ВОВЛЕЧЕНИЕ УЧАЩИХСЯ В ЛИТЕРАТУРНО-ТВОРЧЕСКИЙ ПРОЦЕСС
КАК ОДИН ИЗ СПОСОБОВ ФОРМИРОВАНИЯ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ
ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ
КИРЬЯНОВОЙ ЕЛЕНЫ ИВАНОВНЫ,
УЧИТЕЛЯ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
МКОУ «КОЛОБОВСКАЯ СОШ»
Ленинского района Волгоградской области.
-
Читательская грамотность - важный компонент Функциональной грамотности. В данное время термин «читательская грамотность» уточнён, внимание обращено на то, что необходимо научить читать продуктивно, именно от этого вида чтения и должна вестись работа. Важно не просто научить читать, а читать осознанно.
-
Существует немало приёмов работы с текстом, направленных на мотивированное чтение. Учитель может выбирать для работы то, что приемлемо данному классу.
-
В интернете представлен очень интересный материал. В рамках самообразования я ознакомилась с обобщённым опытом учителей Саратовской и Челябинской областей.
-
Среди приёмов, применение которых даёт положительный результат, могу назвать следующие: лингвистическая сказка, ассоциации, письмо с пробелами, словарики, кластер.
-
Формируют читательскую грамотность такие виды и формы работ, как библиотечный урок, проекты, факультатив, литературные конкурсы, ведение читательских дневников.
-
Одна из проблем эффективности заключается как раз в том, чтобы дети захотели читать. Чтение для большого количества учеников- занятие, требующее определённого усилия. К сожалению, реальное чтение легко подменяется подсказками из интернета (краткое содержание, всё произведение за 8 мин, готовые сочинения, ГДЗ). Очень хорошо, если ученик воспользовался аудиокнигой или электронной версией книги.
-
Если обращение к тексту на уроке вызывает у ученика неприятие, то и работа по тексту скорее всего будет формальной.
-
Объективная особенность нашей школы- малочисленные классы. Самыми большими являются 8 и 9 классы. В них всего 20 человек. Из них
-
Читают активно, с удовольствием - 3 человека 15%
-
Читают добросовестно то, что нужно прочитать 6 человек 30%
-
Читают не всегда добросовестно 7 человек 35%
-
Читающие редко (не читающие) 4 человека 20%
Таким образом, статистика неутешительная, но поскольку классы небольшие, то есть возможность применения индивидуального подхода к каждому ученику.
-
Мотивация- это «волшебная палочка». Если в 5-7 классах мотивируют похвала, хорошая оценка, а иногда и нежелание низкого результата, то к ученикам 8-9 класса нужен особый подход. Для детей этого возраста важны и самовыражение, и индивидуальность, и умение работать в коллективе. Нужно выстроить работу так, чтобы ученик сам захотел прочитать текст продуктивно. И вот здесь на помощь приходит проектная деятельность.
-
Чем она хороша?
-
Позволяет использовать разные приёмы, формы, виды работы.
-
Это деятельность, в которой совместно определяется путь и желаемый результат
-
Каждый может найти то, что ему приемлемо
-
Есть возможность проявить себя в разных видах деятельности
-
Это работа в команде и индивидуально
-
Форма знакома и привычна ученикам
Таким образом, проектная деятельность открывает возможности для вовлечения ребят в литературно- творческую деятельность
-
В течение года в нашей школе традиционно реализуются следующие проекты:
-
«В.И.Даль. Заглянем в слово» (ноябрь, для 4-6 классов)
-
«Живая классика» (ноябрь- март, для 6-11 классов)
-
«Солдатская почта» (декабрь-январь, для 1-11 классов)
-
«Добронравие- живое слово» (апрель- май, пилотный проект для 1-7 классов)
-
«Азбука- мудрости начало» (апрель-май, пилотный проект для 7-8 классов)
Остановлюсь на каждом проекте подробнее. Целью наших проектов является формирование читательской грамотности и вовлечение детей в литературно- творческую деятельность.
Живая классика (ноябрь- март)
Задание для учащихся
|
Мотивация
|
Читательская грамотность
|
1.Выбрать из списка современной литературы книги, которые тебя заинтересовали (7-10), обосновать свой выбор.
|
Выберу самое интересное для себя сам
|
-отбор информации из источников
-просмотровое чтение
-выбор, обоснование выбора
-составление устного текста
|
Учитель
-просмотрела все книги
-сделала пометки о книгах
-продумала, кому это будет интересно из учеников
-обратила внимание на язык автора
У каждого ученика в дневнике на обложке появилась надпись:
ХОЧУ ПРОЧИТАТЬ и список из 7-10 книг.
Задание для учащихся
|
Мотивация
|
Читательская грамотность
|
2.Выбираем для внеклассного чтения 3-4 книги, объединённые темой «Подросток» и читаем одну из них.
-Рассказать о герое так, как будто это твой знакомый.
-Почему книга так называется?
|
-Оценка за внеклассное чтение ставится только положительная, если готовишься к уроку и участвуешь в процессе обсуждения.
-нужно ответить на вопросы товарищей и самому придумать интересные вопросы
|
-чтение должно быть осмысленным, продуктивным
-составление «толстых» и «тонких» вопросов
-умение составлять монологическое высказывание
-работа с явной и подтекстовой информацией.
|
Учитель
-напоминает, что можно задавать друг другу вопросы, уточнять детали
Выбраны для чтения книги Нины Дашевской «День числа Пи», Марии Парр «Вафельное сердце» и Натальи Волковой «Разноцветный снег»
Задание для учащихся
|
Мотивация
|
Читательская грамотность
|
3.Внеклассное чтение.
-представить героя
-рассказать о самом важном для него поступке, событии
-ответить на вопросы
(работа по группам)
|
-попробовать поставить в тупик другую команду
-группой как можно полнее и интересней рассказать о своем герое
-вместе надежно
-можно опираться на свое восприятие
-урок в форме игры
|
-отбор материала
-анализ эпизода
-выборочное чтение
-сопоставление
-аргументация
-устное сообщение
|
Учитель:
«Могли бы герои этих произведений стать друзьями?»
КАЖДЫЙ ученик составил монолог, дал ответ на вопрос, пересказал эпизод и дал оценку событию.
Классный этап «Живой классики»
Задание для учащихся
|
Мотивация
|
Читательская грамотность
|
4.Выбрать отрывок для выразительного чтения и прочитать его в классе
|
-найти то, что самому интересно
-если что- то не получится, помогут
-наизусть учить не надо
|
-отбор материала
-анализ
-выборочное чтение
-работа со словом
|
Учитель:
-Начинается классный этап «Живой классики»
-Каждый прочитывает вслух 2-3 раза в классе, получает рекомендации товарищей, поддержку учителя
-в классе определяются победители
-кто хочет сам ещё раз попробовать свои силы, тоже получает возможность продолжить участие в следующем этапе.
Задание для учащихся
|
Мотивация
|
Читательская грамотность
|
5.оформить открытку ко Дню дарения книги (14 февраля)
-решаем, кто кому дарит
-подготовиться к чтению открытки вслух
|
-меня выбрал друг и я сам выбрал друга
-если не знаю, что посоветовать читать, то у меня есть список книг
-это игра
|
- анализ, отбор материала
-составление письменного текста (поздравление)
-выразительное чтение
|
Учитель:
ОКАЗЫВАЕТ помощь.
Школьный этап «Живой классики»
(проводится в сельской библиотеке)
1.Выступление победителей классного этапа
2.Вручение поздравительных открыток
3.Изготовление ламинированных закладок для книг
4.Подведение итогов, вручение грамот и книг в подарок
Выводы:
1.На каждом этапе проекта идет формирование читательской грамотности.
2.Учащиеся включены в работу на всех этапах
3. Значимость победы на школьном этапе (только так можно попасть на районный этап)
4.Читающие дети, как правило, лидируют, они всегда на виду. Есть возможность продемонстрировать свои способности, начитанность.
5. Нет равнодушных участников.
Социальный проект «Солдатская почта»
(декабрь- январь)
Один из этапов этого внеурочного проекта- написание текста письма и изготовление подарка.
К письму за последние годы прилагались
-настольный календарь
-календарь памятных дат
-георгиевская ленточка, украшенная атласными гвоздиками
-гвоздики из бумаги
-тюльпаны в технике оригами
-магнитик на холодильник с фотографиями школьного музея и памятников села
-книга со стихами о Сталинграде
-книга со стихами и рисунками учеников школы о Сталинграде.
В проекте нашлось место для работы со словом.
Книга со стихами и рисунками учеников школы о Сталинграде.
Этапы:
-
Написание стихотворения о войне.
-
Прослушивание стихотворений, обсуждение в классе.
-
Корректировка работ. Проверка на плагиат.
-
Отбор произведений для книги. Создание рисунков. Оформление обложки.
-
Создание макета книги. Сборка книги.
Читательская грамотность.
При реализации задумки ученикам пришлось освежить в памяти теоретические знания (ритм, рифма, стопа, главная мысль) и применить их на практике (с разной степенью успешности).
Мотивация учеников:
-научусь, чтобы мое стихотворение прочитали в каждом доме моего села
-буду переделывать работу столько раз, сколько нужно
В итоге, учениками прочитаны стихотворения известных поэтов о войне, созданы свои произведения. На этапе проверки стихотворений на плагиат поняли, что такое речевой штамп. Книга получилась интересной, яркой. Жители села выразили благодарность школе.
Проект «Добронравие- живое слово»
(апрель-май)
Конкурс чтецов православной литературы для детей. Организован Калачевской Епархией. Решение об участии было принято без раздумий. В сельской библиотеке отыскали подписку детского православного журнала «Свечечка». Началась работа с текстами.
Мотивация- всем хотелось попасть на праздник в Волжском, увидеть православный храм, послушать чтецов-победителей. Участие в конкурсе заочное, значит, видео можно снимать повторно.
Этапы.
1.Выбор произведения. Ребята просмотрели притчи, рассказы, сказки; оценили объём, содержание, особенности повествования; сделали выбор (самостоятельно или по совету товарищей).
2. Отработка текста. Духовная литература предполагает особую интонацию, темп чтения. Вернулись к теории (логические ударения, паузы). Сокращали тексты так, чтобы не потерять микротему.
3. Конкурс. В жюри пригласили взрослых, которым близок этот конкурс. У ребят был выбор: читать текст выразительно или рассказывать наизусть. Из 16 участников наизусть рассказывали 9 человек. Конечно, эти выступления были гораздо интереснее.
4.Итоги конкурса. Количество победителей -6 человек. Их выступления были отправлены на конкурс. Главный итог- чувство удовлетворения от проделанной работы. Получили наши ребята 5 грамот в разных номинациях.
Формирование читательской грамотности через прикосновение к духовной литературе- это ещё и воспитание нравственности. Надеемся в следующем году снова попробовать свои силы.
Общие выводы о проектной деятельности
Что не получается:
-к проекту подключаются все ученики, но потребностью это становится не для всех
-нет книг современных авторов в библиотеках
-не хватает времени на работу с каждым учеником по его запросам, нет должной отработки текста.
Что получается:
-индивидуальный контакт с каждым ребёнком, положительные эмоции
- проект каждого, безусловно, развивает, поднимает на ступеньку выше
-никогда мы ничего не повторяем в неизменном виде (всегда есть элемент нового)
-участники проекта получают добрые отзывы о своей работе, видят значимость того, чем занимаются
-иногда дети открывают в себе способности
Сформировать читательскую грамотность на высшем уровне у каждого ребёнка вряд ли получится, но стремиться к этому нужно. Каждого ученика следует поднять настолько, насколько позволяет его умение осознанно относиться к тексту.
Вовлечение учащихся в литературно- творческий процесс, несомненно, способствует формированию читательской грамотности.