Конспект урока русского языка ""Распространенные и нераспространенные предложения"; 5 класс


Конспект урока русского языка в 5-м классе по теме "Распространенные и нераспространенные предложения"


 

Тип урока: ознакомление с новым материалом.

Цель: дать представление о второстепенных членах предложения, о распространенных и нераспространенных предложениях.

Задачи:

  • образовательная: показать учащимся отличие распространенных предложений от нераспространенных;

  • развивающая: научить учащихся распространять предложения с помощью второстепенных членов предложения;

  • воспитательная: воспитать внимательное отношение к культуре родного языка, его средствам выразительности, формирование взаимопомощи и взаимоподдержки.

1) Организационный момент.

2) Проверка домашнего задания.

- Когда между подлежащим и сказуемым ставится тире? (подлежащее и сказуемое выражены существительным в именительном падеже)

3) орфографическая разминка- игра с мячом: гигантский, роскошный, трава, подъезд, легкий, тяжелый, местность, чудесный, прекрасный, выявить, объявление, светить, подарить.

4) Синтаксическая пятиминутка.

- Откройте тетради и запишите сегодняшнее число.

- Запишите предложения под диктовку и выделите в них грамматические основы.

1. Наступила осень. 2. Воздух сегодня свежий 3. Вы сходили в лес?

4. Полюбуйтесь красотой осенних листьев. 5. Красив лес в осеннем уборе!

5) Повторение изученного материала (фронтальный опрос).

- Назовите группы предложений по цели высказывания. (повествовательные, вопросительные и побудительные)

- Какие из записанных предложений являются повествовательными? Вопросительными? Побудительными?

- Какие бывают предложения по эмоциональной окраске? (восклицательные и невосклицательные)

- Назовите невосклицательные предложения среди тех, что записаны на доске.

- На какие группы делятся предложения по составу грамматической основы? (односоставные и двусоставные)

- Назовите односоставные предложения среди тех, что записаны у вас в тетрадях.

6) Объяснение нового материала.

- Чем первое предложение отличается от всех остальных? (в нем только главные члены предложения)

- Как называют подлежащее и сказуемое? (грамматическая основа)

- Как называют остальные члены предложения? (второстепенные)

- Сегодня мы будем учиться распознавать группы предложений по наличию или отсутствию второстепенных членов предложения.

- Запишите тему урока «Распространенные и нераспространенные предложения».

- Сравните предложения, записанные на доске:

Дует ветер. – Осенью сильно дует ветер.

- Чем отличаются эти предложения друг от друга? (в первом только грамматическая основа, а во втором есть еще и второстепенные члены)

- Какое из двух предложений несет большую информацию? Почему?

Чтение правила на стр.70.

- Какие предложения бывают по наличию второстепенных членов?(распространенные и нераспространенные)

- Какие из них называются распространенными? Нераспространенными?

- Приведите примеры нераспространенных предложений.

- Приведите примеры распространенных предложений.

- Сейчас мы выясним, какие члены предложения могут пояснять второстепенные члены.

- Запишите предложение «Яркими листьями украсила щедрая осень лесные поляны.» ( 1 ученик – за доской , остальные – в тетрадях, потом идет взаимопроверка)

- Выделите его грамматическую основу. (осень украсила)

- Выпишите все словосочетания из предложения и укажите смысловую связь слов в них.(щедрая осень, украсила листьями, яркими листьями, украсила поляны, лесные поляны)

- От каких членов предложения задавали вопросы?

- Какие члены предложения могут распространять второстепенные члены предложения?

- Дайте полную характеристику предложения. (повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное)

6) Физкультминутка «Делай так»

7) Закрепление материала.

1. Распространить предложения. (работа в парах: раздаются карточки с записанными предложениями, а затем каждая пара учащихся предлагает свои варианты распространенных предложений)

Наступила осень. Цветут цветы. Листья опадают. Птицы улетают. Бушуют ветры

- Какие предложения по наличию второстепенных членов вы получили на карточках? (нераспространенные)

- Распространите предложения второстепенными членами, запишите их и подчеркните в них грамматические основы.

- Что у вас получилось? (текст). Докажите.

2. Роль нераспространенных предложений в речи.

- Многие поэты используют в своих стихах нераспространенные предложения. Прочитайте записанные на доске строчки из стихотворения А.Блока. Найдите нераспространенные предложения и докажите свою точку зрения.

Поздний вечер.

Пустеет улица. (нераспространенное)

Тощий бродяга

Сутулится.

Свищет ветер. (нераспространенное)

- Чего достигает поэт, используя нераспространенные предложения? (передает настроение одиночества, делает картину вечера более мрачной, унылой)

3. Запись под диктовку предложений. (самостоятельная работа)

- Запишите предложения под диктовку, подчеркните в них грамматические основы, охарактеризуйте предложения по наличию главных и второстепенных членов.

- Объясните выбор орфограмм в корнях глаголов.

Продолжается сушь великая.

Затянулся ржавой тиной пруд широкий, обмелел.

Рано утром иду по лесу.

Князь для белочки потом выстроил хрустальный дом.

- Из какого произведения взято последнее предложение? Кто автор этого произведения? (А.С.Пушкин «Сказка о царе Салтане…»)

8) Рефлексия (фронтальный опрос)

- Что нового о предложении мы узнали сегодня? (бывают группы предложений по наличию второстепенных членов)

- Какие бывают предложения по наличию и отсутствию второстепенных членов? (распространенные и нераспространенные)

- Какие предложения называются распространенными? Нераспространенными? Приведите примеры.

Тест.

9) Подведение итогов

(выставление оценок), домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Тема: Предложение. 5 класс

 

Задание 1. Распространите предложения.

Наступила осень. Цветут цветы. Листья опадают. Птицы улетают. Бушуют ветры.

Задание 2. Тест

1. В каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым?

1) Амур самая длинная река России.

2) В небе вспыхнула молния.

3) На поляне растут цветы.

2. Подлежащее и сказуемое – это …

1) части речи

2) главные члены предложения

3) второстепенные члены предложения

3.Укажи нераспространённое предложения:

1) Подул холодный ветер.

2) На небе сияла луна.

3) Наступила зима.

4. Укажи подлежащее в предложении: Поляну утром освещает яркое солнце.

1) солнце 2) утром 3) поляну 4) освещает

5. Укажи распространённое предложение:

1) Бегут ручьи.

2) Весело поют птицы.

3) Бушуют метели.

6. Укажи сказуемое в предложении: Поляну утром освещает яркое солнце.

1) солнце 2) утром 3) поляну 4) освещает

 

Тема: Предложение. 5 класс

 

Задание 1. Распространите предложения.

Наступила осень. Цветут цветы. Листья опадают. Птицы улетают. Бушуют ветры.

Задание 2. Тест

1. В каком предложении надо поставить тире между подлежащим и сказуемым?

1) Амур самая длинная река России.

2) В небе вспыхнула молния.

3) На поляне растут цветы.

2. Подлежащее и сказуемое – это …

1) части речи

2) главные члены предложения

3) второстепенные члены предложения

3.Укажи нераспространённое предложения:

1) Подул холодный ветер.

2) На небе сияла луна.

3) Наступила зима.

4. Укажи подлежащее в предложении: Поляну утром освещает яркое солнце.

1) солнце 2) утром 3) поляну 4) освещает

5. Укажи распространённое предложение:

1) Бегут ручьи.

2) Весело поют птицы.

3) Бушуют метели.

6. Укажи сказуемое в предложении: Поляну утром освещает яркое солнце.

1) солнце 2) утром 3) поляну 4) освещает

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Самоанализ урока русского языка в 5 классе. ФГОС.

Тема урока: « Распространённые и нераспространённые предложения»


 

Цель урока: закрепить понятия о способах выражения подлежащего и сказуемого; формировать понятия о распространённых предложениях; развивать навыки синтаксического разбора; проверить знания о словосочетании и предложении; развивать мотивации к исследовательской деятельности.

Задачи:

  • обучающая: организовать работу учащихся по повторению и углублению понятий о главных членах предложения; ввести в активный словарь учащихся термина распространённые и нераспространённые члены предложения;

  • развивающая: развивать познавательную активность обучающихся посредством формирования общеучебных навыков: мышления, способности анализировать, обобщать, высказывать предположения, делать выводы;

  • воспитывающая: воспитывать интерес к русскому языку, вырабатывать навыки самостоятельной деятельности, речевого общения.


 

Планируемые результаты:

Предметные: научить обучающихся различать главные и второстепенные члены предложения, отличать распространённые предложения от нераспространённых, конструировать распространённые предложения, объяснять языковые явления.

Личностные: достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; понимание русского языка как одной из основных национально-культурных ценностей.

Регулятивные: целеполагание и планирование своей деятельности; контролируют и оценивают свои действия как по результату, так и по способу действия.

Познавательные: умение строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей; анализировать, сравнивать, делать выводы, устанавливать закономерности, умение сопоставлять, выявлять сходства и различия; работать по алгоритму ; извлекать информацию из учебника; владеть приёмами отбора и систематизации материала

Коммуникативные: формулировать собственные мысли в устной и письменной форме, высказывают и обосновывают свою точку зрения; слушать и слышать других, быть готовым корректировать свою точку зрения; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности; оказывать взаимопомощь, осуществлять взаимный контроль.


 


 

Тип урока: открытие новых знаний

Технология: развитие критического мышления через чтение и письмо

Ведущий метод обучения: частично-поисковый


 

Оборудование: компьютер, дидактический материал, электронное приложение к учебнику Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова. Москва «Просвещение», 2014 год.


 

Данный урок соответствует календарно-тематическому планированию, является 15-ым в изучении материала. Он тесно связан с предыдущими уроками и работает на все последующие уроки. Урок построен с учетом психологических особенностей детей. На протяжении всего урока работа строилась с учетом принципов системности, научности и доступности, а также преемственности и перспективности между различными разделами курса. В основе программы УМК Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова лежит принцип единства. Именно в 5 классе закладывается база, способствующая дальнейшему усвоению тем предмета в среднем звене, как по развитию речи, так и по орфографии, синтаксису, пунктуации, орфоэпии, большинство из которых внесены в задания ГИА в 9 классе и ЕГЭ в 11 классе.

Цели урока реализовывались: 

- Развивающая. Развитие речи осуществлялось через монологические ответы (у доски, работа в группах); развитие логического мышления учащихся, их аналитических способностей (сравнивать, сопоставлять, делать выводы по теме).
- Воспитательная. Уважительное отношение к одноклассникам помогает воспитать прослушивание монологических ответов учеников.

На данном занятии я старалась реализовать важные для современного урока русского языка подходы:

  • Текстоориентированный: работа с текстом, монологический ответ, анализ.

  • Функциональный: распознавали распространенные и нераспространенные предложения, через постановку проблемных вопросов.

  • Коммуникативно-деятельный: работа с учебником, алгоритмом.

  • Организация самостоятельной деятельности учащихся: при выполнении работы по карточкам.

Личностно-ориентированный подход реализовывался. Внимание к речи других людей, обучению связной речи.

Урок проходил с компьютерной поддержкой, что резко повышает познавательный интерес, служит развитию воображения, внимания, мышления, речи и памяти.  

Исходя из целей, структура урока состоит из 11 этапов, которые все были соблюдены.

  1. Мотивация к деятельности способствовала психологическому настрою учащихся на плодотворную работу и восприятию новых знаний.

  2. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала. На этом этапе проходило повторение материала, изученного на предыдущих уроках.

  3. Постановка учебной задачи. Были созданы условия, при которых ученики сами вывели цель урока.

  4. Первичное закрепление. Наблюдение над языковым материалом. Обучающиеся подходили к усвоению нового материала, направленного выявление отличительных признаков распространённых и нераспространённых предложений. Ребята сами формулировали основные моменты правила, исходя из выясненных в диалоге с учителем положений. Была поставлена проблема: какие именно члены предложения распространяются?

  5. Самостоятельная работа в форме теста. Оценка обучающимися результатов учебной деятельности.

  6. Включение нового знания в систему знаний и повторение. Работа по распространению предложений и текста в целом. Самостоятельно обучающиеся подошли к выводу: чем больше второстепенных членов, тем ярче и богаче звучит наша речь.

  7. Подведение итогов урока. Обобщение материала урока в ходе намеченных целей.

  8. Домашнее задание направлено на закрепление полученных знаний, на развитие творческих способностей.

  9. Рефлексия деятельности. Осознание обучающимися своей учебной деятельности, самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

Метод обучения, использованный на уроке: частично-поисковый, беседа, проблемные ситуации, диалог, работа с текстом, наглядность, информационно – коммуникативная технология.

Частично-поисковый использовался метод потому, что на уроке знания не предлагались обучающимся в готовом виде, их необходимо было добывать самостоятельно. Обучающиеся под руководством учителя самостоятельно рассуждали, решали возникающие познавательные задачи, анализировали, обобщали, делали выводы, тем самым формировали осознанные прочные знания. Преобладал творческий характер познавательной деятельности.

Приёмы подведения итогов урока, рефлексия способствуют развитию мыслительных операций, таких как умение систематизировать, обобщать изученное, анализировать и оценивать свою деятельность на уроке.

Учебная работа на уроке была разнообразна: чередовались виды организации деятельности учащихся, такие как: обсуждение, беседа (ответы на вопросы учителя), творческие задания, самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка.

Создан нужный для работы психологический микроклимат, характер общения с обучающимися доброжелательный.

В ходе урока дети усвоили новое для себя правило: в нераспространённых предложениях распространяются как главные, так и второстепенные члены.
Оценки учащимся объявлены.


 


Полный текст материала Конспект урока русского языка ""Распространенные и нераспространенные предложения"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Кухарева Виктория Алексеевна  v1ka17
22.04.2022 0 1452 100

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК