Конспект урока литературы "Игра "Умники и умницы" по произведению В. Астафьева "Васюткино озеро"; 5 класс
Подготовила: Борисова С.Г.
учитель русской литературы
р.п.Излучинск
Игра «Умники и умницы»
по произведению В. Астафьева «Васюткино озеро»
5 класс
Цель урока: обобщить и закрепить знания обучающихся о природе и ее величии на примере произведения В.П.Астафьева «Васюткино озеро».
Планируемые результаты:
Личностные:
-
Интерес к литературе, истории, слову как единице языка.
-
Чуткость, отзывчивость, сострадания, гражданская позиция.
Метапредметные:
Регулятивные
-
Постановка учебной задачи.
-
Владение основами контроля и самооценки.
Познавательные
Развивать
-
внимание, способности к наблюдению;
-
навыки работы с учебной информацией;
-
память, эрудированность, логическое мышление.
Коммуникативные
Развитие коммуникативных умений:
-
монологическую и диалогическую речь;
-
аргументировать свою точку зрения.
Предметные:
-
Формирование знаний о писателе и его творчестве, о жанровом своеобразии его произведений.
-
Развивать умение проводить лингвистический анализ текста.
Оборудование:
-
Игровые дорожки, карточки с вопросами, ордена «Умников»
-
Презентация.
Участники: учащиеся классов, ведущие, члены ареопага (жюри)
Подготовительный этап.
-
Предварительное прочтение произведения «Васюткино озеро». Изучение биографии писателя.
-
Составление заданий каждого агона.
-
Подготовка реквизита для игры.
-
Выбор членов ареопага (жюри)
Урок-игра: Умники и умницы
По произведению В.Астафьева «Васюткино озеро» (5 класс)
Первый отборочный тур:
- Никто ее не пугает, а она вся дрожит. (Осина).
- Сама холодная, а людей жжет. (Крапива).
- Днем молчит, ночью кричит. (Филин).
- Вьется веревка, на конце головка. (Змея).
- Что означают слова: «Собака скололась»? (Потеряла след).
- Какая птица судьбу предскажет? (Кукушка).
Розыгрыш дорожек.
- Как фамилия Васютки? (Шадрин)
- Чем снабжал Васютка рыбаков, чтобы они смогли скоротать вечер в лесной избушке? (кедровым орехом)
1 агон
Красная дорожка 1. Что такое пластИшины (пласты корья)? (слои или пласты, содранной с деревьев коры, которой была покрыта крыша избушки)
2.О каких «таёжных законах» напоминает мама Анна, отпуская Васютку в тайгу? (идешь в лес – бери еду. Бери спички)
|
Жёлтая дорожка 1. Что такое фарт? (везение, удача, счастливый случай)
2. О каких рыбах рассказывает дедушка Афанасий? (ерш, пескарь, осетр, стерлядь, омуль, таймень. Налим(=поселенец, одно название)
3. Сколько дней оставалось до первого сентября, когда Васютка потерялся? (9 дней)
|
Зелёная дорожка 1. Почему бригада рыбаков Григория Афанасьевича Шадрина осталась без работы в конце августа? (Частые осенние дожди вспучили реку, вода в ней поднялась, и рыба стала плохо ловиться: ушла на глубину)
2. На какой реке происходит действие рассказа? (Енисей) 3. Кто такой дядя Коляда? (старшина рыбосборочного бота)
4.С чем автор сравнивает толстый слой ореховой скорлупы в избушке после «хорошего» вечерка? (осенний ледок на лужах)
|
Второй отборочный тур:
- Платье потерялось, пуговки остались. (Рябина).
- Стоят в поле сестрички – жёлтый глазок, белые реснички. (Ромашки).
- Мягок, а не пух. Зелен, а не трава. (Мох).
- Не солнце, не огонь, а светит. (Светлячок).
- Без рук, без ног, на брюхе ползет. (Червяк).
- Не птица, а летает. (Летучая мышь, рыба, или белка-летяга).
Розыгрыш дорожек.
- По каким приметам Васютка понял, что подходит к водоёму, после блуждания в тайге? (под ногами было много травяных кочек)
- Почему капитан парохода не взял Васютку на борт?
(принял его за местного)
2 агон
Красная дорожка 1. Что такое одна тОня (один улов)
2. На что указало звездное небо Васютке во вторую ночь, проведенную в тайге? («Вызвездило- к холоду! – говорил дедушка)
|
Жёлтая дорожка 1. Какая птица издает звук, похожий на скрип тупой пилы по крепкому суку? (кедровка)
2. С чем автор сравнивает тайгу, которую видит Васютка утром, взобравшись на дерево? (с темным огромным морем)
3.Что такое паромы ? (рыб.-спаренные сети)
|
Зелёная дорожка 1. Из чего состоял досуг рыбаков в избушке после трудового дня? (ужинали, щелкали орехи, рассказывали были и небылицы)
2. Что напугало мальчика в первую ночь в тайге? (корень-выворотень)
3. Какой породы рыб обнаружил Васютка в озере, на берегу которого ночевал? (белой: пелядь, чир, сиг)
4. Трепет перед драгоценным припасом крепко вбит в сибиряков отроду. Что называют сибирские охотники «припасом»? (порох и дробь)
|
Третий отборочный тур:
- Какой цветок судьбу предскажет? (Ромашка).
- Лето за пахарем ходит, а под зиму с криком уходит, птица. (Грач).
- Под соснами, под елками лежит клубок с иголками. (Ёж).
- Выпучив глаза, сидит, по-французски говорит, по-блошиному прыгает, по-человечьи плавает. (Лягушка).
- Две сестры летом зелены, к осени одна краснеет, другая чернеет. (Смородина).
- Ниток много-много, а клубок не смотает, одежды себе не сошьет, а ткань всегда ткет. (Паук, паутина).
Розыгрыш дорожек
- Что взял с собой Васютка в лес, собираясь за кедровыми шишками?
(хлеб, ружье и спички, мешок из-под соли)
- Какое варенье любил Васютка? (Черничное).
3 агон
Красная дорожка 1. Что такое зАтеси? (зарубки, отметки на стволах деревьев, которые делаются для того, чтобы не потерять дорогу в тайге)
2. Какие слова отца и деда вспоминает маленький путешественник , когда наступает ночь? («Тайга, наша кормилица, хлипких не любит»)
|
Жёлтая дорожка 1. О каких птицах рассказывает нам автор? (кедровка, тетерев, глухарь, кулик, куропатка, утка, пичужка, дятел, чайки, синички, желна, сойки, гагары) 2. Что такое патронташ? (снаряжение для ношения патронов с отдельными ячейками для каждого из них)
3. Как ведет себя Васютка, оказавшись ночью в тайге? (вспоминает чему учили и рассказывали охотники, развел костер, сделал лежанку, зажарил тетерева)
|
Зелёная дорожка 1. Как звали собаку Васютки? (Дружок)
2. Сколько дней плутал мальчик в тайге? (пять)
3. К чему «стонут» гагары»? (вещают непогоду)
4.Под каким деревом нашел себе ночлег Васютка на 3 ночь? (пихта)
|
Финал
Розыгрыш дорожек:
- Сижу на дереве: красная, как кровь, круглая, как шар, вкусная, как мед? (вишня)
- Посередь деревьев кузницы куют? (дятлы)
Красная дорожка
|
Желтая дорожка 1. Что такое «манатки»? (личные вещи)
2. Как назывался рыбосборочный катер-бот, который подобрал мальчика? («Игарец»)
3. Кому Васютка произнёс: «А я вот заблудился. Понёсся сдуру за глухарём и заблудился. Теперь меня по всему лесу ищут, мамка ревёт… Не понимаешь ты ничего, толкуй с тобой! А то сбегала, сказала нашим, где я…» (белке)
|
Зеленая дорожка 1. Как назывался двухпалубный пассажирский теплоход, который первым проплывал перед мальчиком? (Серго Орджоникидзе»)
2. На что потратил последний патрон юный путешественник? (привлечь внимание команды бота к себе)
3. Сколько километров было до озера от того места, где щадринская бригада стояла на «приколе»? (60)
4. Что пообещал купить дедушка Васютке на будущий год за чудесное спасение? (ружье)
|
Подведение итогов, награждение победителей.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Борисова Светлана Геннадьевна
→ Публикатор 19.04.2023 0 923 30 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы