Статья "Обучение основам финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы"



Обучение основам финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы


На первый взгляд, интеграция финансовой грамотности и уроков русского языка и литературы кажется невыполнимой задачей. Но мы, педагоги, пытаемся сделать ее для учащихся нескучной и полезной.

Чему учатся дети на занятиях финансовой грамотности? Безусловно, безопасному поведению в интернете, учатся анализировать доходы и расходы семьи, составлять личный финансовый план, оценивать риски предпринимательской деятельности, рассчитывать цены товаров, стоимость покупок и услуг, налоги.

Сложновато это пропустить через мои предметы, но возможно. Я покажу несколько заданий, которые разработала и использую на своих уроках.

В 7 классе на уроке литературы учащиеся знакомятся со сказкой М.Е.Салтыкова-Щедрина «Повесть о том, как мужик двух генералов прокормил». Если кто-то забыл, то напомню кратко содержание: «По щучьему велению», по авторскому «хотению», два генерала, служившие раньше «в какой-то регистратуре», а теперь пребывающие на пенсии, попадают на необитаемый остров. Так как они за всю жизнь ничему не научились, добыть еду себе не могут. Найдя «Московские ведомости», начинают читать о блюдах, не выдерживают, от голода набрасываются друг на друга. Образумившись, решают найти мужика, так как "мужик везде есть, стоит только поискать его". Найдя мужика, генералы заставляют его отыскивать и готовить еду. Располнев от обильного питания и беззаботной жизни, они понимают, что соскучились по своей жизни на Подьяческой, начинают переживать о пенсиях. Мужик строит для генералов лодку и доставляет их в Петербург, за что получает «рюмку водки да пятак серебра».

Как можно было бы построить фрагмент урока с использованием знаний по финансовой грамотности? Разделив учащихся на 2-3 микрогруппы, можно задать им вопросы:

- Жалко ли Вам мужика? (Жалко)

- Почему? (он работящий, но бедный, бесплатно работает на генералов)

- Какой бизнес-план вы порекомендовали бы ему, чтобы заработать на генералах? Ведь у них копится пенсия, деньги есть, а они бесплатно используют его труд…

(Учащиеся разбирают понятие «бизнес-план». В финансовых словариках записывают: затраты, риски, денежный эквивалент, прибыль, а далее ученики знакомятся с кратким текстом о бизнес-плане на доске.

Узнают, что Бизнес-план — это чёткая программа действий, рассчитанная на определённый срок. В нем нужно описать вклад любого характера: идеи, умственные и физические затраты на производство, знание секретных технологий. И все это оценить в денежном эквиваленте. Пусть оценка будет не самой точной, но трезвой. Финал бизнес-плана – это выход на прибыль.

Работая в группах, учащиеся прописывают пункты бизнес-плана для мужика и подсчитывают его прибыль за время обслуживания генералов на острове вплоть до прибытия домой. Сюда входит и приготовленная еда, изготовление силка, веревки, рытье ям, построение корабля, безопасная доставка генералов на транспорте домой, проживание и питание на корабле. В итоге группы сравнивают, чей бизнес-план принес больше дохода мужику.

Вот еще одно предложу вам. В 10 классе изучается роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание». Безусловно, на нескольких уроках обсуждается основная тема – это отображение нечеловеческих условий жизни беднейших слоёв населения, безнадёжности их существования и озлобленности на весь мир. Но на этапе завершения изучения романа можно уделить время финансовой грамотности. Зная о том, что Раскольников от безысходности и безденежья, от непомерных долгов перед процентщицей Аленой Ивановной вынужден убить старуху топором, а потом искупать вину свою на каторге, учащимся предлагается придумать другую концовку, где Раскольников, используя предприимчивость делает старухе различные предложения по расчету с ней по процентам.

Задается вопрос микрогруппам:

- Как обойтись без крови, оставить в живых процентщицу, а Раскольникова - счастливым и без долгов? Имея знания о современном бизнесе, обсудите и предложите план выхода из трудной жизненной ситуации для Раскольникова.

Но для начала надо разобрать финансовую политику Алены Ивановны:

«Вот-с, батюшка: коли по гривне в месяц с рубля, так за полтора рубля причтется с вас пятнадцать копеек, за месяц вперед-с».

- Вопрос: это много или мало?

Учащиеся используют Интернет, чтобы разобраться, что сколько это «гривна с рубля», сколько он должен отдать за полтора рубля, что такое «займ под проценты» и какие проценты взимались во времена, описываемые в романе, нарушала ли она финансовое законодательство того времени.

Далее идет обсуждение по группам и вносятся предложения по «выводу Раскольникова из финансовой кабалы».

И пусть предложения групп не решат проблему Раскольникова, поскольку Алена Ивановна не нарушала закона, а занять денег Раскольников не мог больше ни у кого, все равно учащиеся узнают много полезного для себя по финансовой грамотности. А, может, и придумают что-нибудь?

Таких произведений, на которых можно потренироваться в финансовой грамотности на самом деле немало. Вспомним и роман А.С.Пушкина «Дубровский», где можно было бы попытаться вернуть имение Кистеневку Дубровскому-старшему, восстановив грамотно все документы на владение. Вспомним роман «Евгений Онегин», где можно поразмышлять об эффективном ведении хозяйства и о легкомысленном проматывании своего состояния дворянами. Вспомнить можно и рассказы А.П.Чехова. Выбор огромный!

По русскому языку, мне кажется, можно использовать упражнения следующего характера:

А). Задание (7-8 классы): Определите соответствие между названием страны и ее денежной единицей, выпишите в тетрадь парами.

Б).Задание (5-6 классы): Вам на завтра мама поручила приготовить завтрак. Выберите блюдо самостоятельно. Какие продукты вам понадобятся для этого? Напишите связный текст о том, что Вы купили для своего блюда и сколько потратили из имеющихся 500 рублей. Удалось ли вам уложиться в сумму или сэкономить? Понравился ли завтрак семье?

В). Дефиниция (6-7 классы)

Задание (по рядам): используя смартфон, в течение 3-5 минут найдите информацию и расскажите одноклассникам о слове … (на доске). Составьте предложение с этим словом.

Инвестиция, инфляция, финансовая пирамида

Проверка. Верное толкование:

  • Финансовая пирамида — способ получения дохода за счет постоянного привлечения денежных средств участниками проекта. Доход первым участникам выплачивается за счет вкладов последующих.

  • Инфляция – обесценивание денег в результате  превышения денежной массы над объемом товаров, работ и услуг.

  • Инвестиция – вложение денежных средств на длительный срок с целью получения дохода.




Полный текст материала Статья "Обучение основам финансовой грамотности на уроках русского языка и литературы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Литвинова Елена Владимировна  Публикатор
29.02.2024 0 436 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК