Статья "Применение игровой технологии на уроках обучения русскому языку и литературе в 5 и 6 классах с учётом требований ФГОС"


 


 


 

«ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВОЙ ТЕХНОЛОГИИ

НА УРОКАХ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ

И ЛИТЕРАТУРЕ В 5 И 6 КЛАССАХ

С УЧЁТОМ ТРЕБОВАНИЙ ФГОС»


 



 



 

Автор-составитель:

Пантюхина Раиса Михайловна

 



 



 


 


 


 


 


 


 

2022

 


 

ВВЕДЕНИЕ

Как разработать урок по-новому в 5 классе, соблюдая требования ФГОС, не забывая о проверенных методических идеях в области обучения словесности?В настоящее время особое внимание стали уделять развитию творческой активности и интереса у школьников к предметам.Это говорит о том, что принцип активности ребёнка в процессе обучения был и остаётся одним из основных в дидактике. Под этим понятием подразумевается такое качество деятельности, которое характеризуется высоким уровнем мотивации, осознанной потребностью в усвоении знаний и умений, результативностью и соответствием социальным нормам.Такого рода активность сама по себе возникает нечасто, она является следствием целенаправленных управленческих педагогических воздействий и организации педагогической среды, т.е. применяемой педагогической технологии.

Современный урок русского языка и литературы в условиях введения ФГОС:

  • МОБИЛИЗАЦИЯ(включение учащихся в активную интеллектуальную деятельность);

  • ЦЕЛЕПОЛАГАНИЕ (учащиеся самостоятельно формулируют цели урока по схеме «вспомнить-узнать –научиться»);

  • ОСОЗНАНИЕ НЕДОСТАТОЧНОСТИ ИМЕЮЩИХСЯ ЗНАНИЙ (учитель способствует возникновению на уроке проблемной ситуации, в ходе анализа которой учащиеся понимают, что имеющихся знаний для её решения недостаточно);

  • КОММУНИКАЦИЯ (поиск новых знаний в паре, в группе);

  • ВЗАИМОПРОВЕРКА, ВЗАИМОКОНТРОЛЬ

Новые стандарты служат усилением мотивации учащегося к познанию русского языка и литературы. Урок – это не получение отвлечённых от жизни знаний, а необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки применения в реальной жизни; учащийся - живой участник образовательного процесса. Новые стандарты скорректировали схему урока: от объяснительно - иллюстративного метода работы (учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а затем проводит выборочный опрос) к взаимодействию обучающихсяи учителя, а также к взаимодействию самих учащихся.

Современный урок проблемно-диалогический урок русского языка и литературы направлен на формирование метапредметных и личностных результатов. Уроки русского языка и литературы в рамках ФГОС строятся по следующему определённому алгоритму.

1. Определение нового. Учитель чётко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке. Это может быть правило, алгоритм, закономерность, понятие.

2.Конструирование проблемной ситуации. Проблемная ситуация на уроке может, конечно, возникнуть сама собой, но для достижения поставленной цели, учитель должен чётко представлять, в какой момент проблема должна возникнуть, как её лучше обыграть, чтобы в дальнейшем её разрешение привело к задуманному результату.

3.Планирование действий. Когда проблема будет сформулирована, начинается его основная часть – коммуникация. На этом этапе предполагается самостоятельная работа учащихся.

4.Планирование решений. Планируя решение проблемы, необходимо: сформулировать свой вывод по проблеме (форму правила, закономерность, алгоритм), к которому при помощи учителя ученики смогут прийти сами; во-вторых, выбрать такие источники получения учениками необходимых новых сведений для решения проблемы, в которых не будет содержаться готового ответа, вывода, формулировки нового знания.

5.Планирование результата. Сценарий урока предполагает, что учитель должен продумать возможное выражение решения проблемы.

6.Планирование заданий для применения нового знания. Следует помнить, что задания должны носить проблемный характер, нацеливать ученика на поисковую или исследовательскую деятельность, предполагать индивидуальную и групповую работу.

Любая технология обладает средствами, активизирующими и интенсифицирующими деятельность учащихся, в некоторых же технологиях эти средства составляют главную идею и основу эффективности результатов.

К таким технологиям можно отнести игровые технологии. Именно их использую на уроках русского языка и литературы.

В своей педагогической деятельности я часто использую 3 вида уроков с игровыми технологиями: урок с дидактической игрой, урок – деловая игра, урок - ролевая игра.

      1. Урок с дидактической игровой технологией

Одним из самых распространенных видов педагогических игр является дидактическая игра, организуемая для решения обучающей задачи. Сущность дидактической игры заключается в том, что обучающиеся решают умственные задачи, предложенные им в занимательной игровой форме, сами находят решения, преодолевая при этом определённые трудности. Сенсорное развитие ребёнка в дидактической игре происходит в неразрывной связи с развитием у него логического мышления и умения выражать свои мысли словами. Чтобы решить игровую задачу требуется сравнивать признаки предметов, устанавливать сходство и различие, обобщать, делать выводы. Таким образом, развивается способность к суждениям, умозаключению, умению применять свои знания в разных условиях. Это становится возможным лишь в том случае, если у детей есть конкретное знание о предметах и явлениях, которые составляют содержание игры.

Дидактические игры могут быть использованы как на уроках - при закреплении, обобщении и контроле знаний, так и на дополнительных занятиях во внеурочное время. Кроме этого, не исключена возможность использования дидактических игр и при выполнении домашнего задания. Дидактическая игра состоит из следующих основных компонентов: игровой замысел, игровое действие, познавательное содержание или дидактические задачи, оборудование, результат. Игровой замысел заключается в названии игры. Он заложен в той дидактической задаче, которую надо решить на уроке, и придаёт игре познавательный характер, предъявляет к её участникам определённые требования в отношении знаний. Правилами определяется порядок действий и поведение учащихся в процессе игр. Они разрабатываются с учётом цели урока и возможностей учащихся. Правилами создаются условия для формирования умений учащихся управлять своим поведением. Регламентированные правилами игры действия способствуют познавательной активности учащихся. Основой дидактической игры является инновационное содержание. Оно заключатся в усвоении тех знаний и умений, которые применяются при решении учебной проблемы.

Дидактическая игра имеет определённый результат, который выступает в форме решения поставленного задания и оценивания действий учащихся. Все структурные элементы дидактической игры взаимосвязаны и взаимообусловлены. Целесообразность использования дидактических игр на различных этапах урока различна. При усвоении новых знаний возможности дидактических игр уступают более традиционным формам обучения. Поэтому их чаще применяют при введении в новую тему, проверке результатов обучения, выработке навыков и умений. В этой связи различают обучающие, контролирующие и обобщающие дидактические игры.

   Требования к подбору игр следующие.

1. Игры должны соответствовать определенным учебно-воспитательным задачам, программным требованиям к знаниям, умениям, навыкам стандарта.
2. Игры должны соответствовать изучаемому материалу и строиться с учетом подготовленности учащихся и их психологических особенностей.
3. Игры должны базироваться на определенном дидактическом материале и методике его применения.

    Выделяют следующие виды дидактических игр:

1. ИГРЫ-УПРАЖНЕНИЯ.Они совершенствуют познавательные способности учащихся, способствуют закреплению учебного материала, развивают умение применять его в новых условиях. Примеры: кроссворды, ребусы, викторины.
2. 
ИГРЫ-ПУТЕШЕСТВИЯ.Эти игры способствуют осмыслению и закреплению учебного материала. Активность учащихся в этих играх может быть выражена в виде рассказов, творческих заданий, высказывания гипотез.
3. 
ИГРЫ-СОРЕВНОВАНИЯ.Такие игры включают все виды дидактических игр. Учащиеся соревнуются, разделившись на команды.

В своей работе я использую дидактические игры, классификация которых основана на тематическом принципе: игры по разделам лингвистики (фонетические, лексико-фразеологические, по морфемике и словообразованию, морфологии, синтаксису, орфографии) и основам литературоведения.

2. Урок- ролевая игра

В отличие от деловой игры (которую в 5 классе рано применять) ролевая игра характеризуется более ограниченным набором структурных компонентов.Уроки - ролевые игры можно разделить по мере возрастания их сложности на 3 группы:

  • Имитационные, направленные на имитацию определённого профессионального действия;

  • Ситуационные, связанные с решением какой – либо узкой конкретной проблемы – игровой ситуации;

  • Условные, посвящённые разрешению, например, учебных конфликтов.

Формы проведения ролевой игры: воображение путешествия; дискуссии на основе распределения ролей, пресс- конференции, уроки – суды.

   Этапы разработки и проведения ролевых игр:

  •     Подготовительный;

  •     Игровой

  •     Заключительный

  •  Анализ результатов.

В ролевой игре должны иметь место условность, серьёзность и элементы импровизации, в противном случае она превратится в скучную инсценировку.

Имитационные игры.

Имитироваться могут события, конкретная деятельность людей (деловое совещание, обсуждение плана, проведение беседы) и обстановка, условия, в которых происходит событие или осуществляется деятельность. Сценарий имитационной игры, кроме сюжета события, содержит описание структуры и назначения имитируемых процессов и объектов.

Операционные игры.

Они помогают отрабатывать выполнение конкретных специфических операций, например, методики написания сочинения, решения задач, ведение пропаганды и агитации. В операционных играх моделируются соответствующий рабочий процесс. Игры этого типа проводятся в условиях, имитирующих реальные.

«Деловой театр». 

В нем разыгрывается какая-либо ситуация, поведение человека в этой обстановке. Здесь школьник должен мобилизовать весь свой опыт, знания,  суметь вжиться в образ определенного лица, понять его действия, оценить обстановку и найти правильную линию поведения. Основная задача метода инсценировки - научить подростка ориентироваться в различных обстоятельствах, давать объективную оценку своему поведению, учитывать возможности других людей, устанавливать с ними контакты, влиять на их интересы, потребности и деятельность, не прибегая к формальным атрибутам власти, приказу. Для метода инсценировки составляется сценарий, где описываются конкретная ситуация, функции и обязанности действующих лиц, их задачи.

Современные игровые приёмы и дидактические игры

на уроках литературы в 5-6 классах

1. «Чтение с остановками»открывает возможности целостного видения произведения. Примерные вопросы:

  • Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?

  • Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли? Какие ваши ощущения подтвердились? Что было неожиданным?

  • Как вы думаете, как закончится рассказ? Как бы вы его закончили?

2.Инсертили чтение с пометами предполагает такой приём маркировки текста, когда ученики значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно. Маркировка производится с помощью специальных знаков: «!»- я это знаю\ «+»- новое для меня\ «-»- вызывает сомнение\ «?»- вопрос.

3.Кластер-графический систематизатор, который показывает связи между объектом и явлениями; информация собирается в смысловые блоки. Например, при изучении рассказа И.С. Тургенева «Муму» кластер вокруг образа Герасима собирает такие смысловые блоки, как: « Портрет», «Описание каморки», «Отношение к Татьяне», «Отношения с окружающими», «Отношение к барыне», «Отношение к Муму» (продуктивная подготовка к написанию сочинения по теме рассказа).

4.Синквейн – игровой приём активизации познавательной активности, используемый мной преимущественно на уроках литературы. Этот приём выражен в форме составления «академического необычного стихотворения», написанное в соответствии с определёнными правилами: 1 строчка - заголовок, в который выносится ключевое слово, понятие в форме существительного; 2 строчка - два прилагательных; 3 строчка- 3 глагола; 4 строчка - фраза, несущая определённый смысл; 5 строчка – резюме в формесуществительного.

Например, проанализировав образ Герасима из рассказа И.С. Тургенева, пятиклассники составили такой синквейн:

  • Герасим

  • Добрый, трудолюбивый

  • Заботится, любит, работает.

  • Не должен страдать из-за жестокости людей

  • Человек


 


 


 

5.Воображаемый диалог.

В отличие от предыдущих, - индивидуальная работа. Письмо сказочнику, писателю, учителю, критику ученики пишут прямо на уроке, делясь своими впечатлениями от прочитанного произведения.

6.  Персонификация неодушевленного героя. (андерсеновский прием):  история о старой двери, выброшенном футбольном мяче, карандаше, тетради.

7. «Рисунки Тургенева»

На доску помещают портрет неизвестного человека или рисуют его профиль. Ученики должны описать до мельчайших подробностей жизнь и характер этого человека, опираясь на его зрительный образ. Эту игру придумал  И. С. Тургенев.


 

СОВРЕМЕННЫЕ ИГРОВЫЕ ПРИЁМЫ И ДИДАКТИЧЕСКИЕ ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В 5 КЛАССЕ

Предпочитаю использовать дидактические игры, направленные на отработку орфографических, пунктуационных, орфоэпических, морфологических норм. Подробнее о следующих группах дидактических игр можно узнать из приложения.

1.Игровые задания, направленные на отработку орфоэпических норм: «Составьте текст и озвучьте его», «Пригласи на обед», «В эфире-новости», «Конкурс дикторов», «Спортивный комментатор».

2. Лексико-морфологические игры: «Аукцион», «Угадай слово по описанию», «Помоги Пете Ошибкину», «Переводчик», «Собери пословицу».

3. Игровые задания, направленные на отработку орфографических и пунктуационных норм: «Мягкая посадка», «Лингвистический футбол», «Умный редактор», «Справочное бюро».


ЛИНГВИСТИЧЕСКАЯ СКАЗКА - ТЕХНОЛОГИЯ РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ

Одна из серьезнейших проблем сегодняшней школы - резкое падение интереса учащихся к русскому языку и, как следствие, снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. Может ли учитель-словесник что-нибудь изменить в создавшейся в современной школе ситуации? Может и должен! Но решить эту проблему нельзя, даже научив правильно писать слово, в нужном месте поставить запятую. А для нас важно то внутреннее, то главное, что выражается через форму. Реализовать такое содержание преподавания очень трудно, потому что для этого пятиклассника надо научить чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать.
Даже трудный материал запоминается без особого труда, если при его объяснении на уроке использовать принцип занимательности и разнообразные игровые моменты, вызывающие у учеников положительную мотивацию к изучению русского языка. Предмет моих экспериментальных исследований в рамках ФГОС – «Лингвистическая сказка, как метод способствующий проявлению интереса к предмету, развитию творческого потенциала учащихся».В журнале “Русский язык в школе” и других появились методические рекомендации, посвящённые изучению лингвистических сказок в школе. Между тем вопрос об обучении детей умению сочинять лингвистические сказки в методической литературе разработан недостаточно. Чаще всего сказки используются для творческого рассказывания (Е.А. Флерина, П.Г. Воробъёв, О.С. Ушакова), инсценировки (В.К. Мовсесян), игр (В.В. Белоусов, Л.С. Топольницкая), которые также являются средством развития речи учащихся, но сказки обладают и другими возможностями. Сказку можно сделать средством развития литературно-творческих способностей учащихся и тем самым – развития речи в процессе индивидуально-групповой работы. Несмотря на то, что о значении сказок для развития личности ребёнка написано много (К.Д. Ушинский, М.А. Рыбникова, В.А. Сухомлинский), в сущности, вопрос о том, как поддержать интерес детей, привлекая их к созданию своих сказок, не был предметом специального исследования.

В самом начале 5 класса учитель-словесник объясняет ребятам, что необходимо приобрести дополнительную общую тетрадь в клетку, цветные карандаши или фломастеры, для того чтобы было возможным путешествие в сказочную Страну Русского Языка. Впоследствии эта тетрадь будет использована для записи сказок и иллюстраций к ним, сочинения собственных сказок. Важно, чтобы элемент сказочности появился уже на первых уроках, посвященных изучению морфологии. При этом сказка не должна заслонять собою тот лингвистический материал, над которым работает учитель, "сказочное" определение должно "переводиться" на язык научный, которым написан учебник.Сказка может предварять ознакомление с теоретическим материалом учебника, при этом учитель обязательно должен поставить перед детьми учебно-поисковую задачу, чтобы во время объяснения материала через сказку ученик не был пассивным слушателем, но был готов к тому, чтобы сделать определенные выводы, ответить на поставленные учителем вопросы.Лингвистическая сказка может также, и следовать за ознакомлением с теоретическим материалом учебника. При этом также ставится учебно-поисковая задача перед детьми, однако в этом случае происходит уже не объяснение нового материала, а закрепление уже объясненного.Сказка может послужить и для актуализации знаний полученных учащимися ранее. В этом случае можно говорить о закреплении изученного материала с помощью сказки на лингвистическую тему. То, какое место на уроке учитель отводит лингвистической сказке, во многом зависит от индивидуальных особенностей класса, сложности изучаемой темы и, конечно, возможностями использования сказки при изучении данной темы. В начале 5 класса повторяются основные сведения о частях речи, полученные в начальной школе. Как правило, для большинства учащихся повторение ранее изученных тем превращается в изучение их по-новому с новым преподавателем. Учителю, к сожалению, порой бывает трудно подобрать "ключик" к сознанию пятиклассника. Подача материала в сказочной форме во многом поможет преодолеть барьер, возникающий между учеником и учителем-предметником.Первая сказка рассказывается на уроке, посвященном повторению того, какие бывают части речи. Учитель предлагает ребятам открыть "сказочную" тетрадь, приглашая их в гости к Сказке. Он сообщает о том, что королева Морфология собирает все слова на бал. Для этого им нужно выбрать себе подходящий костюм, и они отправляются в волшебное путешествие по Морфологическому морю. Морфологическое море выполнит в дальнейшем функцию опорной схемы морфологического разбора. Три острова, на которых должны поочередно побывать слова, представляют собой три этапа данного разбора.На первом этапе определяем, какая перед нами часть речи, ее общее значение, находим начальную форму; на втором – узнаем морфологические признаки, постоянные и непостоянные; на третьем – решаем, каким членом предложения является данное слово. Желательно, чтобы Морфологическое море постоянно было перед глазами учащихся на стенде, идеально было бы, если по морю плавал корабль, на который можно поместить то или иное слово.

Таким образом, сказка на лингвистическую тему может послужить вспомогательным средством для формирования навыка морфологического разбора различных частей речи.Уже при повторении изученного в начальной школе учащиеся овладевают схемой разбора, затем по мере пополнения знаний о частях речи разбор усложняется, например, в конце 5 класса добавляются новые для пятиклассников сведения о постоянных признаках существительных: собственное – нарицательное, одушевленное – неодушевленное; сообщается о склонении существительных на -ий, -ие, -ия.Лингвистическая сказка помогает формированию навыков правописания. Система сказок на лингвистическую тему приобретает особую значимость при изучении "сквозных" тем 5 класса: "Имя существительное", "Глагол". Как известно, для современного школьника особую трудность представляет тема, изученная еще в начальной школе: склонение существительных склонение имен существительных

Таблица сюжетов и мотивов лингвистической сказки

Название сюжетов

Мотивы

Сказка-спор

Житие-бытие героев – зарождение спора, выяснение отношений "кто же главнее" – мотив вмешательства в спор старшего – мотив разрешения спора

Сказки-проделки

Мотив сговора – мотив вредительства, переманивания – мотив вмешательства старшего с целью пресечь безобразия (лингвистическое правило) – мотив покаяния, признание своей вины.

Сказки о добрых помощниках

Ошибки в работах учеников – появление доброго помощника – исправление ошибок

Сказка-чудесное знакомство

Мотив встречи – путешествие – жалоба на свою судьбу – нахождение родителей или друга (чудесное знакомство) – мотив удачно сложившейся судьбы

Сказка о рождении и взрослении ее героя

Мотив рождения – получения подарков (каких-то качеств, признаков) взросление – герой набирается житейской мудрости – мотив самостоятельной жизни

Сказки-неожиданные события

Житие-бытие героев (описание города, его жителей) – мотив ссоры (разделение героев на "положительных" и "отрицательных") – неожиданное (неприятное) происшествие – мотив победы над противником – примирение

Сказка-ссора

Житие героев – мотив дружбы – совместная деятельность (игра) – мотив обмана – ссора – не примирение

Сказка-жалоба

Житие-бытие героев – мотив обиды – мотив жалобы


 

 

 

Сказка-путешествие (сон)

Рассказчик во сне попадает в неведомую страну – мотив знакомства – путешествия – мотив прощания – возвращение в реальный мир

Сказки-задания

Знакомство читателей с жителями той или иной страны – мотив путешествия героев либо заблудились, либо забыли о своих обязанностях – мотив задания

Сказка-чудесное превращение

Характеристика героя – превращения – значение героя.


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


 

В настоящее время школа нуждается в такой организации своей деятельности, которая обеспечила бы развитие индивидуальных способностей и творческого отношения к жизни каждого учащегося, внедрение различных инновационных учебных программ ФГОС, реализацию системно - деятельностного подхода, то есть того, что требуют от нас Стандарты второго поколения.

В процессе игры на уроках литературы учащиеся становятся более открытыми, что позволяет строить демократические, доверительные отношения, развивать умение общения, ведения диалога.Уроки в игровой форме проходят более интересно, насыщенно; знания, полученные и закрепленные на таких уроках, более прочные, остаются в памяти учащихся значительно дольше, чем при традиционном изложении программного материала, опросе или тестировании, что способствует повышению качественной успеваемости.

Подготовка и внедрение игровых методик в учебный процесс по системе ФГОС в 5 классе требует от учителя больших усилий. В процессе подготовки игры он сталкивается с проблемами не всегда и не столь зависящими от его личных качеств как педагога, сколько от внешних ограничений, одна из которых недостаток урочного времени на проведение игр. Часто среди преподавателей бытует мнение: «Если мы с детьми будем играть во время уроков, когда же учить с ними правила?» Думаю, эти проблемы по большей части происходят от недопонимания значимости игры как средства обучения, отношения к игре как к методу разгрузки, а не стимулирования сознания учащихся. Следует отметить, что игрой нельзя полностью заменить традиционные уроки, контрольные работы, практические занятия. Игра будет являться средством воспитания и обучения, если она будет включаться в целостный педагогический процесс. Поэтому в практике преподавателя игровые формы организации учебной деятельности должны быть лишь частью общего учебного процесса, способной активизировать, разнообразить деятельность учащихся, развивать у них самостоятельность мышления, творческий подход к решению задач, стимулировать познавательную деятельность.


 


Полный текст материала Статья "Применение игровой технологии на уроках обучения русскому языку и литературе в 5 и 6 классах с учётом требований ФГОС" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Пантюхина Раиса Михайловна  Публикатор
25.01.2023 0 992 53

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК