Конспект урока русского языка "Безударные гласные в корне слова"; 5 класс
ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ ПО ТЕМЕ
« ПРАВОПИСАНИЕ БЕЗУДАРНЫХ ГЛАСНЫХ В КОРНЕ СЛОВА»
Колос Светлана Викторовна
МБОУ «СОШ № 15» г. Братск
Данная технологическая карта урока русского языка в 5 классе по теме «Правописание безударных гласных в корне слова» полезна учителям русского языка и литературы, работающим с УМК под редакцией Л.М. Рыбченковой. Урок содержит элементы занимательности, внимательности, что позволяет активизировать познавательную активность учащихся.
ФИО учителя |
Колос Светлана Викторовна |
|||||||||||
Предмет |
Русский язык
|
|||||||||||
Класс
|
5 |
|||||||||||
Дата проведения |
26 сентября 2018 год |
|||||||||||
Место проведения |
МБОУ «СОШ № 15» г. Братск |
|||||||||||
Тема урока |
Правописание безударных гласных в корне слова |
|||||||||||
Тип урока |
Учебное занятие по усвоению новых знаний |
|||||||||||
Методы и формы обучения |
Эвристический метод, анализ и синтез языковых явлений; индивидуальная, фронтальная, парная |
|||||||||||
Наглядно-демонстрационный материал |
Презентация к уроку, «Лист самооценки» |
|||||||||||
УМК Учебник |
Рабочая программа по русскому языку для 5 класса (составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта ООО, рабочей программы 5-9 классы Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, Москва: «Просвещение», 2012 год) УМК «Русский язык. 5 класс» в 2-х частях. Авторы: Л.М. Рыбченкова,, О.М. Александрова, А.В. Глазков, А.Г. Лисицын. Москва.: Просвещение |
|||||||||||
Цель:
Задачи:
|
Актуализация знаний о правописании безударных гласных в корне слова. 1.Образовательная – отрабатывать правила написания, закрепить знания о способах проверки безударных гласных в корне слова, проверяемых ударением ; находить в тексте слова с заданной орфограммой; учить аргументировать свою точку зрения; 2.Развивающая - развивать орфографическую зоркость обучающихся, устную и письменную речь; содействовать формированию умений и навыков в процессе учебной деятельности (практической и умственной) с учетом индивидуальных способностей учащихся; развивать познавательные процессы обучающихся (память, речь, мышление, внимание, восприятие), умение применять логические операции (анализ, синтез, сравнение, обобщение). 3.Воспитательная - содействовать положительной мотивации учебной деятельности, осознанию обучающимися ценности изучаемого предмета, темы, привитию у воспитанников чувства любви и интереса к русскому языку, воспитание заботливого, доброго, толерантного отношения к окружающим. умение работать в парах, самостоятельность, трудолюбие; создать благожелательную творческую атмосферу. Здоровьесберегающая: обеспечить необходимые условия для продуктивной познавательной деятельности учащихся, снятию умственного и физического напряжения. |
|||||||||||
Планируемые образовательные результаты |
||||||||||||
Предметные |
Метапредметные |
Личностные |
||||||||||
знать виды орфограммы безударная гласная в корне слова (проверяемая ударением и непроверяемая), уметь использовать это правило на практике, выделять корень слова, ставить ударение, подбирать однокоренные слова, пользоваться орфографическим словарём, развивать навык работы с безударной гласной корня. |
Регулятивные: уметь принимать и сохранять учебную цель и задачи, планировать собственную деятельность в соответствии с учебной задачей. Познавательные: владеть основами смыслового чтения текста; подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения. Коммуникативные: задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач. Личностные: проявление активности во взаимодействии для решения коммуникативных и познавательных задач |
формировать способность к самооценке успешности в овладении языковыми средствами в устной и письменной речи.
|
||||||||||
Организационная структура урока |
||||||||||||
|
Этап урока |
Деятельность учителя |
Действия учащихся |
Формирование УУД |
Время |
|||||||
|
I.Организационный момент Цель: создание условий для осознанного вхождения учащихся в пространство деятельности на уроке. |
«Путешествие на облаке» -Добрый день, ребята. Говорят, «улыбка – это поцелуй души». Давайте посмотрим друг на друга, улыбнёмся и громко скажем «Добрый день!». Присаживайтесь на свои места. Я рада, что у вас хорошее настроение, и надеюсь, что мы с вами сегодня очень дружно и активно поработаем. В этом я даже не сомневаюсь. Сегодня мы путешествуем на облаках по удивительной стране «Орфография». У вас на партах лежат облака, возьмите карандаш и раскрасьте его согласно своему настроению (звучит музыка)
|
Слушают, настраиваются на урок.
|
Личностные УУД: формирование внутренней позиции учащегося на уровень положительного отношения к обучению; Познавательные УУД: понимать познавательную задачу. Регулятивные УУД: оценивать свою готовность к уроку.
|
2 мин. |
|||||||
|
Проверка выполнения домашнего задания Цель этапа: установить правильность и осознанность выполнения всеми учащимися домашнего задания; устранить в ходе проверки обнаруженных пробелов в знаниях; выяснить степень усвоения заданного на дом материала; определить типичные недостатков в знаниях и их причины; ликвидировать обнаруженных недочётов |
«Ты - мне, я - тебе». Учащийся вытягивает билет с вопросом, затем задает вопрос однокласснику и т.д. Что изучает фонетика? Как называется специальная фонетическая запись слова, которая передает его звучание? На какие группы делятся звуки речи? Как различить гласные и согласные звуки? Как определить сильную позицию гласного звука в слове?
- Оцените свои знания по теории в «Листе самооценки». |
Дают ответы на вопросы.
Самооценка |
Познавательные УУД: осознанное построение речевого высказывания. Личностные УУД: самоорганизация и формирование внутренней позиции школьника на уровень положительного отношения к обучению. Коммуникативные УУД: задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
|
3 мин |
|||||||
|
II.Актуализация знаний
Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; подготовка учащихся к изучению нового материала через создание проблемной ситуации
|
Словарно-орфографическая работа «Знаете ли вы правило?» Л..са в д..ли в..днее, С..нее н ..беса, Заметней и ч..рнее На пашне п..л..са. (А.Блок) Вопросы и задания - Прочитайте отрывок из стихотворения. - Какой орфограмме соответствуют пропуски букв? - Как проверить безударный гласный в корне слова?
(обратить внимание на правильное оформление записи в тетрадях)
|
Один учащийся работает у доски, остальные выполняют в тетради
Чтобы не ошибиться в правописании слов с безударной гласной в корне слова, надо найти проверочное слово, в котором безударный гласный стал бы ударным. |
Познавательные УУД: овладение приёмами отбора и систематизации материала; понимание заданного вопроса и построение сообщения в устной форме; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем поискового характера
|
5 мин |
|||||||
|
III. Формулирование темы, целей урока Цель: самостоятельное определение темы урока, цели урока.
IV. Работа с текстом (открытие новых знаний)
Цель: правильно написать слова, сделать вывод, сформулировать правило правописания безударных гласных
V. Физкультминутка Цель: здоровьесбережение
VII. Формулирование правила, его запоминание, отработка и закрепление Цель: Применяя правило, выполнить упражнение учебника
VII.Упражнение на формирование орфографической зоркости.
VIII.Закрепление изученного
Способы: фронтальная работа, обратная связь, индивидуальная работа . Средства: комментирование.
IX. Рефлексия.
Итог урока. Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности.
X. Выставление оценок за урок. Домашнее задание
|
- Как вы думаете, а какая тема урока у нас сегодня будет? Сформулируйте тему урока.
Для чего нужно изучать данную тему? Какие цели мы поставим перед собой?
- Сегодня мы будем закреплять знания об орфограмме «Безударная гласная в корне слова» и упражняться в правописании безударных гласных в корне слова и подборе проверочных слов.
Безударный – гласный слабый, Плохо слышный и усталый, Он не может нам сказать, Какую букву написать. Сильный звук – уда'рный гласный – В каждом слове лишь один. Слышен громко, четко, ясно. Прочь, опасность, уходи, Прочь, тревоги и сомнения! Ставим звук под ударение! Ударение в корне слышим – Смело гласную напишем.
Задание «Лови ошибку». Работа в паре. - Почтальон принес письмо, но мне кажется, что-то в нем не так. Прочитайте внимательно и запишите текст в тетрадь в исправленном виде.
Наступила осинь. Потинуло холадом. Птицы улитают в теплые края. По лисной трапинке спишит, торопится мидведь в сваю берлогу. - С какими трудностями вы столкнулись, выполняя это задание? - Попробуйте сформулировать правило написания безударной гласной в корне слова.
«Путешествие на облаке» (под спокойную музыку) Я хочу пригласить тебя в путешествие на облаке. Прыгни на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуй, как твои ноги, спина, удобно расположились на этой большой облачной подушке. Путешествие начинается… Твое облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуешь, как ветер освежает твое лицо? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть твое облако перенесет тебя сейчас в волшебную страну, где ты будешь счастлив. Постарайся мысленно «увидеть» эту страну как можно более подробно. Здесь ты чувствуешь себя совершенно спокойно и счастливо. Теперь ты снова на своем облаке, и оно везет тебя назад, на твое место. Слезь с облака и поблагодари его за то, что оно так хорошо тебя покатало. Теперь понаблюдай, как оно медленно растает в воздухе. Потянись, выпрямись и снова будь бодрым, свежим и внимательным.
- Прочитайте правило на стр.34. Верно ли мы сформулировали правило? Чтение рубрики «Советы помощника» стр.35 Итак, какой способ советуют авторы учебника? Был ли известен он Вам? Работа с упражнением 70 (по вариантам)
С какой целью мы выполняли это упражнение?
Работа в парах - Распределите данные ниже слова по видам орфограмм в корне.
Х_дили, тр._па, м . лина, з._рно, г. ризонт, гн._здо, б . рабан, с_.сна, с . бака, охр_.няет, ст._лбы, п . мидор, п_.лянка, к._силка, н . род, к . рандаш, д_.жди, об..яние. - Какие трудности возникли при распределении слов? В какой столбик нужно отнести слово обаяние? Дополнительная информация - Есть слова, в которых правописание гласных, казалось бы, следует запомнить, но оказывается, что его можно объяснить! Стр.34 «Из истории языка»
Стрела, сосна, зерно, звезда, гроза, листок, трава, спина, рядок.
2. «Учитель» Самостоятельная работа (на оценку) Найдите ошибки в диктанте одного из учеников. Выпишите эти слова в исправленном виде, обозначив орфограмму. Как хорош лес поздней осинью! Ветра нет, в мягком воздухе разлит осенний запох. Тонкий туман стаит над желтыми палями. Сквозь бурые сучья диревьев билеет небо, на липах весят последние залотые листья. ( По И.С.Тургеневу) - Что нового сегодня узнали? Чему научились? Какая цель была поставлена на уроке? Как вы считаете, она достигнута? Сегодня на уроке я… (продолжи) И- научился… Возьмите в руки ваши облака, закрасьте их с обратной стороны согласно своему настроению в конце урока. Те, кто научился на уроке проверять безударную гласную, поставьте на закрашенной стороне восклицательный знак Те, кто умеет, но пока с трудом подбирает проверочные слова, поставьте плюс.
Составление синквейна на тему «Гласная буква» или составить карточку для соседа по парте на тему «Безударные гласные в корне слова» Все ли вам понятно?
Выполнить задания (на выбор):
Спасибо за урок!
|
Правописание безударной гласной в корне слова
Научиться правильно писать слова с безударными гласными в корне слова и уметь подбирать к ним проверочные слова - анализировать слова с данной орфограммой и применять соответствующее орфографическое правило.
Читает заранее подготовленный ученик
Один ученик у доски вставляет буквы, объясняет правило написания, класс контролирует правильность ответов.
Учащиеся формулируют правило
Коллективно выполняют упражнения, садятся на свои места
Учащиеся читают правило и сравнивают с ответами учащихся
У доски работают 2 человека (один учащийся от 1 варианта, второй – от 2 варианта). Проверяют, проговаривая условия выбора безударной гласной в корне слова
Самопроверка (на слайде)
Читают, записывают слово ОБАЯНИЕ в словарь. ОБОНЯНИЕ – нюх
Взаимопроверка, оценивание Е, О, Е, Е, О, И, А, И, Я.
Сдают «Листы самооценки» |
Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; осуществлять продуктивное взаимодействия с детьми и взрослыми; Регулятивные УУД: целеполагание; понимание выделенных учителем ориентиров действия в учебном материале
Коммуникативные УУД: принимать участие в работе с товарищем; договариваться, приходить к общему решению. Личностные УУД: умеет адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Регулятивные УУД: адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.
Познавательные УУД: последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности; выведение способа проверки безударных гласных в корне слова. Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале. Познавательные УУД: выведение способа проверки безударных гласных в корне слова. Регулятивные УУД: понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; последовательность производимых действий составляющих основу осваиваемой деятельности. Личностные УУД: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами;
Познавательные УУД: подбор проверочных слов для определения написания буквы в корне слова; применение правила правописания безударных гласных в корне слова.
Регулятивные УУД: принимать и сохранять учебную задачу. Личностные УУД: сохранять интерес к учебному материалу.
Познавательные УУД: анализировать свои суждения, свою деятельность с точки зрения соответствия темы и целей урока. Коммуникативные УУД: формулировать собственное мнение и позицию; строить устные высказывания. Регулятивные УУД: оценивать совместно с учителем или одноклассниками результат своих действий. Личностные УУД: уметь оценивать поступки, отстаивать свою точку зрения, стремиться к приобретению новых знаний и умений.
Познавательные УУД: осуществлять актуализацию полученных знаний в соответствии с уровнем усвоения Коммуникативные УУД: уметь работать дома со словарями, правильно выражать свои мысли и строить высказывания Регулятивные УУД: планировать свои действия в соответствии с самооценкой, адекватно осуществлять самооценку. |
3 мин
5 мин
2 мин
5 мин
4 мин
2 мин
5 мин
2 мин
2 мин
|
ПРИЛОЖЕНИЕ
Лист самооценки
Этапы урока |
Оценка |
«Ты - мне, я - тебе» |
|
«Лови ошибку» |
|
Работа в паре |
|
Буквенный диктант |
|
Самостоятельная работа (оценивает учитель) |
|
Итоговая оценка за урок |
|
На странице приведен фрагмент.
Автор: Колос Светлана Викторовна
→ Публикатор 26.10.2022 0 3100 111 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.