Статья "Обучение пересказу прочитанного в школе для детей со слуховой депривацией"


Иршенко Л. Г.,

учитель русского языка и литературы

МКОУ «Школа-интернат №18»

Анжеро- Судженского городского округа

Кемеровской области- Кузбасс


ОБУЧЕНИЕ ПЕРЕСКАЗУ ПРОЧИТАННОГО В ШКОЛЕ ДЛЯ ДЕТЕЙ

СО СЛУХОВОЙ ДЕПРИВАЦИЕЙ

Аннотация: пересказ прочитанного является наиболее распространенным видом работы по развитию речи учащихся с нарушенным слухом. Его значение разносторонне: прививает умение правильно (логически и грамматически), без искажения передавать чужую речь, позволяет понимать своеобразие авторского текста, развивать навыки слушания и запоминания.

Ключевые слова: дети с нарушением слуха, развитие речи, пересказ прочитанного, речевое развитие, перефразировка, синонимичные замены слов

Слух более необходим человеку,

чем зрение. Ведь прежде всего надо слышать,

что говорят другие. Человек живет в обществе…

О. И. Скороходова

Основной задачей литературного и лингвистического образования в школе для детей со слуховой депривацией является развитие речи. Это признают все или почти все, кто практически или теоретически разрабатывал вопросы обучения неслышащих детей. Учитель, обучающий детей русскому языку, не может считать свою задачу выполненной, если он не научит детей со слуховой депривацией грамотно говорить, слушать, читать и писать, правильно и ясно выражать свои мысли.

Для детей с нарушением слуха и речи уроки литературы имеют исключительно важное значение. Они вводят их в жизнь, помогают понять и правильно оценить общественные явления, осознать себя как личность, найти свое место в жизни. Книга сближает детей со слуховой депривацией с миром говорящих людей, и в этом смысле она играет определенную роль в процессе реабилитации лиц с нарушением слуха.

Сурдопедагоги А.Я. Дьячков, Р.М. Боскис, С.А. Зыков считали чтение книги важнейшим условием разностороннего развития детей с недостатками слуха, педагогическим условием компенсации их дефекта.

Пересказ чрезвычайно важен на уроках литературы школе I-II видов. Значимость пересказа обуславливается недостаточным речевым развитием учащихся, их неумением выражать свои мысли в связной развернутой словесной форме.

Наблюдение и анализ устных высказываний учащихся на уроке позволяют выделить некоторые особенности пересказов. Самым характерным является тяготение к дословному воспроизведению текста, пропуск частей, значимость и роль которых осознается недостаточно. Часто выпадают не второстепенные и малозначимые эпизоды, а то, что недостаточно осмыслено.

В пересказе детей мало вариантов и чрезвычайно малы словесные замены. Учащиеся не могут подобрать нужные синонимы, поэтому пользуются словарем рассказа, включая в пересказ слова и фразы без изменения. Учащиеся не умеют пользоваться в своих высказываниях выразительными языковыми средствами, минимально употребляются эпитеты и сравнения.

Недостатки чтения и пересказа преодолеваются посредством целенаправленной педагогической деятельности. Обучение пересказу можно осуществлять по следующим этапам: по серии картин или иллюстрации, по опорным словам, по плану.

Пересказ по картине или серии картин учит выделять в тексте основные моменты и соотносить словесное описание с изображением по картине. Сначала учащиеся находят отрывок к иллюстрации. Затем подбирают отдельные предложения из текста, составляя своеобразный пересказ текста. Потом пересказывают своими словами выбранные из текста предложения. При отсутствии иллюстрации можно предложить нарисовать три-четыре рисунка, отображающие основные моменты рассказа, а потом, опираясь на них, пересказать. После обсуждения каждого рисунка, ученики находят в тексте соответствующие части, читают их и пересказывают смысл своими словами. Вначале дети игнорируют текст, стараются включить в пересказ только то, что изображено на рисунке. Для того, чтобы этого избежать, задаются наводящие дополнительные вопросы, уточняется словарь, перестраиваются фразы.

Пересказ по опорным словам используется в тех случаях, когда учащимся надо закрепить значительное число новых слов или усвоить специфическую лексику или фразеологию. Для такого пересказа можно использовать модель «жучок» и «тропинка» по методике Д. Хамблина.

Модель пересказа «жучок» характерна для сюжетных рассказов. Сначала дети читают текст с тем, чтобы определить основную мысль произведения. Заключаем ее в овал (тело «жучка»). Потом определяем основную мысль первой части произведения и переводим ее в вопросительное предложение («ножка»). Аналогично работаем над каждой частью. Далее выделяем из части произведения опорные слова, словосочетания, фразы, помогающие ответить на вопросы (усилить устойчивость «ножек») – башмачки. В конце проделанной работы ребята пересказывают текст по этой модели и высказывают свое отношение к прочитанному.

Такой вид пересказа детям с нарушенным слухом дается легче. Они видят перед собой всю схему пересказа, запоминают новые слова, словосочетания, образные выражения. Чтобы добиться хороших результатов, с такой моделью пересказа нужно работать постоянно.

В программу по литературе включены произведения и повествовательного характера. Для них использую модель пересказа типа «тропинка», где мысли как бы «нанизываются» друг на друга. При такой модели учащимся понятны связи между уровнями текста, а пересказ таких текстов более доступен.

При пересказе целесообразно использовать имеющийся у учеников запас слов, продуманно применять на практике полученные знания по грамматике и элементарной стилистике языка.

Упражнения, помогающие подготовить учащихся к пересказу: перефразировка прочитанных предложений, синонимичные замены слов, ответы на вопросы с выдержками из текста, превращение сложных текстов в простые и несколько простых в сложные, замена прямой речи косвенной, составление предложений на заданную тему, перефразировка отдельных смысловых отрезков текста, распространение отрывка текста или сокращение его, использование различных средств связи предложений, составление связного текста из разрозненных предложений или из разрозненных частей и т.п.

Работа по обучению пересказа кропотлива, результаты достигаются с трудом и только при условии систематической работы на всех этапах обучения пересказа.


Литература

  1. Быкова Л.М. Методика обучения русскому языку в школе для глухих детей [Текст]/ Москва: Просвещение, 1991.

  2. Красильникова О.А. Обучение чтению школьников с нарушениями слуха [Текст]/ Москва: Просвещение, 2005.

  3. Новоселов Л.А. Практические работы на уроках чтения и развития речи в школе глухих [Текст]/ Москва: Просвещение, 1997.

  4. Методика работы над изложением для выпускников школ, колледжей, лицеев [Текст]/ составители: Кисилева Е.В., Карпенко А.А./ Новосибирский государственный технический университет, 2004




Полный текст материала Статья "Обучение пересказу прочитанного в школе для детей со слуховой депривацией" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иршенко Лариса Геннадьевна  Публикатор
02.12.2024 0 53 1

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК