Статья "Технология исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах"


3


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»







Статья

«Технология исследовательской деятельности

на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах»















Автор:

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

Покровкова Наталья Николаевна







г. Гагарин

2024







Исследовательская деятельность на уроках русского языка и литературы представляет собой методологический подход, который способствует активному участию учащихся в процессе учебы, развитию критического мышления и самостоятельности в учебной деятельности. Этот подход позволяет учащимся не только углубленно изучать литературные произведения, но и активно участвовать в процессе поиска и анализа информации.


Основные принципы технологии исследовательской деятельности:


1. Активное участие учащихся: Ученики выступают в роли исследователей, проводя анализ и синтез информации, формулируя гипотезы и выводы на основе полученных данных.


2. Самостоятельность и самоорганизация: Учащиеся самостоятельно выбирают темы исследования, методы сбора и анализа информации, что способствует развитию навыков самоорганизации и планирования.


3. Использование разнообразных источников: Включает в себя работу с литературными текстами, интернет-ресурсами, архивными материалами, интервью с экспертами и другими источниками информации.


4. Коллективная работа: Проекты могут выполняться как индивидуально, так и в группах, что способствует развитию коммуникативных навыков и совместной деятельности.


Примеры использования технологии

на уроках русского языка и литературы:


1. Исследование литературного направления или периода:


Учащиеся выбирают литературное направление (например, символизм) или литературный период (серебряный век), исследуют его основные черты, ключевые произведения и влияние на развитие русской литературы.


Примерный план деятельности:

- Формулирование исследовательского вопроса.

- Сбор информации из различных источников (литературные анализы, критические статьи, биографии писателей).

- Составление реферата или презентации с результатами исследования.

- Защита и обсуждение проекта на уроке.


2. Анализ конкретного литературного произведения:


Учащиеся выбирают произведение (например, роман или поэма), исследуют его композицию, тематику, образы и стиль автора. Примерный план деятельности:

- Чтение произведения с последующим обсуждением ключевых моментов и интерпретаций.

- Анализ структуры произведения, использование стилистических приемов.

- Сравнение с другими произведениями автора или сравнительный анализ с произведениями других писателей.

- Подготовка и представление исследовательского доклада или создание презентации.


3. Исследование жизни и творчества писателя:


Учащиеся выбирают писателя (например, Л. Н. Толстого), изучают его биографию, исследуют ключевые этапы творческого пути, анализируют влияние личных событий на его произведения. Примерный план деятельности:

- Сбор информации о жизни и творчестве писателя (биографические материалы, архивные документы, письма).

- Анализ ключевых произведений писателя и их тематики.

- Исследование влияния социокультурного контекста на творчество писателя.

- Подготовка исследовательской презентации или публикации.



Технология исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы способствует развитию учебных и жизненных компетенций учащихся, таких как аналитическое мышление, критическое восприятие информации, умение работать с разнообразными источниками данных. Внедрение этой технологии требует от учителя готовности к организации индивидуальной работы учащихся, поддержке их инициатив и стимулированию самостоятельного исследовательского подхода.





Полный текст материала Статья "Технология исследовательской деятельности на уроках русского языка и литературы в 5-9 классах" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна  НАТАЛЛ
18.07.2024 0 168 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК