Конспект урока литературы "Серебряный век русской литературы. Эстетические программы модернистских объединений"; 11 класс
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя школа №2 им. Е.В. Камышева»
Конспект урока литературы в 11 классе
«Серебряный век русской литературы.
Эстетические программы модернистских объединений»
Автор:
учитель русского языка и литературы,
заместитель директора по УВР
Покровкова Наталья Николаевна
г. Гагарин
2024
Цели урока:
1. Изучение эстетических программ и идеологии модернистских литературных объединений.
2. Анализ ключевых аспектов модернизма в русской литературе начала XX века.
3. Оценка влияния модернистских течений на формирование художественного восприятия и культурных ценностей.
Технологии мозгового штурма:
- Электронные доски и планшеты: Для записи и систематизации идей учащихся.
- Презентационные программы: Для создания и демонстрации презентаций.
- Электронные системы ответов: Для активизации обсуждений и получения мгновенной обратной связи.
Ресурсы и материалы:
- Презентация с изображениями и цитатами от представителей символизма, акмеизма и футуризма.
- Тексты стихотворений и прозаических произведений модернистских авторов.
- Компьютеры или планшеты для работы с электронными ресурсами.
Ожидаемые результаты:
После урока учащиеся смогут:
- Идентифицировать ключевые модернистские объединения и их эстетические программы.
- Анализировать основные аспекты творчества представителей символизма, акмеизма и футуризма.
- Оценивать влияние модернистских течений на развитие русской литературы и культурные процессы начала XX века.
Ход урока:
1. Введение (10 минут)
- Учитель объясняет цели и задачи урока, представляет тему «Серебряный век русской литературы» и модернистские литературные объединения.
- Вопросы для обсуждения: Что вы знаете о Серебряном веке русской литературы? Какие литературные движения и объединения входят в его состав?
Примерные ответы учеников: Ученики могут упомянуть символизм, акмеизм, футуризм, их представителей и ключевые идеи, такие как индивидуализм, новаторство в языке и стиле, отказ от традиционных форм.
2. Активация предварительных знаний (15 минут)
- Мозговой штурм: Учитель предлагает учащимся записать на доске или в электронном формате названия модернистских объединений и ключевые принципы их эстетических программ.
- Обсуждение: Учащиеся делятся своими знаниями и идеями, обсуждают особенности каждого направления и его влияние на русскую литературу начала XX века.
Примерные ответы учеников: Ученики могут назвать символистов (представители, например, Блок, Беляйев, Брюсов), акмеистов (Мандельштам, Гумилев, Ахматова), футуристов (Хлебников, Кручёных) и описать их стремление к эксперименту в форме и содержании.
3. Основная часть (30 минут)
- Мини-лекция с использованием технологий: Учитель проводит интерактивную лекцию с презентацией, включающую следующие аспекты:
- Символизм: Введение в идеи символистов, их подход к созданию образов и использованию символов.
- Акмеизм: Обсуждение принципов акмеистской поэтики, их стремление к ясности и точности выражения.
- Футуризм: Анализ футуристских идей о новой роли поэзии, динамизме и использовании звукоподражания.
- Интерактивные задания: В процессе лекции учитель задает вопросы ученикам, используя электронные системы ответов или обсуждения в чате, чтобы стимулировать их участие и проверить понимание материала.
Пример деятельности учителя: Учитель демонстрирует изображения и тексты с примерами работ символистов, акмеистов и футуристов, активно задает вопросы и проводит обсуждение, чтобы учащиеся могли лучше понять ключевые принципы каждого направления и их вклад в литературу.
4. Групповая работа (30 минут)
- Формирование групп: Учитель разделяет класс на небольшие группы (по 4-5 человек).
- Задание группам: Каждая группа выбирает одно из модернистских объединений и подготавливает презентацию, включающую описание его эстетической программы, анализ нескольких стихотворений или прозаических произведений и обсуждение их значимости для литературного процесса.
- Анализ и подготовка презентации: Группы анализируют тексты и создают презентацию, иллюстрируя основные аспекты выбранного литературного направления.
Пример деятельности учеников: Ученики исследуют и обсуждают тексты, анализируют их структуру и стиль, ищут ключевые характеристики, такие как метафоры, символы и структура, чтобы проиллюстрировать основные темы и идеи модернистских объединений.
5. Итоги (10 минут)
- Презентация результатов: Каждая группа представляет свою работу, объясняя выбранное направление, его особенности и вклад в развитие литературного процесса.
- Дискуссия и обсуждение: Учитель и учащиеся обсуждают различные подходы и взгляды на модернизм в русской литературе, сравнивают их влияние на современную культуру и литературное наследие.
Примерные ответы учеников: Ученики представляют различные интерпретации и анализируют влияние модернизма на развитие русской литературы и его роль в культурном контексте. Они активно участвуют в дискуссии и задают вопросы друг другу и учителю.
6. Заключение (5 минут)
- Рефлексия: Учитель проводит общую рефлексию урока, спрашивает учащихся о новых знаниях и впечатлениях от изучения модернистских литературных объединений.
- Домашнее задание: написание реферата или эссе на тему «Эстетические программы модернистских объединений и их значение для русской литературы».
На странице приведен фрагмент.
Автор: Покровкова Наталья Николаевна
→ НАТАЛЛ 20.07.2024 0 1293 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.