Статья "Технология критического мышления при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку"


Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» представляет собой систему конкретных методических стратегий и приемов, направленных на достижение образовательных результатов: умение работать с увеличивающимся и постоянно обновляющимся информационным потоком в разных областях знаний; умение пользоваться различными способами интегрирования информации; умение задавать вопросы, самостоятельно формулировать гипотезу; умение решать проблемы; умение вырабатывать собственное мнение на основе осмысления различного опыта, идей и представлений; умение  выражать свои мысли (устно и письменно) ясно, уверенно и корректно по отношению к окружающим; умение аргументировать свою точку зрения и учитывать точки зрения других; способность самостоятельно заниматься своим обучением (академическая мобильность); способность брать на себя ответственность; способность участвовать в совместном принятии решения; способность выстраивать конструктивные взаимоотношения с другими людьми; умение сотрудничать  и др. 

Таким образом, технология развития критического мышления способствует развитию: коммуникативности; критического мышления; рефлексивности (осмысление собственных действий и поступков); креативности; мобильности; толерантности; ответственности за собственный выбор и результаты своей деятельности. 

Сущность применения элементов технологии критического мышления заключается в создании условий для творческой самореализации учащихся.

Критическое мышление - это способ мыслить критически, наивысшая организация мыслительных функций, заключающихся в анализе, синтезе, сопоставлении информации, нахождении причинно-следственных связей, умение делать собственные выводы.

В чём же инновационность методов критического мышления?

Эта технология представляет опыт практической реализации личностно ориентированного подхода в обучении. Особенностью данной педагогической технологии является то, что учащийся в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

С другой стороны, использование данной стратегии ориентировано на развитие навыков вдумчивой работы с информацией, с текстом. Для развития критического мышления необходимо создание и применение специальных методических инструментов.

Учить критически мыслить – значит учить критически слушать и воспринимать, осмысливать и анализировать новую информацию, творчески применять и доводить свои знания, критически развивать и совершенствовать себя.

В основе методики критического мышления лежит трехступенчатая модель: 
1.Стадия вызова; 2.Осмысление; 3.Рефлексия. 

Стадия вызова позволяет актуализировать имеющиеся у обучающихся знания по данной теме; мотивировать к учебной деятельности. 

Вызов  Цели:  а) вызов активного интереса к теме; б) активизация каждого ученика;  в) актуализация знаний; г) создание условий, при которых учащиеся сами определяют свои личные цели изучения определенной темы. 

Значение стадии вызова. Происходит осуществление нескольких познавательных видов деятельности: 1) Происходит вызов того, что учащийся знает о данной теме. Это заставляет его анализировать собственные знания и начинать думать о той теме, которую им предстоит разбирать.

Через эту стадию учащийся определяет уровень собственных знаний (формирует собственный запрос на получение информации). Это важно, так как знание становится прочным только тогда, когда оно увязывается с уже известным.

Активизация обучаемого. Учение становится активной деятельностью. Участие становится активным, когда учащийся целенаправленно думает, выражая свои мысли собственными словами.

Вызывается интерес и определяется личная цель рассмотрения данной темы. Целенаправленная учеба более эффективна, чем нецеленаправленная. Цели, выбранные самостоятельно более сильны, чем цели, поставленные преподавателем.

Стадия осмысления позволяет учащемуся получить новую информацию;  осмыслить ее;  соотнести с уже имеющимися знаниями.  

Чтение и осмысление текста   
Цели:  а) организация активного восприятия текста;  б) направление усилий на отслеживание степени понимания текста;  в) создание условий для самостоятельного соотнесения учащимися своих прежних знаний с новой информацией, содержащейся в тексте. 

Значение смысловой стадии. 1) Главная задача - поддержать активность, интерес и инерцию движения, созданную во время стадии вызова; 2) Поддерживаются усилия учащихся по отслеживанию собственного понимания (пример с хорошим и плохим читателем). В этот момент учащиеся сознательно увязывают новое с уже известным; 3) На этой стадии осуществляются критический и сравнительный анализы.

Стадия рефлексия способствует целостному осмыслению, обобщению полученной информации; усвоению нового знания, новой информации учеником; формированию у каждого из учащихся собственного отношения к изучаемому материалу.

Рефлексия

Цели:  а) обеспечить закрепление полученных знаний;  б) вернуть учащихся к первоначальным записям и предположениям, внести изменения и дополнения;  в) создать условия для самостоятельной систематизации нового материала; г) установить связи и причинно-следственные отношения в новой информации; д) способствовать самовыражению обучаемых, проявлению эмоций по поводу нового знания;  е) организовать исследовательскую практическую деятельность учащихся с использованием новой информации.

Значение стадии размышления (рефлексии): 1) Выведение знания на уровень понимания и применения. 2) Рефлексия своего процесса учения. 3) Живой обмен идеями. 4) Выражение новой информации своими словами.
На каждой стадии урока используются свои методические приемы.

Функции:

  • Мотивационная (пробуждение интереса и побуждение к работе);
  • Информационная (актуализация (вызов «на поверхность») уже имеющихся знаний);
  • Коммуникационная (бесконфликтный обмен мнениями).

Полный текст материала Статья "Технология критического мышления при подготовке обучающихся к государственной итоговой аттестации по русскому языку" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Наталья Александровна Шенцева  Публикатор
01.02.2024 0 77 0

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Смотрите похожие материалы


А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0