Конспект урока русского языка "Употребление наречий в речи"; 7 класс
Пояснительная записка
Урок русского языка по теме «Употребление наречий в речи». 7 класс.
Учитель: Тюлюпкалиева Н.В.
Цели урока:
I. Познавательные (образовательные):
1) выявить роль наречий в языке,
II. Практические (развивающие):
1) развитие логического и образного мышления; формирование навыков поисковой и исследовательской деятельности;
2) развивать наблюдательность, умение сравнивать, обобщать, делать выводы.
III. Воспитательные:
1) активизировать интерес школьников к учебному предмету, расширять их кругозор;
2) воспитывать уважение к родному языку, его богатству, желание соблюдать его законы и правила.
Тип урока: урок-исследование.
Используемые методы исследования: опрос, наблюдение, анализ, сравнение, обобщение.
Оборудование: тексты с заданиями, компьютер, интерактивная доска.
Ожидаемый результат: выявлена роль употребления наречий в речи.
Список используемой литературы:
Учебник «Русский язык. Учебник для 7 класса». - Разумовская М.М. – М., 2008.
Отрывки произведений русских поэтов, писателей.
Урок русского языка в 7 классе ориентирован на ФГОС второго поколения, согласно которому процесс обучения, познания становится приоритетным. Важен не только и не столько результат творческого поиска, сколько сам его процесс, в котором участники идут к истине методом проб и ошибок. Этим условием (самостоятельное получение новых знаний) и был обусловлен выбор типа урока- урок-исследование.
Ход урока.
Организационный момент, приветствие.
1. Здравствуйте, ребята. Меня зовут Наталья Владимировна. Я сегодня у вас проведу урок русского языка. В начале урока предлагаю вам подарить друг другу хорошее настроение. Давайте улыбнёмся друг другу и постараемся сохранить хорошее настроение на весь день.
1 ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Русский писатель М.Горький сказал: «Русский язык необыкновенно богат наречиями, которые делают нашу речь точной, образной, выразительной». И это правда. Послушайте внимательно необычное стихотворение Ларисы Есиной и подумайте, в чем его необычность (учитель читает стихотворение).
Морозно,
белоснежно, скользко,
Предпразднично
и долгожданно:
Торжественно! Душевно.
Броско.
Традиционно и желанно.
Загадочно.
Блестяще. Звездно.
Волшебно. Искренне.
Реально!
Таинственно, сакрально,
просто -
По-детски чисто, изначально...
- О каком времени года говорится в стихотворении? (Я думаю…)
- Догадались, в чём необычность стихотворения? (Лариса Есина написала стихотворение о зиме, используя одни наречия).
- Действительно, это стихотворение полностью состоит из наречий. Но ведь это очень необычно. А как вы думаете, как часто они используются? Именно это мы и попробуем выяснить сегодня. (для себя: Как при помощи наречий можно выражать мысли. Роль наречий в тексте и речи).
- Как вы думаете, какова тема нашего урока? (Употребление наречий в речи).
2 ПРЕЗЕНТАЦИЯ
- Исходя из темы, сформулируйте цели урока. На какой вопрос мы будем искать ответ? С чем мы будем работать на уроке? (с текстами, правильно употреблять наречия, работать в группах).
Сегодня вы оцениваете себя самостоятельно, посмотрите, у каждого имеется лист самооценки, подпишите их. А вы обратили внимание, что они разного цвета? Посмотрите на столы, какого цвета ваш лист самооценки, в такой группе вы и будете работать. Особенностью нашего урока будет то, что вы оцениваете себя сами.
2. Побуждающий диалог.
- Как вы думаете, а слова, каких частей речи чаще всего используются в языке? ( сущ., прилаг., мест., глаг.). А наречия?
3. Постановка учебной проблемы.
- Так стоит ли такой малоупотребляемой части речи вообще уделять внимание? На уроке мы проведём небольшое исследование. Как вы думаете, на что будет нацелено наше исследование? Давайте попробуем сформулировать гипотезу. ( необходимо понять, как часто употребляются наречия).
3 ПРЕЗЕНТАЦИЯ. 1 ЭТАП.
- Сейчас мы начнем лингвистический эксперимент. Возьмите в руки задание №1.
Для исследовательской работы я предлагаю три текста разных стилей речи. Обращаю ваше внимание на то, что на две группы вы получили одинаковые тексты. В ходе проверки, если 2 группа не согласна, то нужно поднять руку. Ребята, вам нужно будет записать свой ответ в предложенное клише на месте пропусков, все увидели?
Также обращаю ваше внимание на то, что Вам предлагается следующий порядок ответа:
1. Первый обучающийся читает текст с места, называя наречия.
2. Второй зачитывает результаты исследования по плану.
3. Третий в это время записывает цифровые показатели на доске: стиль текста, сколько слов в тексте, сколько наречий, а также какой % занимают наречия в тексте. Предлагаю распределить между собой обязанности, кто, что будет делать. На исследование вам отводится 7 минут. Если группа готова записывать цифровые показатели, то сразу выходите к доске.
До конца исследования осталось_______минут…Осталась _____минута.
- ИТАК, ПРОВЕРЯЕМ! НАЧИНАЕМ ПО ПОРЯДКУ, С 1 И 2 ГРУППЫ.
Напомнить , чтобы записывали на доску результаты исследования
ТЕКСТ 1. ГРУППЫ 1,2
Как всегда неожиданно пошел первый снег. Как быстро он покрыл пуховым одеялом скамейки в городском парке. Снегопад резко обрушился на город. Мгновенно украсил дороги и городские тротуары сугробами. Лежит и искрится такой лохматый и густой. Кажется, что тебе на перчатки и шарф трепетно ложатся крохотные звездочки. (6 наречий).
ОТВЕТ ГРУППЫ 1,2. Во время исследования наша группа обнаружила, что данный текст является примером ХУДОЖЕСТВЕННОГО стиля речи. Данные предложения можно назвать текстом, потому что объединены одной темой: «СНЕГОПАД»; а также одной мыслью: «ПОКАЗАТЬ КРАСОТУ СНЕГОПАДА». Мы озаглавили текст:___. В нем всего 46 слов, 6 из них наречий. Исходя из нашего исследования, мы можем сделать вывод о том, что наречия в тексте занимают 6/46 часть (0,11 = 11%). Я думаю, что наречия можно/ нельзя назвать самой употребительной частью речи, потому что..
ТЕКСТ 2. ГРУППЫ 3,4
Мороз - довольно частое явление для севера материков, но ближе к экватору он становится редким явлением. Из-за вращения Земли вокруг солнца и наклона оси на планете есть сезонность. И этим объясняются особенности сибирского климата. Морозом обычно называют серьёзное понижение температуры.
ОТВЕТ. ГРУППЫ 3,4 Во время исследования наша группа обнаружила, что данный текст является примером НАУЧНОГО стиля речи. Данные предложения можно назвать текстом, потому что объединены одной темой: «МОРОЗ»; а также одной мыслью: «МОРОЗ-РЕДКОЕ ЯВЛЕНИЕ НА ЮГЕ И ЧАСТОЕ НА СЕВЕРЕ».
Мы озаглавили текст:__________. В нем всего 39 слов, 3 из них наречий. Исходя из нашего исследования, мы можем сделать вывод о том, что наречия в тексте занимают 3/39 часть (0,05=5%). Я думаю, что наречия можно/ нельзя назвать самой ….
ТЕКСТ 3 ГРУППЫ 5,6
Сегодня ударил мороз, тридцать лет такого не видели. На улицу выйдешь - ресницы инеем покрываются. Того и гляди (фразеологизм 1 слово), одежда ломаться от холода начнёт. Вот уж угораздило родиться в Сибири.
ОТВЕТ ГРУППЫ 5,6.Во время исследования наша группа обнаружила, что данный текст является примером РАЗГОВОРНОГО стиля речи. Данные предложения можно назвать текстом, потому что объединены одной темой: «МОРОЗ»; а также одной мыслью: «ВОТ УЖ УГОРАЗДИЛО РОДИТЬСЯ В СИБИРИ». Мы озаглавили текст:____________. В нем всего 26 слов, 1 из них наречие. Исходя из нашего исследования, мы можем сделать вывод о том, что наречия в тексте занимают 1/26 часть (0,04 = 4%). Я думаю, что наречия можно/ нельзя назвать самой употребительной.
- А теперь заполните свои листы оценивания. Оцените свою работу.
- Давайте подведем итог. Согласно нашему исследованию, можно ли назвать наречие самой употребительной частью речи? Почему?
- Значит, наша гипотеза была верной? (понять, как часто употребляются наречия).
- А в каком стиле речи чаще всего используются наречия? Какая часть? (в худож., 1/10).
2 ЭТАП.
Лингвистический эксперимент. Найдите 2 этап.
-Вторая часть будет посвящена исследованию поэтического текста.
-На столах у вас находится стихотворение «Зима».
-Прочитайте внимательно текст и подчеркните наречия. Приготовьтесь читать каждый по строчке, называя при этом наречия. Время на подготовку 1 минута.
-ИТАК, начинаем с группы №1. Читаем по строчке.
ЗИМА
Морозной гладью стелется дорога,
И человек иззябшими ногами
Протаптывая путь, стуча зубами,
Бежит, чтобы согреться хоть немного.
Как счастлив тот, кого теплом и светом
Родной очаг укрыл от зимней стужи –
Пусть снег и ветер там – снаружи…
Ходить по льду опасно, но и в этом
Для юности забава; осторожно
Идут по кромке скользкой, ненадёжной;
Не удержавшись, падают с размаха
На тонкий лёд — и прочь бегут от страха.
Клубятся вихрем снежные покровы;
Как будто вырвавшись из заточенья,
Бушуют ветры встречные, в сраженье
Друг против друга ринуться готовы.
- А теперь, ребята, уберите из текста все наречия и подготовьтесь читать также по строчке, но без наречий. - Итак, какую роль играют наречия? (определяют как, где, когда, зачем происходит действие).
- Каким станет текст без наречий? (Без наречий текст станет бессмысленным, наречия необходимы для того, чтобы более точно характеризовать действие, предмет, признак).
- Возвращаемся к гипотезе. Напоминаю. Нам необходимо было понять, как часто употребляются наречия. ( 1) наречие не самая общеупотребительная часть речи.2) но без наречия трудно определить, где и как происходят действия).
- Приготовьте листы оценивания и оцените свою работу по 5 бальной шкале.
3 ЭТАП
Мы продолжаем наше исследование и поработаем над констуированием предложений, используя при этом наречия. ПЕРЕХОДИМ К 3 ЭТАПУ.
Перед вами конверты, в них – слова. Ваша задача - составить предложения. Обращаю ваше внимание, что предложения необходимо прикрепить на доску магнитом ПООЧЕРЕДНО !!! в зависимости от групп. Необходимо также назвать наречия. На доске перед вами уже есть начало. ЗИМА. ИТАК, ВРЕМЯ НА ВЫПОЛНЕНИЕ РАБОТЫ _2_МИНУТЫ.
1 гр. С каждым днем становится морознее и холоднее (сравнит. простая степ. наречия).
2 гр. Деревья красиво окутались в зимние одежды.
3 гр. Кругом сугробы.
4 гр. Сосульки опасно и в то же время волшебно свисают с крыш.
5 гр. Часто можно услышать задорный смех детишек.
6 гр. Они увлеченно лепят снежную бабу или катаются на санках.
-Можно ли считать эти предложения текстом? Ответ обоснуйте.
-А есть ли в этом тексте наречия?
-Какую функцию они выполняют в тексте, для чего служат? (помогают определить, как, где, когда и почему происходят действия в тексте).
- Оцените свою работу. Заполните листы оценивания.
А используем ли мы наречия в повседневной жизни и, если да, то для чего? (чтобы знать где, когда, для чего, почему и как совершаются действия, чтобы точно выражать свои мысли).
4 этап. Домашнее задание.
- Ребята. В качестве домашнего задания я предлагаю вам выполнить творческую работу на тему: «Нравится ли мне зима?» с использованием наречий. Эти предложения вы можете использовать в своей домашней работе.
5 этап. Подведение итогов урока.
- А теперь подведём итог и сделаем выводы о функции наречия.
- Подтвердилась ли гипотеза, которую мы выдвинули в начале урока? (понять, как употребляются наречия). Почему? (Гипотеза не подтвердилась. Если наречия не будут использоваться в речи, в художественных произведениях, то утратится возможность более точного, образного выражения мысли). А именно.
Наречия уточняют действие, указывают на время, место, причину.
2. Делают текст ярким, выразительным.
- Итоговое заполнение листов оценивания. Подсчёт баллов.
6 ЭТАП ПРЕЗЕНТАЦИЯ СЛАЙД РЕБЯТА, ПРОДОЛЖИТЕ ФРАЗУ.
Сегодня я узнал(а)…
Я понял(а), что…
Теперь я могу…
- Благодарю всех за хорошую работу. Сдайте листы оценивания. Урок окончен.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Тюлюпкалиева Наталья Владимировна
→ Публикатор 06.04.2022 0 1410 44 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.