Конспект урока русского языка "Подчинительные союзы. Виды подчинительных союзов"; 7 класс
Технологическая карта урока русского языка в 7 классе на тему «Подчинительные союзы. Виды подчинительных союзов»
Автор урока – Каркина Ольга Леонидовна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «СШ №12»
Предмет: русский язык
Класс: 7
Используемый учебно-методический комплекс: Русский язык.7 класс: учеб.для общеобразоват. Организаций/ [М.Т.Баранов,Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.]. – 4-е изд. – М. : Просвещение, 2018. -223с.,[4] л. ил. : ил. – ISBN 978-5-09-046553-3.
Дата проведения: 21.03.2022 г.
Тема урока: Подчинительные союзы. Виды подчинительных союзов.
Тип урока: изучение нового материала
Цели урока:
1. Дать понятие о подчинительных союзах и их видах.
2. Формировать умение различать сочинительные и подчинительные союзы.
3. Отработать умение определять виды сочинительных союзов.
4. Повторить постановку знаков препинания в различных видах сложных предложений.
Планируемые результаты:
предметные: знать виды сочинительных и подчинительных союзов; уметь разграничивать типы сложных предложений.
метапредметные: применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
личностные: желание осваивать новые виды деятельности, участвовать в творческом созидательном процессе; осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества.
Методы и формы обучения: создание проблемных ситуаций; игровой приём «Да-нет», индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная работа.
Основные понятия: сочинительные и подчинительные союзы, виды союзов.
Применяемая технология: технология деятельностного метода обучения.
Дидактическое обеспечение урока: таблица для усвоения нового материала, карточки для самостоятельной работы, сигнальные карточки.
Необходимое оборудование и материал: кластеры
Этап |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
УУД |
Организационный момент Цель: включение в деятельность, мотивировать учащихся к изучению темы. |
Приветствие, проверка подготовленности к уроку, организация внимания детей. Создание положительного настроя учащихся на урок Долгожданный дан звонок, Начинаем наш урок… Добрый день, ребята! Прежде чем начать наш урок, я попрошу вас посмотреть друг на друга и подарить друг другу улыбки. Улыбнитесь друг другу, подарите и мне свои улыбки! Спасибо! Улыбка всегда располагает к доброму общению. |
Проверяют готовность к уроку, положительно настраиваются на урок. |
Регулятивные: мобилизация сил и энергии. Личностные: сформированность позитивной моральной самооценки. Коммуникативные: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. |
Актуализация знаний учащихся Цель: повторение изученного материала. |
Сейчас мы с вами поиграем в игру «Да-нет». Если утверждение, которое я читаю, правильное, то поднимите карточку зелёного цвета, а если не согласны – красного. 1.Союз
служит для связи слов в предложении. Задает вопросы, требующие ответа да/нет.
А теперь давайте проверим как вы знаете группы сочинительных союзов. У вас открыты интерактивные тесты, предлагаю вам их пройти. Открывает электронный тест, предлагает учащимся пройти его. Обсуждают итоги теста. |
Поднимают карточки в соответствии с ответом.
Проходят тест и устраняют пробелы в знаниях. |
Познавательные: систематизирование знаний. Регулятивные: контролирование учебных действий, исправление допущенных ошибок. Личностные: понимание значения данной темы. Коммуникативные: формулирование собственной мысли, высказывание и обоснование своей точки зрения. |
Постановка целей и задач урока. Мотивация учебной деятельности. Цель: формирование познавательных мотивов учебной деятельности: стремления открыть знания, приобрести умение. |
Каждый урок - это урок получения знаний, необходимых в жизни. Сегодня мы еще что-то узнаем, чему-то научимся. Но чем мы сегодня будем заниматься? Чтобы это понять, давайте выполним небольшое задание: Каждый ученик получает задание на карточке. Задание: В данных предложениях найдите грамматическую основу, подчеркните ее, расставьте знаки препинания. Если вам встретились сложные предложения, то установите взаимосвязь между частями данных предложений. Охарактеризуйте эту взаимосвязь. Небо потемнело, и пошёл снег. ССП Небо потемнело, потому что пошёл снег. СПП Вечерняя заря начинается, когда солнце уже заходит за край земли. СПП Ребята очень устали, но работа была ещё не закончена. ССП Проверяет выполненное задание, оценивает детей Ребята, попробуйте сейчас определить тему нашего урока и чему мы будем учиться на уроке, используя ваши знания и выполненную работу по карточкам.
Правильно, ребята, мы познакомимся еще с одной группой союзов – подчинительными и их разрядами. Запишите в тетрадях число…, классная работа и тему урока. Что мы уже о них знаем, анализируя предложения в карточках?
Где мы можем добыть остальную информацию? |
Выполняют задание на карточке № 1.
Проверяют. Одну группу союзов мы знаем, а некоторые союзы нам были непонятны.
Записывают в тетрадях число, тему урока. Они связывают 2 простых предложения в составе СПП.
В учебнике. |
Личностные: желание приобретать новые знания, совершенствование имеющихся. Коммуникативные: ответы на вопросы, формулирование собственной мысли, высказывание и обоснование своей точки зрения. Регулятивные: принятие и сохранение учебной задачи. |
Изучение нового Ознакомление с теоретическим материалом Цель: активное получение информации, соотнесение нового с уже известным, систематизация. |
Правильно. Откройте учебники на стр.155. Изучите материал параграфа 63 и заполните таблицу.
Какие виды подчинительных союзов вы узнали? |
Изучают материал учебника. Составляют таблицу. Взаимопроверка.
Отвечают на вопрос. |
Регулятивные: целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно. Познавательные: структурирование знания. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Первичное усвоение новых знаний Цель: отслеживание собственного понимания. |
Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Назовите союзы и отметьте, какие они, сочинительные или подчинительные. 1.Если хочешь много знать, надо мало спать. 2. Либо рыбку съесть либо на мель сесть. 3. Делу время, а потехе час. 4. Неразумного учить, что в бездонную бочку воду лить. 5. Не на пользу книги читать, коль одни вершки глотать. 6. Корень учения горек, да плод его сладок. Проверяет выполнение задания. |
Работают с карточкой №2.
Проверяют задание. |
Личностные: формирование мотивов достижения целей, формирование границ «знания» и «незнания». Познавательные: анализ объектов с целью выделения признаков Коммуникативные: контроль действий партнёра, адекватно взаимодействовать в паре при выполнении учебного задания. участие в коллективном обсуждении. Регулятивные: адекватно
оценивание результата выполнения |
Физкультминутка |
|
|
|
Дальнейшая работа по закреплению и обобщению приобретенных знаний и умений Цель: обеспечение повышения уровня осмысления изученного материала.
|
А сейчас закрепим наши знания по группам подчинительных союзов. Выполняем упражнение 379. Прочитаем задание. Делит детей на группы. 1 группа выписывает предложения с условными союзами, 2 группа – со сравнительными, 3 группа – с изъяснительными. Выполненное задание сверьте с эталоном и оцените себя. |
Выполняют предложенное упражнение по группам.
Проверяют по эталону и оценивают себя. |
Личностные: Регулятивные: контролирование учебных действий. Познавательные: выполнение учебно-познавательных задач, осуществление операций анализа, синтеза, классификация, обобщение, выводы. |
Рефлексия деятельности Цель: осознание учащимися своей учебной деятельности, самооценка результатов своей деятельности. |
Ребята, что мы сегодня узнали на уроке?
На какие группы по значениям делятся подчинительные союзы? Ребята, продолжите высказывания по уроку, но с использованием подчинительных союзов: Сегодня я почувствовал…. у меня получилось… я понял, что теперь могу… меня удивило… мне захотелось…. урок мне дал для жизни. |
Значения подчинительных союзов. Причинные, целевые, временные, сравнительные, условные, изъяснительные
Продолжают высказывание. |
Личностные: Регулятивные: Коммуникативные: высказывание и обоснование своей точки зрения. |
Информация о домашнем задании, инструктирование о его выполнении |
Запишите домашнее задание: упр. 381 стр. 157
Урок окончен. Всем спасибо. |
Записывают домашнее задание в дневники. |
Личностные: положительное отношение к учебной и познавательной деятельности, стремление приобретать новые знания, умения, совершенствование имеющихся. |
Приложения
Карточка №1
Задание: В данных предложениях найдите грамматическую основу, подчеркните ее, расставьте знаки препинания.
Небо потемнело и пошёл снег.
Небо потемнело потому что пошёл снег.
Вечерняя заря начинается когда солнце уже заходит за край земли.
Ребята очень устали но работа была ещё не закончена.
Карточка №2
Задание: Спишите предложения, расставляя пропущенные знаки препинания. Назовите союзы и отметьте, какие они, сочинительные или подчинительные.
1.Если хочешь много знать надо мало спать.
2. Либо рыбку съесть либо на мель сесть.
3. Делу время а потехе час.
4.
Неразумного учить что в бездонную бочку
воду лить.
5. Не на пользу книги читать
коль одни вершки глотать.
6. Корень
учения горек да плод его сладок.
Таблица
ПОДЧИНИТЕЛЬНЫЕ СОЮЗЫ
Вид подчинительного союза |
Примеры союзов |
Причинные |
|
|
Когда, едва, лишь, лишь только, пока и др. |
Целевые |
|
|
Как, будто, словно, как будто, точно и др. |
Изъяснительные |
|
|
Если, если бы, раз, ли, как скоро |
На странице приведен фрагмент.
Автор: Каркина Ольга Леонидовна
→ olgakarkina 25.01.2024 0 500 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.