Статья "Система формирования и развития коммуникативных УУД обучающихся в рамках ФГОС"


Система формирования и развития коммуникативных УУД

обучающихся в рамках ФГОС

 

Развитие личности в системе образования обеспечивается, прежде всего, через формирование универсальных учебных действий, которые выступают инвариантной основой образовательного и воспитательного процесса. Овладение УУД создают возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей, включая организацию усвоения, то есть умения учиться.

Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

К коммуникативным действиям относятся:

- планирование учебного сотрудничества – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;

- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;

- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;

- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;

- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.

Овладение речью – это процесс творческий. Потому важно:

- развивать не только письменную речь, но и устную главным образом, т.к. именно она готовит учеников к реальной жизни, к решению жизненных задач посредством речи;

- не менее важно развивать способности к монологической речи, а в первую очередь к диалогу, т.к. речевое общение включает в себя и умение слушать и слышать собеседника, наблюдать, фантазировать, мыслить;

- также нужно прививать навыки речевого мышления, речевого творчества, адекватного восприятия чужой речи.

Особое место в развитии речи учащихся принадлежит работе с текстом. Навык чтения по праву считается фундаментом всего образования. Полноценное чтение – сложный и многогранный процесс, предполагающий решение таких познавательных и коммуникативных задач, как понимание, поиск конкретной информации, самоконтроль, восстановление широкого контекста, интерпретация, комментирование текста и многое другое.

В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом.

1. Составление плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».

2. Составление граф-схем, которые от плана отличаются тем, что в них наглядно отражены связи и отношения между элементами.

3. Тезирование представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.

4. Составление сводной таблицы позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию.

5. Комментирование является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.

Хочу остановиться на нескольких средствах формирования коммуникативных УУД, на мой взгляд, наиболее интересных.

Например, основная цель дискуссии – научить слушать и слышать, формулировать свои мысли и аргументировать их. Темы дискуссий должны быть интересны и в то же время хорошо знакомы детям, это может быть, например, то художественное произведение, которое они вместе читали, или какое-то волнующее их событие.

Л.Н.Толстой считал: «Афоризмы - едва ли не лучшая форма для изложения философских суждений». Это действительно так. Афоризм порой может заменить целую лекцию. Его можно использовать смело и в начале урока - как эпиграф, в конце, как вывод, в качестве темы сочинений, для различных языковых упражнений, их использование вполне целесообразно и в воспитательных целях.

Важно вспомнить сегодня эпистолярный жанр, способствующий развитию чувства слова, языка. Можно переписываться со сверстниками из другого города, с одноклассниками. Можно написать письмо литературному герою - задать вопросы, оценить поступки, высказать свою точку зрения.

Особое место хотелось бы отвести театрализации как одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, короткие рассказы А.П. Чехова, драматические произведения. Для развития речи детей очень важно, чтобы они постоянно слышали образцы правильной красивой речи, как письменной - это могут быть художественные тексты, которые читаются на уроках литературы, так и устной - это записи выступлений артистов или речь самого учителя. Необходимо обращать внимание на удачные образцы речи самих детей.

Важно сформировать коммуникативную потребность, т.к. ученик, овладев тем или иным речевым умением, расширяет свои возможности общаться и воздействовать на других людей, поймет, что владение речью необходимо для самовыражения, для утверждения своего бытия в мире, почувствует радость творческого роста.

 


Полный текст материала Статья "Система формирования и развития коммуникативных УУД обучающихся в рамках ФГОС" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Воднева Валентина Викторовна  Публикатор
28.04.2023 0 611 39

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК