Конспект урока литературы "Серебряный век русской литературы. Эстетические программы модернистских объединений"; 11 класс


6


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»











Конспект урока литературы в 11 классе

«Серебряный век русской литературы.

Эстетические программы модернистских объединений»



















Автор:

учитель русского языка и литературы,

заместитель директора по УВР

Покровкова Наталья Николаевна




г. Гагарин

2024





Цели урока:

1. Изучение эстетических программ и идеологии модернистских литературных объединений.

2. Анализ ключевых аспектов модернизма в русской литературе начала XX века.

3. Оценка влияния модернистских течений на формирование художественного восприятия и культурных ценностей.


Технологии мозгового штурма:


- Электронные доски и планшеты: Для записи и систематизации идей учащихся.

- Презентационные программы: Для создания и демонстрации презентаций.

- Электронные системы ответов: Для активизации обсуждений и получения мгновенной обратной связи.


Ресурсы и материалы:


- Презентация с изображениями и цитатами от представителей символизма, акмеизма и футуризма.

- Тексты стихотворений и прозаических произведений модернистских авторов.

- Компьютеры или планшеты для работы с электронными ресурсами.


Ожидаемые результаты:


После урока учащиеся смогут:


- Идентифицировать ключевые модернистские объединения и их эстетические программы.

- Анализировать основные аспекты творчества представителей символизма, акмеизма и футуризма.

- Оценивать влияние модернистских течений на развитие русской литературы и культурные процессы начала XX века.


Ход урока:


1. Введение (10 минут)


- Учитель объясняет цели и задачи урока, представляет тему «Серебряный век русской литературы» и модернистские литературные объединения.

- Вопросы для обсуждения: Что вы знаете о Серебряном веке русской литературы? Какие литературные движения и объединения входят в его состав?


Примерные ответы учеников: Ученики могут упомянуть символизм, акмеизм, футуризм, их представителей и ключевые идеи, такие как индивидуализм, новаторство в языке и стиле, отказ от традиционных форм.


2. Активация предварительных знаний (15 минут)


- Мозговой штурм: Учитель предлагает учащимся записать на доске или в электронном формате названия модернистских объединений и ключевые принципы их эстетических программ.

- Обсуждение: Учащиеся делятся своими знаниями и идеями, обсуждают особенности каждого направления и его влияние на русскую литературу начала XX века.


Примерные ответы учеников: Ученики могут назвать символистов (представители, например, Блок, Беляйев, Брюсов), акмеистов (Мандельштам, Гумилев, Ахматова), футуристов (Хлебников, Кручёных) и описать их стремление к эксперименту в форме и содержании.


3. Основная часть (30 минут)


- Мини-лекция с использованием технологий: Учитель проводит интерактивную лекцию с презентацией, включающую следующие аспекты:


- Символизм: Введение в идеи символистов, их подход к созданию образов и использованию символов.

- Акмеизм: Обсуждение принципов акмеистской поэтики, их стремление к ясности и точности выражения.

- Футуризм: Анализ футуристских идей о новой роли поэзии, динамизме и использовании звукоподражания.


- Интерактивные задания: В процессе лекции учитель задает вопросы ученикам, используя электронные системы ответов или обсуждения в чате, чтобы стимулировать их участие и проверить понимание материала.


Пример деятельности учителя: Учитель демонстрирует изображения и тексты с примерами работ символистов, акмеистов и футуристов, активно задает вопросы и проводит обсуждение, чтобы учащиеся могли лучше понять ключевые принципы каждого направления и их вклад в литературу.


4. Групповая работа (30 минут)


- Формирование групп: Учитель разделяет класс на небольшие группы (по 4-5 человек).

- Задание группам: Каждая группа выбирает одно из модернистских объединений и подготавливает презентацию, включающую описание его эстетической программы, анализ нескольких стихотворений или прозаических произведений и обсуждение их значимости для литературного процесса.


- Анализ и подготовка презентации: Группы анализируют тексты и создают презентацию, иллюстрируя основные аспекты выбранного литературного направления.


Пример деятельности учеников: Ученики исследуют и обсуждают тексты, анализируют их структуру и стиль, ищут ключевые характеристики, такие как метафоры, символы и структура, чтобы проиллюстрировать основные темы и идеи модернистских объединений.


5. Итоги (10 минут)


- Презентация результатов: Каждая группа представляет свою работу, объясняя выбранное направление, его особенности и вклад в развитие литературного процесса.

- Дискуссия и обсуждение: Учитель и учащиеся обсуждают различные подходы и взгляды на модернизм в русской литературе, сравнивают их влияние на современную культуру и литературное наследие.


Примерные ответы учеников: Ученики представляют различные интерпретации и анализируют влияние модернизма на развитие русской литературы и его роль в культурном контексте. Они активно участвуют в дискуссии и задают вопросы друг другу и учителю.


6. Заключение (5 минут)


- Рефлексия: Учитель проводит общую рефлексию урока, спрашивает учащихся о новых знаниях и впечатлениях от изучения модернистских литературных объединений.

- Домашнее задание: написание реферата или эссе на тему «Эстетические программы модернистских объединений и их значение для русской литературы».





Полный текст материала Конспект урока литературы "Серебряный век русской литературы. Эстетические программы модернистских объединений"; 11 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна  НАТАЛЛ
20.07.2024 0 104 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК