Конспект урока литературы "Мотив пробуждения души (по рассказу К. Паустовского "Ручьи, где плещется форель")"


  1. Эпиграф к уроку: «Есть в каждом сердце струна. Она обязательно отзовется даже на слабый призыв прекрасного» (К. Паустовский)

Какие ассоциации возникают у вас при прочтении слов писателя? (на доске: струна - ….музыка, сердце - ….любовь, чув-ва, прекрасное - … музыка, искусство). Об этом я и хотела поговорить с вами сегодня.


 

  1. К уроку вы прочитали рассказ «Ручьи, где плещется форель».

  2. Класс поделен на группы («Музыка», «Природа», «Любовь»). Каждая группа прорабатывает вопросы и задания со своего рабочего листа.

  3. Беседа с группами по предложенным вопросам:

МУЗЫКА:

  1. Есть ли музыка уже в названии рассказа? Какая?

  2. Тишина и «молчание городка, засыпанного снегом» - это, казалось бы, отсутствие звука, но нам важен этот эпизод. Как относится к этой тишине маршал? Как это характеризует его?

  3. Эпизод знакомства маршала с Баумвейсом. Почему меняется отношение маршала к приходу старого тапера? Только ли сиюминутное настроение меняет прозвучавшая мелодия? Что услышал в ней главный герой? Можно ли назвать этот момент поворотным в его судьбе и почему?

  4. Эпизод «Лошади остановились у ручья». Как звучит этот абзац? Можно ли услышать звуки в словах «он (ручей) не замерз, он круто пенился по камням»? Какие это звуки? Опишите.

  5. Как меняется звуковое полотно рассказа? Сравните звуки в начале и конце текста. Как они соотносятся друг с другом? Какие звуки преобладают в финальном фрагменте?

 

ПРИРОДА:

  1. Какие природные образы представлены в рассказе? Вчитайтесь в получившийся список, отметьте, есть ли что-то необычное в отборе автором именно этих образов?

  2. Стужа. Какая она в рассказе Паустовского?

  3. Как описан плющ? Какова его роль в описанном пейзаже?

Каким эпитетом награждает возница форель, что плещется в ручье? Что отражает это прилагательное? Только ли характер форели? (Форель становится веселой рыбой. И маршал улыбается и тому, что форель стлала веселой рыбой, и тому, что так созвучно его настроению говорит возница. Маршал видит, что ло­шади шумно пили из ручья, и ему понят­но их настроение).


 

  1. Паустовский трижды прикоснется своим словом к образу ручья. Отметьте все 3 случая. Как вы думаете, почему этот образ так важен автору? Что он символизирует?(ручей символизирует очищение и пробуждение к новой духовной жизни)

  2. Как относился к природе маршал раньше? Что изменилось здесь, в зимнем лесу? (растет и ширится душа маршала)

  3. Сравните природу в эпизоде у ручья и природу финального фрагмента (арест маршала). Автор не нарисовал нам этого пейзажа, но несказанное легко восстанавливается воображением. Представьте и сравните снег, ветви деревьев в обоих эпизодах. О чем говорит это сравнение? (Здесь каждая деталь служит общей задаче, каждое слово — интенсивная зри­тельная характеристика, создающая в комплексе трагическое наполнение фра­зы. А несказанное легко восстанавливает­ся воображением: истоптанный ногами снег, поруганная его чистота, голые вет­ки, с которых осыпался их наряд, дым (не свет, не пламя, а дым) факелов, рез­кие крики команд — образ, антонимичный предыдущему — там были музыка и пение; контекстуальная антитеза — жан­дармы арестовывают маршала — и нако­нец, личный приказ императора на арест без разбора обстоятельств. Там – гармония, покой, счастье и любовь. Здесь – грубость, дым (все отгорело, отошло), все разрушено)


 

ЛЮБОВЬ:

  1. Как жил маршал до приезда в описанный городок? Чему научила его бесконечная война? («Он не видел и не знал ничего, — говорит Паустовский, — кроме утоми­тельных переходов и сражений. Непрерывная война научила его молча­ливости, забвению собственной жизни». Неведомые ранее чувства поднимаются в нем, и все вокруг обретает значитель­ность: «Молчание городка, засыпанного снегом, напомнило ему не то детство, не то недавний сон, которого, может быть, и не было».)


 

  1. Каким предстает маршал в начале рассказа? Как к нему относятся простые солдаты? Как он сам обращается с ними? С Баумвейсом? (Он видит в солдатах людей, и они платят ему любовью за то, что он «разде­лял с ними тяжесть войны. В нем нет высокомерия и самовозвеличивания Наполеона, и если он ворчит на Баумвейса, то только потому, что боится спугнуть непривычное ощущение тишины. Но он же и оценит по достоинству ответ Баумвейса и его импровизацию. Маршал рыцарски вежлив он с окружающими, не допускает фамильярности в обращении)

  2. Могло ли произойти описанное в рассказе с человеком другого характера, другой души? Какую важную черту подчеркивает автор в своем герое, описывая его поездку в дом лесника? (нет, автор отмечает, что маршал способен чувствовать, он готов к счастью, его душа жива, но замерла, как замирает лес в зимнюю стужу)

  3. О чем плакал маршал, слушая песню Марии Черни? (О том, что не позволял себе жить по велению сердца, а был занят только неотложными и обязательными делами, а теперь, когда почувствовал необходи­мость "жить, как требует сердце, в согла­сии со своим внутренним миром, осоз­нал, как немного ему осталось времени.- О том, что в жизни так мало совер­шенства и путь к нему так не прост. «И может быть, это отчаяние перед расставанием, когда падает сердце и Ма­рия Черни судорожно гладит рукой обои, столы, створки дверей).

  4. Что скрывается за этими движениями певицы, когда она гладит рукой обои, столы, створки дверей? Как Паустовский описывает силу ее чувств в сцене ареста маршала? (Она испытывает отчаяние, предвидя не­отвратимость надвигающейся катастро­фы)

  5. Почему рассказ о любви маршала и Марии автор заканчивает описанием плачущего Баумвейса? О чем плачет старый музыкант? (Баумвейс, как всякий творец (а одаренность его как композитора и испо­лнителя не вызывает у нас сомнений), умеет отзываться на чужую радость и со­переживать страданию: «Но почему-то эти леса, и медленно падающий снег, и блеск форелей в ручье заставляли Баум­вейса вынимать из заднего кармана фра­ка... платок, прижимать его к глазам и шептать бессвязные печальные слова о короткой любви Марии Черни и о том, что временами жизнь делается похожей на музыку». Он действительно, как говорил мар­шал, «великолепный музыкант». Для не­го каждый предмет окружающего мира имеет свою музыкальную ауру, свою осо­бую, неповторимую мелодию, он слышит пение зимы, деревьев, ручья)

  6. «Не будем говорить о любви…» - пишет автор, но тут же предлагает ответ на вопрос о сущности любви! Что есть любовь по Паустовскому? (густой снег, зимние ручьи, смех и пение, запах старой смолы, это звезды, что прижимаются к стеклам, чтобы блестеть в глазах влюбленной женщины)


 

  • А есть в рассказе герои, лишенные способности любить, чувствовать гармонию природы?

Этот герой явно не присутствует в рассказе, проявляясь лишь косвенно. Где и каким образом? (см начало и финал рассказа) Вслушайтесь: «Судьба одного наполеоновского маршала...» Не кажется ли теперь, когда мы знаем о трагичности этой судьбы, что прилагательное наполе­оновский звучит в буквальном притяжа­тельном смысле: маршал — его собствен­ность... У маршала в рассказе нет имени.

Писателю важно подчеркнуть жес­токость Наполеона, который не находит нужным вникать в обстоятельства, заста­вившие маршала за всю свою долгую жизнь впервые нарушить приказ. Как вы думаете, а как поступит Наполеон со своим маршалом?


 

  • По приказу Наполеона арестован маршал, рушится только что родившееся счастье. Означает ли такой финал победу жестокости и бесчувственности над любовью и живой душой? (нет, какой бы ни была сила деспота и тирана, разрушившего человеч судьбы, она не может стать выше созданного природой)


 

  • Почему описание всей прошлой жизни маршала занимает 1 абзац, а два коротких дня – все полотно рассказа? (эти 2 дня - истинная жизнь). Почему именно эти несколько дней автор считает настоящей полноценной жизнью маршала? Чем они были наполнены? (чувствами, музыкой, природой). Верно! Жизнь только тогда и является полноценной, когда она наполнена любовью, музыкой и гармонией с природой. Вспомните уснувший зимний лес и эту стужу, что сковала старые буки, землю, по которой со звоном стучат копыта лошадей. Но какой бы сильной ни была эта стужа, ручей бежит! Он живой, бурлящий! Так и душа маршала, она спала долгое время, он был опытным военным, забывшим в бесконечных войнах о том, что он живая душа!


 

  • Что пробудило его? (музыка, природа)


 

  • Почему несмотря на трагичность судьбы главных героев у нас нет тяжелого ощущения? (у них были эти 2 дня настоящей жизни, истинного счастья и любви! это стоит целой жизни непроснувшейся души!)


 

  • Перечитайте выделенный абзац в финале рассказа. Поразмышляйте: что извечно противостоит ПАМЯТИ, с чем она борется? (со временем, смертью)

  • Как мы называем то, над чем не властно время? - вечность.

  • Что вечно для Паустовского? – любовь, природа, музыка. Мгновения, наполненные любовью и гармонией с природой и искусством, вечны! На время задержат бурелом и груды опавшей листвы движе­ние ручья, но тем более энергично будет стремиться он прорвать преграду.


 

д/з Почему историю короткой любви венчает название «Ручьи, где плещется форель»?


 


 


 

МУЗЫКА

  1. Обратите внимание на слова, за счет которых звучит текст.

  2. Есть ли музыка уже в названии рассказа? Какая? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Тишина и «молчание городка, засыпанного снегом» - это, казалось бы, отсутствие звука, но нам важен этот эпизод. Как относится к этой тишине маршал? Как это характеризует его? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Эпизод знакомства маршала с Баумвейсом. Почему меняется отношение маршала к приходу старого тапера? Только ли сиюминутное настроение меняет прозвучавшая мелодия? Что услышал в ней главный герой? Можно ли назвать этот момент поворотным в его судьбе и почему? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Эпизод «Лошади остановились у ручья». Как звучит этот абзац? Можно ли услышать звуки в словах «он (ручей) не замерз, он круто пенился по камням»? Какие это звуки? Опишите. ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  6. Как меняется звуковое полотно рассказа? Сравните звуки в начале и конце текста. Как они соотносятся друг с другом? Какие звуки преобладают в финальном фрагменте? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 


 

ПРИРОДА


 

  1. Какие природные образы представлены в рассказе? Вчитайтесь в получившийся список, отметьте, есть ли что-то необычное в отборе автором именно этих образов? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Стужа. Какая она в рассказе Паустовского? _____________________________________________________________________

  3. Как описан плющ? Какова его роль в описанном пейзаже? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. Каким эпитетом награждает возница форель, что плещется в ручье? Что отражает это прилагательное? Только ли характер форели? __________________________________________________________________________________________________________________________________________

  5. Паустовский трижды прикоснется своим словом к образу ручья. Отметьте все 3 случая. Что символизирует образ ручья? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

  1. Как относился к природе маршал раньше? Что изменилось здесь, в зимнем лесу? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Сравните природу в эпизоде у ручья и природу финального фрагмента (арест маршала). Автор не нарисовал нам этого пейзажа, но несказанное легко восстанавливается воображением. Представьте и сравните снег, ветви деревьев в обоих эпизодах. О чем говорит это сравнение? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

ЛЮБОВЬ


 

  1. Как жил маршал до приезда в описанный городок? Чему научила его бесконечная война? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Каким предстает маршал в начале рассказа? Как к нему относятся простые солдаты? Как он сам обращается с ними? С Баумвейсом? _______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Могло ли произойти описанное в рассказе с человеком другого характера, другой души? Какую важную черту подчеркивает автор в своем герое, описывая его поездку в дом лесника? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 

  1. О чем плакал маршал, слушая песню Марии Черни? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  2. Что скрывается за этими движениями певицы, когда она гладит рукой обои, столы, створки дверей? Как Паустовский описывает силу ее чувств в сцене ареста маршала? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  3. Почему рассказ о любви маршала и Марии автор заканчивает описанием плачущего Баумвейса? О чем плачет старый музыкант? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________

  4. «Не будем говорить о любви…» - пишет автор, но тут же предлагает ответ на вопрос о сущности любви! Что есть любовь по Паустовскому? ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


 


Полный текст материала Конспект урока литературы "Мотив пробуждения души (по рассказу К. Паустовского "Ручьи, где плещется форель")" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Лихолат Мария Сергеевна  Публикатор
29.01.2023 0 749 49

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК