Статья "Использование активных и интерактивных методов"
Иршенко Л. Г.,
учитель русского языка и литературы
МКОУ «Школа-интернат №18»
Анжеро-Судженского городского округа Кемеровской области- Кузбасс
Использование активных и интерактивных методов как одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС
Стремительно развивающиеся изменения в обществе и экономике требуют сегодня от человека умения быстро адаптироваться к новым условиям, находить оптимальные решения сложных вопросов, проявляя гибкость и творчество, не теряться в ситуации неопределенности, уметь налаживать эффективные коммуникации с разными людьми и при этом оставаться нравственным. В связи с эти происходят изменения и в образовании, зафиксированные в федеральных государственных стандартах.
Отличительной особенностью нового стандарта является его деятельностный характер, делающий акцент на развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения. Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов.
С введением ФГОС меняется и цель образования – подготовить выпускника, обладающего необходимым набором современных знаний, умений и качеств, позволяющих ему уверенно чувствовать себя в самостоятельной жизни. Традиционное репродуктивное обучение, пассивная подчиненная роль ученика не могут решить такие задачи.Для их решения требуются новые педагогические технологии, эффективные формы организации образовательного процесса, активные методы обучения. Одно из требований к условиям реализации основных образовательных программ на основе ФГОС является широкое использование в учебном процессе активных и интерактивных форм проведения занятий. Многие между активными и интерактивными методами ставят знак равенства, однако, несмотря на общность, они имеют различия. Интерактивные методы можно рассматривать как наиболее современную форму активных методов.
Активный метод–это форма взаимодействия учащихся и учителя, при которой они взаимодействуют друг с другом в ходе занятия, ученики перестают быть пассивными слушателями, становятся активными участниками процесса. Если пассивные методы предполагали авторитарный стиль взаимодействия, то активные больше предполагают демократический стиль.
Интерактивные методы ориентированы на более широкое взаимодействие учащихся не только с преподавателем, но и друг с другом и на доминирование активности учеников в процессе обучения. Место преподавателя на интерактивных занятиях сводится к направлению деятельности обучаемых на достижение целей занятия.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели.Цельсостоит в создании комфортных условий обучения, при которых обучаемый чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения. Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между учеником и учителем, между учеником и учеником.
Задачами интерактивных форм обучения являются:пробуждение у обучающихся интереса;эффективное усвоение учебного материала;самостоятельный поиск учащимися путей и вариантов решения поставленной учебной задачи (выбор одного из предложенных вариантов или нахождение собственного варианта и обоснование решения);установление воздействия между обучающимися, обучение работать в команде, проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства;формирование у обучающихся мнения и отношения;формирование жизненных и профессиональных навыков.
При использовании интерактивных форм роль преподавателя резко меняется, перестаёт быть центральной, он лишь регулирует процесс и занимается его общей организацией, готовит заранее необходимые задания и формулирует вопросы или темы для обсуждения в группах, даёт консультации, контролирует время и порядок выполнения намеченного плана. Участники обращаются к социальному опыту – собственному и других людей, при этом им приходится вступать в коммуникацию друг с другом, совместно решать поставленные задачи, преодолевать конфликты, находить общие точки соприкосновения, идти на компромиссы.
Среди
разнообразного круга интерактивных
методов можно выделит наиболее
эффективные. Интерактивная игра –это
форма деятельности людей, имитирующая
те или иные практические ситуации.
Технология игры включает в себя возможное
игровое моделирование – создание
макетов, замещающих объекты реальной
ситуации, а также манипулирование ими
с целью замены реального экспериментирования
искусственно сконструированными
поведенческими образцами. Правила
отражают соотношение всех компонентов
игры. Они могут быть перенесены в игру
из реальной ситуации, в которой
развёртывается игровой процесс, или же
придуманы. Проведение деловой игры в
учебном процессе позволяет сформировать
позитивные установки участников:
-на
интерес к учебным занятиям и к тем
проблемам, которые моделируются и
разыгрываются в игровом процессе. Игра
приносит желаемый эффект лишь тогда,
когда она опирается на теоретические
знания, ясные представления о той области
деятельности, которую она имитирует, и
является логическим продолжением
учебного процесса, его переходящим в
практическую поведенческую стадию
заключением.
Эффективным методом интеракции являетсядискуссия.В проведении дискуссии используются различные организационные методики.
Методика «вопрос – ответ».Данная методика – это разновидность простого собеседования; отличие состоит в том, что применяется определённая форма постановки вопросов для собеседования с участниками дискуссии-диалога.
Процедура «Обсуждение вполголоса».Данная методика предполагает проведение закрытой дискуссии в микрогруппах, после чего проводится общая дискуссия, в ходе которой мнение своей микрогруппы докладывает ее лидер и это мнение обсуждается всеми участниками.
Методика «лабиринта».Этот вид дискуссии иначе называют методом последовательного обсуждения, он представляет собой своеобразную шаговую процедуру, в которой каждый последующий шаг делается другим участником. Обсуждению здесь подлежат все решения, даже неверные (тупиковые).
Методика эстафеты.Каждый заканчивающий выступление участник может передать слово тому, кому считает нужным.
Свободно плавающая дискуссия.Сущность данного вида дискуссии состоит в том, что группа к результату не приходит, но активность продолжается за рамками занятия. Участники продолжают «домысливать» наедине идеи, которые оказались незавершенными.
В отличии от дискуссии правила проведениядебатовстрого регламентированы. Участники приводят примеры, факты, аргументируют, логично доказывают, поясняют, дают информацию Процедура дебатов не допускает личностных оценок, эмоциональных проявлений. Обсуждается тема, а не отношение к ней отдельных участников. Основное отличие дебатов от дискуссий состоит в следующем: эта форма «круглого стола» посвящена однозначному ответу на поставленный вопрос – да или нет. В дебатах принимают участие две команды (одна утверждает тезис, а другая его отрицает). Команды в зависимости от формата дебатов состоят из трех игроков (спикеров). Суть игры заключается в том, чтобы убедить нейтральную третью сторону, судей, в том, что ваши аргументы лучше (убедительнее), чем аргументы вашего оппонента. Каждый спикер во время игры выполняет строго определенные технологией игры роли и функции.
Очень продуктивным интерактивным методом считаетсякейс-методили анализ конкретных практических ситуаций. Этот метод предполагает переход от метода накопления знаний к деятельностному, практико-ориентированному подходу. Цель этого метода — научить слушателей анализировать информацию, выявлять ключевые проблемы, выбирать альтернативные пути решения, оценивать их, находить оптимальный вариант и формулировать программы действий. Разработка практических ситуаций может происходить двумя путями: на основе описания реальных событий и действий или на базе искусственно сконструированных ситуаций.
В основе метода конкретных ситуаций лежит описание конкретной профессиональной деятельности или эмоционально-поведенческих аспектов взаимодействия. При изучении конкретной ситуации, и анализе конкретного примера обучающийся должен вжиться в конкретные обстоятельства, понять ситуацию, оценить обстановку, определить, есть ли в ней проблема и в чем ее суть. Определить свою роль в решении проблемы и выработать целесообразную линию поведения. Метод конкретных ситуаций можно разбить на этапы: подготовительный этап; ознакомительный этап; аналитический этап; итоговый этап. Так как анализ конкретной ситуации – групповая работа, то решение проблемы желательно в форме открытых дискуссий. Важным моментом является развитие познавательной деятельности и принятие чужих вариантов решения проблемы без предвзятости. Что позволяет развивать умение анализировать ситуации и вырабатывать самостоятельные решения.
Использование на урокахприемовтехнологии развитиякритического мышлениячерез чтение и письмоспособствует развитию у учащихся умений, необходимых не только в учебной деятельности, но и в обычной жизни.
Очень современными и эффективными методами становятсяинтерактивная экскурсия-форма обучения, при которой обучающиеся воспринимают и усваивают знания на месте расположения изучаемых объектов и непосредственного ознакомления с ними. Главное преимуществовиртуальных экскурсий– не покидая аудитории ознакомиться с объектами, расположенными за пределами кабинета, города и даже страны. Это повышает информативность и производительность учебной деятельности.
При внедренииметода проектовучащиеся начинают самостоятельно и охотно приобретать недостающие знания из разных источников; учатся пользоваться приобретенными знаниями для решения познавательных и практических задач; приобретают коммуникативные умения, работая в различных группах; развивают исследовательские умения; развивают системное мышление.
Применение в процессе обучения активных и интерактивных методов обучения обусловлено некоторыми причинами. Во-первых, процессами демократизации: для демократического общества характерны договорные отношения между равноправными субъектами. Отношения подчиненности здесь заменяются отношениями партнерства. Социальные изменения привели к смене образовательной парадигмы, переходу от «преимущественно регламентирующих, алгоритмизированных, программированных форм и методов организации дидактического процесса к развивающим, проблемным, исследовательским, поисковым, обеспечивающим рождение познавательных мотивов и интересов, условий для творчества в обучении». Во-вторых, необходимостью практического решения проблемы мотивации активности обучаемых. Это достигается не только дидактическими методами и приемами, но и использованием эффективных форм педагогического общения, созданием комфортной, стимулирующей атмосферы, уважением к личности учащегося. В-третьих, задачами, стоящими перед современным образованием. В Концепции модернизации российского образования обозначено, что новое качество образования — это «ориентация образования не только на усвоениеобучающимся определенной суммы знаний, но и на развитие его личности, его познавательных и созидательных способностей», получение опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности, формирование современных ключевых компетенций в различных сферах жизнедеятельности.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Иршенко Лариса Геннадьевна
→ Публикатор 13.01.2025 0 31 1 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.