Конспект урока литературы "Поэма "Облако в штанах". Трагическое мироощущение лирического героя. Своеобразие любовной лирики"
Урок - практикум.
Поэма «Облако в штанах». Трагическое мироощущение лирического героя. Своеобразие любовной лирики.
Цель урока:
На основе текста I главы провести анализ и поэтики раннего творчества В. Маяковского;
Определить идейный смысл поэмы, суть лирического «я», понять функцию изобразительных средств в создании образа лирического «я»;
Обучать учащихся грамотному анализу поэтического текста; развивать умение учащихся делать обобщения и выводы, анализируя текст, видеть роль изобразительно-выразительных средств, составлять собственный связный текст.
Развивать эстетическое чувство, умение понимать и ценить поэзию.
Оборудование урока: текст поэмы, портрет В. Маяковского, литературоведческий словарь (определенных литературоведческих понятий).
Задания по группам:
Рассмотрим сюжет и композицию главы поэмы:
Проследите сюжет как цепочку действий или переживаний (состояний) лирического героя.
|
Составьте сюжетную цепочку.
Как построена глава? Определите ее экспозицию, завязку, кульминацию, развязку.
Рассмотрение образов, особое внимание обратите на ведущей образ лирического героя.
Сделайте вывод о роли сюжета, композиции в раскрытии образа лирического героя.
Проследите по тексту первой главы, какие изобразительные средства использует В. Маяковский, чтобы показать состояние лирического героя. Раскройте их своеобразие и функциональную роль в обрисовке образа лирического героя. Особое внимание обратите на роль метафор, сравнений, гипербол, пейзажных зарисовок.
Понаблюдайте за ритмикой поэмы, особенностями рифмы. Попробуйте графически изобразить ритм I главы.
Исследуйте лексику, синтаксис, фонетику поэмы, покажите их роль.
Эпиграфы к уроку:
Слушайте!
Проповедает,
Мечась и стеня,
Сегодняшнего дня крикогубый Заратустра
Крик последний,-
Ты хоть
О том, что горю, в
Столетия
Выстони!
Ход урока
I Вступительное слово учителя
1. Выразительное чтение вступления к поэме.
2. Слово учителя:
«Так начинается поэма В. Маяковского «Облако в штанах»; уже с первых строк, обращенных к нам, ко всем тихим, спокойным, сонным, ленивым, она звучит вызовом поэта всему миру. Молодой («у меня в душе ни одного седого волоса»), красивый, сильный («мир огромив мощью голоса»), но в то время нежный («не мужчина, а облако в штанах»), поэт идет навстречу всему миру.
Что его слово миру, всем нам? Кто он - этот герой, выворачивающий себя, «чтобы были одни сплошные губы?»
Сегодня мы попробуем, исследуя первую главу поэмы, найти ответы на эти вопросы, разобраться, кто же он - лирический герой всего раннего творчества Маяковского. Мы с вами уже говорили об истории создания поэмы, ее идейном смысле: по выражению самого В. Маяковского, поэма «Облако в штанах» - это «четыре крика четырех частей: 1) далой вашу любовь, 2) долой ваше искусство, 3) долой ваш строй, 4) долой вашу религию.»
Но только ли браваду вызова можно увидеть в поэме? Может быть, здесь есть что-то еще? Может быть, вы увидите в лирическом герое не только бунтаря - анархиста, бросающего вызов самому Богу, но и кого-то другого, - личность раздираемую противоречиями, отчаявшуюся и от бессилия бросающую вызов всему миру?
II Но прежде чем приступить к исследованию первой главы поэмы, давайте более пристально вглядимся в 2 вопроса, ответы на которые помогут вам в работе с текстом. (Далее следуют 2 сообщения учащихся: «Маяковский и футуристы», «Поэтический мир раннего Маяковского», в которых обращается внимание на особенности поэтики футуристов и раннего Маяковского, на доске и в тетради выписываются понятия: архитектотика, поэтика, лирический герой, «сановитое» слово, ритм, метафора и др.)
III Работа учащихся в группах
Учащиеся работают по вопросам, полученными заранее, еще раз обобщают наблюдения по первой главе поэмы и выступают с сообщениями по темам:
1 группа - Сюжет, композиция, образы.
2 группа - Роль изобразительных средств в раскрытии образа лирического героя.
3 группа - Особенности лексики, синтаксиса, фонетики и ритмики в раскрытии образа лирического героя.
Результаты наблюдений (краткая запись)
Сюжет, композиция, образы.
Сюжета
- действия нет, есть сюжет - состояние,
переживания. Завязка сюжета -драма
любви, она необычна, так как третий
персонаж в любовном &
На странице приведен фрагмент.
Автор: Яковлева Ксения Константиновна
→ Публикатор 06.05.2023 0 1449 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.