Конспект урока русского языка "Способы сжатия текста: подготовка к ОГЭ"; 7 класс


МБОУ

Вешкаймский лицей имени Б.П.Зиновьева при УлГТУ







Урок русского языка

в 7 классе по теме

«Способы сжатия текста: подготовка к ОГЭ».









Автор учитель русского языка и литературы

Васильева Ирина Владимировна

.














Вешкайма, 2022




Характеристика урока.


Тип урока: урок «открытия» нового знания.

Технологии:

- здоровьесбережения,

- развития исследовательских навыков,

- информационно - коммуникационные,

- индивидуально - личностного обучения.



Решаемые проблемы: Что такое способы сжатия текста? Какие бывают способы сжатия текста? Как правильно сжать исходный текст?



Виды деятельности: формирование способности решения проблемных задач и ситуаций, работа с интерактивной доской (самостоятельная и групповая работа с последующей проверкой и самопроверкой), формирование рефлексии, проектирование выполнения домашнего задания, комментирование оценок.



Планируемые результаты:

1. Предметные:

- познакомиться с двумя основными способами сжатия текста;

- научиться применять данные знания для сжатия текстов различного характера;

- отрабатывать навыки применения данного знания при написании сжатого изложения на ОГЭ.



2. УУД:

- коммуникативные: интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми.

- регулятивные: формировать ситуацию саморегуляции, т.е. операциональный опыт (учебных знаний и умений), сотрудничества в совместном решении задач.

- познавательные: объяснять языковые и речевые явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования данного материала.



3. Личностные: формирование познавательного интереса.





















Ход урока.



Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Приме-чания

1.

Организаци-онный момент


1)приветствие учителем учащихся.

2)проверка готовности к уроку.

1) приветствие учащимися учителя

2) запись числа в тетради

2.

Подготовка к восприятию темы

1) работа с заданием №1 ОГЭ: звучит запись, на доске записано задание.

- Что вы услышали?

- Да, это задание, которое вы должны выполнить на ОГЭ по русскому языку…

- Поработаем с текстом задания….


2) - Что такое изложение?



- Как вы думаете, что значит «сжатое» изложение?


- Дать толкование слова сжать – сдавить, заставив уплотниться, уменьшиться в объёме


- Какие умения нам пригодятся?






3) – как вы думаете, какова тема нашего урока? Чем мы будем заниматься сегодня?

1) учащиеся слушают запись, отвечают на вопросы учителя, работают с текстом задания №1






2) - Пересказ текста своими словами в письменном виде


- Передача главной информации в виде связного текста


- толкование слова ученики записывают в тетради



- Разделение информации на главную и второстепенную, краткое и связное изложение информации



3) учащиеся формулируют тему и цели урока…



3.

Актуализа-ция знаний и умений по ранее изученному материалу














Чтобы построить текст, необходимо соблюдать логику и при построении текста. Попробуйте составить текст из данных предложений.

1. А бедные люди часто совсем не получали соли.

2. За столом солонка стояла около хозяина.

3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.

5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

6. Больше сыпал тому, кого уважал.

7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».

8. Он сам сыпал соль гостям.

9. И нередко пересаливал.


РЕФЛЕКСИЯ:

Поставьте себе оценку в соответствии со шкалой:

«5» - 0 ошибок

«4» - 1-2 ошибки

«3» - 3-4 ошибки

«2» - 5 и более ошибок


Учащиеся работают в листах контроля:

КЛЮЧ:

5 2 8 6 4 9 3 1 7



4

Работа по теме…






Изучение нового материала















































































Закрепление изученного материала…


















- Мы с вами повторили понятия логического построения текста, но для написания сжатого изложения нужно также научиться выделять главную и второстепенную информацию.


1) Прочитайте текст № 1, подчеркните информацию, которая не очень важна для понимания смысла текста. Прочитайте получившийся текст.

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.

(По В. И. Курбатову)


- Что мы сделали для сжатия текста?


!!! Такой способ сжатия текста называется исключением. Исключать из текста нужно всё, что напрямую не относится к сути высказывания.




Воспользуйтесь приёмом исключения в тексте №2 (самостоятельно):

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.



2) - Можно ли воспользоваться данным приёмом в следующем тексте № 3?

- Что лучше сделать? (Обобщить информацию)

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

(По Г. Арбузову)


!!! Как вы поняли, второй основной приём сжатия текста – обобщение. Обобщая, мы передаём содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца.


- Как вы думаете, что можно обобщить в тексте № 4?

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

(С. Газарян)

- А в последнем на сегодня задании №5 мы попробуем совместить оба приёма сжатия текста, с которыми познакомились на сегодняшнем уроке. Попробуйте выразить главную информацию одним сложным предложением.


Задумаемся над тем, часто ли мы расстраиваемся, что не поняли кого-нибудь? А может быть, значительно чаще страдаем потому, что не понимают нас? Конечно, чаще случается второе. Когда не понимают нас, нам бывает обидно. Мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. Мы до слез переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. Мы уверены, что сами способны понять, да и понимаем их всех, а вот они…















1) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди.









- Исключили лишнюю информацию









Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души.









2) – нет, нельзя.



- обобщить информацию…


Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.



























Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает.



- самостоятельное выполнение последнего задания






Когда нас не понимают те, кто нам нравится, кого уважаем, мы страдаем, но сами уверены, что способны понять всех.













5.

Подведение итогов урока

(рефлексия)

1) – Итак, подводя итоги сегодняшнего урока, ответьте на вопросы:

1. Что нового для себя вы открыли на уроке?

2. Какие способы сжатия текста вы сегодня узнали? Где они нам пригодятся в будущем?

3. Понравился ли вам наш урок?

1) Учащиеся отвечают на вопросы учителя…

6.

Заключите-льный этап урока

1) выставление оценок за урок


2) запись домашнего задания:

сжать текст из рабочего листа, указать, какой приём сжатия использован

3) прощание с классом


1) выставляют оценки за урок в дневники

2) записывают в дневники домашнее задание



3) прощание с учителем







Рабочий лист по теме «Способы сжатия текста»

1.

Составить текст из данных предложений.

1. А бедные люди часто совсем не получали соли.

2. За столом солонка стояла около хозяина.

3. Вот почему до наших дней сохранилось слово пересолить в смысле перестараться.

4. Особенно старался хозяин перед богатым гостем.

5. Когда-то на Руси соль была очень дорогой.

6. Больше сыпал тому, кого уважал.

7. От этого появилось выражение несолоно хлебавши, которое означает «уйти, не получив ожидаемого».

8. Он сам сыпал соль гостям.

9. И нередко пересаливал.


Ответ: ____________________________



2.

Работа с текстами.

№1.

Прочитайте данный текст, подчеркните информацию, которая не очень важна для понимания смысла текста. Прочитайте получившийся текст.

Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


№2

Воспользуйтесь приёмом исключения в данном отрывке:

Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


№3.

Можно ли воспользоваться данным приёмом в следующем тексте? Что лучше сделать?

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

№4.

Что можно обобщить в данном тексте?

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



№5

Сожмите текст, используя исключение и обобщение информации. Попробуйте выразить главную мысль сложноподчинённым предложением.

Задумаемся над тем, часто ли мы расстраиваемся, что не поняли кого-нибудь? А может быть, значительно чаще страдаем потому, что не понимают нас? Конечно, чаще случается второе. Когда не понимают нас, нам бывает обидно. Мы огорчаемся, что нас не понимают родители, учителя, одноклассники. Мы до слез переживаем, что нас не понимают те, кто нам нравится, кого мы уважаем. Мы уверены, что сами способны понять, да и понимаем их всех, а вот они…

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________



ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ.


Хотя детство моё прошло в Пятигорске, сам я всё же коренной москвич. В каких бы городах мира я ни бывал, как бы ни восхищался их красотой, Москва остаётся для меня лучшим городом в мире. Идёшь по Москве, по её площадям, по тихим переулкам и чувствуешь, сердцем своим ощущаешь: это твой город.

Можно бессчётно приходить на Красную площадь, и всё-таки дух захватывает, когда смотришь на сказочный храм Василия Блаженного, устремлённый в небо всеми своими фантастическими куполами. И тут же малиновая Кремлёвская стена, а за ней соборы, торжественные, гордые и нарядные. Словно вся краса Древней Руси пришла на эту площадь. Надо только уметь смотреть, чувствовать эту красоту. И учатся этому с детства.


__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________


Полный текст материала Конспект урока русского языка "Способы сжатия текста: подготовка к ОГЭ"; 7 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Васильева Ирина Владимировна  Публикатор
15.01.2024 0 326 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК