Конспект урока русского языка "Союз как часть речи. Простые и составные союзы"; 7 класс



 


 


 


 


 

Методическая разработка

урока русского языка по теме:

«Союз как часть речи.

Простые и составные союзы»


 


 

 

Учитель русского

языка и литературы

Хевертей С.Д.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Кызыл, 2018 год


 

Тема: Союз как часть речи. Простые и составные союзы.

Класс: 7

Цель: Уточнить грамматическое понятие союза, как служебной части речи: познакомить с простыми и составными союзами.

Задача:

  1. Обучающие: закрепить уже имеющиеся знания и умения о союзе;

  2. Выработать умение отличать союз от предлогов и других знаменательных частей речи;

  3. Вызвать у учащихся интерес к этнографии родного края

Оборудование:

  1. Таблица «Запомни союза»;

  2. Таблица «Сопоставление союза и предлога»;

  3. Использование ИКТ, слайды к текстам;

  4. Рисунок к легенде о Сут-Холе;

  5. Размноженные тексты к уроку.

План:

  1. Организационный момент;

  2. Повторение:

а) Морфологический разбор причастия;

б) Синтаксический разбор предложения;

в) Работа с текстами №1 и 2

  1. Объяснение нового материала;

  2. Закрепление;

  3. Подведение итогов урока;

  4. Домашнее задание.

Ход урока:

  1. Организационный момент. Психологический настрой учеников.

  2. Повторение

а) Морфологический разбор причастия: Очарованный

б) Синтаксический разбор предложения:

 

От заходящего солнца пробежит по воде золотая дорожка, станет алой вода, и замрет путник, очарованный сказочной красотой Сут-Холя.

в) Работа с текстом:

1. Вступительное слово учителя.

Ребята, кто из вас скажет, что означают географические названия:

Монгун-Тайга, Хаан-Даг, Баян-Кол, Алдын-Булак, Сут-Хол и т.д.

Ответы на эти вопросы дает наука топонимика (греч. Топос - «место», онима – «имя, название»).

Богата и разнообразна топонимия Тувы. Тувинцы – прекрасные знатоки природы, давали своим рекам, горам красивые звучные названия: Хилин-Хоол – «Бархатное озеро», Хаан-Даг – «Царь-гора», Монгун-Тайга – «Серебряная тайга», Баян-Кол – «Богатая река», Сут-Хол – «Молочное озеро».

 

2. Чтение текста №1 «Сказочный Сут-Хол». Работа с орфограммами, пунктограммами.

 

Сут-Хол запоминается каждому, кто хоть раз его видел. Дикие скалы, пр_чудливые (полу)острова, белые обл_ка отражаются в в_де, как в ска_ке. В ра(н,нн)ие утре(н,нн)ие часы Сут-Хол сияет серебром. Прекрасен он и вечером. От заходящего со_нца проб_жит по в_де з_л_тая доро_ка, станет алой в_да, и замрет путник, зач_рова(н,нн)ый сказочной красотой Сут-Холя.

Озеро лежит (не)далеко от бурного Хемчика. Близ Сут-Холя виднеется лесистая гора Бора-Тайга. С юга над озером поднялась Кызыл-Тайга – «Красная тайга». На б_регах Сут-Холя р_стут и стройные ели, и могучие кедры, и огромные лиственницы. Цветут колокольчики, лилии и ирисы.

 

  1. Объяснение новой темы.

Вопросы:

  • Какие два слова не являются членами предложения?

  • Почему? (к ним нельзя поставить вопросы, они не обозначают ни признаков, ни предметов, ни действий)

  • Какое из них предлог, а какое – союз?

  • Что же общего между предлогом и союзом?

  • А чем они различаются?

 

  • Работа с таблицей «Запомни союзы»;

  • Чтение правила (страница 119)

  1. Закрепление.

Работа с предложениями из текста №1.

Задание: Найти предложения, в которых есть союз, и нарисовать схемы предложений, объяснить знаки препинания.

  1. [ , и ].

 

  1. [и , и , и ].

 

  1. [ , и ].

 

  • Ребята, кто знает, почему озеро получило такое загадочное название?

 

Работа с текстом №2

Послушайте легенду (демонстрация слайдов).

 

Легенда о Сут-Холе.

В народе живет легенда. В древние времена у озера Сут-Хол поселилась старуха-колдунья. Она варила их трав целебные отвары. Иногда старуха была злой и насылала грозу на тайгу. Сут-Хольские чабаны сумели покорить ее добротой, цедрой душой. Однажды вечером старуха-колдунья вышла на берег Сут-Холя и выплеснула в него большой чан молока. Стало озеро белым-белым, словно молоко. Проснулись люди утром и не узнали озера. Подбежали они к самому берегу и увидели, что это не молоко, а туман. С тех пор в народе стали замечать, что на сут-хольских пастбищах коровы дают много густого, как сливки молока. Сут-Хол в переводе на русский язык означает «молочной озеро».

Задание:Найти в данном тексте предложения с союзами и нарисовать схемы предложений.

 

  1. Новая тема (продолжение).

1. Союзы бывают простыми и составными (§59)

2. какие еще части речи бывают простыми и составными?

3. Работа с таблицей, ученики приводят свои примеры.

 

 

Простые

Составные

Числительные

Один, сто, миллион

Двадцать пять, сто сорок один

Предлоги

К, в, из-за, вблизи

В течение, в счет, в связи с

Союзы

И, а, но

Потому что, так как

 

4. Чтение теоретического материала в учебнике (страница 121)

  1. Закрепление изученного материала

Упражнение 277 страница 121 (самостоятельно) с последующей проверкой.

Упражнение 279 комментированное письмо.

 

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

  1. Что называется союзами? Какова синтаксическая роль?

  2. Что общего между союзами и предлогами? В чем разница?

  3. С какими группами союзов мы познакомились?

  1. Домашнее задание.

§58, 59 (правила), упражнение 275, выучить словарные слова в рамках

 

Литература:

  1. Баранов М.Т., Григорян Л.Т., Ладыженская Т.А. Русский язык 7 класса – М., 1989;

  2. Лазарева Л.А. Уроки русского языка в 6 классе – М., 1979;

  3. Богданова Г.А. Уроки русского языка в 7 классе – М., 1991;

  4. Величко Л.И. Работа над текстом на уроках русского языка – М., 1983;

  5. Ондар Б.К. На уроках – топонимический материал журнал «Башкы» №1 (19), 1996

 

 


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Союз как часть речи. Простые и составные союзы"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хевертей Сайзана Дортужуковна  Публикатор
16.04.2022 0 1154 130

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК