Конспект урока литературы "Игра "Умники и умницы" по произведению В. Астафьева "Васюткино озеро"; 5 класс


Подготовила: Борисова С.Г.

учитель русской литературы

р.п.Излучинск

 

Игра «Умники и умницы»

по произведению В. Астафьева «Васюткино озеро»

5 класс

 

Цель урока: обобщить и закрепить знания обучающихся о природе и ее величии на примере произведения В.П.Астафьева «Васюткино озеро».

 

Планируемые результаты:

Личностные:

  • Интерес к литературе, истории, слову как единице языка.

  • Чуткость, отзывчивость, сострадания, гражданская позиция.

Метапредметные:

Регулятивные

  • Постановка учебной задачи.

  • Владение основами контроля и самооценки.

Познавательные

Развивать

  • внимание, способности к наблюдению;

  • навыки работы с учебной информацией;

  • память, эрудированность, логическое мышление.

Коммуникативные

Развитие коммуникативных умений:

  • монологическую и диалогическую речь;

  • аргументировать свою точку зрения.

Предметные:

  • Формирование знаний о писателе и его творчестве, о жанровом своеобразии его произведений.

  • Развивать умение проводить лингвистический анализ текста.

Оборудование:

  1. Игровые дорожки, карточки с вопросами, ордена «Умников»

  2. Презентация.

Участники: учащиеся классов, ведущие, члены ареопага (жюри)

Подготовительный этап.

  1. Предварительное прочтение произведения «Васюткино озеро». Изучение биографии писателя.

  2. Составление заданий каждого агона.

  3. Подготовка реквизита для игры.

  4. Выбор членов ареопага (жюри)

 

 

Урок-игра: Умники и умницы

По произведению В.Астафьева «Васюткино озеро» (5 класс)

 

Первый отборочный тур:

- Никто ее не пугает, а она вся дрожит. (Осина).

- Сама холодная, а людей жжет. (Крапива).

- Днем молчит, ночью кричит. (Филин).

- Вьется веревка, на конце головка. (Змея).

- Что означают слова: «Собака скололась»? (Потеряла след).

- Какая птица судьбу предскажет? (Кукушка).

Розыгрыш дорожек.

- Как фамилия Васютки? (Шадрин)

- Чем снабжал Васютка рыбаков, чтобы они смогли скоротать вечер в лесной избушке? (кедровым орехом)

1 агон

Красная дорожка

1. Что такое пластИшины (пласты корья)?

(слои или пласты, содранной с деревьев коры, которой была покрыта крыша избушки)

 

2.О каких «таёжных законах» напоминает мама Анна, отпуская Васютку в тайгу?

(идешь в лес – бери еду. Бери спички)

 

Жёлтая дорожка

1. Что такое фарт? (везение, удача, счастливый случай)

 

2. О каких рыбах рассказывает дедушка Афанасий? (ерш, пескарь, осетр, стерлядь, омуль, таймень. Налим(=поселенец, одно название)

 

3. Сколько дней оставалось до первого сентября, когда Васютка потерялся? (9 дней)

 

 

 

Зелёная дорожка

1. Почему бригада рыбаков Григория Афанасьевича Шадрина осталась без работы в конце августа? (Частые осенние дожди вспучили реку, вода в ней поднялась, и рыба стала плохо ловиться: ушла на глубину)

 

2. На какой реке происходит действие рассказа? (Енисей)

3. Кто такой дядя Коляда?

(старшина рыбосборочного бота)

 

4.С чем автор сравнивает толстый слой ореховой скорлупы в избушке после «хорошего» вечерка? (осенний ледок на лужах)

 

 

 

 


Второй отборочный тур:

 

- Платье потерялось, пуговки остались. (Рябина).

- Стоят в поле сестрички – жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки).

- Мягок, а не пух. Зелен, а не трава. (Мох).

- Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок).

- Без рук, без ног, на брюхе ползет. (Червяк).

- Не птица, а летает. (Летучая мышь, рыба, или белка-летяга).

Розыгрыш дорожек.

- По каким приметам Васютка понял, что подходит к водоёму, после блуждания в тайге? (под ногами было много травяных кочек)

- Почему капитан парохода не взял Васютку на борт?

(принял его за местного)

2 агон

Красная дорожка

1. Что такое одна тОня (один улов)

 

2. На что указало звездное небо Васютке во вторую ночь, проведенную в тайге? («Вызвездило- к холоду! – говорил дедушка)

 

Жёлтая дорожка

1. Какая птица издает звук, похожий на скрип тупой пилы по крепкому суку? (кедровка)

 

2. С чем автор сравнивает тайгу, которую видит Васютка утром, взобравшись на дерево? (с темным огромным морем)

 

3.Что такое паромы ? (рыб.-спаренные сети)

 

 

 

Зелёная дорожка

1. Из чего состоял досуг рыбаков в избушке после трудового дня? (ужинали, щелкали орехи, рассказывали были и небылицы)

 

2. Что напугало мальчика в первую ночь в тайге? (корень-выворотень)

 

3. Какой породы рыб обнаружил Васютка в озере, на берегу которого ночевал? (белой: пелядь, чир, сиг)

 

4. Трепет перед драгоценным припасом крепко вбит в сибиряков отроду. Что называют сибирские охотники «припасом»? (порох и дробь)

 

 

 

 

 

 

Третий отборочный тур:

- Какой цветок судьбу предскажет? (Ромашка).

- Лето за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит, птица. (Грач).

- Под соснами, под елками лежит клубок с иголками. (Ёж).

- Выпучив глаза, сидит, по-французски говорит, по-блошиному прыгает, по-человечьи плавает. (Лягушка).

- Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина).

- Ниток много-много, а клубок не смотает, одежды себе не сошьет, а ткань всегда ткет. (Паук, паутина).

Розыгрыш дорожек

- Что взял с собой Васютка в лес, собираясь за кедровыми шишками?

(хлеб, ружье и спички, мешок из-под соли)

- Какое варенье любил Васютка? (Черничное).

 

3 агон

Красная дорожка

1. Что такое зАтеси? (зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге)

 

2. Какие слова отца и деда вспоминает маленький путешественник , когда наступает ночь? («Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»)

 

Жёлтая дорожка

1. О каких птицах рассказывает нам автор?

(кедровка, тетерев, глухарь, кулик, куропатка, утка, пичужка, дятел, чайки, синички, желна, сойки, гагары)

2. Что такое патронташ? (снаряжение для ношения патронов с отдельными ячейками для каждого из них)

 

3. Как ведет себя Васютка, оказавшись ночью в тайге? (вспоминает чему учили и рассказывали охотники, развел костер, сделал лежанку, зажарил тетерева)

 

Зелёная дорожка

1. Как звали собаку Васютки? (Дружок)

 

2. Сколько дней плутал мальчик в тайге? (пять)

 

3. К чему «стонут» гагары»? (вещают непогоду)

 

4.Под каким деревом нашел себе ночлег Васютка на 3 ночь? (пихта)

 

 

 

 

 

 

 

 

Финал

Розыгрыш дорожек:

- Сижу на дереве: красная, как кровь, круглая, как шар, вкусная, как мед? (вишня)

- Посередь деревьев кузницы куют? (дятлы)

 

Красная дорожка

  1. 1.Что означает фраза «налякал ридну маты и батьку?» (напугал)

  2. 2. Что легло в основу рассказа «Васюткино озеро»? (реальный случай, произошедший с писателем, когда он был пятиклассником)

  3.  

 

 

 

 

 

 

 

  1.  

Желтая дорожка

1. Что такое «манатки»? (личные вещи)

 

2. Как назывался рыбосборочный катер-бот, который подобрал мальчика? («Игарец»)

 

3. Кому Васютка произнёс: «А я вот заблудился. Понёсся сдуру за глухарём и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревёт… Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то сбегала, сказала нашим, где я…» (белке)

 

 

Зеленая дорожка

1. Как назывался двухпалубный пассажирский теплоход, который первым проплывал перед мальчиком? (Серго Орджоникидзе»)

 

2. На что потратил последний патрон юный путешественник? (привлечь внимание команды бота к себе)

 

3. Сколько километров было до озера от того места, где щадринская бригада стояла на «приколе»? (60)

 

4. Что пообещал купить дедушка Васютке на будущий год за чудесное спасение? (ружье)

 

 

 

 

 

 

Подведение итогов, награждение победителей.


Полный текст материала Конспект урока литературы "Игра "Умники и умницы" по произведению В. Астафьева "Васюткино озеро"; 5 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Борисова Светлана Геннадьевна  Публикатор
19.04.2023 0 923 30

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК