Конспект урока русского языка "Союз как часть речи. Простые и составные союзы"; 7 класс
Методическая разработка
урока русского языка по теме:
«Союз как часть речи.
Простые и составные союзы»
Учитель русского
языка и литературы
Хевертей С.Д.
Кызыл, 2018 год
Тема: Союз как часть речи. Простые и составные союзы.
Цель: Уточнить грамматическое понятие союза, как служебной части речи: познакомить с простыми и составными союзами.
Задача:
-
Обучающие: закрепить уже имеющиеся знания и умения о союзе;
-
Выработать умение отличать союз от предлогов и других знаменательных частей речи;
-
Вызвать у учащихся интерес к этнографии родного края
Оборудование:
-
Таблица «Запомни союза»;
-
Таблица «Сопоставление союза и предлога»;
-
Использование ИКТ, слайды к текстам;
-
Рисунок к легенде о Сут-Холе;
-
Размноженные тексты к уроку.
План:
-
Организационный момент;
-
Повторение:
а) Морфологический разбор причастия;
б) Синтаксический разбор предложения;
в) Работа с текстами №1 и 2
-
Объяснение нового материала;
-
Закрепление;
-
Подведение итогов урока;
-
Домашнее задание.
Ход урока:
-
Организационный момент. Психологический настрой учеников.
-
Повторение
а) Морфологический разбор причастия: Очарованный
б) Синтаксический разбор предложения:
От заходящего солнца пробежит по воде золотая дорожка, станет алой вода, и замрет путник, очарованный сказочной красотой Сут-Холя.
в) Работа с текстом:
1. Вступительное слово учителя.
Ребята, кто из вас скажет, что означают географические названия:
Монгун-Тайга, Хаан-Даг, Баян-Кол, Алдын-Булак, Сут-Хол и т.д.
Ответы на эти вопросы дает наука топонимика (греч. Топос - «место», онима – «имя, название»).
Богата и разнообразна топонимия Тувы. Тувинцы – прекрасные знатоки природы, давали своим рекам, горам красивые звучные названия: Хилин-Хоол – «Бархатное озеро», Хаан-Даг – «Царь-гора», Монгун-Тайга – «Серебряная тайга», Баян-Кол – «Богатая река», Сут-Хол – «Молочное озеро».
2. Чтение текста №1 «Сказочный Сут-Хол». Работа с орфограммами, пунктограммами.
Сут-Хол запоминается каждому, кто хоть раз его видел. Дикие скалы, пр_чудливые (полу)острова, белые обл_ка отражаются в в_де, как в ска_ке. В ра(н,нн)ие утре(н,нн)ие часы Сут-Хол сияет серебром. Прекрасен он и вечером. От заходящего со_нца проб_жит по в_де з_л_тая доро_ка, станет алой в_да, и замрет путник, зач_рова(н,нн)ый сказочной красотой Сут-Холя.
Озеро лежит (не)далеко от бурного Хемчика. Близ Сут-Холя виднеется лесистая гора Бора-Тайга. С юга над озером поднялась Кызыл-Тайга – «Красная тайга». На б_регах Сут-Холя р_стут и стройные ели, и могучие кедры, и огромные лиственницы. Цветут колокольчики, лилии и ирисы.
-
Объяснение новой темы.
Вопросы:
-
Какие два слова не являются членами предложения?
-
Почему? (к ним нельзя поставить вопросы, они не обозначают ни признаков, ни предметов, ни действий)
-
Какое из них предлог, а какое – союз?
-
Что же общего между предлогом и союзом?
-
А чем они различаются?
-
Работа с таблицей «Запомни союзы»;
-
Чтение правила (страница 119)
-
Закрепление.
Работа с предложениями из текста №1.
Задание: Найти предложения, в которых есть союз, и нарисовать схемы предложений, объяснить знаки препинания.
-
[ , и ].
-
[и , и , и ].
-
[ , и ].
-
Ребята, кто знает, почему озеро получило такое загадочное название?
Работа с текстом №2
Послушайте легенду (демонстрация слайдов).
Легенда о Сут-Холе.
В народе живет легенда. В древние времена у озера Сут-Хол поселилась старуха-колдунья. Она варила их трав целебные отвары. Иногда старуха была злой и насылала грозу на тайгу. Сут-Хольские чабаны сумели покорить ее добротой, цедрой душой. Однажды вечером старуха-колдунья вышла на берег Сут-Холя и выплеснула в него большой чан молока. Стало озеро белым-белым, словно молоко. Проснулись люди утром и не узнали озера. Подбежали они к самому берегу и увидели, что это не молоко, а туман. С тех пор в народе стали замечать, что на сут-хольских пастбищах коровы дают много густого, как сливки молока. Сут-Хол в переводе на русский язык означает «молочной озеро».
Задание:Найти в данном тексте предложения с союзами и нарисовать схемы предложений.
-
Новая тема (продолжение).
1. Союзы бывают простыми и составными (§59)
2. какие еще части речи бывают простыми и составными?
3. Работа с таблицей, ученики приводят свои примеры.
|
Простые |
Составные |
Числительные |
Один, сто, миллион |
Двадцать пять, сто сорок один |
Предлоги |
К, в, из-за, вблизи |
В течение, в счет, в связи с |
Союзы |
И, а, но |
Потому что, так как |
4. Чтение теоретического материала в учебнике (страница 121)
-
Закрепление изученного материала
Упражнение 277 страница 121 (самостоятельно) с последующей проверкой.
Упражнение 279 комментированное письмо.
-
Подведение итогов урока. Рефлексия.
-
Что называется союзами? Какова синтаксическая роль?
-
Что общего между союзами и предлогами? В чем разница?
-
С какими группами союзов мы познакомились?
-
Домашнее задание.
§58, 59 (правила), упражнение 275, выучить словарные слова в рамках
Литература:
-
Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык 7 класса – М., 1989;
-
Лазарева Л.А. Уроки русского языка в 6 классе – М., 1979;
-
Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе – М., 1991;
-
Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка – М., 1983;
-
Ондар Б.К. На уроках – топонимический материал журнал «Башкы» №1 (19), 1996
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хевертей Сайзана Дортужуковна
→ Публикатор 16.04.2022 0 1315 130 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.