Статья "Технология критического мышления при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку"
Аттестационная работа
«Технология критического мышления при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку»
Выполнила:
Шенцева Наталья Александровна,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Быковская СОШ»
Горшеченского района
2021год.
ВВЕДЕНИЕ
Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать и др.
Таким образом, технология развития критического мышления способствует развитию: коммуникативности; критического мышления; рефлексивности (осмысление собственных действий и поступков); креативности; мобильности; толерантности; ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности.
Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.
Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.
В чём же инновационность методов критического мышления?
Эта технология представляет опыт практической реализации личностно ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.
С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов.
Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.
В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель:
1.Стадия вызова; 2.Осмысление; 3.Рефлексия.
1.Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности.
Вызов Цели: а) вызов активного интереса к теме; б) активизация каждого ученика; в) актуализация знаний; г) создание условий, при которых учащиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы.
Значение стадии вызова. Происходит осуществление нескольких познавательных видов деятельности: 1) Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать. Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным. 2) Активизация обучаемого. Учение становится активной деятельностью. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами. 3) Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.
2.Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию; осмыслить ее; соотнести с уже имеющимися знаниями.
Цели: а) организация активного восприятия текста; б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста; в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте.
Значение смысловой стадии. 1) Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова; 2) Поддерживаются усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания (пример с хорошим и плохим читателем). В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным; 3) На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализы.
3.Стадия рефлексия способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.
Рефлексия
Цели: а) обеспечить закрепление полученных знаний; б) вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения; в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала; г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации; д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания; е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации.
Значение стадии размышления (рефлексии): 1) Выведение знания на уровень понимания и применения. 2) Рефлексия своего процесса учения. 3) Живой обмен идеями. 4) Выражение новой информации своими словами.
На каждой стадии урока используются свои методические приемы.
Функции:
-Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе);
-Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний);
-Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).
ПРАКТИЧЕСКИЙ МАТЕРИАЛ
(задания, которые готовят детей к экзаменам)
5класс Тема урока «Орфоэпия. Произносительные нормы литературного языка».
Использование технологии «развитие критического мышления»
на стадии 1фазы «Вызов»
Задачи: актуализация имеющихся знаний , представлений.
Распределите слова на две группы:
1-ударение падает на первый слог,
2-ударение падает на второй слог.
Звонит, свёкла, дремота, щавель, столяр, торты, творог, шарфы, крапива, банты.
Запоминалки.
Как у бабы Фёклы вкусный борщ из свёклы.
Как у нашей Марфы есть в полоску шарфы.
Нам работать неохота, одолела нас дремота.
Коко Шанель полюбила наш щавель.
У меня в ушах звенит
Телефон опять звонит.
Я нашла в себе таланты
Всем вяжу на праздник банты.
Потренируемся.
Укажите строчку, во всех словах которой правильно выделено ударение
свЁкла, сирОты, снялА
портЫ, тамОжня, позвАла
крапивА, звонИт, столЯр
6класс. Тема урока Правописание гласных е, и в приставках пре- и при-.
Использование технологии «развитие критического мышления»
на стадии 2фазы «Осмысление содержания»
Открытие нового знания.
-Ребята, эти приставки входят в отдельную группу и считаются трудными. Наверняка, у вас возник вопрос : «Почему?» Я отвечу – по двум причинам. Во-первых, их правописание зависит от понимания их смысла в слове. Во-вторых, о правописании этих приставок есть не одно правило! Поэтому, чтобы раскрыть секрет правописания приставок ПРЕ- и ПРИ- придется сразу учиться различать разные смыслы приставок .Но прежде научимся узнавать их в лицо. А для этого послушаем сказку.
Лингвистическая сказка
Приставки пре- и при-
Жили-были две сестрицы приставка пре- и приставка при-. Они были очень похожи друг на друга, и их часто путали. Это сестёр обижало, потому что по характеру они были абсолютно разные.
Пре- была очень добрая-предобрая, мудрая-премудрая и очень храбрая. Дружила она с приставкой пере-. Где пере-, там и пре-. Пре- преграждает дорогу и пере- рядом. Пре- что-нибудь переломит, и пере- тут же. Пре- преодолевает препятствие, и пере- не отстаёт.
Вторая сестра при- всегда старалась к кому-нибудь прицепиться, приклеиться, присоединиться. Она никогда не доводила начатое дело до конца. Скажут ей закрыть дверь, а она её только прикроет, попросят её сесть на стул, а она только на краешек присядет. Но при- всегда и везде успевала. Идёшь на вокзал, а она уже на привокзальной площади. Едешь в город, а при- уже приехала в пригород. Спешишь в школу, а при- уже на пришкольном участке.
Так жили приставки пре- и при- совсем разные, но так необходимые нам. Не путайте их, ребята, их это очень обижает.
Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?(Ученики называют, а учитель выводит на экран - ПРЕДОБРАЯ, ПРЕМУДРАЯ).
- Итак, при каком же условии, как вы думаете, пишется приставка ПРЕ - ? (Когда приставку можно заменить словом «очень») заполняем таблицу. В одну колонку примеры, в другую – значение.
- Какие же слова с приставкой пре- встретились в данном тексте?(Ученики называют, а учитель записывает на доске – ПРЕГРАЖДАЕТ, ПЕРЕЛОМИТ
- Давайте сделаем вывод: в каком случае ещё пишется приставка ПРЕ-?( когда приставка Пре- = Пере- (Снова заполняем таблицу)
ПРЕ
– отличная приставка.
Ей во всём
нужна добавка.
Словом «ОЧЕНЬ» проверяем
Или ПЕРЕ- заменяем.
- Но сказка на этом не заканчивается, нам следует рассмотреть случаи правописания приставки ПРИ. У нас осталось незаполненными строчки.
Примеры |
Значение |
предобрая |
можно заменить словом «очень») |
премудрая |
можно заменить словом «очень») |
преграждать |
= ПЕРЕ - |
|
|
приехала |
Приближение |
присядет |
неполнота действия |
приклеиться |
Присоединение, прибавление |
пришкольный |
Близость к чему-либо, можно приравнять к слову «около».) |
- Итак, мы с вами заполнили таблицу. Давайте ещё раз сделаем вывод, когда пишется приставка ПРЕ, а когда ПРИ? (Ребята делают вывод по таблице)
Работа
с учебником.
-
Сверим наши выводы с учебником
Усвоение новых знаний и первичное закрепление. (Тренировочные упражнения.)
А для того, чтобы проверить насколько вы усвоили сегодняшнюю тему, выполним упражнение 79 на станице 49 по вариантам. 1 вариант выписывает слова с приставкой ПРЕ-, 2 вариант – с приставкой ПЕРЕ-(самостоятельная работа)
- Закончили? Давайте проверим.
-Есть ли трудности в распределении слов по столбикам? (да, слова преподаватель, привередливый, препятствие, приветствие не входят ни в один столбик)
В русском языке есть слова, в которых пре- и при не являются приставкой, а входят в состав корня. Написание таких слов надо запомнить. Внимательно прочитайте слова, данные в синей рамочке, и навсегда запомните их правописание.
2. Потренируемся.
Тест (на закрепление материала)
1. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр…рекаться, пр…одолеть
б) пр…лестный, пр..красный
в) пр..прыгнуть, пр..вратить
г) пр..городить, пр..мудрый
2. Укажите ряд, в котором на месте пропусков пишется одна и та же буква:
а) пр..выкаю, пр..глашаю
б) пр..пятствие, пр..ступить (к работе)
в) пр..творить (мечту), пр..выкаю
г) пр..шить, пр…града
7класс Тема урока «Правописание букв О, Е (Ё) на конце наречий.
Использование технологии «развитие критического мышления»
на стадии 2фазы «Осмысление содержания»
Цель: узнать условие выбора написания О, Е(Ё) на конце наречий; научиться применять правила на практике.
Знаю |
Хочу узнать |
Узнал |
Знаем основное правило написания о,е(ё) после шипящих |
Какая гласная пишется на конце наречий. |
В суффиксе наречий под ударением пишется О, без ударения Е. Исключение: ещё. |
|
|
|
Постепенно заполняем таблицу
Как пишутся слова
Щ
*голь Печ*т
Ч*рный Ситц*вый
Саранч*й
Друж*к Ш*рох
Кумач*вый
Поразмышляем
Инсерт
«V»-знаю
«+»-новое
«-»-сомневаюсь
«?»-есть вопрос
С горы спускался старичок, опирался на посошок, нёс за плечом холщовый мешок. ( «V»)
Мальчонка поджёг костер и ожёг руку, но ожог был не тяжёлый. ( «-»- ожёг-глагол (жечь), ожог (руки) –существ.)
Говорил он волнующе, горячо и еще, ещё повторял свою любимую фразу («+»).
Потренируемся
Укажите неверное объяснение о-е (ё) после шипящих.
Стережёт—в глаголах после шипящих пишется ё.
Верблюжонок—в суффиксах существительных под ударением пишется о.
Ещё—в наречиях под ударением после шипящих пишется ё.
Мячом—в окончаниях существительных под ударением пишется о.
Самоконтроль. Проверь! Во всех словах пишется Ё?
Печ*т, ноч*вка, туш*нка
Общ*, увлеч*нный, ож*г руки
Ш*в, ш*ссе, ещ*.
8класс. Тема урока Словосочетание
Использование технологии «развитие критического мышления»
на стадии 3фазы «Рефлексия»
Цель: выведение знания на уровень понимания и применения.
Приём «Кластер»
Типы связи слов в словосочетаниях
/ / \
Согласование Управление Примыкание
Приём «Синквейн»
Связь
Главное и зависимое
Согласуется, управляет, примыкает
Научился определять вид связи
Словосочетание
Тренировочные задания
Какие пары слов не являются словосочетаниями?
А) Медведь заревел;
Б) заревел неистово;
В) заревел и схватил;
Г) схватил за комбинезон.
2. Найдите ошибки в управлении.
А) Скучаю по вас;
Б) Оплата за проезд;
В) Благодаря своей воле;
Г) Опираться на факты
3.Замените словосочетание «детскую коляску», построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление. Напишите получившееся словосочетание.________________________
4.Замените словосочетание «беззлобно сказал», построенное на основе примыкания, синонимичным словосочетанием со связью управление. _______________________
9 класс Тема урока Бессоюзные предложения (закрепление)
Использование технологии «развитие критического мышления»
на стадии 2фазы Работа с текстом
Масленица… Я и теперь ещё чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны вызывает оно во мне; пылающие печи, синеватые волны чада в довольном гуле набравшегося люда, ухабистую, снежную дорогу, с ныряющими по ней весёлыми санями, с весёлыми переборами гармоньи. Она стояла на высоком прилавке в банях. На большом круглом прянике — на блине?
Оттепели всё чаще, снег маслится. Ветерок сыроватый, мягкий, пахнет печёным хлебом, вкусным дымком берёзовым, блинами. Капает в темноте—масленица идёт. Давно на окне в столовой поставлен огромный ящик: посадили лучок, к «блинам».
Масленица в развале. Такое солнце, что разогрело лужи. Мальчишки в блина играют: руки назад, блин в зубы, пытаются друг у друга зубами вырвать—не выронить, весело бьются мордами.
Масленица кончается: сегодня последний день, прощеное воскресенье. Снег во дворе размаслился. Приносят «масленицу» из бань—в подарок. Такая радость! Я любуюсь, любуюсь «масленицей», боюсь дотронуться — так хороша она. Вся-- живая! Смотрю и думаю: масленица живая… ( по И.Шмелёву)
Задания
1.Почему И.Шмелёв называет масленицу «живой»?
2.Определите основную мысль текста?
3. Найдите в тексте бессоюзные сложные предложения, объясните постановку знаков препинания.
4. Укажите грамматическую основу в предложении. ( Такое солнце, что разогрело лужи.)
Потренируемся
1.Отметьте простое предложение с обобщающим словом.
А) Океан как будто лелеет островки: он играет с берегами, то ревет, сердится, то ласково обнимает любимцев со всех сторон.
Б) проводников замучили расспросами: где едем, что за степь, что за горы, какие есть заводы.
В) Всё пленяло меня в театре: и частые огоньки рампы, и торопливый перестук молотков, и смена довольно примитивных декораций.
10 класс. Тема урока «Орфоэпические нормы».
Использование технологии «развитие критического мышления»
на стадии 2фазы «Маркировка»
1. Работа с правилом.
- Какие орфоэпические нормы произношения звуков вам известны давайте вспомним для этого прочитаем параграф 14 и сделаем Инсерт ( это приём такой маркировки текста, когда учащиеся значками отмечают на полях то, что известно, что противоречит их представлениям, что является интересным и неожиданным, а также то, о чём хочется узнать более подробно).
2.Работа с упражнением.
Упр.58 (нормы произношения)
Что такое ударение?(п 14)
ЗАДАНИЕ
Расставьте ударение в словах, отметьте вариантное произношение.
Каталог, звонит, свекла, творог, главенство, одновременно, кухонный, оптовый, петля, джинсовый, ракушка, обеспечение, сироты, включит, колледж, квартал.
Августовский, взяла, облегчить, повторит, шасси, принудить, эксперт, столяр, банты, гренки, торты, завидно, красивее, щавель, средства.
- Проверяем выполненное задание Поменяйтесь с соседом по парте тетрадями..
КаталОг, звонИт, свЕкла, творОг, главЕнство, одноврЕменно, кУхонный, оптОвый, петлЯ, джинсОвый, ракУшка, обеспЕчение, сиротЫ, включИт, кОлледж, квартАл.
АвгустОвский, взялА, облегчИть, повторИт, шассИ, принУдить, экспЕрт, столЯр, бАнты, грЕнки, тОрты, завИдно, красИвее, щавЕль, срЕдства.
5. Исследовательская работа в парах.
Расставьте ударения в словах, используя орфоэпический словарь. Сформулируйте правило, которому подчиняется постановка ударения в этих словах.
1. Трубопровод, газопровод, мусоропровод, нефтепровод, водопровод. (Правило: в словах, оканчивающиеся на -провод, ударение падает на последний слог: мусоропровод.)
2. Филолог, психолог, каталог, эпилог, пролог. (Правило: если существительное одушевленное, то ударение падает на середину слова: филолог, если неодушевленное — на -лог: каталог.)
3. Немота, глухота, икота, зевота, духота, красота, дремота, ломота. (Правило: в существительных, образованных от глаголов, ударение падает на -от-, образованных от прилагательных - на окончание. Ср.:ломота <— ломать, но красота— красивый.)
(После проверки каждого задания из этого блока правило записывается в тетрадях.
11класс Тема урока Сложное предложение
Использование технологии «развитие критического мышления»
на стадии 2фазы Комплексный анализ текста
- А сейчас обратим внимание на текст, лежащий у вас на парте. Это отрывок из романа М.А. Шолохова «Тихий Дон».
1) Казакует по родимой степи восточный ветер. 2) Лога позанесло снегом.
3) Падины и яры сровняло.4) Нет ни дорог, ни тропок. 5) Кругом,
прилизанная ветрами, белая голая равнина. 6) Будто мертва степь.7) Изредка
пролетит в вышине ворон, древний, как эта степь, как курган над летником в
снежной шапке с бобровой княжеской опушкой чернобыла.8) Пролетит ворон, со свистом разрубая крыльями воздух, роняя горловой стонущий клекот. 9) Ветром далеко пронесет его крик, и долго и грустно будет звучать он над степью, как ночью в тишине нечаянно тронутая басовая струна.
10) Но под снегом все же живет степь. 11) Там, где как замерзшие волны,
бугрится серебряная от снега пахота, где мертвой зыбью лежит
заборонованная с осени земля, - там, вцепившись в почву жадными, живучими корнями, лежит поваленное морозом озимое жито. 12) Шелковисто-зеленое, все в слезинках застывшей росы, оно зябко жмется к чернозему, кормится его живительной черной кровью и ждет весны, солнца, чтобы встать, ломая стаявший паутинно-тонкий алмазный наст, чтобы буйно зазеленеть в мае. 13) И оно встанет, выждав время! 14) Будут биться в нем перепела, будет звенеть над ним апрельский жаворонок.15) И так же будет светить ему солнце, и тот же будет баюкать его ветер. 16) До поры, пока вызревший, полнозерный колос, мятый ливнями и лютыми ветрами, не поникнет усатой головой, не ляжет под косой хозяина и покорно уронит на ток литые, тяжеловесные зерна.
- Прочитаем его выразительно.
- К какому стилю речи можно отнести этот текст? Почему?
(Потому что он эмоционально воздействует на читателя с помощью созданных образов; большое разнообразие изобразительно – выразительных средств языка: эпитеты, метафоры, сравнения, олицетворения)
- К какому типу речи относится этот текст? (Описание)
- Каково общее настроение этого отрывка? (начинается пейзаж с описания «мертвой» степи, настроение тревожное, грустное).
- Как передается состояние «мертвой», зимней степи? (Здесь нет движения: многие предложения лишены глаголов, нет звуков, а полет ворона не оживляет картину, а делает её еще более зловещей).
- Что значит слово «потаённая»? (Скрытая, тайная)
- Какие краски находит автор для изображения потаённой жизни степи, как передано скрытое от глаз движение? (Присмотревшись, видим тайную жизнь, где есть краски (шелковисто – зеленое), едва ощутимое движение к весне (неоднократное повторение слов, образованных от слова жизнь: степь живет, жадные живучие корни, живительная кровь).
- Можно сказать, что финальные строки отрывка оптимистичны? (Они являются гимном весне, мы чувствуем, ещё немножко и степь взорвется буйством красок).
- Как бы вы озаглавили отрывок? ( Потаенная жизнь степи. Степь в предверии весны).
- А теперь выполните задания
Задания к тексту.
1. . В предложениях 7 – 9 найти действительное причастие настоящего времени.
2.Начертите схему 9 предложения.
3.Среди 10 – 14предложений найти СПП с придаточным места.
5 . Среди 12 – 14 предложений найти СПП с однородным подчинением.
III. Стадия осмысления.
1. Парная работа с таблицей «Знаю – хочу знать – узнал».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Наталья Александровна Шенцева
→ Публикатор 01.02.2024 0 247 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.
Смотрите похожие материалы