Отчёт по теме самообразования. Тема: Возможности системных связей лингвистических единиц при разработке упражнений по разделу "Лексика"
Из опыта работы учителя
русского языка и литературы МОУ СОШ
с углублённым изучением
отдельных предметов № 176 г.о. Самара
Гулькиной Л.П.
Возможности системных связей лингвистических единиц при разработке упражнений по разделу «Лексика».
При изучении раздела «Лексика» часто приходится сталкиваться с проблемой: учащиеся затрудняются определять лексическое и грамматическое значение слов, - не умеют подбирать синонимы и группировать их, разграничивать смешиваемые написания. Следствие этому: снижение грамотности, косноязычие, неумение правильно, логично выразить свою мысль. И решить эту проблему нельзя, даже научив правильно написать слово, в нужном месте поставить запятую. Это лишь форма. А для нас важно то внутреннее, то главное, что выражается через форму.
Язык призван осуществлять общение между людьми, чтобы один понимал другого, чтобы каждый смог быть понятым, т.е. через язык выразить часть своего «я»: мысль, настроение, состояние, отношение к чему-либо. Таким образом, содержанием школьного предмета «Русский язык» должно быть развитие в ребёнке способности так владеть словом, чтобы слова всегда складывались в значимый смысл, чтоб человек умел сказать именно то, что хотел, донести до другого часть своего «я».
Реализовать такое содержание преподавания очень трудно, потому что для этого школьника надо научить чувствовать слово, осмысливать закономерности языка и понимать его основы.
Очень многие понятия в русском языке остаются для ребят «мёртвыми», потому что часто недооценивают самого слова, а тем более, если слово это – грамматический термин.
Как же решить эту проблему?
Прежде всего, учителю нужно подобрать такой практический материал, который заинтересует учащихся и вызовет мотивацию на решение учебных задач. Но можно ли дать учащимся глубокие знания, привить им прочные умения и навыки на уроках русского языка, пользуясь учебниками для общеобразовательной школы? Можно, при условии постоянного творческого поиска педагога. Меня заинтересовало системное обучение языку. Учитывая то, что теория закрепляется практикой, я решила рассмотреть возможности системных связей лингвистических единиц при разработке упражнений по разделу «Лексика».
Остановлю ваше внимание на тех заданиях, какие я использовала на своих уроках.
I группа
1. Собственно лексические упражнения:
а) направленные на усвоение лексических понятий, например: «определите грамматическое и лексическое значение слов: красивый, красота, краситься, красотка, красиво»
б) направленные на усвоение слова, например: «выпишите из текста слова, имеющие грамматическое и лексическое значение».
Знаете ли вы?1
Как отличить одно дерево от другого зимой?
Оказывается можно: деревья различают…ся по цвету к..ры, ра…положению ветвей в кроне, форме кроны, почками, пл…дами. Легче других деревьев узнать зимой берёзу. Её белая с ч…рными пятнышками к…ра видна издали. (По М. Папоркову)
Никто не любит волков.**
Американский соц…олог провёл ис…ледование с целью выяснения отношения людей к различ…ным ж…вотным, птицам и рыбам. Как пок…зал опрос, наибольшей популярностью среди ж…вотных пользуются с…баки и лошади, из птиц – малиновка, другие хищ…ники. (Из газет)
2. Лексико – семантические упражнения, направленные на выявление и усвоение лексико-семантических группировок слов. «Слово в словаре – образец. Проанализируйте слово игла в словаре, в ряду синонимов, в словосочетании. Какие признаки слова можно определить в каждом конкретном случае?»
Шип, колючка, игла, иголка.
Швейная игла.
3. Лексико-грамматические упражнения, направленные на выявление и усвоение связей между лексикой и грамматикой. «Что различают формы множественного числа?»
Корни – коренья, листы – листья, цветы – цвета, мехи – меха, зубы – зубья, хлебы – хлеба, сыны – сыновья, учителя – учители.
4. Лексико-стилистические упражнения, направленные на выяснение и использование стилистических качеств лексических единиц. «Умение разграничивать синонимы, выбирать из них наиболее уместный и точный представляет важный стилистический навык» (А.Н. Гвоздев)
- Составьте словосочетание прилаг.+сущ. со словами
коричневый, кофейный, шоколадный, каштановый, карий.
5. Лексико-орфографические упражнения следует отличать от словарно-орфографических: в последних слово представлено как единица языка в соизмерении с единицами других языковых уровней – морфемой, слогом, буквой. К лексико-орфографическим относятся упражнения на разграничение смешиваемых написаний, обусловленных лексическими связями слов как по значению, так и по форме:
Частый – частный, компания – кампания и др.
Определите, как связаны между собой группы слов. Вставьте пропущенные буквы:
Бе…граничный, бе…предельный, бе…конечный, бе…крайний, бе…брежный, ра..кидать, рас…еять, рас…ыпать.
6. Лексико-орфоэпические упражнения, предполагающие выработку произносительных норм и формирование навыков выразительного чтения.
- расставьте ударения в словах. Что произойдёт, если перенести ударение на другую гласную?
Замок, пора, мука, парить, вести, полка, пили, и т.д.
II группа.
Упражнения этой группы должны отвечать следующим требованиям:
1) задания и лексический материал представляют учебную задачу, решение которой возможно только на основе полученных знаний и сформированных способов умственной деятельности;
2) необходимо достаточное количество иллюстративного и справочного материала для закрепления и совершенствования приёмов деятельности, а также для автоматизации навыков в применений знаний по лексике;
3) условием формирования обобщённых умений (лексический разбор), является варьирование языкового материала упражнений – введение разнообразного лексического и синтаксического контекста;
4) дидактический материал по возможности должен включать связные тексты.
К этой группе упражнений относятся:
1. Упражнения, выполняющие функцию формирования умений и навыков:
а) выделение материала для анализа, например:
«Выпишите слова как лексические единицы: дождь, снег, но, страна, если, когда, хороший, весело, Родина, облака»;
б) анализ материала, например:
«Определите, разные (однокоренные) или формы одного слова.
Водяной, водный, водянистый; рыбий, рыбный4 яблоневый, яблочный; ветреный, ветряной; виноватый, виновный – повинный; военный, воинский, войсковой; ароматный, ароматический»;
в) повторение и закрепление – выработка операционных умений:
«Выделите в толковании слова родовое (общее для ряда слов) и видовые (дополнительные для каждого слова) понятия.
Баллон, банка, бидон, бутылка, ведро, кувшин.
Бассейн, водохранилище, озеро, пруд»;
- Связаны ли между собой по значению слова 1-й и 2-й групп. Докажите, определив значения родовых для каждой группы слов.
2. Составьте со словами словосочетания или предложения так, чтобы было ясно значение каждого слова.
Эскалатор – экскаватор, невежа – невежда, абонент – абонемент, безделица – бездельница, обсудить – осудить, гоночный – гончий, искусно – искусственно, швейцар – швейцарец, праздничный – праздный, овчарка – овчарня, обидный – обидчивый, коренной – корневой, зубы – зубья, земляной – земной, длинный – длительный, грозный – грозовой.
Упражнения, предполагающие применение полученных знаний, развитие обобщённых умственных действий, направленных на перенос знаний.
- Образуйте от следующих слов однокоренные имена существительные и наречия. В каких отношениях находятся слова, предложенные в задании? Сохраняются ли эти отношения у слов, образованных вами?
Смелый, отважный, храбрый, мужественный, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный.
В эту группу можно отнести и упражнения на редактирование. Являясь приёмом умственной деятельности школьников, редактирование текста обеспечивает комплексное применение знаний и умений по лексике, способствует формированию индивидуального стиля речи. В этом типе упражнений можно выделить 3 этапа:
1) наблюдение над лексическими средствами организации текста, анализ признаков лексических единиц, создающих текст;
2) выявление причин неправильного употребления слов и исправление лексических ошибок;
3) самостоятельное использование лексических средств как организующих текст.
Одна из важных проблем современной речи заключается в отборе адекватных лексических и грамматических средств. Лексические нормы, определяющие правильное употребление слов в соответствии с их значением и сочетаемость этих слов в речи соотносятся с такими качествами хорошей речи как правильность, богатство, образность и выразительность, точность, уместность и действенность. Грамматические нормы тесно связаны с речевой правильностью и указывают на уровень владения структурой языка.
Лексические нормы закреплены в толковых словарях.
- Рассмотрим следующую классификацию лексических ошибок.
1. Собственно лексические ошибки. Они объясняются сложностью лексического материала и особенностями его усвоения учащимися:
1) Употребление одного слова вместо другого:
а) в результате смешения семантически близких слов: обратно – опять, одолжить – занять, целый – полный, и т.д.
б) в результате смешения формально близких слов: выходить – сходить (из транспорта), рыбий – рыбный, и т.д.
2) Употребление слова в неточном или несвойственном ему значении в результате непонимания семантики слова: «прибился телёнок, личность которого не установлена», «хочу быть вашим соучастником».
3) нарушение законов лексической сочетаемости: «с глубокого детства я мечтаю стать киноартисткой», «пожилая лошадь тащилась по пыльной дороге», «снег лошадям был по грудь», «классный руководитель сказал речь», «её называли кисельной барышней».
4) «Словотворчество»: «космонавты живут в небесомости», «в метро была толпучка» и т.д.
5) «Плеоназм»: «протянул ладонь руки», «рыбы плескаются в мокрой воде», «подражать старым ветеранам».
6) «Тавтология»: «автор запечатлел свои впечатления далёкой юности», «мальчики играли в интересные игры», «дети различают отличия».
7)Нарушение родовидовой отнесённости слов. Эту группу ошибок можно назвать лексико-синтаксическими: в качестве однородных членов представлены слова, называющие далеко не однородные предметы – «я люблю игры, маму и дом», «шофёр может ездить в мороз и на машинах».
Предупреждение собственно лексических ошибок, анализ и исправление текстов с ошибками (редактирование) позволяют школьникам лучше и глубже освоить лексические явления, постичь их сложность и многообразие. Работа над ошибками этой группы предполагает применение знаний по лексике, что способствует более качественному освоению лексической системы.
2. Лексико-стилистические ошибки.
Причины возникновения данных ошибок связаны со сложностью и многообразием стилистическим качеств слов и особенностями осмысления их учащимися.
В эту группу входят следующие ошибки:
1) смешение в тексте нейтральных (или разговорных) слов с книжными: «рабочие воздвигли коровник», «милиция выявила плеяду воров-карманников».
2) употребление слов без учёта эмоционально-экспрессивной окраски: «лиса быстро вышла из норы», «автор придумал рассказ», «мы с одноклассниками замышляем оказать помощь старикам-инвалидам».
Анализ лексико-стилистических ошибок направлен на совершенствование речевых умений учащихся, необходимых при составлении текста, сохраняющего стилевое единство.
Особое место в системе упражнений по лексике занимают программированные упражнения, обеспечивающие постоянный контроль учителя за работой учащихся и полноценную обратную связь.
Перечислю некоторые из них:
1. Какое слово является близким по смыслу предложенного задания? Сверьте ответы. Исправьте ошибки.
1) Берёза – а) ель; б) малина; в) дуб; г) ромашка; д) кактус.
2) Дождь – а) ветер; б) снег; в) гром; г) ночь; д) солнце.
2. Подберите синонимы к слову.
1) Смелый – а) сильный; б) умный; в) находчивый; г) храбрый; д) красивый.
2) Правда – а) вера; б) надежда; в) уверенность; г) истина; д) ложь.
3) Кричать – а) стучать; б) говорить; в) шептать; г) звать; д) шуметь.
4) Крепкий – а) здоровый; б) молодой; в) новый; г) сладкий; д) чёрствый.
5) Извинить - а) обвинить; б) простить; в) просить; в) молчать; г) сказать.
3. Подберите антоним к указанному слову.
1) Хороший – а) кислый; б) плохой; в) добрый; г) сладкий; д) горячий.
2) Широкий – а) короткий; б) узкий; в) низкий; г) мелкий; д) извилистый.
4. Подберите однокоренные слова.
1) Гостиница – а) гостевой; б) гостиная; в) гость; г) гостиничный; д) гостья.
2) Вода – а) водить; б) проводник; в) водопад; г) завод; д) привод.
Данные упражнения создадут оптимальные условия для усвоения лексических понятий и овладения лексическим богатством русского языка.
Материал упражнений станет средством переноса знаний на лексическую систему в целом.
Уверена, что у каждого учителя есть свои методы работы, более подходящие для возможностей его учеников и тех условий, в которых им приходится заниматься. Однако, надеюсь, кому-то покажутся интересными перечисленные мною отдельные приёмы, тексты, упражнения.
1 Упражнение для 5 класса.
**Упражнение для 7 - 8 класса.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гулькина Людмила Петровна
→ Людмила176 24.08.2010 0 4861 678 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.