Статья "Формирование читательской грамотности как основной метапредметной компетенции школьников на основе краеведческого материала"






«Формирование читательской грамотности как основной метапредметной компетенции школьников на основе краеведческого материала»

Оценка читательской грамотности – одна из важнейших составляющих функциональной грамотности школьника.  Качество образовательных достижений школьников в основном определяется уровнем учебных заданий, предлагаемых им педагогами. Конечно, в интернете существует множество готового материала по подготовке учащихся к выполнению заданий по читательской грамотности. Но, разрабатывая собственные задания, учителя изнутри изучают специфику этих заданий, критерии их оценивания в формате PISA, поэтому очень важно, чтобы учителя русского языка и литературы знали специфику заданий в формате PISA, могли составить такие задания и оценить работы учащихся. Учитывая все вышеизложенные факты, возникла идея создания своей базы заданий.

Целью данного работы является обобщение опыта по развитию навыков смыслового чтения на основе краеведческого материала. Сборник также призван способствовать развитию интереса к истории своей малой родины, формированию патриотического самосознания, воспитанию у детей уважительного отношения к прошлому и настоящему малой родины. Изучая тексты о родном районе, учащиеся узнают о людях, прославивших район своими делами, получат возможность обогатить знания по истории, географии и культурных традициях своей малой родины, проникнутся чувством гордости.

Новизна работы проявляется в использовании фрагментов текстов, составленных авторами на этнокультурном материале «Актаныш – мой край родной» с использованием текстов различной направленности: геология, культура, традиции, промышленность малой родины. Задания сформулированы по  требованиям ФГОС ОО с опорой на принципы личностно-ориентированного и системно-деятельного подходов к организации обучения русского языка с использованием  национально-регионального компонента.

Задания предназначены учащимся 5-9 классов общеобразовательной школы, учителям и методистам в обучающих целях как на уроках, так и во внеурочной деятельности, для подготовки к диагностической проверочной работе и практическим работам по читательской грамотности.





























Примеры открытых заданий по читательской грамотности с использованием национально-регионального компонента


Гильфанова И.И

ЖИВОТНЫЙ МИР АКТАНЫШСКОГО РАЙОНА

Текст 1

Животный мир Актанышского муниципального района довольно богат иразнообразен. Это определяется значительными различиями природных ресурсов. В соответствии с зональными особенностями для фауны Актанышского муниципального района характерно наличие как лесных, так и степных видов. Из лесных обитателей встречаются: лось, кабан, волк, лесной хорек, барсук, рысь, лиса, беляк, белка обыкновенная, полевка, енотовидная собака, куница, бобёр, еж. В лиственных лесах встречаются черные хорьки. Наиболее типичными животными для степных участков являются суслик, сурок, полевая мышь, ласка, мышь-малютка, полевка обыкновенная, заяц-русак.

В классе птиц района широко распространен синантропный комплекс

(ворона серая, голубь сизый, воробей полевой и др). Из лесных видов встречаются тетерев, клинтук, ястреб, сова ушастая, серая ворона, дятел, кукушка, сорока, филин и много других. В лесополосах отмечены иволга, соловей восточный, пеночка-теньковка, славка серая, серая куропатка и другие виды. Для открытых биотопов характерны чибисы, трясогузка желтая, трясогузка белая.

Из видов герпетофауны в районе обычны: зеленая жаба, озерная и остромордая лягушка, прыткая ящерица, уж обыкновенный. Возможны также встречи веретеницы ломкой и гадюки обыкновенной, поскольку наприлегающих территориях имеются находки этих видов.

Самым крупным животным можно считать лося, который встречается в лесах вблизи сел Старые Богады, совхоз им. Кирова и в заказнике Кулягаш.

Кабаны. Буквально 10-15 лет назад в Актанышском районе кабаны встречались относительно редко, в основном это были стаи из соседних районов и республик. Сейчас же наблюдается прирост популяции кабанов, т.к. на территории района благоприятные условия для их проживания: лесостепи, чащи, овраги и болотистые местности. Волков в районе нет, могут быть лишь волки, забежавшие из Башкирии, но это крайне редко, т.к. в районе преобладает малолесность и волкам здесь сложно найти пропитание.

Медведей в районе нет, т.к. в районе нет мест, где они могли бы обитать спокойно, вне зоны досягаемости человека. Медведи могут быть в районе лишь проходом из других республик и районов, в частности, такие медведи часто захаживают на территорию заказника Кулягош из марийских лесов.

На полях водятся животные, питающиеся главным образом зерном и травами. Среди них наиболее распространены грызу­ны-мыши, полевки и суслики. Суслик часто встречается в безлесных местах района. С полей он оттеснен на нераспахан­ные склоны и поймы малых рек, где его численность весьма велика. Много нор суслика по границам полей, у опушек ле­сов и в придорожных полосах. Питается суслик исключитель­но зерном и тем самым наносит существенный урон урожаю зерновых культур.

На юге и юго-востоке района водится довольно крупное животное из отряда грызунов - сурок. Сурки облюбовали для своих нор остепненные склоны возвышенностей и подножия крупных холмов, где обитают колониями. Питаются травами, частично зерном и другой растительной пищей, но их числен­ность очень мала, поэтому они зерновому хозяйству заметного вреда не приносят.


Задания к тексту:

1. Воспользуйтесь информацией из текста. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

Какие животные обитают в Актанышском муниципальном районе?

1) лиса, куница, рысь, кабан;

2) медведь, волк, заяц, куница;

3) беляк, русак, олень;

4) олень, лиса, волк, куница.

(В этом задании требуется только найти и выбрать необходимый текст, чтобы выделить определенный фрагмент информации.

Правильный ответ - (1) «Лиса, куница, рысь, кабан»)

2.Воспользуйтесь информацией из текста. Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

Что общего у суслика и сурка?

1) они добывают пищу в водоемах;

2) они питаются одним и тем же;

3) они долго живут;

4) их популяции находятся под угрозой.

(В отличие от предыдущих заданий, данное задание требует от учащегося более тщательного изучения информации. Учащемуся необходимо проанализировать все 2 описания, чтобы правильно определить, что объединяет этих животных.

Правильный ответ - (2) «Они питаются одним и тем же»)

3. Выберите в тексте любую из представленных в тексте экологических проблем. Проиллюстрируйте их собственными примерами, опираясь на имеющиеся у вас знания и жизненный опыт. Объем не менее 5 предложений.

4. Составьте памятку «Как помочь моему краю: памятка для тех, кому не всё равно».

5. Раскройте значение «синантропные птицы». Что является главной особенностью этих птиц?

(Главной особенностью синантропных птиц является их оседлый образ жизни. Они селятся на крышах домов, сооружают гнезда в парках, прочих зеленых зонах, где имеется близкий доступ к пище. Сегодня существуют отдельные виды водоплавающих птиц, которые больше не перелетают в теплые края с наступлением холодов, а зимуют на незамерзающих отстойниках).

6. Чем опасны синантропные птицы?

(Такие виды, как воробьи, голуби и вороны, наносят вред архитектуре населенных пунктов. Однако главной опасностью является распространение инфекций. Существует несколько вирусных заболеваний, которые могут передаваться от них человеку, в частности птичий грипп. Некоторые вспышки эпидемий опасных заболеваний среди людей являются результатом миграций синантропных птиц).

7. Внимательно изучите рисунок. «Четвертый лишний». Классифицируйте птиц по признаку «зимующие» - «перелетные». 

  • Воробей, ласточка, сорока, синица. 

  • Голубь, дятел, снегирь, грач.

  • Сорока, воробей, соловей, дятел.

  • Ворона, скворец, сова, галка.

  • Клёст, воробей, свиристель, кукушка.

8. Зачем птицы покидают родные края?

(Среди основных причин – это холод и отсутствие еды. Зимнее время не так страшно для них, как недостаток пищи. Пернатые – существа теплокровные, их средняя температура тела составляет около 41 градуса. Кроме того, предотвратить переохлаждение помогает пух под оперением. Поэтому сохранять свою жизнедеятельность суровой зимой они способны, чего не скажешь про их активность без достаточного количества корма)

9. Откуда птицам знать, когда и куда лететь? Какие утверждения правильны?

А) Перелётные пернатые могут определять дорогу без компаса. Они абсолютно точно определяют своё географическое месторасположение, перелетая каждый год на дальние расстояния, отлично ориентируясь во времени и пространстве.

Б) Ориентиром для них может служить солнце в полдень над горизонтом.

В) Для своего пути пернатые используют магнитные линии, окружающие Землю, которые расположены в направлении от северного к южному полюсу.

Г) птицы умеют пользоваться звёздами, определяя своё местоположение по созвездиям.

Д) Все ответы верны.

10. Определите по характеристике, какие птицы живут в наших краях?

А) Эти птицы всем известны. В любое время года их можно увидеть в парках и скверах. Голуби отличаются тем, что они не просто оседлые, а ещё и территориально привязаны к месту. Улетая, голубь всегда вернётся. Этим воспользовались люди, придумав голубиную почту. Их температура тела настолько высока (около 41 градуса), что никакой мороз не одолеет этих пернатых. Они всеядны, что помогает им зимой добывать пищу. (Голуби)

Б) Не менее известные птицы в России. Эти маленькие шустрые птички повсюду. Отличаются общительностью, отличной памятью и задорным чириканьем. Именно воробьи самыми первыми радуются наступающей весне, громко чирикают, тем самым передавая своё задорное настроение окружающим. (Воробьи)

В) Эти желтогрудые пташки совсем не уступают своим собратьям, но все же не такие шустрые, как, например, воробьи. Однако нередко можно встретить стаю, в которой находятся и воробьи, и синицы. В тёплое время года они живут в лесах и оберегают их от вредителей, поедая гусениц и личинок насекомых. Когда становится холодно, синички прилетают в город или село, чтобы легче было искать себе пищу. Птицы с ярким окрасом и интересным клювом, предназначенным для вынимания зерен из шишек. Эти пернатые известны своей способностью заводить потомство и петь в лютые морозы. Прекрасные акробаты, которые легко лазят по деревьям, а при необходимости достают шишку, могут висеть на ветке вниз головой. Благодаря своей любви к шишкам, клест обезопасил себя от врагов. Дело в том, что из-за употребления зёрен шишек, в которых содержатся смолы хвойных деревьев, мясо у птички становится горьким, поэтому никто не нападает на клестов. (Синицы)

Г) Эти птицы так же, как и другие представители списка зимующих птиц, остаются в родных краях с наступлением холодов. Очень умны. Проведенные исследования показали, что их умственные способности близки к развитию пятилетнего ребенка. Их интеллект доказывает способность защищать свои гнезда от нападок врагов, забрасывая последних камнями. Хотя сами вороны любители разорять чужие гнезда. Эти пернатые неприхотливы в пище, что позволяет им с легкостью переносить суровые зимы. Правда, вороны — любители полакомится падалью, но зимой такие изыски довольно трудно найти, поэтому они довольствуются тем, что найдут. (Вороны).

Д) Самые яркие представители зимующих птиц. Эти маленькие пташки в холодное время года вынуждены прилетать в город для облегчения поисков пропитания. Снегири отличаются звонкими трелями, можно сказать, что их пение — уникально. Пернатые зимой опушают свои перья и превращаются в яркие шарики, украшающие деревья. Видимо, именно поэтому снегирь стал своеобразным символом зимы. Часто его фотографии и изображения помещают на новогодние изделия и открытки. Любимое лакомство снегирей — рябина, но мякоть плодов они не едят, довольствуясь лишь зёрнами. (Снегири)

Е) Всем известны птицы с красной головой, которые выстукивают незатейливые мелодии, ударяя клювом по дереву. Санитары леса — вот что с самого детства известно о дятлах. Они редко покидают свои насиженные места, и лишь в самые тяжелые времена кочуют в более подходящую среду. Однако если дятлы улетели, то они уже не вернутся. Пернатые, садясь на дерево, начинают его изучать снизу вверх, поднимаясь по спирали, выдалбливая из коры насекомых. Питаются в теплое время года в основном вредителями деревьев, а зимой — различными зернами, орехами и семечками. (Дятлы).

З) Птицы, относящиеся к классу неперелетных. Достаточно редко появляются летом рядом с людьми, но зимняя нужда в пропитании заставляет даже сороку прилетать к кормушке в надежде на добрых людей. Очень хитры и ловки. Легко перехитрят и объедят даже собаку. Известные воровки. Так и норовят что-нибудь утащить. Неприхотливы в еде, поэтому будут рады любой добыче — начиная от ягод, заканчивая новорожденными птенцами из чужого гнезда. (Сороки).

11. Составьте по рисунку инструкцию «Как подкармливать птиц».

Гильфанова И.И.

АКТАНЫШСКИЕ МОЛОЧНЫЕ ПРОДУКЦИИ НА РЫНКЕ

Текст 1

Сельскохозяйственные земли Актанышского района занимают 1251,44 км² площади. В этой области действует 15 обществ с ограниченной ответственностью и 2 агрофирмы — «Аняк»и «Актаныш», а также 67 фермерских хозяйств. Основное направление развития сельского хозяйства — зерново-живодноводческое. В районе возделывают яровую пшеницу, озимую рожь, ячмень, овёс, горох, картофель, кукурузу. В 2020-м Актанышский район занимал пятое место в Татарстане по ежедневному производству молока — 178 тонн.

Молочные продукты «Актанышского молочного комбината», содержат основные питательные вещества: кальций, протеины, витамин D, Витамин В12, рибофлавин, калий. Эти витамины и минералы делают молочные продукты «Актанышского молочного комбината» важной составляющей здорового питания. Ежедневное употребление молочных продуктов «Актанышского молочного комбината» - это прекрасный способ обеспечить организм всеми необходимыми витаминами и минералами.

Употребление молочных продуктов «Актанышского молочного комбината» способствует снижению веса и помогает поддерживать здоровую массу тела. Молоко укрепляет кости и увеличивает их плотность. Оно даже укрепляет сердечно-сосудистую систему и помогает предотвратить рак. Один стакан молока наполнен витаминами и минералами и приносит много пользы для здоровья. Молоко содержит в себе много важных питательных веществ. Международная ассоциация производителей молочных продуктов (IDFA) поддерживает это мнение. Более того, Международная ассоциация производителей молочных продуктов (IDFA) предполагает, что многие специалисты и организации в области здравоохранения также согласятся с этим мнением.

Молоко содержит полный набор из девяти самых важных питательных веществ. Молоко – это не только отличный источник кальция и витамина О, оно также содержит большое количество витамина А, протеина и калия. Врачи рекомендуют употреблять молочные продукты. Роль молочных продуктов в здоровом питании уже давно была признана сообществами по здоровому питанию и научными сообществами.


Задание к тексту:

Воспользуйтесь информацией из текста «Актанышские молочные продукции на рынке». Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

С каким утверждением, по словам IDFA, согласны ведущие специалисты и организации в области здравоохранения?

1) употребление молока и молочных продуктов приводит к ожирению;

2) молоко- это хороший источник необходимых витаминов и минералов;

3) молоко содержит больше витаминов, чем минералов;

4) употребление молока –основная причина остеопороза.

(Данное задание требует от учащегося определить буквальное значение информации, представленной Международной ассоциацией производителей молочных продуктов (IDFA). Учащемуся нужно понять, что Международная ассоциация производителей молочных продуктов (IDFA) утверждает: «Многие специалисты и организации в области здравоохранения также согласятся с этим мнением ... Молоко содержит полный набор из девяти самых важных питательных веществ». А после этого данная ассоциация продолжает перечислять витамины, которые находятся в молоке. Ученик не должен выходить за рамки буквального смысла текста, чтобы понять, что правильный ответ - (2) «Молоко является прекрасным источником необходимых витаминов и минералов»)


Текст 2

Молочные продукты «Актанышского молочного комбината» содержат основные питательные вещества: кальций, протеины, витамин D, витамин В12, рибофлавин и калий. Эти витамины и минералы делают молочные продукты «Актанышского молочного комбината» важной составляющей здорового питания. Ежедневное употребление молочных продуктов «Актанышского молочного комбината» - это прекрасный способ обеспечить организм всеми необходимыми витаминами и минералами.

Употребление молочных продуктов «Актанышского молочного комбината» способствует снижению веса и помогает поддержать здоровую массу тела. Молоко укрепляет кости и увеличивает их плотность. Оно даже укрепляет сердечно-сосудистую систему и помогает предотвратить рак. Один стакан молока наполнен витаминами и минералами и приносит много пользы для здоровья.

Международная ассоциация производителей молочных продуктов (IDFA) поддерживает это мнение. Более того, Международная ассоциация производителей молочных продуктов (IDFA) предполагает, что многие специалисты и организации в области здравоохранения также согласятся с этим мнением.

Молоко содержит полный набор из девяти самых важных питательных веществ. Молоко – это не только отличный источник кальция и витамина D, оно также содержит большое количество витамина А, протеина и калия. Врачи рекомендуют употреблять молочные продукты. Роль молочных продуктов в здоровом питании уже давно была признана сообществами по здоровому питанию и научными сообществами.


Задание к тесту:

Воспользуйтесь информацией из текста «Пищевая ценность молока: бесчисленные преимущества!». Для ответа на вопрос отметьте нужный вариант ответа.

Какова основная цель текста?

1) заявить, что молочные продукты способствуют снижению веса;

2) сравнить молочные продукты «Актанышского молочного комбината»молочными продуктами других марок;

3) проинформировать людей о рисках, связанных с заболеванием сердца;

4) поддержать потребление продуктов «Актанышского молочного комбината».

(В этом задании учащемуся необходимо определить основную цель предложенного текста.

Обратите внимание, что в этом задании ученика не просят определить основную идею текста. Вместо этого учащийся должен понять смысл информации на странице, а затем проанализировать, почему ее разместили и для чего она была написана. Ученик должен подумать над содержанием и формой текста.

Правильный ответ - (4) «Поддержать потребление продуктов «Актанышского молочного комбината»)





Гильфанова И.И.


ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СИСТЕМЫ СБОРА И ПЕРЕРАБОТКИ ОТХОДОВ ПРОИЗВОДСТВА И ПОТРЕБЛЕНИЯ В РАЙОНЕ

За год на территории Актанышского района образованы отходы производства и потребления в объеме 306,23 т., в том числе: 0,023 т. отходы 1 класса опасности, 0,62 т. отходы 2 класса опасности, 4,301 т. отходы 3 класса опасности, 62,92 т. отходы 4 класса опасности, 240,1 т. отходы 5 класса опасности. В районе, также образуются животноводческие отходы объемом около 300,0 тысяч тонн.

В Актанышском районе на территориях сельских поселений определены специализированные места для размещения твердых бытовых отходов населенных пунктов.

В районном центре Актаныш в 2000 году построен и введен в эксплуатацию полигон твердых бытовых отходов.

С 2004 года проводится частичная сортировка ТБО и их размещение. Общий объем завезенных отходов на Актанышский полигон – 16 333,0 тонн, при вместимости – 24 200,0 тонн. Ежедневный вывоз ТБО на полигон в среднем 63,0 м3.

Ежегодно по берегам реки Белая Нижнекамского водохранилища, сотрудники ФГУ "УЭНКВ" принимают участие в всероссийской экологической акции "Нашим рекам и озерам - чистые берега".

За год на полигоне ТБО сотрудниками отсортированы вторичные ресурсы в следующих объемах: макулатура – 59,0 т., стекло – 16,0 т., РТИ – 1,0 т., металлолом (черный) – 12,0 т., полиэтилен – 5,0 т., пластмасса – 0,8 т., древесина – 12,5 т.

В н.п. Актаныш составлен маршрут следования мусоровозов, установлена последовательность и периодичность. Всего на 22 контейнерных площадках, на территориях предприятий установлены 284 контейнеров. Задействованы спецтехника по вывозу ТБО, спецтехника по обслуживанию самого полигона.

На территории полигона ТБО построена мусоросортировочная линия. Для приобретения оборудований и агрегатов данной линии 900,0 тысяч рублей выделено из бюджета РТ.

В Актанышском районе отсутствуют полигоны для складирования снега.

В районе образуются и биологические отходы. Функционируют 37 биотермических ям, у которых ветсанитарное состояние – удовлетворительное, требования при эксплуатации – соблюдаются, санитарно защитные зоны соответствуют требованиям.

Имеются 48 сибиреязвенных скотомогильников: в 2008 году работы по их ограждению, покрытию саркофагами и по благоустройству завершены.


Задание к тексту:

1.Вы прочитали текст об организации системы сбора и переработки отходов производства и потребления в Актанышском районе. Подумайте, какие мероприятия, приведенные в таблице, приведут к улучшению санитарно-экологической обстановки в Актанышском районе РТ.


Перечень первоочередных мероприятий

Да

Нет

1.

Завершение строительства биологических очистных сооружений в н.п. Актаныш, реконструкция старых канализационных и водопроводных сетей.



2.

Строительство и обустройство полигонов ТБО в сельских населенных пунктах.



3.

Организация селективного сбора производственных и бытовых отходов, с обязательным отделением отходов животноводства от ТБО населения и со складированием их в навозохранилищах, для дальнейшего использования в качестве органических удобрений.



4.

Обустройство контейнерных площадок на территории сельских населенных пунктах.



5.

Увеличение лесных площадей на территории района и зеленых насаждений около населенных пунктов района.



(В задании данного раздела учащийся должен проанализировать содержание текста. Также ему необходимо понять, как можно улучшить санитарно-экологическую обстановку в Актанышском районе РТ. Ондолжен уметь делатьвыводыивыдвигатьгипотезынаоснованиипрочитанного,опираясьодновременнонанесколькокритериев, соединяя информацию иучитываянесколько точек зрения. Правильный ответ - (1,2,3,4,5)











Гильфанова И.И.

СИЛА МУЗЫКИ

Бедный музыкант заиграл. Что случилось с хохочущей публикой? Первый чистый и легкий звук как будто стер остатки глупой веселой мелодии. Исчезли улыбки. Шире открылись глаза. А музыка вселилась и лилась. Она словно говорила с каждым... Проснись и оглянись вокруг. Ты забыл о главном! Вспомни, вспомни о самом главном в твоей жизни! Музыка вела за собой куда-то вверх, на вершину волшебной горы. А сердце поднималось вместе с ней, и стучало все громче и громче, и видело сразу весь мир. (По С. Прокофьевой)


Задания к тексту:

1. Назовите действующие лица.

2. Какие слова передают отношение автора текста к публике?

3. Какое музыкальное произведение или песня произвели на вас такое же яркое впечатление. Почему? Попробуйте описать свои эмоции.

4. Назовите знаменитых музыкантов, композиторов родного края.















Гильфанова И.И.

РАСТИТЕЛЬНЫЙ МИР АКТАНЫШСКОГО РАЙОНА

Текст 1

Крапива

Выросла на краю поляны Крапива. Поднялась над травами и смутилась. Цветы вокруг красивые и душистые, ягоды вкусные. Одна она бесталанная: ни вкуса приятного, ни яркого цвета, ни сладкого запаха!

И вдруг слышит Крапива, как шепчут белые ромашки.

Не велико счастье красивым-то быть! Кто ни увидит –сорвет...

Думаете, душистым быть лучше? Как бы не так! – прошелестел Шиповник.

Удивилась Крапива и даже всхлипнула:

Вот так так! Выходит, что самая счастливая тут я? Расту –не обращают внимания, цвету –не нюхают, засохну –и не вспомнят...

Цветы и ягоды внимательно слушали Крапиву. И больше никогда не жаловались на свою беспокойную жизнь.


Текст 2

Ее знают все. Стоит до нее дотронуться, как волоски, которыми она покрыта, прокалывают кожу,и в ранку из особых клеток попадает ядовитый сок. Так крапива защищает себя.

Если б мы попали в аптеку 16 века, то среди склянок и пучков сухих трав увидели бы и крапиву. Оказывается, крапива хорошо останавливает кровотечение. Препараты из крапивы применяют и в настоящее время.

Из листьев крапивы делают безвредную зеленую краску. Ею можно окрашивать конфеты, пирожное, лекарства, одеколон. Рубленую молодую крапиву охотно едят цыплята, индюшата, поросята. Ранней весной из молодой сочной крапивы можно приготовить вкусные и полезные зеленые щи.



Задания к текстам:

1. Какие выражения соответствуют содержанию текста 1?

1.Крапива считала себя бесталанной.

2. Шиповник жаловался, что на него никто не обращает внимания

3.После разговора с цветами и ягодами Крапива поняла, что она самая счастливая из них.

4. После разговора с Крапивой цветы и ягода стали еще больше жаловаться на свою жизнь.

2. Как вы понимаете значение слова «бесталанный»?

3. Приведите аргументы к тезису «Крапива – самая счастливая».

4. Сравните характеристику Крапивы в тексте 1 и тексте 2. К какому выводу вы пришли?

5. Объясните смысл пословицы «На лицо красива, а на язычок –крапива», используя информацию из текста 2.













Полный текст материала Статья "Формирование читательской грамотности как основной метапредметной компетенции школьников на основе краеведческого материала" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гильфанова Изалия Изаиловна  Публикатор
18.05.2023 0 755 2

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК