Конспект урока внеклассного чтения "Поэты Примиусского края"; 6 класс
Тема: «Поэты Примиусского края»
Форма: урок внеклассного чтения
Возраст: учащиеся 6 класса
Оборудование: музыкальная аппаратура, компьютер, мультимедиапроектор, мультимедийная презентация, портреты поэтов, выставка книг.
Цель: познакомить учащихся с историей, культурой родного края, современными поэтами Примиусья, их творчеством
Задачи:
-формировать духовные, нравственные качества, умение правильно, объективно оценивать духовный мир человека;
- уметь анализировать свои чувства и быть самокритичным;
- развивать креативное мышление, формировать умение анализировать и высказывать собственное мнение;
-воспитывать патриотизм, любовь к малой Родине.
Планируемые результаты:
Личностные:
Способствовать формированию
- положительного отношения к учебной деятельности;
-интереса к учебному труду;
- основных моральных норм поведения;
- эмоционального отклика на прочитанное произведение;
- умения оценивать результаты своей деятельности.
Познавательные:
- понимать содержание прочитанного;
- высказывать свое отношение к прочитанному;
-осуществлять поиск информации для выполнения учебных заданий;
Регулятивные:
-определять учебную задачу урока в совместном обсуждении;
- соотносить ее выполнение с формулировкой в конце урока;
- в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала.
Коммуникативные:
способствовать формированию умений:
- слушать и понимать других;
-строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами;
- оформлять свои мысли в устной форме;
- осуществлять сотрудничество, основанное на совместном сборе и поиске информации.
Ход мероприятия:
1.Вступительное слово учителя
-Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас состоится час поэзии. 21 марта объявлен Всемирным днем поэзии, давайте и мы приобщимся к этому виду искусства и познакомимся с поэтами-земляками, любящими родной край и восхищающимися его красотой в разное время года.
2.Сообщение историка о Матвеево-Курганском районе (читает ученик)
Посёлок Матвеев Курган основан в 1780 году войсковым атаманом Алексеем Ивановичем Иловайским. В 1786 г. эти земли были выделены в состав Войска Донского.
Предание гласит, что и название реки Миус возникло, якобы, от слов запорожского казака, сказавшего, что «цяричка вьется, як мий ус». Можно только представить этого казака, въехавшего на взмыленном коне на крутой холм нынешней ряженской Михайловки, откуда перед его взором предстала широкая голубая лента, извивающаяся между густыми пойменными лесами. Он был очарован увиденным и, обращаясь к подъезжавшим товарищам, произнёс ставшие пророческими слова.
Предание - преданием, но это только легенда. Название реки известно давно и, очевидно, относится к монгольскому периоду. В слове «Миус» можно выделить два элемента: «ми» и «ус».
«Ми» близко по звучанию тюркскому «мин» - «тысяча», - в географических названиях обычно употребляется в смысле «много».
Монгольское «ус»- «вода, река» - часто встречается в названиях рек Юга Сибири и на территории Приазовья. Таким образом, «ми-ус» - это «Большая Вода, или Река».
После петровских походов на Азов в 1695 -1696 годах началась эпоха изгнания турок и татар и оттеснение донских казаков от моря. В 1700 году между Турцией и Россией был заключён мирный договор, по которому было определено «...Азову со всеми старыми и новыми городками быть в державе Царского величества. Землям между Перекопом и Миусом, также между Запорожскою Сечью и Очаковым, быть в пусте; к Азову с кубанской стороны отделить земли на 10 часов конной езды...»
С этого времени самостоятельность Войска Донского была почти потеряна, началось его слияние с государством в политическом смысле. Теперь центр стал заселять крепостными Миусские и Донские земли. Атаманов теперь назначает царь по представлению военного комитета. Уже в 1698 году был издан указ о государственном сыске беглых на Дону. Девиз «сДонувыда-чи нет» потерял своё значение. Казаки почувствовали «тяжёлую» руку Петра. Он не доверял донским казакам и только во времена крайней нужды приглашал на защиту городов. Царь пи-сал Шереметеву: «Сам ведаешь, какие люди казаки и татары». Булавинский бунт 1708 - 09 годов укрепил Петра в своём опасении. Примиусье, в том числе и благодаря казакам, вопреки указу царя не стало «в пусте». Его плодородные земли привлекали не только беглых крестьян, но и казачью верхушку. После 1712 года в результате ряда неудачных российских войн на западе и юге страны Приазовье вновь отошло к Турции, был разрушен Таганрог, а Примиусье снова стало пограничьем между турками и казаками.
Июль 1762 года для Примиусья стал историческим. События в столице всегда сказывались на
периферии, но дворцовый переворот, приведший с помощью штыков, в том числе и донских, на трон Екатерину II, стал поворотным пунктом для этой многострадальной земли. Казачьи офицеры Иван Платов - отец будущего знаменитого атамана Матвея Платова, Дмитрий Иловайский, Карп Денисов - отец не менее знаменитого атамана Андриана Денисова, С. Сулин, войсковой дьяк (писарь) Иван Яков и другие возглавили «поход на Петергоф», чем помогли Екатерине II низложить своего мужа Петра III.
Одержав в 1769 году очередную и окончательную победу над турками, новая императрица поручает адмиралу Сенявину заняться восстановлением ранее разрушенного Таганрога, особенно его порта: справлялась, можно ли сплавлять лес по Миусу до Таганрога и есть ли лес, годный для кораблестроения, по течению Миуса.
Екатерина после с лихвой отблагодарила своих прислужников-казаков, раздав им лучшие земли по Миусу в потомственное владение. Крестьяне Примиусья становились крепостными новых хозяев - элиты казачества. Так, упомянутый выше Иван Платов оставил в наследство своему сыну Матвею более 500 крепостных душ, основал на подаренной ему земле два хутора: один в верховьях реки Крепкая, второй на балке Ольховой при реке Миус. Карп Денисов получил земли в районе реки Каменки и поселился впоследствии у села Ряженое, а Иловайский занял земли у нынешнего Матвеева Кургана
В 1801 году Матвеев Курган впервые упоминается как посёлок, насчитывающий 23 двора. По переписи 1872 года вМатвеевом Кургане уже значилось 138 дворов с населением 682 человека. Из них земледелием занимались 644 человека, торговлей - 9 человек, ремеслом - 13 человек и прочими занятиями - 16 человек.
О происхождении названия Матвеев Курган существует много легенд и версий. Три из них заслуживают большего внимания. Первая легенда гласит, что поселок образовался на месте хуторка казачьего есаула Матвея Лазарева, где он похоронен. На его могиле якобы насыпали курган. Вторая легенда рассказывает о другом Матвее, который промышлял со своей разбойничьей ватагой в этих местах, сколотил состояние и, умирая, завещал крупную сумму на похороны и церковь. После похорон остался большой курган. Третья легенда связана также с разбойничьими делами. Якобы некий Матвей из слободы Покровской, работая в Синявской у рыбозаводчика, прослыл каким-то провидцем, принёс хорошие барыши хозяину и неплохо заработал сам. Возвращаясь на телеге домой, он догнал какого-то странника. Тот попросился на телегу, а потом стал угрожать и требовать, чтобы Матвей вёз его в какое-то место, и выхватил нож. Матвей изловчился и столкнул его с телеги. Когда приехал домой, обнаружил, что на телеге осталась от разбойника сумка, набитая монетами. Эти деньги он и завещал на похороны и часовню, которую соорудили на том месте, где он разделался с неблагодарным попутчиком.
В 1850 году часть крестьян Миусского округа, не выдержавшая притеснения помещиков, бежала на Кубань и Ставрополье. Поэтому и сейчас на Кубани можно встретить фамилии, распространённые по Миусу. В народе зрело недовольство не только помещиками, но и в целом правительством и существующим строем. И 19 февраля 1861 года вышел знаменитый «Манифест» об отмене крепостного права. Крестьяне Миусского округа в 1868 году на 57116 ревизских душ( крестьяне мужского пола)получили 161000 десятин земли.
Высказывание А.П.Чехова
Среди впечатлений Чехова, полученных на родине и разнообразно преломленных в его творчестве, есть одна область, где детские и юношеские впечатления оказались наиболее значительными и даже решающими в его творческой биографии. Это - впечатления от приазовской степи. Когда в переломный период своей творческой жизни Чехов решил выйти из мелкой прессы в "большую" литературу и написать серьезное произведение крупного масштаба, он остановился на теме степи. Это был не случайный выбор. Приазовская степь оказалась для него самой близкой, самой задушевной темой. Показательно, что для реализации своего величественного замысла Чехов предпринимает поездку весною 1887 г. на родину, чтобы освежить впечатления от любимой с детства степи.
Результатом этой поездки явился целый цикл "степных" произведений, возглавляемый монументальной "Степью". Значение произведений Чехова о степи заключено не только в создании яркого реалистического образа степи. На интимно-близком для него степном материале Чехов разработал ряд существенных тем и проблем своего творчества. Родина, народное счастье, человек и природа, смысл человеческой жизни, красота - составляют основное идейное содержание "степных" произведений писателя.
* * *
"Донецкую степь я люблю и когда-то чувствовал себя в ней, как дома, и знал там каждую балочку. Когда я вспоминаю про эти балочки, шахты, Саур-Могилу, рассказы про Зуя, Харцыза, генерала Иловайского, вспоминаю, как я ездил в Криничку. и в Крепкую графа Платова, то мне становится грустно и жаль, что в Таганроге нет беллетристов, и что этот материал, очень милый и ценный, никому не нужен", - писал Чехов таганрожцу П. Иорданоеу в 1898 г. (Т. 17, стр. 277.)
Это интимно-лирическое признание Антона Павловича является многозначительным для исследователя биографических .и творческих связей Чехова с Приазовьем: писатель приводит ряд важных биографических фактов, восторженно отзывается о приазовской степи и ее балочках, свидетельствует о хорошем знании этого "фантастического края" (по образной характеристике Чехова в этом же письме) и дает высокую оценку ему как беллетристическому материалу.
Это признание проливает свет и на те произведения Чехова, в которых нашел художественное изображение Приазовский край. Чехов из скромности не называет себя в письме, а ведь он выступил как гениальный новатор; использовав "этот материал, очень милый и ценный". Чехов открыл Приазовье для русской литературы. А его повесть "Степь" стала одной из поэтических вершин мировой литературы.
* * *
Приазовско-степной материал нашел отражение- в различной мере - в таких произведениях Чехова, как "Двадцать девятое июня", "Казак", "На пути", "Счастье", "Красавицы", "Степь", "Печенег", "В родном углу".
3.Выразительное чтение стихотворений:
1).Алексей Гуркин,ч лен литературного объединения Неклиновского района
«Наш Матвеево-Курганский район»
2)Евгения Келехидзе «Миусские зори»
3)Татьяна Рябкова «Родина моя»
4)Татьяна Лозенко,с.Ряженое, Матвеево-Курганский район
«О малой родине»
5)Максим Соломощук , член клуба «Вдохновение» Куйбышевского района, автор книги «Ветка сирени»,2011
«Ветер, ветер, степной чародей»
6)Ольга Быстрицкая «В мае на Дону»
7)Лариса Есина «Весна»
8)Петр Иванович Кожекин , с.Марьевка
«Труд Крестьянский, тяжкий труд»
4.Просмотр видеоролика выступления Анатолия Черногузова в районной библиотеке
А следующие строки я посвятил основателю нашего поселка. Кто знает, как атамана Матвея по отчеству? И еще один вопрос: сколько вМатвеевом Кургане улиц? Правильный ответ: 124.
Есть Садовая, Южная, Северная, Весенняя, Вишневая, Луговая, Зеленая, Пшеничная, Сосновая и т.д. А вот улицы имени Матвея Васильевича у нас, к сожалению, нет. Мое стихотворение так и называется «Улица Матвея».
Улица Матвея
Как попасть на улицу Матвея?
Где-то к речке тянется она.
Наугад бреду я, веселея, -
Так влечет родная сторона.
Наугад бреду я, веселея, -
Так влечет родная сторона.
Эй-ка, парень, как тебя по батьке?
Он «Матвей Васильич».
Весь в отца. Нравился тот внучек бабе Катьке,
С палочкой присевшей у крыльца.
Нравился тот внучек бабе Катьке,
С палочкой присевшей у крыльца.
И душой на радостях светлея,
Руки жму прохожим веселей.
Я иду по улице Матвея –
Самой лучшей улице моей.
Я иду по улице Матвея –
Самой лучшей улице моей.
Свежий ветерок, легонько вея,
Делится секретами с людьми.
Разрастайся ж, улица Матвея,
Новоселья музыка, греми!
Разрастайся ж, улица Матвея,
Новоселья музыка, греми!
5.Итоги
-Какие стихотворения вам больше всего понравились? Почему?
-Какие чувства испытывают авторы к родному краю?
-Попробуйте дома сами написать небольшое стихотворение о родном селе, районе.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Янченко Лилия Александровна
→ Публикатор 07.02.2023 0 780 28 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.