Статья "Технология исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах"
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
Статья
«Технология исследовательской деятельности
на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах»
Автор:
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин
2024
Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы представляет собой методологический подход, который способствует активному участию учащихся в процессе учебы, развитию критического мышления и самостоятельности в учебной деятельности. Этот подход позволяет учащимся не только углубленно изучать литературные произведения, но и активно участвовать в процессе поиска и анализа информации.
Основные принципы технологии исследовательской деятельности:
1. Активное участие учащихся: Ученики выступают в роли исследователей, проводя анализ и синтез информации, формулируя гипотезы и выводы на основе полученных данных.
2. Самостоятельность и самоорганизация: Учащиеся самостоятельно выбирают темы исследования, методы сбора и анализа информации, что способствует развитию навыков самоорганизации и планирования.
3. Использование разнообразных источников: Включает в себя работу с литературными текстами, интернет-ресурсами, архивными материалами, интервью с экспертами и другими источниками информации.
4. Коллективная работа: Проекты могут выполняться как индивидуально, так и в группах, что способствует развитию коммуникативных навыков и совместной деятельности.
Примеры использования технологии
на уроках русского языка и литературы:
1. Исследование литературного направления или периода:
Учащиеся выбирают литературное направление (например, символизм) или литературный период (серебряный век), исследуют его основные черты, ключевые произведения и влияние на развитие русской литературы.
Примерный план деятельности:
- Формулирование исследовательского вопроса.
- Сбор информации из различных источников (литературные анализы, критические статьи, биографии писателей).
- Составление реферата или презентации с результатами исследования.
- Защита и обсуждение проекта на уроке.
2. Анализ конкретного литературного произведения:
Учащиеся выбирают произведение (например, роман или поэма), исследуют его композицию, тематику, образы и стиль автора. Примерный план деятельности:
- Чтение произведения с последующим обсуждением ключевых моментов и интерпретаций.
- Анализ структуры произведения, использование стилистических приемов.
- Сравнение с другими произведениями автора или сравнительный анализ с произведениями других писателей.
- Подготовка и представление исследовательского доклада или создание презентации.
3. Исследование жизни и творчества писателя:
Учащиеся выбирают писателя (например, Л. Н. Толстого), изучают его биографию, исследуют ключевые этапы творческого пути, анализируют влияние личных событий на его произведения. Примерный план деятельности:
- Сбор информации о жизни и творчестве писателя (биографические материалы, архивные документы, письма).
- Анализ ключевых произведений писателя и их тематики.
- Исследование влияния социокультурного контекста на творчество писателя.
- Подготовка исследовательской презентации или публикации.
Технология исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы способствует развитию учебных и жизненных компетенций учащихся, таких как аналитическое мышление, критическое восприятие информации, умение работать с разнообразными источниками данных. Внедрение этой технологии требует от учителя готовности к организации индивидуальной работы учащихся, поддержке их инициатив и стимулированию самостоятельного исследовательского подхода.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна
→ НАТАЛЛ 18.07.2024 0 168 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.