Конспекты уроков русского языка "Глагол"; 5 класс
Разработка уроков русского языка в 5 классепо разделу «Глагол»
Автор: Рындина Татьяна Анатольевна, учитель русского языка и литературы.
Полное наименование организации:Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Школа-интернат основного общего образования с. Нунлигран» Провиденского района Чукотского автономного округа
Тематическое планирование уроков русского языка в 5 классе
по разделу «Глагол»
№ п/п |
Тема урока |
Основные понятия, содержание |
Формы и методы работы |
Планируемые результаты |
Домашнее задание |
1. |
Что обозначает глагол. Повторение. |
Морфология, самостоятельные части речи, общее грамматическое значение глагола, процессуальные признаки |
Слово учителя, «чёрный ящик», приём «Да-нетка», работа с учебником, работа в группах по «оживлению» картинок, активный приём оценивания «Мухомор», активный приём перехода к повседневности (рефлексии) «Письмо самому себе» |
Повторение и обобщение ранее изученного о глаголе, его значении. Иметь представление о том, чем отличается глагол от других самостоятельных частей речи. Формирование положительного настроя на изучение тематического раздела «Глагол» |
1. Самостоятельно путешествовать по стране Глаголии, используя путевые листы (индивидуальные задания к следующему уроку). 2. Оформить результаты работы в группе, отредактировать, дополнить их, отпечатать, нарисовать свои сюжетные картинки, «оживить» их, создать сборник рассказов (групповое задание на неделю) |
2. |
Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами. Повторение. |
Глагол как часть речи,орфография, орфограмма-пробел, орфографическое правило, слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, роль глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи, рассуждение-доказательство двух типов: подведение языкового материала под понятие и выведение следствия из понятия |
Морфологическая разминка, исследование языкового материала, речевой практикум, самостоятельная работа, выборочное письмо, тренировочно-закрепительные упражнения, работа в группах, метод проектов, активный метод презентаций «Выставка плаката». активный метод подведения итогов урока «Ресторан» |
Закрепление изученного правила о слитном и раздельном написании НЕ с глаголами, закрепить основные сведения о глаголе как части речи. Развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся. Формирование навыков самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда. Повышение интереса к изучению русского языка. |
§ 61, упражнения 526, 527 на стр. 175 Разобрать по составу глаголы: дымить, толстеть, затенить, чернеть, ослабить. Подумать, от каких слов могли образоваться эти глаголы.
|
3. |
Как образуются глаголы |
Основные морфологические способы образования слов, словообразовательная цепочка, словообразовательная модель как структурно-семантическая схема построения слов, словообразовательные модели глаголов. |
Слово учителя, активный метод приветствия «Поздоровайся локтями», создание проблемной ситуации, метод выяснения ожиданий и опасений «Вырасти цветок», активный метод презентации учебного материала «Инфо-угадайка», метод активизации учащихся «Физкультминутка», проблемные задания и вопросы, групповая работа, метод рефлексии «Уборка в доме». |
Знание основных морфологических способов образования существительных, прилагательных, глаголов. Умение определять словообразовательное значение приставок в глаголах, образованных приставочным способом. Совершенствование умения морфемного разбора с опорой на семантико-словообразовательный анализ слова. Технология критического мышления. |
1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков: «!» — Я это знал. « +» — Новое для меня. « -» — Вызывает у меня сомнение. «?» — Вопрос. 2. Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы. 3. Учащиеся формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают). |
Урок 1. Что обозначает глагол
Триединая дидактическая цель урока:
1. Повторить, обобщитьи систематизировать ранее изученное о глаголе, его значении.
2. Развитие речевых умений и навыков (умение связно излагать свои мысли), развитие логического мышления.
3. Формирование у школьников языкового эстетического чувства и развитие умения работать в коллективе.
Задачи урока:
-
Подготовить учащихся к работе по тематическому разделу «Глагол».
-
Проверить знания учащихся по теме «Глагол как часть речи».
-
Поупражняться в точном употреблении глаголов в речи.
-
Организовать познавательную деятельность учащихся в парах и группах, а также представление результатов групповой работы.
Тип урока:урок повторения и обобщения учебного материала, изученного в начальной школе.
Форма проведения урока:урок-путешествие, «мозговой штурм» в форме «карусели».
Оборудование урока:мультимедийный комплекс (компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска), фломастеры.
Дидактический материал и наглядность: «чёрный ящик» со словом «глагол», слайд с темой урока, слайдовая презентация с интерактивным режимом «Игра-путешествие в страну Глаголию», портрет Пешковского А.М., распечатанные задания с репродукциями картин известных художников, фоновая музыка, колокольчик, слайдовая презентация с репродукциями картин, путевые листы, картинка «Мухомор» на доске, у каждого учащегося – почтовые конверты.
Основные понятия:морфология, самостоятельные части речи, общее грамматическое значение, процессуальные признаки.
Технологическаякарта проведения урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность, учебные действия ученика |
Ожидаемый результат |
|
Содержание |
Методы, приёмы |
||||
|
Подготовить учащихся к работе на уроке |
- Я желаю каждому сегодня на уроке не зевать, сразу всё запоминать. Чтоб ни минутки не пропало, мысль чтоб точно в цель попала! Чтобы в русском языке равных не было тебе! Организация учебно-организационной деятельности |
Слово учителя |
Учащиеся организуются и настраиваются на учебный процесс |
Полная готовность класса к работе. Быстрое включение учащихся в деловой ритм и организация внимания у всех учащихся. |
|
Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся. Повысить интерес к материалу урока
|
- У меня в руках – «Чёрный ящик». В нём – часть речи. Чтобы отгадать её, вы можете задать мне несколько вопросов, на которые я могу ответить лишь «да» или «нет». - Откуда у глагола такое название? Вспоминайте: Аз, Буки, Веди, Глаголь, Добро… - Рассказать нам об этом может «Толковый словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля: «Глагол - слово, речь, мысль… Глаголь - название буквы Г в славянской и русской азбуке». - Объявление темы, целей урока, запись в тетрадь даты и темы урока. - Сегодня нам с вами предстоит повторить и уточнить ранее изученное о глаголе, в частности, о его значении, а также поупражняться в точном употреблении глаголов в речи. И всё это будем делать вместе с Дядюшкой Глаголом, путешествуя по стране Глаголии. |
Эффект неожиданности.«Чёрный ящик»; Приём «Да-нетка»; Слайды 1, 2 презентации «Игра-путешествие в страну Глаголию» |
Учащиеся составляют и задают учителю вопросы. Примерные вопросы: - Это самостоятельная часть речи? - Она изменяется? - Эта часть речи склоняется? - Она изменяется по родам? Работа учащихся с «Толковым словарь живого великорусского языка» Владимира Ивановича Даля Запись в рабочих тетрадях даты, вида работы (классная работа) и темы урока. |
Создание эмоционального настроя, включение чувств ученика, создание личного отношения к предмету обсуждения.
Активная познавательная деятельность на следующем этапе |
|
Повторить изученное ранее о глаголе, установить, усвоили или нет учащиеся связь между фактами, содержание понятий, устранить обнаруженные пробелы. Формирование и развитие у учащихся навыков самоконтроля. Проверить знания отдельных учащихся. Стимулировать опрашиваемых и весь класс к овладению рациональными приемами учения и самообразования |
- Сколько частей речи в русском языке? - Какое место в системе частей речи занимает глагол? - Почему глагол относится к самостоятельным (знаменательным) частям речи? - На какие вопросы отвечает глагол? - Что обозначает глагол? - Можно ли подчёркнутые слова в каждой группе предложений отнести к одному тематическому классу? А к одному грамматическому классу? Докажите правильность своего ответа. а) Какое синее небо! Как синеет небо! Какая синь! б) Грустно расставаться с другом. Грустим по уехавшим друзьям. Грусть надолго овладела мною. Малыш сидел в углу с грустным видом. |
Фронтальная беседа, постановка дополнительных вопросов, проверяющих прочность знаний, создание при опросе нестандартных ситуаций (вопрос «Почему?», «Докажи») |
Устные ответы учащихся на вопросы. Доказательство правильности своего ответа. Делают вывод, что глагол – это часть речи, которая обозначает не только действия, но и другие процессуальные признаки, то есть признаки как действия, протекающие во времени. Например, спал, болею, зеленеет, шумел, леденеет. Эти же признаки могут быть названы словами других частей речи (больной, сон, зелёный, шумно) |
Выявление актуального уровня знаний, положительных и отрицательных сторон в знаниях, умениях и навыках. Активизация деятельности всего класса в ходе проверки знаний отдельных учащихся |
2. Игра-путешествие - Страна Глаголия очень большая. - Познакомьтесь с картой страны Глаголии. Назовите, куда же мы отправимся, где сможем побывать? В ней есть и озеро тся и ться, и море смысла, и станция словарная, и морфологическая долина. Всю страну нам за одно занятие не объехать, поэтому мы это будем делать на последующих уроках. А сегодня мы побываем только на станции словарной и окунёмся в море смысла. - Замените одним глаголом (словарным словом) выражения: Разговаривать, обмениваться мнениями (беседовать) Идти, двигаться торжественно, важно (шествовать) Испытывать желание, хотеть (желать) Ярко блестеть, сияя переливчатым светом (сверкать) Заниматься деятельностью по оказанию помощи кому-то (шефствовать)
- Распределите глаголы на группы по смыслу: едет, лопочет, моет, сообщает, сердится, лежит, строит, краснеет, желтеет, грустит, рассветает, вечереет. |
Задания, требующие активную мыслительную деятельность учащихся, обращение учителя к классу с требованием дополнить, уточнить, исправить, найти другое решение. Обратная связь. Слайд 3, 4 презентации «Игра-путешествие в страну Глаголию» (См. приложение 1.)
Взаимопроверка. |
Учащиеся знакомятся с картой страны Глаголии и называют Море смысла, Плоскогорье начальной формы, станцию Словарную, Числовую поляну, Первоспряженск – Второспряженск, Временной перевал, озеро –ТСЯ и – ТЬСЯ и Морфологическую долину. На интерактивной доске учащийся электронным маркером выделяет прямоугольник с толкованием слова, затем на панели инструментов нажимают на Х, удаляют толкование, открывают слово. Остальные учащиеся выполняют задания письменно в тетрадях. Заменяют одним глаголом (словарным словом) выражения.
Дети по очереди электронным маркером перетаскивают нужную рамочку на слово, в зависимости от лексического значения слова. Остальные учащиеся в тетрадях распределяют глаголы на группы по смыслу (трудовой процесс, движение, состояние человека, состояние природы, процессы речи, проявление цвета). Взаимопроверка. |
Основной критерий результативности – повышение уровня осознанности материала большинством средних и слабых учащихся.
Развитие самоконтроля учащихся в учебной деятельности. |
||
|
Снять напряжение и усталость, отдохнуть |
- Предлагаю сделать гимнастику для глаз, следите, пожалуйста, глазами за перемещением божьей коровки.
- Мы писали и устали, Все мы дружно тихо встали, Ножками потопали: раз, два, три. Ручками похлопали: раз, два, три. Сели, встали, встали, сели И друг друга не задели. Мы немножко отдохнём И опять писать начнём. Ручки выше, шире плечи, Раз, два, три, дыши ровней, От зарядки станешь крепче, Станешь крепче и сильней. |
Метод активизации учащихся «Физкультминутка»
Гимнастика для глаз (Офтольмотренажёр) См. приложение 2. |
Дети под музыку следят глазами за перемещением божьей коровки, затем выполняют физические упражнения. |
Снижение усталости, активизация учащихся, их готовность к дальнейшей работе |
|
Активизировать мыслительную деятельность учащихся; Развивать речь учащихся умение точно употреблять глаголы в речи; Развивать творческие способности детей; Развивать умение работать в группе |
Организация работы с источником информации (учебником). Упражнение 569. Обратить внимание на портрет Пешковского А.М.
Организация коммуникативной и творческой деятельности
Учитель организует работу в группах: - Объединитесь в группы и попытайтесь совместными усилиями «оживить» картинку. (См. приложение) Учитель даёт 5 звонков колокольчика с интервалом в 1 минуту. Во время работы звучит тихо фоновая музыка. |
Работа с источником информации; Портрет лингвиста Пешковского А.М.
Метод «Мозговой штурм» в форме карусели.
Совместное диалогичное ролевое познание. |
Работа с учебником: упражнение 569. Чтение лингвистического текста и поиск ответа на вопрос о роли и значении глаголов в речи.
Все работают в группах. По звонку колокольчика или другому сигналу учащиеся-курьеры передают задание в другие группы до тех пор, пока каждое задание не обойдёт все группы. Каждая группа исправляет, уточняет, дополняет связный текст, который создали предыдущие группы по предложенным репродукциям. Учащиеся-спикеры выступают с результатами работы в группах. |
Настрой и увлечённость формой занятий, владение умениями использовать глаголы в речи, глубина понимания, мобильность знаний и поведения, самовыражение учащихся в роли, открытость поведения.
Создание «продукта» деятельности. |
|
Развивать самоконтроль и самооценку |
- Какие глаголы помогли нам «оживить» репродукции? - Какой рассказ больше всего понравился? Поставьте жирные точки в том секторе, который соответствует понравившейся работе.
- А кто работал над созданием этого «шедевра»? - Молодцы. Давайте похлопаем ребятам. Организация оценочной деятельности |
Активный метод оценивания «Мухомор» (см. приложение); включение всех учащихся в процесс взаимного контроля и оценки. |
Называют глаголы, которые помогли «оживить» картинки. Подходят к доске, где висит большой оценочный лист с «мухомором», разделённым на 4 сектора. Ставят фломастерами и маркерами жирные точки в том секторе, который соответствует понравившейся работе. |
Умение межличностного восприятия и оценки.
Становление самоконтроля учащихся в учебной деятельности.
|
|
Сообщить о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения |
1. Самостоятельно путешествовать по стране Глаголии, используя путевые листы (индивидуальные задания к следующему уроку). 2. Дооформить результаты работы в группе, отредактировать, дополнить их, отпечатать, нарисовать свои сюжетные картинки, «оживить» их, создать сборник рассказов (групповое задание на неделю) |
Игра-путешествие по путевым листам, работа в группах, мини-проект по созданию сборника рассказов |
Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по поводу выполнения задания. |
Правильное выполнение домашнего задания всеми учащимися, создание «продукта» деятельности. |
|
Систематизировать и пропустить через себя произошедшее на уроке. Развитие способности учащихся к рефлексии.
|
Организация рефлексивной деятельности - Подошёл к концу наш урок. О чём мы с вами сегодня говорили, что вспоминали? - Что мы делали на уроке? Говорите только глаголы! - Что могут обозначать глаголы? - Возьмите на столе маленький листок и напишите, пожалуйста, запечатайте в конверт «Письмо самому себе». - Кто хочет прочитать своё письмо? - Я отправлю эти письма по почте. Каждый, кто правильно оформил конверт, получит это письмо через 2 дня. Вы откроете письмо, прочтёте содержимое и вспомните и этот замечательный день, и этот урок, и меня, свою учительницу, и страну Глаголию. А сейчас всем спасибо, урок закончен. |
Активный метод рефлексии «Письмо самому себе» (См. приложение) |
Осуществляют рефлексию. Отвечают на вопросы учителя.
Пишут письмо самому себе, запечатывают в конверт, сдают учителю.
Желающие (2-3 чел.) читают свои письма вслух. |
Рефлексия деятельности, оценка степени реализации целей и выполнения задач. Повышение интереса к предмету, к изучаемой теме, материалу урока. |
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 1
Приложение 1. Слайдовая презентация с интерактивным режимом «Игра-путешествие в страну Глаголию»
Приложение 2. Гимнастика для глаз (Офтольмотренажёр)
Дети следят глазами за перемещением божьей коровки.
Письмо самому себе 19 февраля я был на уроке русского языка. Мы вспоминали о___________________________________ Я рад, что__________________________________________ ___________________________________________________ Мне понравилось ___________________________________ ___________________________________________________ У меня не получилось _______________________________ ___________________________________________________ Чтобы получилось, мне надо _________________________ ___________________________________________________ |
Письмо самому себе 19 февраля я был на уроке русского языка. Мы вспоминали о___________________________________ Я рад, что__________________________________________ ___________________________________________________ Мне понравилось ___________________________________ ___________________________________________________ У меня не получилось _______________________________ ___________________________________________________ Чтобы получилось, мне надо _________________________ ____________________________________________________ |
Письмо самому себе 19 февраля я был на уроке русского языка. Мы вспоминали о___________________________________ Я рад, что__________________________________________ ___________________________________________________ Мне понравилось ___________________________________ ___________________________________________________ У меня не получилось _______________________________ ___________________________________________________ Чтобы получилось, мне надо _________________________ ___________________________________________________ |
Письмо самому себе 19 февраля я был на уроке русского языка. Мы вспоминали о___________________________________ Я рад, что__________________________________________ ___________________________________________________ Мне понравилось ___________________________________ ___________________________________________________ У меня не получилось _______________________________ ___________________________________________________ Чтобы получилось, мне надо _________________________ ____________________________________________________ |
Урок русского языка в фотографиях
Необычное начало урока. «Чёрный ящик», а в нём – часть речи. |
Игра-путешествие в страну Глаголию. Индивидуальное задание. |
Игра-путешествие в страну Глаголию. Словарная работа.
|
Технология здоровьясбережения. Физкультминутка. |
|
|
Работа в группах по «оживлению» репродукций известных художников. |
||
Метод «Мозговой штурм» в форме карусели. |
В каждой группе выбраны курьеры, которые передавали задание дальше. |
С творческим заданием справились все четыре группы.
|
Спикеры от каждой группы представили результаты работы |
|
|
Интересным показался ребятам активный метод обучения «Мухомор», при помощи которого дети сами оценивали работу каждой группы.
|
||
Домашнее задание: самостоятельно путешествовать по стране Глаголии, используя путевые листы (индивидуальное задание) |
|
|
Активный метод рефлексии, перехода к повседневной жизни «Письмо самому себе». |
Урок 2. Слитное и раздельное написание НЕ с глаголами
Триединая дидактическая цель урока:
1. Закрепить изученное правило о слитном и раздельном написании НЕ с глаголами, закрепить основные сведения о глаголе как части речи.
2. Развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся. Формирование навыков самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда.
3. Воспитание интереса к изучению русского языка, через использование занимательного материала. Воспитание дисциплинированности учащихся (не выкрикивать, до конца внимательно выслушивать ответы товарищей), умения работать в группе.
Задачи урока:
-
Повторить «Общее грамматическое значение глагола».
-
Выполнить тренировочные упражнения по теме «Правописание НЕ с глаголами».
-
Поработать над употреблением глаголов с НЕ в живой речи, активно пользуясь таким типом речи, как рассуждение - доказательство.
-
Организовать познавательную деятельность учащихся в парах и группах, а также представление результатов работы.
Тип урока: урок повторения учебного материала, изученного в начальной школе.
Форма проведения урока: урок-интеракция, групповая работа.
Оборудование урока: листы бумаги большого формата, фломастеры, маркеры, цветные карандаши, лист флип-чарта.
Дидактический материал и наглядность: распечатанные карточки-задания, «паспорт» глагола, эпиграф: «Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова» (Н.Греч).
Основные понятия: глагол как часть речи,орфография, орфограмма-буква, орфограмма-пробел, орфографическое правило, слитное и раздельное написание НЕ с глаголами, роль глагола для достижения точности, информативности и выразительности речи, рассуждение-доказательство двух типов: подведение языкового материала под понятие и выведение следствия из понятия.
Технологическая карта проведения урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность, учебные действия ученика |
Ожидаемый результат |
|||
Содержание |
Методы, приёмы |
||||||
|
Подготовить учащихся к работе на уроке |
Проверка готовности учащихся к уроку (все ли имеют тетрадь, учебник, ручку, карандаш и всё необходимое для данного занятия, удобно ли расположены на ученическом столе эти принадлежности, сосредоточены ли дети, нет ли отвлекающих моментов), организация внимания, мотивационная стимуляция деятельности учащихся, объявление требований. |
Слово учителя |
Учащиеся организуются и настраиваются на учебный процесс. |
Полная готовность класса к работе. Воспитание дисциплины и развитие умения организовывать свой учебный труд. |
||
|
Установить правильность и осознанность выполнения домашнего задания каждым учеником
Выяснить, что знают учащиеся о глаголе.
Развитие самоконтроля учащихся. |
Организация рефлексивной деятельности. - Какие были трудности при выполнении домашнего задания? Отвечает на вопросы учеников. Учитель проверяет к следующему уроку выполненные работы, выявляет типичные ошибки, а также индивидуальные особенности процесса выполнения задания каждым учеником. - Отгадайте загадку и хором назовите отгадку: Интересная часть речи - Как вы уже догадались сегодня мы продолжим с вами разговор о глаголе. - А что вы можете рассказать об этой части речи? На доске – большой лист бумаги. В центре вопрос «Что я знаю о глаголе?». По кругу вписываем по одному предложению. Помните, что «краткость – сестра таланта». Организация рефлексивной деятельности. |
Проверка выполнения домашнего задания всеми учащимися
Рифмованная загадка.
Метод рефлексии «Итоговый круг» |
Задают вопросы по домашнему заданию.
Сдают учителю для проверки свои путевые листы.
Отгадывают загадку и хором называют отгадку.
Учащиеся по очереди кратко высказываются по вопросу и делают запись на ватмане. Всё это происходит по сигналу. Отвечают на вопрос «Чего я о глаголе ещё не знаю? Что для меня оказалось новым?» |
Возможность после проверки домашнего задания скорректировать опорные понятия и ликвидировать обнаруженные недостатки
Сознательный внутренний контроль за мыслительной деятельностью. |
||
|
Постановка учебных целей и задач |
- Я вижу, что вы многое знаете о глаголе. А вот насколько хорошо вы знаете эту часть речи? Чтобы вы смогли проверить свои знания, я приготовила вам задания. Проверим себя? В ходе урока вы начнёте заполнять таблицу – паспорт глагола, которая поможет вам в учебе. Объявление цели и задач урока. |
Слово учителя
|
Записывают в рабочих тетрадях дату, вид работы (классная работа) , тему урока и эпиграф: «Глагол придает речи жизнь, - присутствием своим животворит отдельные слова» (Н.Греч). |
Создание направленности учебной деятельности. Активная познавательная деятельность на следующем этапе |
||
|
Проверить знания учащихся по теме «Общее грамматическое значение глагола». |
- Посмотрите на предложения, узнаете ли вы глагол? Запишите предложения, найдите в них слово, которое является глаголом: 1. Снежное покрывало покрывало поле. 2. Со стекла стекла вода. - Объясните, по какому признаку выбирали глаголы? - Вы назвали первые признаки глагола, теперь мы можем начать заполнять «паспорт». Запишите, на какие вопросы отвечает глагол, что он обозначает как часть речи. Приведите примеры.
|
Исследование языкового материала. Фронтальная беседа, постановка вопросов высокого порядка: почему? (докажи, объясни), монологичес-кие высказывания учащихся, рецензирова-ние ответов |
Записывают предложения, находят глаголы. Отвечают на вопросы. - Глагол отвечает на вопросы что делать? что сделать? и обозначает действие предмета.
Заполняют «паспорт» глагола.
Взаимопроверка |
Возможность установить правильность знаний учащихся, их глубину, осознанность. Умение использовать две разновидности рассуждения-доказательства (с так как и с поэтому) ответах на вопросы. Активная деятельность всего класса в ходе проверки знаний. Умение связно излагать свои мысли. |
||
|
Организовать и направить к цели познавательную деятельность учащихся.
Отработать умение видеть отрицательную частицу НЕ при глаголе, понимать её значение..
Показать богатство русского языка, воспитать интерес к изучению русского языка. |
- Чтобы определить следующую особенность в написании этой части речи, послушайте сказку о глаголе (см. приложение). Создаёт проблемную ситуацию, побуждает к сравнению, сопоставлению явлений, фактов, действий. - Скажите, какое грамматическое правило положено в основу этой сказки? Внесем эти сведения в паспорт, а в качестве примеров запишите в два столбика предложенные глаголы: (не)бывает, (не)домогать, (не)признается, (не)годовать, (не)долюбливать, (не)дописать, (не)достал, ( не)домогать, (не)взлюбил, (не)хочу. - Что такое орфография? Орфограмма? Орфограмма-пробел? - Глаголы с частицей НЕ мы очень часто встречаем в метких, кратких изречениях, заключающие в себе народную мудрость. Как по- другому мы называем такие изречения? - Давайте вспомним пословицы, в которых глагол употреблялся бы с частицей НЕ: Кашу маслом не испортишь. Не смажешь колеса – быстро не поедешь. Не помучишься – не научишься. - Объясните смысл пословиц. Давайте запишем несколько пословиц. Каким правилом пользовались при написании? |
Слово учителя, создание проблемной ситуации, эвристическая беседа, работа с таблицей «Паспорт глагола». |
Слушают учителя.
Отвечают на вопрос (Глаголы с НЕ всегда пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются) Вносят эти сведения в «паспорт», записывают примеры.
Отвечают на вопросы.
Вспоминают и называют пословицы, в которых глагол употреблялся бы с частицей НЕ.
- Глаголы с частицей НЕ пишутся раздельно, кроме тех случаев, когда без НЕ не употребляются. |
Знание понятия орфограммы. Умение видеть орфограмму. Навык правописания НЕ с глаголами.
Обогащение речи учащихся выразительными средствами языка.
|
||
|
Снять напряжение, усталость, отдохнуть |
Мы работали, играли |
Метод активизации учащихся «Физкультминутка»
Гимнастика для глаз (Офтольмотренажёр) (см. приложение) |
Учащиеся под музыку выполняют несложные упражнения. |
Снижение усталости, активизация учащихся, их готовность к дальнейшей работе |
||
|
Закрепить навык правописания НЕ с глаголом через организацию творческой работы в группе |
Организация творческой деятельности. Делит класс на 5 групп. Предлагает каждой группе зарифмовать грамматическое правило «НЕ с глаголом», проиллюстрировать его, оформить и защитить творческий проект группы. По желанию можно ещё зарифмовать другие орфографические правила о правописании глагола. |
Метод проектов, работа в группах.
Метод «Выставка плаката» |
Каждая группа учащихся рифмует грамматическое правило «НЕ с глаголом», оформляют его на бумаге большого формата и все вместе защищают творческий проект группы. Короткие рифмованные стихи, использование цветных изображений, символы повышают внимание учащихся-зрителей. Плакаты вывешиваются на стене. После урока учащиеся обходят выставку, знакомятся с содержанием плакатов и обсуждают их с другими детьми. Один из членов малой группы находится возле плаката и даёт необходимые разъяснения. |
Умение учащихся соотносить между собой факты, умение выделять существенные признаки ведущих понятий, конкретизировать их. Творческий проект группы. Активность учащихся. |
||
|
Сообщить о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. |
§ 61, упражнения 526, 527 на стр. 175 Разобрать по составу глаголы: дымить, толстеть, затенить, чернеть, ослабить. Предлагает подумать, от каких слов могли образоваться эти глаголы.
|
Самостоятельная работа учащихся дома. |
Записывают домашнее задание в дневник, задают вопросы по поводу выполнения задания. |
Правильное выполнение домашнего задания всеми учащимися |
||
|
подвести итоги урока Выяснить, что ребята усвоили хорошо, а на что необходимо обратить внимание на следующем уроке |
Организация рефлексивной деятельности. Учитель предлагает ученикам представить, что сегодняшний день они провели в ресторане и теперь директор ресторана просит их ответить на несколько вопросов. А закончить урок я хочу словами поэта: Спросят меня: что похоже на море? |
Активный метод подведения итогов урока «Ресторан» |
Учащиеся продолжают предложения: Пятиклассники пишут свои ответы на карточки и приклеивают на лист флип-чарта, комментируя. |
Обратная связь от учеников от прошедшего урока |
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 2
сказка о глаголе
Гордую и упрямую частицу Не полюбил благородный Глагол. Трудной и печальной была эта любовь. Он говорил: «Люблю!», а она ему: «Не люблю!». Он признавался «Верю!», а она ему: «Не верю!».
Частица НЕ никогда не подходила к глаголу близко и писалась всегда отдельно. Однако глагол был постоянен в своих чувствах. И вот однажды НЕ и говорит ему: «Я отвечу тебе взаимностью, если покажешь, что жить без меня не можешь».
Вздохнул печально глагол и отправился скитаться по словарям и учебникам. Когда же он вернулся к своей гордой любимой, она вскочила с криком: «Негодую», «Ненавижу». И вдруг замерла от неожиданности: на этот раз глагол остался рядом! Так глагол доказал, что в некоторых случаях без частицы НЕ жить не может.
ПАСПОРТ ГЛАГОЛА
|
ГЛАГОЛ |
Приметы глагола |
Примеры |
|||
1. |
На какие вопросы отвечает |
|
|
|||
2. |
Что обозначает глагол как часть речи |
|
|
|||
3. |
Глаголы с НЕ пишутся |
|
|
|||
4. |
Ь после шипящих на конце глаголов |
|
|
|
||
5. |
Неопределённая форма |
|
|
|||
6. |
Вид глагола |
|
|
|
||
7. |
Время глагола |
|
|
|
||
8. |
Спряжение глагола |
|
|
|
|
|
9. |
Каким членом предложения обычно является |
|
|
|
Результаты работы в группах
1. «Глагол как часть речи» Что делать, что сделать? Учащимся школ На эти вопросы Ответит глагол.
|
2. «НЕ с глаголом» Не выучил – не делай. Не знаешь – не спеши. С глаголами раздельно Частицу НЕ пиши. |
3. «Спряжение глаголов» В первом спряжении пишут, поют, Пашут поля и железо куют. А во втором никогда не грустят! Мчатся в музеи, учиться хотят. |
4. «Время глагола» Прошедшее время сказало о том, Как листья желтели над чистым прудом. Смотрите, друзья, в настоящем со мной, Как ярко цветы полыхают весной. А в будущем времени сможем узнать, Как будем мы скоро расти и мужать. |
Приложение 2. Гимнастика для глаз (Офтольмотренажёр)
Урок 3. Как образуются глаголы
Триединая дидактическая цель урока:
1. Дать понятие о способах образования глаголов: приставочном, суффиксальном и приставочно-суффиксальном.
2. Развитие речи учащихся, логического мышления, коммуникативных возможностей учащихся. Формирование навыков самостоятельной работы, самопроверки и самооценки учебного труда.
3. Воспитание интереса к изучению русского языка, через использование занимательного материала. Воспитание умения работать в группе, участвовать в коллективном обсуждении и находить общее групповое решение проблемы.
Задачи урока:
-
Понаблюдать за словообразовательными значениями приставок с помощью морфемного анализа.
-
Сформировать представление учащихся о типичных словообразовательных моделях глагола.
-
Сформировать навыкправильного употребления глаголов в речи.
-
Организовать познавательную деятельность учащихся в группах, а также представление результатов работы.
Тип урока: урок изучения нового материала
Форма проведения урока: групповая дискуссия
Оборудование урока: рисунок, ручка для работы в мини-группах, лист ватмана, цветные маркеры.
Дидактический материал и наглядность: распечатанные карточки-задания.
Основные понятия: основные морфологические способы образования слов, словообразовательная цепочка, словообразовательная модель как структурно-семантическая схема построения слов, словообразовательные модели глаголов, производные и непроизводные глаголы..
Технологическая карта проведения урока
Этап урока |
Задачи этапа |
Деятельность учителя |
Деятельность, учебные действия ученика |
Ожидаемый результат |
|||
Содержание |
Методы, приёмы |
||||||
|
Эффективно и динамично начать урок, задать нужный ритм, обеспечить рабочий настрой и хорошую атмосферу в классе |
Проверка готовности учащихся к уроку, мотивационная стимуляция деятельности учащихся. Утром ранним кто–то странный Солнце встречает каждого из нас теплом и улыбкой. Дарит каждому хорошее настроение. И я хочу пожелать вам, чтобы каждый день приносил вам только радость. Предложение ученикам поздороваться локтями. Учитель просит учеников встать в круг. Затем он предлагает им рассчитаться на первый-второй-третий-четвёртый и сделать следующее: • Каждый «номер первый» складывает руки за головой так, чтобы локти были направлены в разные стороны; • Каждый «номер четвёртый» держит сложенные крест-накрест руки на груди (локти смотрят в стороны). |
Слово учителя
Активный метод приветствия «Поздоровайся локтями» |
Учащиеся организуются и настраиваются на учебный процесс.
Должны поздороваться с как можно большим числом одноклассников, просто назвав свое имя и коснувшись друг друга локтями. |
Полная готовность класса к работе.
Установление контакта между учениками. Хорошая атмосфера в классе. |
||
|
Проверить правильность выполнения домашнего задания. Совместно выявить проблемы, сформулировать их. Поставить познавательную задачу. |
Организация оценочной деятельности. Организует взаимопроверку качества выполнения домашнего задания. Предлагает ответить на вопрос домашнего задания, от каких слов могли образоваться эти глаголы.
|
Взаимопроверка. Создание проблемной ситуации |
Работа в парах по проверке выполнения домашнего задания.
подумать, от каких слов могли образоваться глаголы: дымить, толстеть, затенить, чернеть, ослабить
|
Развитие самоконтроля и самооценки учащихся. Высокий уровень мотивации учащихся. |
||
|
Выяснить ожидания, опасения учащихся, выявить способы преодоления (страха) преград |
Учитель предлагает детям виртуально вырастить цветок-знание на листке бумаги. Раздаёт рисунки с изображением цветка. При этом оговаривает: «Чтобы Ваш цветок-знание зацвёл, необходимо Создать благоприятные условия (почва, солнце вода) – вписать свои ожидания. Бороться с негативными факторами (тучи, кролик, снег) – обозначить свои страхи. Продумать способы спасения цветка на случай опасности (зонтик, лампа) – определить способы борьбы со страхом». Собирает рисунки и на доске в три колонки выписывает предложенное детьми. По ходу урока выделяет красным мелом страхи, которые не оправдались, жёлтым – ожидания, которые удалось реализовать, зелёным – способы борьбы со страхами, которые были применены по ходу усвоения материала. |
Метод выяснения ожиданий и опасений «Вырасти цветок» |
Прописывают ожидания, опасения и способы борьбы со страхом |
Выяснение ожиданий и опасений, постановка целей обучения. |
||
|
Представление нового материала, структурирование материала, оживление внимания учащихся |
Учитель называет тему своего сообщения. На стене прикреплен лист ватмана, в его центре указано название темы. Остальное пространство листа разделено на секторы, пронумерованные, но пока не заполненные. Начиная с сектора 1, учитель вписывает в сектор название раздела темы, о котором он сейчас начнет говорить в ходе сообщения. Обучающимся предлагается обдумать, о каких аспектах темы, возможно, далее пойдет речь в докладе. Затем учитель раскрывает тему, а в сектор вписываются наиболее существенные моменты первого раздела маркерами разных цветов. Они вносятся на плакат по ходу сообщения. Закончив изложение материала по первому разделу темы, учитель вписывает во второй сектор название второго раздела темы, и так далее. Отвечает на вопросы учащихся. |
Активный метод презентации учебного материала «Инфо-угадайка». Если есть вопросы, задают их. |
Следят за аргументацией учителя и видят актуальный в данный момент рассказа аспект темы. Отчетливое разделяют общий поток информации. «Белые пятна» стимулируют - многие учащиеся обдумывают, какими будут следующие, пока не обозначенные разделы темы. |
Лучшее восприятие учебного материала. |
||
|
Снять напряжение, усталость, отдохнуть |
Ровным кругом Друг за другом Мы идем за шагом шаг. Стой на месте, Дружно вместе Сделаем вот так... Играющие образуют круг, в центре находится водящий. Взявшись за руки, дети идут по кругу и произносят текст. По окончании они останавливаются, а водящий показывает какие-либо движения; дети повторяют их. Затем выбирается новый водящий, игра возобновляется. |
Метод активизации учащихся «Физкультминутка»
|
Учащиеся под музыку выполняют несложные упражнения. |
Снижение усталости, активизация учащихся, их готовность к дальнейшей работе |
||
|
Активизировать познавательную деятельность, повысить мотивацию |
I. Организация познавательной и коммуникативно-развивающей деятельности учащихся в группах. Задания: 1. Объясните значение глаголов шефствовать и шествовать. Придумайте с ними предложения. Докажите, что один из них является непроизводным, а другой – производным. 2. Охарактеризуйте значение глаголов обессилеть и обессилить. Составьте с ними предложения. 3. От глагола мазать можно образовать суффиксальным способом глаголы мазнуть и мазануть. Чем они различаются по смыслу? Приведите еще несколько таких пар глаголов. 4. Объясните значение глаголов повыталкивать и поутихнуть. Укажите их базовые слова- У какого глагола приставка изменяет видовое значение? 5. Глагол имеет значение: 1) няня недостаточно, невнимательно смотрела за ребёнком; 2) ребята не стали смотреть фильм до конца и ушли, назовите эти глаголы. Чем отличается их написание? 6. Укажите производные глаголы: мыться, смеркаться, беспокоиться. Можно ли глагол всмотреться считать производным от смотреться? Почему? Объясните значение каждого из этих глаголов. Консультационная деятельность учителя. II. Организация индивидуальной работы. Выполнение тренировочных упражнений (529 - 532) |
Проблемные задания, групповая работа, консультирование. Индивидуальная форма самостоятельной работы. |
Используя текст § 62, конспект сообщения учителя, письменно выполняют проблемные задания. Работают в группах.
Выполняют тренировочные упражнения (529 - 532) |
Поисковая, творческая активность учащихся, повышение мотивации |
||
|
Подведение итогов работы, определение каждым ребёнком того, что было для него полезным, а что оказалось бесполезным |
К стене прикрепляются три больших листа, на одном из которых нарисован огромный чемодан, на втором – мусорная корзина и на третьем – мясорубка. Каждый ученик получает по три клеящихся разноцветных листочка. На листочке, который затем приклеивается к плакату с изображением чемодана, необходимо написать тот важный момент, который участник вынес с урока, готов забрать с собой, усвоил, понял и готов использовать в своей деятельности. На втором листочке – то, что на уроке оказалось, по его мнению, ненужным, лишним, бесполезным, что он уже давно и хорошо знает и что можно отправить в «корзину», т.е. прикрепить ко второму плакату. На третьем листке – то, что оказалось интересным, но пока не совсем понятным. Таким образом, то, что нужно ещё додумать, доработать, отправляется в лист «мясорубка». |
Метод «Уборка в доме» |
Все листочки пишутся анонимно и приклеиваются ребятами по мере готовности. В конце работы они знакомятся с содержимым заполненных «Чемодана», «Мусорной корзины» и «Мясорубки». |
Развитие рефлексивных умений |
||
|
Постараться максимально приблизить учащихся к процессу самостоятельного получения новой информации по теме следующего урока «Глагол в языке и речи»; «прочувствовать» и «прожить» ее.
|
Сообщает о домашнем задании, разъяснить методику его выполнения. Учитель информирует учащихся, как нужно работать с текстом и индивидуальной картой учащегося. Маркировка текста используется для того, чтобы ученик узнал новое и отказался от неправильной информации. Маркировка текста производится с помощью специальных знаков: «!» — Я это знал. « +» — Новое для меня. « -» — Вызывает у меня сомнение. «?» — Вопрос.
|
Методы (кластеры) технологии критического мышления |
1. Индивидуальная работа учащихся с текстом, в котором содержится правильная информация. 2. Учащиеся коротко (слова и словосочетания) записывают новую информацию во второй столбик таблицы. 3. Учащиеся формулируют и записывают вопросы в третий столбик таблицы (только в том случае, если они возникают).
|
Умения учащихся самостоятельно определять свои знания – незнания по изучаемой теме; |
ПРИЛОЖЕНИЕ К УРОКУ 3
|
|
Эта смешная игра позволила весело начать урок, размяться перед более серьезными упражнениями, установить контакт между учениками |
|
|
|
|
||
Метод «Уборка в доме» на уроке |
Индивидуальная карта учащегося.
Фамилия, имя _____________________________________________________
Дата______________________________________________________________
Класс__________
Тема:_____________________________________________________________
Цель:________________________________________________________________
___________________________________________________________________
___________________________________________________________________
Я знал (а). (!) |
Новое для меня. (+) |
Вызывает сомнения и вопросы. (?) |
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
|
ТЕКСТ ДЛЯ ДОМАШНЕГО ЗАДАНИЯ
Характеризуя общее грамматическое значение глагола, мы уже столкнулись с одной из его грамматических категорий — с категорией времени, которая вам хорошо знакома. Вы знаете, что глагол имеет три формы времени, выражающих отношение действия к моменту речи: писал — пишу — буду писать.
Так же хорошо вы знакомы и с категорией лица, обозначающей, к кому говорящий относит называемое действие: к себе самому (пишу), к собеседнику (пишешь) или к тому, о ком идёт речь (пишет) С категорией лица тесно связана категория числа: пишу — пишем, пишешь — пишете, пишет — пишут.
Вы знаете, что категории лица и времени взаимосвязаны. Глаголы настоящего и будущего времени обязательно имеют форму лица (и наоборот), а в прошедшем времени формы лица не различаются: я писал — ты писал — он писал Зато только в прошедшем времени (в единственном числе) у глагола противопоставлены формы рода: он писал — она писала — оно писало.
Все перечисленные категории (времени, лица, числа и рода) - это словоизменительные категории глагола. У него есть ещё одна словоизменительная категория, с которой вы сталкивались при изучении синтаксиса — это категория наклонения. С её помощью выражается отношение называемого действия к действительности: пишу (на самом деле) — писал бы (при каких-то условиях) — пиши (требование выполнить действие).
Кроме перечисленных словоизменительных категорий, у глагола есть несколько словоразличительных категорий.
Сравнив глаголы писал — написал, нетрудно заметить, что второй из них содержит указание на результат действия, на его предел, а в первом глаголе такого указания не содержится. Указание на предел, результат действия или отсутствие такого указания обязательно есть у любого глагола. Значит, это их особое грамматическое значение, составляющее содержание категории вида. Поскольку глаголы разного вида, как правило, отличаются друг от друга и по своему лексическому значению, категория вида является словоразличительной категорией.
Все перечисленные грамматические категории (кроме числа и рода) специфичны для глагола, то есть отличают его от любой другой части речи. Но у глагола есть особые формы, в которых он имеет грамматические значения, сближающие его с другими частями речи.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Рындина Татьяна Анатольевна
→ Публикатор 01.10.2022 0 1908 123 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.