по литературе и развитию речи. 6 класс. СПб: СМИО Пресс, 2019. – 168 с., ил..

3. Каптерев А. Мастерство презентации. Как создавать презентации, которые могут изменить мир. – Манн, Иванов и Фербер, 2018

 

  1. Используемые интернет-ресурсы

1. Национальный корпус русского языка: информационно-справочная система

 

2. Справочно-информационный портал ГРАМОТА.РУ – русский язык для всех

 


 

Этапы урока с описанием видов деятельности педагога и обучающихся

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Здоровьесберегающие аспекты урока

Организационный этап

- Здравствуйте! Садитесь. Посмотрите друг на друга, улыбнитесь друг другу.

Настраиваются на работу

Психолого-педагогические

1. Создание доброжелательного микроклимата.

2. Снятие эмоционального напряжения учащихся.

Этап актуализации знаний и подготовки к изучению нового материала

Внимание на экран.

(На эл. доске детские рисунки)

- Как можно расположить эти рисунки?

- имя ученика, выйди к доске.

- Да, можно рисунки можно расположить от беспорядочных линий и каракуль к изображению домов и людей, или от беспорядка-хаоса к порядку

- Так древние люди видели создание Вселенной.

Отвечают на вопросы, строят высказывания.

Делятся впечатлениями.

Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности

Предлагаю вам побыть в роли древнего человека.

(аудиофрагмент)

 

- Закройте глаза. Представьте, вокруг темно, холодно, раздаются неизвестные звуки… Отовсюду чувствуются опасность (в лесу – зверь, с небес – молния, грозящая пожаром, продолжительные дожди или засухи).

- Откройте глаза. Что вы почувствовали?

- Древний человек пытался объяснить происходящее, пытался понять, что его окружает, осмыслить. Так появляется миф.

Тема урока - «В мире мифа»

- Что вы уже знаете про мифы? (выслушиваю ответы детей).

- Знания есть, но пока они хаотичны (показываю на рисунки).

 

- Так какова цель урока?

- Значит цель урока (показываю на рисунки) привести эти знания к порядку, узнать, что такое миф, познакомиться с мифами

Прослушивание звуков природы.

 

 

Погружение.

 

 

 

Отвечают на вопросы, строят высказывания. Делятся впечатлениями.

 

 

 

Делают предположения.

Уточняют, формулируют тему урока.

 

 

Ставят цель.

Психолого-педагогические

1. Игровая форма – создание комфортного психологического микроклимата.

2. Эмоциональная разрядка посредством просмотра отрывка.

 

Этап активного освоения учебного материала

(В руках держу энциклопедию)

- Что это? Зачем она нужна? Как энциклопедия может быть связана с темой урока?

 

- Действительно, в мифах, как и в энциклопедиях содержатся ответы на все вопросы древнего человека.

(На слайде появляется: Миф = энциклопедия древнего человека).

- Давайте откроем нашу энциклопедию, чтобы понять, на какие именно вопросы там находил ответы древний человек.

Слушают учителя.

 

 

Делают предположения.

 

- А чем они отличаются?

 

- У каждого народа есть свои мифы, или мифология. Есть древнегреческие, египетские, скандинавские и др. мифы.

 

- Лучше всех сохранились мифы Древней Греции.

(показывает энциклопедию)

- Открываем следующую страницу.

 

- Кто читал мифы Древней Греции?

- Замечательно. Предлагаю проверить, как хорошо вы их знаете.

(на экране изображение статуи Геракла)

 

- Кто изображен на слайде?

- Действительно, это статуя древнегреческого героя Геракл.

- Как вы это поняли?

- По определенным признакам, или атрибутам можно определить персонажа древнегреческой мифологии. Да и сюжет здесь знакомый. Битва Геракла с Немейским львом. Кстати, эту скульптуру можно внимательнее рассмотреть в нашем Эрмитаже.

- Кто такие герои? Герои – это полубоги, полулюди.

 

Отвечают на вопросы, строят высказывания.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Строят высказывания.

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы.

Строят высказывания.

 

Психолого-педагогические

1. Игровая форма – создание комфортного психологического микроклимата.

2.Стимулирование мотивации учащихся через игру

- Представим, что мы с вами древние греки. Представили? Настраиваемся. Мы древние греки

 

- Игра «верю – не верю». Я буду называть вам факт, связанный с Гераклом, а вы определяете. Правда это или нет. Если правда – хлопаем в ладоши, если нет – ничего не делаем.

- Еще раз – мы древние греки.

- Например, (показать) Геракл – герой древнегреческих мифов (хлопок). Это правда.

 

  1. Геракл учредил Олимпийские игры

(хлопок). Это правда.

  1. Геракл боролся с Зевсом и это состязание закончилось вничью

(хлопок). Это правда.

  1. Геракл был принят на Олимп и счастливо там обитает вместе с богами

(хлопок). Это правда.

  1. Гераклу посвящали храмы и жертвенные алтари

(хлопок). Это правда.

  1. В честь Геракла греки учредили праздники – гераклеи

(хлопок). Это правда.

  1. В Древней Греции даже существовал город Геркуланум, названный в честь славного героя

(хлопок). Это правда.

 

- Действительно, все утверждения оказались правдой. Но важно – правдой для древнего человека. Он верил, что Геракл существовал. В его честь устраивали праздники и называли города.

 

- В этом и главное отличие мифа от сказки. В сказке все понимают, и рассказик в первую очередь, что это вымысел.

- В мифе все, что происходит, для древнего человека – правда.

 

 

Знакомятся с правилами игры.

 

 

 

 

 

Играют в игру «Верю/ Не верю»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Психолого-педагогические

1. Создание условий для успешной деятельности для ребят.

Организационно-педагогические

1. Смена деятельности, разнообразие деятельности.

2. Организация двигательной активности учащихся – снятие усталости и напряжения.

Учебно-воспитательные

1. Обучение навыкам постоянной грамотной заботы о своем здоровье.

 

Рефлексия

Подведем итоги. Напомните, какой была цель урока?

- О чем говорится в мифах?

- Чем для древнего человека является миф?

 

- Как вы думаете, в современном мире существуют мифы?

- Геракл для древнего человека как эльфы для современных исландцев. Пятьдесят четыре процента исландцев либо верят в них, либо говорят, что существование эльфов вполне возможно. И не нам их отговаривать.

Отвечают на вопросы, строят высказывания.

 

 

 

Аргументируют, отвечают на вопросы.

 

1. Самооценка эмоционального состояния учащихся в конце урока.

2.Формирование умения анализировать и объективно оценивать свои результаты.

3.Формирование умения оценивать свою работу на занятии.

Приложения

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИМЯ

 

 

СЕМЬЯ

 

 

АТРИБУТЫ

 

 

СПОБОБНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ИМЯ

 

 

СЕМЬЯ

 

 

АТРИБУТЫ

 

 

СПОБОБНОСТИ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ПОСОХ И ЗМЕЯ

 

 

 

 

 

 

ЛАВРОВЫЙ ВЕНОК

 

 

 

 

ЛИРА

 

 

 

ЛУК И СТРЕЛА

 

 

 

 

ДЕЛЬФИН

 

 

 

 

МОЛНИЯ

 

 

 

 

ЩИТ

 

 

 

 

КОЛЕС

НИЦА

 

 

 

 

 

ОРЁЛ

 

 

 

 

 

ЧАША

 

 

 

ТРЕЗУБЕЦ

 

 

 

СОВА

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Основные тексты

 

 

1

2

Асклепий - сын Аполлона— бог врачей и врачебного искусства.

Мудрый кентавр Хирон воспитал Асклепия на склонах Пелиона.

 

Жил в Греции такой целитель –

Асклепий. Был его учитель –

Известный мудростью Хирон.

Кентавр – мифический герой.

 

Под его руководством Асклепий стал таким искусным врачом, что превзошел даже своего учителя Хирона.

 

Асклепию он дарит знания

И учит тайнам врачевания…

Познав секреты древних книг,

Способным вырос ученик.

Он был особенным врачом –

Узнаешь многое о нём…

 

Асклепий не только исцелял все болезни, но даже умерших возвращал к жизни. Этим прогневал он властителя царства умерших Аида и громовержца Зевса.

 

И разнеслась в округе весть,

Что необычный доктор есть:

Он все болезни исцеляет

И даже мёртвых воскрешает…

 

Люди обожествили сына Аполлона как бога-целителя. Они воздвигли ему много святилищ и среди них знаменитое святилище Асклепия в Эпидавре.

Асклепий за свои деяния

Назначен богом врачевания!

И верили в него, молились,

В святилище его лечились.

Там были храмы и скульптуры,

И стадион для физкультуры;

Такой вот древний санаторий:

Бассейн с целебною водою;

Диета, грязи, упражнения.

 

«Сказания о богах Древней Греции»

 

«12 мифов Древней Греции в стихах», О.Щербакова

 

 

Дополнительный текст

 

Изображался Асклепий в виде бородатого мужчины в длинном плаще с посохом, вокруг которого обвилась змея. Позже его символом стала чаша, также обвитая змеей.

У Асклепия была дочь Гигиея (Гигия). В то время как ее отец был непосредственно связан с исцелением, сама Гигиея была связана с профилактикой болезней и сохранением хорошего здоровья. Она олицетворяла здоровье, чистоту и гигиену.

(«Мифологическая энциклопедия»)

Вначале существовал лишь вечный, безграничный, темный Хаос. В нем заключался источник жизни мира. Все возникло из безграничного Хаоса — весь мир и бессмертные боги. Из Хаоса произошла и богиня Земли — Гея. Широко раскинулась она, могучая, дающая жизнь всему, что живет и растет на ней...

(мифы Древней Греции)

 

Сначала не было Неба, Солнца и не было Земли. Был только мой отец, первозданный Хаос по имени Нун. В серой ужасной мгле не было света и звука — лишь бесконечное молчание, которое пронизывало всю Вселенную.

А потом появился я — тот, кто существует как бог Солнца. Люди называют меня Ра…

(мифы Древнего Египта)

 

Сначала не было ничего: ни земли, ни неба, ни песка, ни холодных волн. Была лишь одна огромная черная бездна Гинунгагап. К северу от нее лежало царство туманов Нифльхейм, а к югу - царство огня Мусспельсхейм. Тихо, светло и жарко было в Мусспельсхейме, так жарко, что никто, кроме детей этой стра­ны, огненных великанов, не мог там жить, в Нифльхейме же, напротив, господствовали вечный холод и мрак.

Но вот в царстве туманов забил родник Гёргельмир

(мифы Древней Скандинавии)

 


Полный текст материала Конспект урока литературы "В мире мифа"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вылегжанина Екатерина Викторовна  Публикатор
31.03.2022 0 17127 1261

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК