Конспект и презентация к уроку литературы "В жизни всегда есть место подвигам"; 7 класс
Разработка урока литературы
7 классе
В жизни всегда есть место подвигам (по материалам рассказа М.Горького «Старуха Изергиль»: легенда о Данко)
Учитель: Залиханова Лейля Таусолтановна
МОУ «СОШ» с.Терскол
Урок литературы в 7 классе
М. Горький «Старуха Изергиль»: легенда о Данко»
Эпиграф к уроку:
«… в жизни всегда есть место подвигам»
(А.М.Горький «Старуха Изергиль»).
Цели: 1) познакомить с понятиями романтизм, романтический герой; развивать навыки анализа текста;
2) развивать устную речь учащихся, тренировать внимание, память, логическое мышление; расширять словарный запас обучающихся;
3) через анализ легенды воспитывать уважение к высоким нравственным качествам: самопожертвованию, подвигу, служению людям, добру.
Планируемые результаты: знание понятий «романтизм», «романтический герой», содержания легенды о Данко; владение элементами анализа текста.
Тип урока: урок изучения нового материала
Оборудование: персональный компьютер, учебник, портрет писателя, карточки со словами, закрепленные на доске.
ХОД УРОКА
I. Организационный момент
- Здравствуйте. Садитесь.
Сегодня мы с вами завершим работу над «Легендой о Данко», которая является одной из трех составляющих рассказа М.Горького «Старуха Изергиль», написанной в 1894 году. И начнем мы работу с анализа эпиграфа.
Скажите, как вы его понимаете?
- Ответы учащихся
-Хорошо. В конце урока мы вновь к нему вернемся.
II. Работа по теме урока
1. Слово учителя
Давайте вспомним настоящее имя писателя (Алексей Максимович Пешков), Максим Горький – псевдоним писателя, а что такое «псевдоним»? (Псевдоним - вымышленное имя, используемое человеком в публичной деятельности вместо настоящего).
Хочу прочитать вам высказывание великого писателя:
«...Учитесь, читайте, научитесь уважать людей за их работу, за все то, что они сделали для Вас...», - так говорил человек, который сам был постоянно завален работой, просиживал за столом по 14 часов в сутки. Имя этого человека, портрет которого вы видите на доске, - Максим Горький.
Горький всегда пристально наблюдал за жизнью, видел в ней и радости, и горести, и разочарования, и негодования.
За несколько месяцев до создания рассказа “Старуха Изергиль”(в 1894 году) Горький писал: “Мечтать - не значит жить! Нужны подвиги, подвиги! Нужны такие слова, которые бы звучали, как колокол набата, тревожили все и, сотрясая, толкали вперед. Пусть отвращение к настоящему будет беспокойной, острой болью и жажда будущего – страстным мучением”. Так понимал высший смысл и жизни и искусства писатель. И сам искал сильное, яркое слово, которое могло бы подвигнуть человека на подвиг, заставить изменить жизнь.
-Писатель видел несправедливость вокруг себя, он понимал, что мир несовершенен, что его нужно изменить в лучшую сторону, что это под силу человеку, людям.
Давайте подведем итог всему сказанному: о чем же размышлял в ранних произведениях писатель? (О сильной яркой личности, которая могла бы повести за собой людей и показать им, что жизнь можно изменить к лучшему.)
2.Целеполагание
- Как вы думаете, какова цель нашего урока?
(Будем анализировать легенду о Данко, определим смысл жизни романтического героя, увидим исключительного героя в исключительных ситуациях).А какого героя мы можем назвать романтическим?
- А кто сможет объяснить, что такое «романтизм», пользуясь записями в тетради.
(Романтизм – художественное направление в литературе, признаками которого является изображение исключительной личности, часто одинокой и неудовлетворенной настоящим, устремленной к далекому идеалу и потому находящейся в резком конфликте с обществом, с людьми.)
- Что является его основными чертами? (Отвечают, используя домашние записи)
Основные черты романтизма :
-Основа произведения романтизма - конфликт между реальным миром и вымышленным, миром.
-Драматический сюжет-главный герой одинок и несчастен, стремление к идеалу приводит к трагедии сильной личности.
-Авторское отношение к действительности выражено через главного героя-бунтаря.
-Чувства на первом месте, отрицание рациональности, разумности на фоне природных явлений и народных традиций.
-Использование ярких, средств художественной выразительности, передающих человеческие страсти.
-А с какими средствами выразительности мы встретились в рассказе?
Эпитеты: веселые, сильные люди: метафоры: каменные деревья, воздушные цветы; олицетворения: страх родился, ветер бил…
4. Аналитическая беседа.
- Итак, понятно, что вы уже прочитали произведение. Докажите, что оно является романтическим. ( Проводят анализ, используя записи в тетради)
Ребята, во время чтения рассказа , вам, наверняка, встретились незнакомые и непонятные слова. - К чему мы обращаемся в случае, когда не знаем значения слова? (К словарям)
5.Терминологическая работа (работа со словарем)
Объясните значение слов, записанных на доске.
Подвиг - героический самоотверженный поступок.
Поступок - решительное активное действие в сложных обстоятельствах.
Трусость - отказ от какого-либо действия (поступка) по причине страха. Предательство - нарушение верности кому-либо или неисполнение долга перед кем-либо.
Самопожертвование - готовность отказаться от удовольствий, личных жизненных целей ради интересов других людей.)
Герой - это мужественный, бесстрашный человек, который, рискуя своей жизнью, совершает подвиг во имя других людей.
6. Определение жанровых особенностей произведения
- В произведении мы впервые сталкиваемся с понятием «легенда».Что это такое? Обратимся к словарю литературных терминов. Запишем определение в тетрадь.
(Легенда одна из разновидностей несказочного прозаического фольклора, бытует, начиная с шестого века. Первоначально – житие святого, написанное для чтения в день его памяти. В фольклоре легенда – рассказ, в основе которого лежит чудо, фантастический образ или представления, которые воспринимаются как достоверные.)
Легенды рассказывли рассказчики, сказители, люди из народа.
Горький не случайно вводит в повествование образ рассказчицы. Старуха Изергиль – носительница и выразительница народной правды. Кроме того, у писателя появляется возможность сравнить реальную жизнь с миром легенд. Старуха Изергиль, рассказ о судьбе которой занимает центральное композиционное место в повести, пережила в молодости и судьбу Данко. Это, по мнению писателя, лучшее свидетельство того, что в жизни каждого человека есть место и для индивидуализма, и для подвига. Рассказчица легенды о Данко – тоже романтический герой, идеал ее жизни – свобода.
7.Обращение к ассоциативному мышлению учащихся.
Бывают люди, которых называют «человек-легенда». Вам известны имена таких людей?
Составьте словесный портрет человека-легенды. (Смелый, бесстрашный, умеющий преодолевать трудности, опасности, жертвующий собой во имя других, совершающий подвиг...)
-Мы можем сказать о Данко, что он «человек-легенда»?
-А теперь обратимся к тексту и попробуем ответить на вопрос:
Каким должен быть человек-герой, и как ему жить среди людей?
Этот вопрос поднимали многие писатели, над этим размышлял и М. Горький. Давайте поразмышляем и мы.
10. Анализ легенды о Данко, работа с текстом.
- Обратимся к началу текста. Как Горький характеризует племя? (2 предл.)
- Где они жили сначала? (1 предл.)
- Почему эти смелые люди оказались в глухом лесу?(3 предл.)
- Символом чего является лес? (Страх)
- Почему у таких сильных людей родился страх? (От безысходности и смерти близких)
- Что-нибудь сделало племя, чтобы изменить свою жизнь?
- К чему привело бездействие? Что породило? (Трусость, страх)
- К какой мысли привели их трусость и бездействие? (Готовность к рабской жизни)
- И вот появляется Данко. Найдите описание Данко в тексте.
- Смотрите, как красиво сказано: красивые всегда смелые. О какой красоте идет речь? (Внутренней, душевной).
-Посмотрим на главного героя Данко. Исключительный герой. Проведите грамматический анализ имени Данко (Дать, дань, данный).
- Почему люди, посмотрев на него, увидели, что «он лучший из них» и доверили именно ему вывести племя? («В очах его светилось много силы и живого огня»)
-На какую деталь обращает внимание в образе Данко М. Горький? (Глаза пылают, сердце пылает через глаза).
-Какая есть замечательная пословица, отражающая это? (Глаза - зеркало души)
-Почему люди готовы идти за ним? (Поверили, хотят обрести свет).
- Тогда почему они сначала «начали роптать» на Данко, а потом и вовсе «в гневе обрушились» на него? (Оказалось, что Данко, который шёл впереди них, вызвал раздражение, т.к. «стыдно было сознаться в бессилии». «Стали они упрекать его в неумении управлять ими».)
- За что же он должен был погибнуть? (За то, что им в дороге не было легко)
- Какое чувство переживает Данко, глядя на толпу судящих его людей?
(Сначала испытывает негодование, но «от жалости к людям оно погасло», «вспыхнул огнём желания спасти их»)
- В чем красота подвига Данко? (Отдать жизнь за людей - вот величайшее счастье, доступное всем. Он принес себя в жертву, чтобы осветить путь людям и вывести их из тьмы и гибели к счастливой жизни)
-Зачем наступил человек на еще пылающее сердце Данко? Какова функция эпизода об «осторожном человеке»? (Упоминание об «осторожном человеке» вводится в легенду о Данко для того, чтобы подчеркнуть исключительность героя.)
-Как вы считаете, стоило ли Данко жертвовать собой ради таких людей?
-Как появилась у М.Горького идея написать рассказ?
В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее
11. Индивидуальное сообщение обучающегося
В основе легенды о Данко лежит библейская история о Моисее. Прослушайте ее и сопоставьте с легендой о Данко. (Доклад ученика)
Повелел Бог Моисею вывести еврейский народ из Египта. Сотни лет прожили евреи в Египте, и им очень грустно расставаться с насиженными местами. Составились обозы, и евреи тронулись в путь.
Вдруг египетский царь пожалел, что отпустил своих рабов. Случилось так, что евреи подошли к морю, когда увидели позади себя колесницы египетских войск. Взглянули евреи и ужаснулись: впереди море, а сзади вооруженное войско. Но милосердный Господь спас евреев от гибели. Он велел Моисею ударить палкой по морю. И вдруг воды расступились и стали стенами, а посередине стало сухо. Евреи устремились по сухому дну, а Моисей опять ударил палкой по воде, и за спинами израильтян она снова сомкнулась.
Далее евреи шли по пустыне, и Господь постоянно заботился о них. Господь велел Моисею ударить палкой по скале, и из нее хлынула холодная вода. Много милостей оказывал Господь евреям, но они не были признательны. За непослушание и неблагодарность Бог наказал евреев: сорок лет они блуждали в пустыне, никак не могли прийти в землю, обещанную Богом. Наконец, Господь сжалился над ними и приблизил их к этой земле. Но в это время вождь их Моисей умер.
– В чем сходство библейской истории и легенды о Данко?
(Моисей и Данко выводят людей из опасных для дальнейшего проживания мест. Путь оказывается трудным, а отношения Моисея и Данко с толпой осложняются, так как люди теряют веру в спасение).
– Чем сюжет легенды о Данко отличается от библейской истории?
(Моисей опирается на помощь Бога, так как исполняет его волю. Данко испытывает любовь к людям, сам вызывается спасти их, ему никто не помогает.)
III. Закрепление изученного материала.
- Поступок Данко – подвиг или самопожертвование?
- Подвиг и самопожертвование – одно и то же?
- Данко - особенный человек?
- А какой человек способен совершить подвиг? (Человек с внутренним желанием помочь, способный пожертвовать собой)
- Чем может пожертвовать современный человек? Есть ли вокруг нас люди, которые готовы совершить подвиг?
IV. Подведение итогов урока
- Что мы делали сегодня на уроке? (Сегодня мы говорили о легенде о Данко и ее главном герое).
- Какова же тема легенды? (Тема - подвиг Данко, жертвующего собой ради спасения людей.)
-Что вы можете сказать о Данко после подробного анализа легенды?
Данко – гордый, сильный, свободолюбивый человек, который пожертвовал собой ради людей. Этот яркий герой вырвал своё сердце и отдал его людям. Люди даже не заметили его смерти, а «один осторожный человек» наступил на смелое сердце ногой. Но в настоящем есть следы, оставшиеся от сердца Данко – это голубые искры степи, появляющиеся перед грозой.
Горький нам показал примеры жизни людей в обществе: одни выбирают жизнь во имя своего самосохранения, другие выбирают жизнь ради других.
Горький убеждён, что красивые, сильные, гордые люди никогда не переведутся на земле.
V. Рефлексия
- Итак, ребята, вам понравилось путешествие по романтическим произведениям Горького?
- Скажите, пожалуйста, цели, которые мы ставили в начале урока, достигнуты?
- Что нового на уроке вы сегодня узнали?
- О чем мы поговорили?
И главный вывод, который мы с вами можем сделать сегодня-
в жизни всегда есть место подвигам! И об этом мы должны помнить!
Если я гореть не буду
Если ты гореть не будешь
Если мы гореть не будем
Кто тогда разгонит тьму?
VI. Домашнее задание:
Написать сочинение-миниатюру на тему: «В жизни всегда есть место подвигу»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Залиханова Лейля Таусолтановна
→ Публикатор 07.04.2022 0 2347 67 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы