Конспект урока русского языка "Публичная речь"; 10 класс
Конспект урока по русскому языку в 9 классе
«Публичная речь»
Автор разработки:
Вылегжанин Константин Валерьевич,
Должность:
учитель русского языка и литературы,
Образовательное учреждение:
Государственное бюджетное
общеобразовательное учреждение лицей №179
Калининского района Санкт-Петербурга
Работа
-
Название работы
Конспект урокапо русскому языку в 9 классе (тема «Публичная речь»)
-
Цели и задачи урока
Цель -- сформировать у обучающихся понятие публичная речь
Задачи –познакомиться с требованиями к публичной речи, «Заповедями TED», научиться анализировать выступления
-
Планируемые результаты:
Личностные: формировать ответственное отношение к учению на основе мотивации к обучению и познанию; проявлять интерес к новому; осознавать лексическое богатство русского языка; стремиться к речевому самосовершенствованию.
Метапредметные УУД:
Коммуникативные:
владеть монологической речью в соответствии с орфоэпическими, грамматическими, речевыми нормами родного языка.
Регулятивные:
уметь самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности.
Познавательные:
объяснять языковые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе подготовки к публичной речи.
Предметные: знать особенности публицистического стиля; знать орфоэпические, грамматические, нормы русского языка; знать структуру публичной речи, уметь анализировать публичные выступления.
Этапы урока с описанием видов деятельности педагога и обучающихся
Этап урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Организационный этап |
- Добрый день, ребята. Садитесь. - У каждого на парте лежит рабочий лист. На протяжении урока мы будем к нему обращаться (демонстрация рабочего листа) – приложение 1. - За работу на уроке вы будете получать специальные жетоны в форме микрофона, в конце урока каждый из вас сможет обменять их на отметку. - Все готово к уроку. Начинаем работу. |
Подготовка к работе. Самоопределение к деятельности. Знакомство с условиями оценивания и рабочим листом. |
Этап актуализации знаний и подготовки к изучению нового материала |
- У вас на парте лежат листовки. Рассмотрите их, подумайте, что у них общего. Слайд1(Презентация) - Что мы увидели? - Действительно, сейчас открывается очень много школ ораторского мастерства. Зачем эти школы нужны? - В наше время как никогда нужно уметь выступать публично, перед публикой. И для этого и открываются школы. |
Рассматривание рекламных листовок о курсах ораторского мастерства, мастер-классах, тренингах.
Отвечают на вопросы, строят высказывания. |
Постановка учебной задачи. Мотивация познавательной деятельности |
- Эту мысль подтверждают и слова древнеримского оратора Цицерона. Прокомментируйте их. Слайд 2
- Как может звучать тема нашего урока? Тема урока: «Публичная речь» Слайд 3 - А что такое «публичная речь»? Сформулируйте и запишите определение в рабочий лист. - Попробуйте сформулировать вопросы к теме нашего сегодняшнего урока. Сделать это и предлагаю при помощион-лайн сервиса mentimeter. Как всегда, двумя способами. Слайд 4
Демонстрация результатов:
Слайд 5
- Как может звучать цель нашего урока? - Сегодня на уроке мы познакомимся с понятием «публичная речь» и попробуем получить ответы на ваши вопросы. Но если кто-то на какой свой вопрос не получит ответ, обращаю ваше внимание на книгу идеолога и куратора TED Криса Андерсона «TEDTALKS.Слова меняют мир». Возможно, она вам поможет в поисках ответов.
Слайд 6 |
Комментируют высказывание
Делают предположения. Уточняют / формулируют тему урока.
Оформляют рабочий лист
Работа с сервисом mentimeter
Ставят цель. Оформляют рабочий лист. |
Этап активного освоения учебного материала |
Слайд 7 - А начнем с вопроса от знатоков: Наука об ораторском искусстве (риторика) возникла в античной Греции и там получила свое развитие. Как вы думаете, почему? - Если затрудняетесь, можете взять у меня 1-2 подсказки. Работаем в парах. Ответ запишите в рабочие листы. Подсказки:
- Проверяем.
- Как вы думаете, для чего мы обратись к Древней Греции, ведь живем в абсолютно другое время? - Действительно, искусство оратора в таких условиях было просто необходимым. В наше время оно не менее важно. Достаточно перечислить профессии, в которых нельзя обойтись без публичной речи. Задание. Запишите, люди, каких профессий, в современном мире не могут обойтись без публичной речи.Время выполнения – 30 секунд. |
Делают предположения.
Оценивают свои силы, по желанию берут подсказки
Оформляют рабочий лист
Отвечают на вопросы, строят высказывания.
Оформляют рабочий лист
|
- Вы отметили только политиков, учителей, актеров - людей, которым приходится выступать перед публикой постоянно. А можно ли в этот перечень включить, например, космонавта? Или бойца смешанных единоборств? - Внимание на экран. Слайд8 https://www.youtube.com/watch?v=W6nHhtAIA6o&feature=emb_logo
- Кто мне скажет, что мы увидели? - Действительно, это рекламный ролик большого международного образовательного форума Synergy Global Forum, на котором выступают многие известные люди. Форумв прошлом году впервые проходил в нашем городе, в Санкт-Петербурге. В видео встретилось заимствованное слово «спикер». Кто такой спикер?
- Работаем по рядам. Первый ряд работает со словарем иностранных слов 2006 года, второй – 1910, третий – с книгой 1865 (!) года. В каком значении используется слово у нас?Если никакое значение не подходит, сформулируйте свое.
1 «Словарь иностранных слов. – Комлев Н.Г., 2006» 1. В парламентах ряда государств: лицо, председательствующее в палате представителей; 2. В Англии: председатель палаты общин. 2 «Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. – Чудинов А.Н., 1910» Произносящий спичи, речи, оратор; название президента палаты общин в Англии . 3 «Объяснение 25000 иностранных слов, вошедших в употребление в русский язык, с означением их корней. – Михельсон А.Д., 1865» Произносящий спичи. |
Смотрят видео – рекламный ролик большого международного образовательного форума Synergy Global Forum - 2019.
Отвечают на вопросы, строят высказывания.
Оформляют рабочий лист
Работа со словареминостранных слов разных веков.
Оформляют рабочий лист
|
|
|
- Работаем в группе с теоретическим материалом. Задание. Познакомиться с текстом и подготовить для него 1 слайд. Результатом работы всех групп станет презентация «Публичная речь». - В помощь по подготовке слайда для презентации предлагается работа Алексея Каптерева «Смерть от PowerPoint», английская версия которой собрала в мире 10,5 миллионов просмотров.
Презентация «Смерть от PowerPoint» (Алексей Каптерев), 2007 год
1 группа Термин "ораторское искусство" античного происхождения (от лат. oratoria). Его синонимы: "риторика" (от греч. rhetorike) и "красноречие" (рус.). Вид речи 1.Информационная . Цель речи : пробудить интерес к какой-либо проблеме, дать новое представление о предмете; 2.Воодушевляющая. Цель речи побудить начать или прекратить какие-либо действия; 3.Убеждающая. Цель речи : убедить в своей правоте; 4.Призывающая. Цель речи: 2) поднять настроение, вызвать эмоциональный отклик;
2 группа Композиция речи. Речь состоит из трех частей: 1. Вступление 2. Основная часть. 3. Заключение. Вступление – привлечь внимание слушателей, подготовить аудиторию к восприятию основной части; завоевать доверие, симпатию аудитории; вызвать интерес к предмету речи. Основная часть – сообщить информацию; обосновать ее. Заключение – суммировать сказанное; сделать выводы; закрепить основную мысль в памяти слушателей (повторить вкратце); призвать к действию.
3 группа Публичная речь – это владение не только информацией, которую мы должны сообщить, но и собой. Поэтому оратору важно знать о критериях, по которым его оценивает аудитория. К ним относятся: естественность поведения, техника речи и контакт с аудиторией. Естественность поведения – это его раскованность, доброжелательный настрой по отношению к слушателям, разговорный стиль общения; это умение "оторваться" от текста, не читать с листа, не говорить официальным, заученным тоном; это естественные жесты, естественные позы. Неестественное поведение оратора сразу же "считывается" аудиторией и настраивает ее против говорящего. Это мышечная зажатость, скованность, отсутствие жестов (либо, наоборот, чрезмерная подвижность, суетливость, лишняя активная жестикуляция); отстраненность от аудитории (лектор сам по себе, аудитория – сама по себе!); угрюмый вид оратора.
4 группа Техника речи 1. Дикция – это произнесение звуков. 2. Темп – это скорость нашей речи. 3. Интонация – важное смыслоразличительное средство языка. 4. Голос имеет для оратора большое значение. Итак, владение техникой речи – важный показатель ораторского мастерства.
Контакт с аудиторией Контакт с аудиторией необходим: а) для привлечения внимания слушателей, для того чтобы речь воспринималась легко и с интересом, б) чтобы воздействовать на слушателей (для этого мы и говорим!).
5 группа Образ оратора (кто говорит) При первом восприятии оратора внимание слушателей распределяется следующим образом: 60% – КТО оратор, что он из себя представляет; 30% – КАК оратор говорит; 10% – ЧТО он говорит.
1. Одежда. 2. Положение сидя или стоя. 3. Выражение лица (мимика). 4. Жесты. 1. Одежда. Она не должна бросаться в глаза, а должна соответствовать ожиданиям аудитории и характеру ситуации. 2. Положение сидя или стоя. Как произносить речь – сидя или стоя, – зависит от характера выступления и размера аудитории. В небольшой аудитории при неофициальной обстановке можно сидеть. Однако наблюдения показали, что при прочих равных условиях предпочтение отдается выступающему, который стоит во время выступления.
6 группа Образ оратора (кто говорит) При первом восприятии оратора внимание слушателей распределяется следующим образом: 60% – КТО оратор, что он из себя представляет; 30% – КАК оратор говорит; 10% – ЧТО он говорит.
1. Одежда. 2. Положение сидя или стоя. 3. Выражение лица (мимика). 4. Жесты.
3. Выражение лица. Оратор должен избегать стереотипных выражений лица, которые могут не соответствовать настроению аудитории. Выражение лица оратора должно быть естественным для него самого. Временами следует смотреть в глаза людям, сидящим в аудитории. 4. Жесты. Все люди используют жесты в целях подкрепления идеи и помощи в описании. Оратору следует обратить внимание на жесты, которые он применяет, поскольку они придают значимость фрагментам речи, делая ее более выразительной.
- Презентация готова. Но прежде чем один представитель от группы выступит, я предлагаю поработать над дикцией. Крайне важно то, как мы произносим речь. В этом отношении показательна история античного оратора Демосфена. Он был косноязычен, заикался. У него был слабый голос, не хватало дыхания. Конечно, публика осмеяла его. Но Демосфен не сдался. Для тренировки произношения он набирал в рот камешки. Упражнялся на берегу моря, перекрикивая шум волн. Демосфен развивал дыхание, всходя на холмы и читая при этом стихи. Он добился своего, победил свои недостатки и стал знаменитым оратором Древнего Рима. Слайд 9 Мы можем обойтись без моря и камешков во рту. Развить дикцию помогут чистоговорки и скороговорки. Мы будем упражняться при помощи современных скороговорок (читаем по цепочке): Макака коалу в какао макала. Коала какао лениво лакала. Рыжие тролли ели роллы, летя на лыжероллерах. Оператор копировального аппарата ксерокопировал скопированное. Линолеум линял-линял, полиловел и вылинял Терминатору термометр не требуется. У терминатора температура субфебрильная. Бобр, будь добр, добудь кобр. Мачо на ранчо в пончо ест лечо и харчо. Бессмысленно осмысливать смысл неосмысленными мыслями! Выступление групп. |
Работа в группе
Оформляют рабочий лист
Чтение скороговорок
Выступление групп |
|
- В последнее время набирают популярность конференции в стиле TED. TED - аббревиатура от англ. технологии, развлечения, дизайн. На конференциях известные люди делятся какой-нибудь уникальной идеей с человечеством. Среди выступающих многие известные люди. К каждому выступающему предъявляются определенные правила. Их еще называют «Заповеди TED». Слайд 10 С ними мы сейчас познакомимся лучше, выполнив задание (работа с приложением LearningApps): https://learningapps.org/display?v=pn9owowj520
Задание. Соедини «заповедь TED» и ее пояснение. «Заповеди TED»: 1. Будьте искренним 2. Поделитесь идеями, способными изменить мир 3. Сделайте сложное простым. 4. Добавьте юмор 5. Создайте эмоциональную связь. 6. Покажите настоящего себя.
Пояснения к «заповедям» А. Сцена не место для обмана и манипуляций, поделитесь правдой. Б. Покажите то, чего никто никогда не видел. Сделайте что-то, что аудитория запомнит навсегда. В. Не пытайтесь ослепить интеллектом. Не говорите на языке абстракций. Объясняйте! Приводите примеры. Рассказывайте истории. Будьте конкретными. Г. Не бойтесь шутить (в том числе, над собой) Д. Заставьте нас смеяться! Заставьте нас плакать! Е.Поделитесь вашими увлечениями, вашими мечтами… и также вашими страхами. Будьте уязвимыми. Говорите о провалах, как и об успехах.
- Что из этих «заповедей» вы возьмете себе на заметку. Отметьте в рабочем листе. - Сейчас мы проанализируем фрагмент выступления на конференции TED. В рабочем листе отмечайте, какие «заповеди» есть в выступлении, а какие отсутствуют (+/-): Тим Урбан, «Что происходит в голове у прокрастинатора»: https://www.youtube.com/watch?v=Qq8wuDcBQIs
|
Знакомство с «Заповедями TED»
По одному выходят к доске (работа с приложением LearningApps)
Оформляют рабочий лист
Просмотр фрагмента выступления, оформление рабочего листа |
Рефлексия |
Смысловая рефлексия - Вспомните, какую цель мы поставили в начале урока. Смогли мы ее достичь? - В конце урока я хочу вас попросить закончить одно из двух предложений. Работа с кубиков, на гранях которого написано: Сегодня на уроке я…. Мне понравилось… Я узнал… и др. Эмоциональная рефлексия - Загляните под парту. У вас там конверт с тремя разноцветными изображениями спикеров. Выберите одно из них и поднимете вверх Зеленый - Я старался, и у меня все получилось. Адора Свитак, 14летняя писательница и общественный деятель из США
Желтый - Я старался, но пока допускаю ошибки. Джей Джей Абрамс, кинорежиссер («Армагеддон», «Звездный путь» сериал Lost)
Красный –Не все получалось Сэр Кен Робинсон, автор книг, спикер,советник в образовании |
Отвечают на вопросы, строят высказывания.
Работают с кубиком.
Выбирают, объясняют свой выбор.
|
Оценивание |
- Покажите, сколько у вас набралось жетонов. Если 4 и больше – то оценка «отлично», если 3 – оценка «хорошо».
- Дома нужно будет проанализировать любое выступление спикеров TED. Qr-коды у вас есть на рабочем листе. - Либо проанализировать известное выступление одного из основателей корпорации Apple и киностудии Pixar Стива Джобс перед выпускниками университета Stanford, первую часть которого мы сейчас посмотрим: https://www.youtube.com/watch?v=Kc5xspiv8tg
- До встречи на конференциях! - Спасибо за урок! |
Получают отметки за работу на уроке
Просмотр первой части выступления Стива Джобс перед выпускниками университета Stanford
|
Приложение
На странице приведен фрагмент.
Автор: Вылегжанин Константин Валерьевич
→ Публикатор 28.11.2022 0 2847 88 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.