Конспект урока русского языка "Имя прилагательное как часть речи"; 6 класс
Имя прилагательное как часть речи
6 класс Учитель : Яныхбаш А.А.
Цель урока: повторить изученное об имени прилагательном как части речи.
Задачи урока:
-
образовательные:
- углубить понятие о роли имени прилагательного в речи;
- формирование умения обосновывать выбор падежных окончаний прилагательных;
- определять синтаксическую роль прилагательных в предложении.
-
развивающие:
- развивать мыслительные способности учащихся при выполнении логических операций распознания имён прилагательных в тексте
-
воспитательные:
- привить любовь к языку через выразительные возможности прилагательных, помочь учащимся понять эстетическую функцию слова, использовать прилагательные в устной и письменной речи
Ход урока
I.1. Организационный момент
Мобилизирующий этап.
Чтобы лучше нам настроиться на урок, я прочитаю вам такое стихотворение:
Давайте, друзья, улыбнёмся друг другу,
Улыбки подарим гостям!
К уроку готовы! Тогда - за работу!
Удачи желаю я Вам!
2. Проверка домашнего задания
Задание 1. Прочитайте. Предложите свои названия телевизионных передач и художественных фильмов, включающие прилагательные (не менее четырех названий).
«Утренняя почта», «Футбольное обозрение», «Спокойной ночи, малыши», «Дорожный патруль»,«Калина красная», «Капитанская дочка», «Петербургские тайны», «Небесный тихоход»
Задание 2. Составить текст или стих, состоящий только из прилагательных, а наша задача отгадать о чем идет речь.
Тёмное,лунное,звёздное,
прохладное,зябкое,росное,
сонное...кофейное,
чудное - летнее... (небо)
Жаркий, ясный, солнечный.
Зелёный, густой, душистый, хвойный,
лиственный, пышный, живой.(лес)
3.Откройте тетради и запишите число, классная работа.
Ребята, мне бы хотелось начать наш урок с обыкновенной загадки. Отгадав её, вы узнаете, о чём сегодня пойдёт речь.
Определяю я предметы,
Они со мной весьма приметны.
Я украшаю вашу речь,
Меня вам надо знать, беречь!
(Это имя прилагательное!)
4. Постановка целей и задач урока по опорным словам
-
Актуализация опорных знаний.
1.Мини-сценка. Прежде чем повторим изученное об имени прилагательном, я приглашаю Вас на экзамен, на котором мальчик, по имени Митрофан, демонстрирует своё знание имени прилагательного.
(текст диалога из комедии Д.И. Фонвизина «Недоросль» зачитываются подготовленными учениками)
Правдин: (экзаменующий). Дверь, например, какое имя: существительное или прилагательное?
Митрофан: Дверь, котора дверь?
Правдин: …Вот эта.
Митрофан: Эта? Прилагательна.
Правдин: Почему же?
Митрофан: Потому что она приложена к своему месту.
- Правильно ответил Митрофан, что такое имя прилагательное?
- Дайте точное определение имени прилагательному как части речи.
- К словам какой части речи прилагается прилагательное?
- Почему к именам существительным?
Действительно, прилагательные неотделимы от существительных и следуют за ними «как нитка за иголкой
На уроке вам предстоит ответить на вопрос:
«Какую роль выполняют имена прилагательные в речи?»
2.Фронтальная работа.
Мне бы хотелось продолжить урок со странного письма, которое пришло по электронной почте в нашу школу.
Уважаемые шестиклассники!
Пишет вам художник. По описанию я должен нарисовать картину, но из текста пропали слова. Помогите восстановить их.
…………. осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. ………..снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в …………. наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят ………… искорки инея. ………вода темнеет среди ………… зарослей камыша.
Как прекрасна ……… роща!
Особые приметы:
Отзываются на вопросы какой? чей?
Легко приспосабливаются к любому предмету.
Объявляется розыск! Пропали слова!
-Ребята, слов какой части речи нет в данном тексте? (прилагательное)
Давайте поможем вернуть прилагательные в данный текст и согласуем их с существительными грамматически и по смыслу.
Скользкий
Разноцветные
Берёзовая
Поздней
Зелёной
Пушистые
Ослепительный
Свинцовая
Беловатых
Чёрные
Грязным
Добрый
восстановите текст и дайте ответ на вопрос:
«Какова же роль имён прилагательных в речи?»
Поздней осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. Пушистые снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в ослепительный наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят разноцветные искорки инея. Свинцовая вода темнеет среди беловатых зарослей камыша.
Получилось!!!
Сделаем вывод. Что такое имя прилагательное? Какова роль прилагательных в речи?(делает нашу речь ярче и выразительнее).
Ученики приходят к выводу, что прилагательные описывают, характеризуют предмет, значит, делают речь ярче, объемнее, выразительнее, богаче.
-
Работа с таблицей «Понятие об имени прилагательном» (на слайде). Используя таблицу, сформулировать определение имени прилагательного.
Понятие об имени прилагательном
Что обозначает |
На какой вопрос отвечает |
Как изменяется |
Синтаксическая роль |
|
|
|
|
Проверяем:
Используя таблицу, сформулировать определение имени прилагательного.
Понятие об имени прилагательном
Что обозначает |
На какой вопрос отвечает |
Как изменяется |
Синтаксическая роль |
Признак предмета: тёмное небо, бабушкин платок. |
Какой? Чей? |
По падежам, числам, родам (в ед.ч.): золотому кольцу – Д.п., ед.ч., ср.род. |
Определение или сказуемое: Дом был светлым. В саду росли красные розы. |
-
Мотивация учебной деятельности.
Вопрос учителя к детям: Какой была бы наша речь, если бы в ней не было имён прилагательных?
Предполагаемый ответ: Прилагательные помогают нарисовать живую, яркую картину действительности, в полной мере представить предметы и детали событий.
-
Практикум.
Работа с текстом.
-
Детям для работы на уроке предлагается текст «Соловей».
Чтение текста вслух учителем .
Соловей
Соловей – красивая и грациозная птица. Он стройный, у него высокие лапки, тонкий клюв и большие глаза. Хвост достаточно длинный, рыжий. Спинка рыжевато-бурая, шейка и грудка светло-серые с едва заметными зелёными пятнышками, животик белый. Перья мягкие, плотно прилегают к телу. Соловей очень быстрый, проворный, передвигается по земле прыжками.
-
Анализ текста Вопросы и задания.
-
Какое настроение передаёт текст?
-
О чём/ком этот текст? Какова тема текста?
-
Если бы вы были художником, какие краски/цвета вы бы использовали для картины «Соловей»?
-
Прокомментируйте написание следующих слов: соловей, длинный, светло-серые, животик, передвигается (на слайде).
-
Подберите антонимы к таким словам: высокие (лапки) - …, тонкий (клюв) - …, длинный (хвост) - …, мягкие (перья) - …, большие (глаза) - … (на слайде).
-
Каких частей речи больше всего в этом тексте? Почему?
Интерактивное упражнение (дети объединяются в малые группы по 5-6 человек). Задание: выписать из текста прилагательные со словами, от которых они зависят, определить род, число, падеж прилагательных. Сделать вывод.
Красивая, грациозная птица – ж.р.,ед.число,Им.падеж.
Он стройный – м.р.,ед.число,Им.падеж.
Высокие лапки – мн.число,Им.падеж.
Тонкий клюв – м.р.,ед.число,Им.падеж.
Большие глаза – мн.число,Им.падеж.
Хвост длинный, рыжий – м.р.,ед.число,Им.падеж
Спинка рыжевато-бурая – ж.р.,ед.число,Им.падеж.
Зелёными пятнышками – мн.число,Тв.падеж.
Животик белый – м.р.,ед.число,Им.падеж.
Перья мягкие – мн.число,им падеж.
Соловей быстрый, проворный – м.р.,ед.число,Им.падеж
Вывод: дети должны сказать, что прилагательное зависит в предложении от существительного или местоимения. Род, число и падеж прилагательного будут такими же, как и у существительного/местоимения, от которого зависит прилагательное.
Работа по группам (на рабочих листах–приложение 1)
Упражнение 1. Допишите по 5–7 прилагательных, обозначающих: цвет (белый, оранжевый, ...), вкус (соленый, терпкий, ...), температуру (холодный, ...), качества характера (щедрый, умный, ...).
Упражнение 2. Запишите по 3–4 существительных к данным прилагательным: круглый, сладкий, веселый, храбрый, грустный.
Упражнение 3. Составьте с данными в скобках существительными словосочетания, запишите их в два столбика:
прямое значение переносное значение
черствый (хлеб, человек), холодный (день, взгляд), скользкий (пол, человек), яркий (огонь, пример), высокие (помыслы, сосны), сладкий (чай, сон), косой (шов, взгляд), золотой (характер, браслет), ленивая (девочка, поза), узкие (интересы, тропинки), бледный (мальчик, рассказ), железная (решетка, дисциплина), твердый (грунт, характер), жаркие (денечки, споры), свежая (мысль, булка).
Упражнение 4. Запишите существительные с прилагательными, расположив синонимы по степени возрастания или уменьшения признака.
Запах (благоуханный, приятный, ароматный), закат (алый, багровый, розовый, малиновый, красный, пунцовый), ответ (превосходный, хороший, прекрасный), боец (отважный, храбрый, бесстрашный, смелый), пианист (способный, гениальный, талантливый), стройка (большая, грандиозная, огромная), вода (ледяная, холодная, прохладная), лучи (жаркие, теплые, знойные, горячие), шаг (быстрый, поспешный, стремительный, торопливый).
Тестирование. На слайде 5 тестовых вопросов, ученики записывают в тетради буквы-ответы. Самые внимательные найдут в ответах прилагательное «белый». Следующий слайд – ключ к тесту для самопроверки.
Тест
1.Имя прилагательное означает:
А) действие предмета
Б) признак предмета
В) количество предметов.
2. В предложении имя прилагательное может выступать:
Г) только определением
Д) только сказуемым
Е) и определением, и сказуемым.
3. На какой вопрос отвечает имя прилагательное:
Л) какой? чей?
К) сколько?
М) кто? что?
4. Найти имя прилагательное:
П) говорить
Р) пятнадцать
Ы) весёлый.
5. В каком предложении есть прилагательное:
Й) Мне купили красивое платье.
У) Идёт дождь.
Я) Мне весело с друзьями.
Ключ к тесту для самопроверки: 1-б, 2-е, 3-л, 4-ы, 5-й.
-
Промежуточный этап поекта «Мой лепбук «Имя прилагательное»- представление работ учащихся и одновременное повторение изученного
-
Итоги урока. Рефлексия
Что сегодня на уроке мы повторили?
Что нового узнали?
- Что вам понравилось?
Представление индивидуального проекта «ЛЕПБУК «Имя прилагательное»
К доске выходит ученица и представляет лепбук
Оценивание учащихся
IX. Домашнее задание Выполнить одно задание (на выбор ученика):
1. Из учебника литературы выписать 5 предложений с прилагательными, определить род, число, падеж, синтаксическую роль.
2. Составить небольшой рассказ на тему «Зимнее приключение», используя прилагательные: весёлый, снежный, солнечный, хмурый, зимний, красивый, умный, мокрый, холодный, сонный. Можно также использовать и другие прилагательные.
Рабочий лист___________________________________________
№1 Уважаемые шестиклассники!
Пишет вам художник. По описанию я должен нарисовать картину, но из текста пропали слова. Помогите восстановить их.
…………. осенью выпадает первый снег. Он изменяет всё вокруг. ………..снежинки осторожно касаются земли, и она одевается в …………. наряд. Побелели дорожки и крыши домов. Загораются, блестят ………… искорки инея. ………вода темнеет среди ………… зарослей камыша.
Как прекрасна ……… роща!
Особые приметы:
Отзываются на вопросы какой? чей?
Легко приспосабливаются к любому предмету.
Объявляется розыск! Пропали слова!
№2Понятие об имени прилагательном
Что обозначает |
На какой вопрос отвечает |
Как изменяется |
Синтаксическая роль |
|
|
|
|
№3
Соловей
Соловей – красивая и грациозная птица. Он стройный, у него высокие лапки, тонкий клюв и большие глаза. Хвост достаточно длинный, рыжий. Спинка рыжевато-бурая, шейка и грудка светло-серые с едва заметными зелёными пятнышками, животик белый. Перья мягкие, плотно прилегают к телу. Соловей очень быстрый, проворный, передвигается по земле прыжками.
Задание: выписать из текста прилагательные со словами, от которых они зависят, определить род, число, падеж прилагательных. Сделать вывод.
Упражнение 1. Допишите по 5–7 прилагательных, обозначающих: цвет (белый, оранжевый, ...), вкус (соленый, терпкий, ...), температуру (холодный, ...), качества характера (щедрый, умный, ...).
Упражнение 2. Запишите по 3–4 существительных к данным прилагательным: круглый, сладкий, веселый, храбрый, грустный.
Упражнение 3. Составьте с данными в скобках существительными словосочетания, запишите их в два столбика:
прямое значение переносное значение
черствый (хлеб, человек), холодный (день, взгляд), скользкий (пол, человек), яркий (огонь, пример), высокие (помыслы, сосны), сладкий (чай, сон), косой (шов, взгляд), золотой (характер, браслет), ленивая (девочка, поза), узкие (интересы, тропинки), бледный (мальчик, рассказ), железная (решетка, дисциплина), твердый (грунт, характер), жаркие (денечки, споры), свежая (мысль, булка).
Упражнение 4. Запишите существительные с прилагательными, расположив синонимы по степени возрастания или уменьшения признака.
Например: Запах (благоуханный, приятный, ароматный),
закат ...ответ …боец ….пианист …стройка …вода ..,шаг...
Составьте словосочетания «прилагательное + существительное»: а) которые могут быть использованы в сообщении о сводке погоды; б) где прилагательные обозначают признак предмета, воспринимаемый зрением, слухом; в) где прилагательные являются эпитетами.
Ветер: заунывный, ураганный, шквалистый, порывистый, северный, сонный, ласковый, яростный, сердитый, бешеный.
Дождь: бесшумный, беспрерывный, бойкий, вялый, грозовой, кратковременный, затяжной, надоедливый, проливной, тихий, стремительный, шумный, унылый, хмурый, болтливый, монотонный, звонкий, обильный, ленивый, тоскливый.
Снег: белый, искристый, чистый, яркий, мокрый, алмазный, свежий, вчерашний, ранний.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яныхбаш Алена Андреевна
→ Публикатор 03.02.2023 0 2201 45 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.