Методическое пособие "Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы для повышения качества образования"












ФОРМИРУЮЩЕЕ ОЦЕНИВАНИЕ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ДЛЯ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ


(методическое пособие для учителей русского языка и литературы)













Составитель: Гуцул А.О.,

учитель русского языка и литературы















Оренбург

2024

Содержание


Введение………………………………………………………………………….….3

Глава 1. Современная оценка качества образования………………………….….4

Глава 2. Формирующее оценивание как способ повышения образовательных достижений ученика …………………………………………………………….…5

Глава 3. Методики и приемы формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы……………………………………………………………….…6

Заключение………………………………………………………………………....14

Список использованной литературы……………………………………………...15




































Введение


В современном понимании качество образования – это не только соответствие знаний обучающихся государственным стандартам, но и деятельность каждого педагога в направлении обеспечения качества образовательных услуг.

Основной способ управления качеством образования в школе – индивидуальный мониторинг динамики продвижения ребенка в учебном процессе.

Проблема обеспечения, оценки и управления качеством образования не является новой. Однако введение ФГОС требует новых подходов к оценке качества. В связи с этим можно выделить два ключевых вопроса: что понимать под качеством образования в условиях введения ФГОС и что предполагает оценка качества образования?

Под качеством образования мы понимаем образовательные результаты и условия, которые выражены в социализации учащихся. В этом смысле ключевой результат образования – успешная социализации учащихся, которая обеспечивается новыми образовательными технологиями, реализуемыми в принципиально иных условиях в соответствии с основной образовательной программой ступеней общего образования школы. При этом в таком подходе нет никакого противопоставления со знаниями, умениями и навыками (ЗУН). Просто ЗУНы перестают быть самоцелью образования, а переходят в разряд инструментов обеспечения социализации учащихся, освоение ими ключевых компетентностей (универсальных учебных действий).

Что предполагает оценка качества образования? Оценка качества образования – определение с помощью диагностических и оценочных процедур степени соответствия ресурсного обеспечения, образовательного процесса, образовательных результатов нормативным требованиям, социальным и личностным ожиданиям.

Важное место в данной оценке отводится формирующему оцениванию. Педагог должен овладеть методами и приемами, позволяющими оценивать предметные, метапредметные и личностные образовательные результаты ученика на различных этапах образовательного процесса. Причем эта оценка должна стать средством мотивации ученика к достижению высоких образовательных результатов и к личностному развитию.











Глава 1. Современная оценка качества образования


Оценка – процесс, в результате которого определяется степень соответствия измеряемых показателей, образовательных ресурсов и условий заданным ООП эталонам. Что меняется в оценке качества образования с введением ФГОС? Модель оценки качества образования в соответствии с новыми стандартами предполагает оценку предметных, метапредметных и личностных результатов обучающихся.

Под метапредметными результатами понимаются универсальные способы деятельности, которые осваиваются обучающимися на базе учебных предметов. Для оценки метапредметных образовательных результатов рекомендуется использовать такие показатели, как уровень сформированности регулятивных УУД (навыки самоуправления); уровень сформированности познавательных УУД (мыслительные, логические умения и другие); уровень сформированности коммуникативных УУД (смысловое чтение, работа в группе, монологическая речь и другие); уровень развития ИКТ-компетентности (владение ПК, навыки грамотного, безопасного использования Интернет-ресурсов, преобразование информации)

При оценке метапредметных результатов также можно использовать контрольные работы по предметам, оценку конкретного вида УУД, комплексные задания на межпредметной основе, совместные работы на общий результат.

Личностные результаты количественно не оцениваются, их оценивание ведется учителем в основном методом наблюдений, получением информации от семьи. Критериальной оценкой личностных результатов могут быть также различные уровневые шкалы, например, высокий уровень, средний уровень, низкий уровень и многие другие формы. Оценивается учебно-познавательная мотивация учащихся, социальные компетенции и ценностно-смысловые установки. Наиболее важным критерием оценки может являться способность учащихся к осознанному выбору своей индивидуальной образовательной траектории обучения и развития. При этом уровень развития, воспитания и культуры учащегося проявляется как непосредственно на уроке, так и во внеклассной и внешкольной деятельности, особенно в деятельности, носящей социальный характер, направленный на помощь другим людям, на охрану окружающей природной среды.

Соотнесение потенциальных возможностей ребёнка, выявляемых с помощью педагогического тестирования, и реально показываемых результатов в учебной деятельности позволяет оценить эффективность работы педагогов с конкретным ребёнком.






Глава 2. Формирующее оценивание как способ повышения образовательных достижений ученика


Оценки в школе не главное, однако оценивание — основа основ образовательного процесса.

Обновление ФГОС, появление федеральных образовательных программ и другие изменения в нормативно-правовой базе общего образования повлекли за собой значительные перемены в системе школьного обучения. Особое место среди нововведений занимает оценка результатов обучения, ориентированная на управление качеством образования.

К оценке образовательных достижений в соответствии с ФГОС применяют системно-деятельностный, уровневый и комплексный подходы.

Критерии оценки системно-деятельностного подхода — планируемые результаты обучения, выраженные в деятельностной форме. 

Уровневый подход позволяет зафиксировать уровень индивидуального прогресса школьников в достижении планируемых результатов обучения: базовый, ниже и выше базового.

Комплексный подход к оценке образовательных достижений реализуется через:

- оценку предметных и метапредметных результатов;

- использование комплекса оценочных процедур, разнообразных методов и форм оценки проектов, практических, исследовательских, творческих работ и др.;

- использование самоанализа, самооценки и взаимооценки.

Все эти подходы могут быть реализованы с помощью формирующего оценивания, в основе которого лежит оценивание критериальное. 

Формирующее оценивание — это набор практик, техник и активностей, которые помогают оценивать обучение в процессе. Учитель получает обратную связь от учеников, чтобы понять, как они воспринимают материал, и благодаря этому скорректировать программу, дифференцировать (то есть сделать более персонализированным) обучение.

Ученикам формирующее оценивание помогает развивать полезные навыки: рефлексировать, работать с информацией, оценивать себя и свои успехи, проектировать своё учение и проявлять самостоятельность.

Современные образовательные стандарты предлагают выстраивать в российских школах новую систему оценивания в классе таким образом, чтобы учащиеся включались в контрольно-оценочную деятельность, приобретая навыки и привычку к самооценке. Критерии оценивания учащиеся могут вырабатывать совместно с педагогом. Такой принцип оценки учебных достижений отвечает стратегии и формам реализации формирующего оценивания.





Глава 3. Методики и приемы формирующего оценивания на уроках русского языка и литературы


Критериальное оценивание — это процесс сравнения образовательных достижений обучающихся с заранее определенными и известными всем участникам образовательного процесса критериями, соответствующими целям и содержанию образования (Письмо Минпросвещения РФ от 13.01.2023 № 03-49 «О направлении методических рекомендаций»).

Основными критериями выступают ожидаемые результаты, соответствующие учебным целям. Например, в качестве критериев могут выступать планируемые учебные умения — как предметные, так и метапредметные.

Опора на критерии делает процесс оценивания максимально понятным, объективным, открытым и обеспечивает индивидуальное развитие школьников.

Критериальный подход способствует развитию у школьников критического мышления и формированию объективной самооценки. Зная и понимая критерии оценивания, они могут анализировать собственный результат, выделять свои сильные стороны и зоны роста.

На уроке литературы в 11 классе по лирике С. Есенина практические групповые задания учащиеся выполняют по заданному алгоритму действий, одним из которых является использование критериев, направленных на эффективную подготовку учащихся к ЕГЭ по русскому языку (написание сочинения-рассуждения).


Критерии оценивания


Самооценка (от 2 до 5)

Оценка учителя (от 2 до 5)

К1 Правильность изложения материала

(отсутствие фактических ошибок)



К2 Чёткость изложения материала

(построение текста выступления)



К3 Информативность

(раскрытие общей темы)



К4 Доступность

(отсутствие грамматических ошибок в речи)



К5 Культура речи

(отсутствие речевых ошибок, выразительность)




Ниже приведен пример карты урока, на этапах которого используются данные критерии при взаимооценке, самооценке и итоговом оценивании учителя.

Организационная структура урока

Название этапа

Задачи этапа, используемые методы, приёмы, формы работы,

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1. Самоопределение

Задача: создать эмоциональный настрой на урок.


Приветствие учащихся. Создание эмоционального настроя на познавательную деятельность

Приветствуют учителя

2. Актуализация знаний


Задача: актуализировать знания учащихся по творчеству поэта.

Форма работы: фронтальная.

Включаю аудиофрагмент актерского исполнения стихотворения С. Есенина

Приложение 1.

Стихотворение С. Есенина «Письмо к женщине» в исполнении С. Безрукова.

https://disk.yandex.ru/i/v33vuWKeiG74Dg


- Узнали, ребята, из какого стихотворения эти строчки и кто их автор?

Слушают отрывок стихотворения и отвечают на вопрос

3. Постановка учебной задачи, цели урока


Задача: подготовить учащихся к учебной деятельности, совместно определить основную цель урока.

Форма работы: фронтальная.

Метод эвристической беседы.

Использую подводящий к эффективной организации учебной деятельности диалог:

- Поэзия Есенина – это задушевная песня, это роман в стихах о себе и о любви. Наш урок я назвала одной из строк стихотворения поэта: «Люблю до радости и боли…».

- Что же это за любовь? К кому можно испытывать такие чувства?

- Какова цель нашего урока?

Принимаются все ответы учащихся.

Подвожу учащихся к формулировке цели урока:

- Выяснить, кто является объектом любви поэта, то есть вспомнить основные темы поэзии Есенина.

Высказывают свои предположения, включаются в обсуждение проблемы урока

4. Вызов


Задача: активизировать имеющиеся ранее знания, пробудить интерес к теме.

Форма работы: групповая.

Приём «Верите ли вы…»

Использую приём «Верите ли вы …»

Приложение 2

Прием «Верите ли вы…»

https://disk.yandex.ru/i/SU-vV9tppMGLqg


- Давайте проверим, насколько хорошо вы знакомы и с творчеством Есенина, и с ним самим. Поставьте + в бланке «Верите ли вы?» напротив того факта, в котором вы не сомневаетесь.

- Мы ещё вернёмся к этому бланку в конце урока.

Работают с бланком «Верите ли вы…»

5. Составление плана, стратегии по разрешению затруднений

Задача: составить план решения проблемы.

Форма работы: фронтальная.


Приём «Кластеры»

- С чем нам необходимо поработать, чтобы ответить на наш главный вопрос: кто является объектом любви поэта?

- Наша работа будет осуществляться в группах по заданному алгоритму.

Использую приём «Кластеры» (на доске уже есть основа схемы).

Высказывают свои предположения

6. Реализация выбранного плана:

осмысление содержания



Задача: организовать совместную работу в малых группах:

- в коммуникативной форме определить, какие действия, в какой последовательности и с помощью чего надо осуществить;

- распределить обязанности;

- выполнить задания;

- заполнить задания к кластеру.

Форма работы: групповая.

Исследовательский метод обучения.

Приемы: «Смысловое чтение», «Ассоциации», «Кластеры»

Формирование читательской грамотности

В начале этапа даётся учащимся ориентировочная основа действий:

-У каждой группы на столах распечатки текстов стихотворений Есенина. Ваша задача составить кластер к этим стихотворениям: определить его тему и идею, указать использованные средства художественной выразительности, цветовые, звуковые образы, запахи и ассоциации при чтении.

Приложение 3

Раздаточный материал

https://disk.yandex.ru/i/D40y2Q3YCNU0Vg


- Обратите внимание на критерии, по которым будет оцениваться ваша работа в группах и вами, и мной (распечатки критериев у вас на столах и на доске).

Приложение 4

Критерии

https://disk.yandex.ru/i/2guCF-QlkYLorA

Работают в малых группах согласно алгоритму и критериям

7. Реализация выбранного плана: обмен информацией, организация фактов

Задача: обсудить выполненные задания, осуществить учениками взаимооценку согласно критериям.

Форма работы: групповая.

Методы: словесный, наглядный, метод

творческого чтения.

Прием «Критериальное оценивание».


Организуется выступление группы. На доске конструируется кластер. Учитель организует взаимооценку выступлений групп согласно критериям.

- Представьте ваши работы классу. Во время выступления группы, другие группы оценивают их выступление и выставляют оценку на стикере, который крепится на доске. Можно также задавать уточняющие вопросы выступающим и аргументировать выставление оценок группе. В конце этапа презентации мы подведем итоги и определим самую успешную, на ваш взгляд, группу!

Представляют кластеры

Оценивают выступления групп

Клеят стикеры на доске

Участвуют в общей дискуссии.

8. Рефлексия

Задача: организовать рефлексию и самооценку учениками собственной учебной деятельности на уроке.

Форма работы: фронтальная.

Приём «Верите ли вы…»

Организуется рефлексия учащихся, обращается внимание на новые знания и умения, полученные на уроке:

- Вернёмся к бланкам «Верите ли вы…».

Приложение 2

Прием «Верите ли вы…»

https://disk.yandex.ru/i/SU-vV9tppMGLqg

1, 3, 5 и 7 факты, как вы сами сейчас убедились, действительны. Остальные вызывают сомнение.

- Насколько вы были близки к правильным ответам?

- В бланке с критериями оцените в первой колонке работу вашей группы.

Участвуют в рефлексии











Оценивают работу своей группы

9. Подведение итогов урока

Задача: обсудить итоги совместной деятельности на уроке.

Определить соотношение цели и результатов учебной деятельности.

Форма работы: фронтальная.

Словесный метод.

Формирование глобальных компетенций

Связывание информации, формулирование выводов и подведение итогов совместной деятельности на уроке:

- Кого же любит поэт такой нежной и трепетной любовью?

(Родину, мать, женщину и жизнь)

- А как вы проявляете свою любовь к Родине, к матери, к жизни?

Отвечают на вопросы

10. Информация о домашнем задании

Задача: дать возможность выбора домашнего задания для учащихся.


Даются разноуровневые задания:

- Выполните задание на выбор: наизусть стихотворение Есенина о родине и по желанию (повышенный уровень) анализ любого стихотворения поэта (используется ресурс ЦОС «Моя школа»).

Приложение 5

ЦОС «Моя школа»

https://resh.edu.ru/subject/lesson/4804/start/12639/



Записывают информацию о домашнем задании

Оценочный лист — это оперативная форма контроля, позволяющая получить информацию о знаниях и умениях школьника в виде таблицы с заранее сформированными критериями. Пример оценочного листа по русскому языку для учащихся 6 класса по разделу «Лексикология», который можно корректировать под любую тему.

 

Умения и навыки

 

Выполни задание

 

Самооценка ученика

Оценка учителя

 

5

4

3

2

1

Объяснять лексическое значение слова разными способами (подбор однокоренных слов)

 

 

 

 

 

 

2

Распознавать однозначные и многозначные слова

Перед вами слова:  шляпка, кисть, договор, старый, плохо, мираж, лететь, мир, конкурс, телеграмма. 

Разбейте на 2 группы слова с однозначным лексическим значением и многозначным

Однозначные Многозначные





 

 

 

 

 

3

Распознавать синонимы, антонимы,

К каждому слову подберите сначала синоним, а затем антоним.

Мощный

Жара

Счастье

Правда  

 

 

 

 

 

4

Проводить лексический анализ слов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

Уметь правильно употреблять слова-паронимы







Таблица показателей правильного выполнения заданий и лист самооценки также являются формами оценочного листа.


Умения

В начале урока (да/нет)

В конце урока (да/нет)

1

Списывание



2

Определение частей речи



3

Выделение грамматической основы



4

Нахождение корня слова



5

Нахождение проверочных слов




В зависимости от цели и задач урока таблицы можно сделать абсолютно разными. С их помощью можно установить, как меняются умения у того или иного ученика в течение серии уроков. Можно предложить ученикам оценить себя на 1 этапе и после провести серию уроков, на заключительном этапе также предложить ученикам оценить себя еще раз и сравнить результаты. Педагогу данная таблица поможет увидеть слабые и сильные места ученика по тому или иному предмету. На основании этих данных учитель сможет выстроить работу с каждым конкретным учеником.

Перед написанием сочинения по прочитанному произведению и в младших, и в старших классах, чтобы поддержать учащихся, нужно определить, удалось ли им систематизировать пройденный материал.


Критерий

Да

Нет

1

Регулярно выполнял(а) домашнее задание



2

По необходимости консультировался (-ась) с учителем



3

Улучшал (-а) свои знания и исправлял (-а) оценки



4

Регулярно вел(-а) записи в тетради



5

Знаю, как работать с учебником



6

Умею выделять главную мысль текста




Карта понятий - составление кластеров, синквейнов, рисунков в группе. Дети получают опыт обсуждения, аргументирования, защиты своей позиции. Им нужно договориться учесть разные точки зрения. Результатом этого процесса для учащихся становится обмен и взаимообогащение идеями, а для учителя – возможность оценить, как ученики представляют себе общую картину темы.

Карта понятий помогает определить, насколько хорошо ученики видят общую картину отдельной темы, раздела. Их можно составлять и индивидуально, и в группе. При составлении карты понятий ученик должен вспомнить все основные и частные понятия, выстроить их иерархию, отобразить связи.




Кластерные карты - отдельный вид карт понятий. Эти карты делают мышление наглядным и облегчают для учеников понимание и объяснение явлений, помогают анализировать сложные системы, устанавливать связи. Они структурируют и организуют знания, представляют информацию логичным и содержательным способом.





Заключение


Инновационная деятельность школы, экспериментальная деятельность педагогов, использование современных образовательных технологий позитивно влияет на успешность образовательного процесса, способствует личностному развитию школьников.

Качество образования – это и есть степень удовлетворения ожиданий различных участников образовательного процесса от предоставляемых образовательным учреждением образовательных услуг или степень достижения поставленных в образовании целей и задач.

Основные механизмы оценки качества образования должны быть направлены на создание условий для перехода к управлению качеством образования на основе систем показателей и индикаторов. С этой целью необходимо разработать модель мониторинга оценки качества образования. Основой такой модели должна стать информационная система, с помощью которой система оценки качества приобрела бы открытый, оперативный, прозрачный характер и имела бы не только количественный, но и содержательный (качественный) аспект.

Качество образования сегодня направлено на повышение удовлетворенности потребителей социальному заказу путем выполнения их требований. Это и востребованность полученных знаний в конкретных условиях и местах их применения для достижения конкретной цели и повышения качества жизни, и интегрированная характеристика, ориентированная на современные информационные технологии.

Формирующее оценивание оказывается самым эффективным способом повысить образовательные достижения каждого ученика, сократить разрыв между наиболее успевающими учащимися и теми, кто испытывает серьёзные затруднения в обучении.


















Список использованной литературы


1. Алексеева, Н. А. Сборник методических рекомендаций по применению формирующего оценивания на уроках в школе / Н. А. Алексеева. — Санкт-Петербург, 2019. — 16 c.

2. Богданова, М. М. Современная оценка качества образования / М. М. Богданова // Актуальные исследования. — 2023. — № 3. — С. 45-49

3. Бойцова Е. Г. Технология формирующего оценивания в современной школе / Е. Г. Бойцова, О. Н. Крылова. — Санкт-Петербург: КАРО, 2015. — 128 c.

4. Фомирующее оценивание в практике педагога. - [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://school.kontur.ru/publications/2525



Полный текст материала Методическое пособие "Формирующее оценивание на уроках русского языка и литературы для повышения качества образования" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Гуцул Александра Олеговна  Публикатор
05.05.2024 0 318 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК