Статья "Применение технологии сторителлинга на уроках русского языка и литературы"


Применение технологии сторителлинга на уроках русского языка и литературы

учитель русского языка и литературы

Иршенко Л.Г.

Одна из ведущих задач современного образования- формирование функциональной грамотности.

Один из ведущих приемов реализации метапредметных результатов и развития функциональной грамотности – сторителлинг.

«Покажи мне – и я запомню,

Вовлеки меня-и я научусь!»

Конфуций

Сторителлинг в образовании — техника, строящаяся на рассказывании истории с конкретной структурой и интересным героем, с которым обучающиеся могут легко ассоциировать себя.

  • Мы общаемся при помощи слов, но думаем образами и картинками. Именно сторителлинг использует связь между изображениями, ассоциациями, образами и словами, помогая нам придумывать интересные истории.

  • Ни для кого не секрет, что проблема развития речи- одна из самых острых в образовании.

Сторителлинг- это простой способ заставить работать наш мозг.

В любой истории должен быть главный герой и испытания, которые выпадают на его долю. И самое главное: в любой истории должна быть идея.

Метод сторителлинга позволяет:

  • разнообразить образовательную деятельность с детьми;

  • сделать материал еще более запоминающимся;

  • объяснить сложные вещи простыми словами;

  • развить фантазию, логику, устную речь, творческое мышление, воображение, уверенность при выступлении на публике;

Сществует три основных вида педагогического сторителлинга: классический, активный, цифровой.

Классический сторителлинг

-Реальная жизненная ситуация или придуманная история рассказывается педагогом самостоятельно. Обучающиеся только слушают и воспринимают информацию. Классический рассказ выражается вербально или существует в виде текста. При использовании классического сторителлинга учитель передает учащимся конкретную учебную информацию: правила, теории, экспериментальные законы, облеченную в яркую форму запоминающейся истории («В Королевстве букв и звуков», «Ваше величество- Имя существительное!», «Спор геометрических фигур», «Сказка «Про умное Здоровье», «Волшебница Вода»)

Активный сторителлинг

-Педагогом задается «основа событий», определяются ее цели и задачи, проблемы. Дети вовлекаются в процесс формирования и пересказа историй.

Еще один вид- цифровой. Это такой формат, в котором рассказывание историй сопровождается визуальными компонентами (картинки, презентации, видео)

Применение сторителлинга на уроках русского языка и литературы является эффективным способом повышения уровня грамотности, так как он развивает все языковые навыки - чтение, разговорную речь и письмо, читательскую грамотность.

Чтобы сделать сторителлинг на уроке более увлекательным необходимо следовать определенным правилам:

1) Выбирать правильный материал.

2) Живость содержания

3) Максимизировать возможности для повышения функциональной грамотности

4) Использование реквизита

5) Вовлечение обучающихся.

Далеко не все современные обучающиеся любят читать. Обилие разнообразной информации в интернете и общение в социальных сетях сформировало у пользователей привычку бегло просматривать все появившееся на экране. Останавливаются только на самом интересном — если успеют его заметить.

Поэтому можно использовать и визуальный сторителлинг — это комикс, инфографика, GIF, иллюстрации, презентации или фотоколлаж. Он может использоваться в интернете, на телевидении, в печатной продукции, в рамках образовательного процесса с применением электронного обучения и дистанционных образовательных технологий. У визуальной информации три преимущества перед текстом:

  • быстрее воспринимается;

  • вмещает больше информации;

  • преодолевает языковой и культурный барьер.

В практике преподавания русского языка в школе сторителлинг стал появляться в виде мультимедийных презентаций, готовых комплексных программ, расположенных на образовательных цифровых платформах. В ситуации внедрения смешанного обучения, дистанционных форм обучения цифровой сторителлинг стал активнее использоваться в условиях самостоятельного освоения учебного материала обучающимися или демонстрации этих материалах на онлайн- уроках.

К примеру, фрагменты видеоуроков на образовательной онлайн-платформе VIDEOUROKI.нет, где широко используется прием рассказывания историй после постановки цели и задач урока. (Например, но сначала послушаем историю…Разворачивается повествование про пришельцев- инопланетян…)

Или вот такие образовательные мультфильмы: (видеофргменты)

Некоторые приемы сторителлинга:

«Загадки» (детям предлагается выбрать по одному сказочному персонажу/предмету/животному и т.д., но не называть это слово вслух, записать на бумажке, а потом описать участникам то, что ты загадал. Другие дети должны разгадать задуманное); «Сделай коллаж и расскажи» (вырезают из журналов понравившиеся картинки, наклеивают н картон, после рассказывают общую историю); «Истории с помощью разноцветных магнитиков» (Участники выбирают себе магнитики и перемещают их по доске, сочиняя историю персонажа); «Поменяй местами», «Кукольный театр», «Машина времени» и много других

И, пожалуй, самый главный вопрос, волнующий педагогов:

-А не будут ли истории отнимать слишком много времени в ущерб качеству знаний?

-На самом деле, сторителлинг или умело придуманные истории зачастую даже экономят время, потому что в образной форме можно донести сложные вещи намного быстрее, чем в стандартной






Полный текст материала Статья "Применение технологии сторителлинга на уроках русского языка и литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иршенко Лариса Геннадьевна  Публикатор
04.12.2023 0 687 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Инструкции по ПК