Конспект урока по теме "Лев Толстой. Рассказ "После бала"


«Лев Николаевич Толстой. Рассказ "После бала"»

Фамилия, имя, отчества автора: Твердова Ирина Викторовна.

Муниципальный район Самарский район

Образовательное учреждение МОУ школа №13

имени Героя Советского Союза Ф.В. Санчирова г.о. Самара

Цели урока:

  • проследить как постепенно изменялись взгляды Л.Н.Толстого, как формировалось его мировоззрение;

  • создать условия, способствующие развитию культуры монологической речи, умения обобщать, сопоставлять и делать выводы;

  • создать условия, способствующие формированию таких нравственных качеств, как доброта, уважительное отношение к людям, чувство ответственности за свои слова и поступки, активной нравственной позиции;

  • изучить жизненные источники рассказа “После бала”;

  • особенности композиции рассказа;

  • провести наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.

Оборудование урока:

1. Слайд-шоу о жизни и творчестве Л.Н. Толстого;

2. Оформление классной комнаты:

2.1. Столики со скатертью, на столиках томики книг с рассказом “После бала”, свечи, символизирующие рождение писателя.

2.2. На доске цветным мелом записаны тема урока, краткая летопись жизни и творчества Л.Н. Толстого.

2.3. Цитаты:

Толстой действительно огромный художник” (В. Короленко);

2.4. Портреты Л.Н. Толстого художников И.Н. Крамского (1873г.), Н.Н. Ге (1884г.), И.Е. Репина (1887г.), М.В.

Методические приемы:

Рассказ учителя, эвристическая беседа по вопросам (в ходе беседы происходит”открытие”нового знания), комментированное чтение.



Структура урока:

1. Организационный этап:

1.1. Приветствие.

1.2. Проверка готовности учащихся к уроку.

1.3. Организация внимания.

2. Этап подготовки учащихся к активному и сознательному усвоению нового материала

Слово учителя: В «Письме» - отклике на смерть Толстого Горький выразил свое восхищение личностью писателя «Нет человека более достойного имени гения, более сложного, противоречивого и во всем прекрасного, да, да во всем. Прекрасного в каком-то особом смысле, широком, неуловимом словами; в нем есть нечто, всегда возбуждавшее у меня желание кричать всем и каждому: смотрите, какой удивительный человек живет на земле!»

Та нравственная высота, которой достиг Толстой - человек, - результат огромной, никогда не прекращавшейся внутренней работы, высочайшей требовательности к себе, беспощадного анализа своего поведения, преодоления своих слабостей (честолюбие, тщеславие, непоследовательность, неисполнение предначертаний, проявление лени, неаккуратность, торопливость, робость – на эти недостатки указывал сам Толстой).
    Самоуверенность, довольство собой, по мнению Толстого, – это та ледяная кора, которая лишает человека духовного роста, общения с другими людьми.

Смысл жизни Толстого видит в служении людям. Жить для себя одного нельзя. Это духовная смерть. Как можно меньше брать от людей и как можно больше давать людям. Эта мысль неоднократно повторяется в дневниках писателя. И самыми счастливыми годами в своей жизни Толстого считал те, когда он всего себя отдавал благу людей, работе в основанной им Яснополянской школе, помощи голодающим. Непоколебимо было жизненное кредо Толстого, которому он никогда не изменял: «Чтобы жить честно, надо рваться, путаться, биться, ошибаться, начинать и бросать, и опять начинать и опять бросать и вечно бороться и лишаться. А спокойствие  - душевная подлость».

Следует правильно понимать толстовское учение о непротивлении злу насилием. «Чем бы люди не пытались освободиться от насилия, - писал Л.Н.Толстой, - одним только нельзя освободиться от него: насилием». Однако злу надо противиться всеми возможными средствами: протестами, печатным словом, а главное – добрыми делами. «Все хорошее, все настоящее, всякий истинный акт жизни совершается усилием: не делай усилий, живи по течению – и ты не живешь», - заявлял Л.Н.Толстой. В «усилии» делания добра для людей – вся жизнь великого мыслителя.

С теорией непротивления злу насилием связано учение Толстого о нравственном самоусовершенствовании. Теория эта не панацея от социальных бед. Но преодоление своих слабостей, недостатков, воспитание в себе более совершенных человеческих качеств, бесспорно, благо и для себя, и для общества. «Что делать?» - спрашивают одинаково и властители, и подчиненные, и революционеры, и общественные деятели, подразумевая под вопросом «Что делать?» Всегда вопрос о том, что делать с другими, но никто не спрашивает, что мне делать с самим собой», - замечает Толстой. Начинать, по мнению Толстого, нужно всегда с себя, с требовательности к себе, с воспитания чувства ответственности за свои дела и поступки. В этом основа нравственной культуры человека. В теории самоусовершенствования сказалась вера писателя в человека, в бесконечные возможности его разума и воли. Лев Толстой не укладывался в узкие рамки своих нравственных постулатов.

Он часто сомневался в верности своего учения. С одной стороны, проповедь непротивления, а с другой – понимание несостоятельности своего учения перед надвигающимся ходом исторических событий. Уже в 1891 г. Толстой предвидел крах старых институтов жизни: «Сколько мы ни старайся, а все же впереди крушение». Во время  революционных событий 1905 г. Толстой шлет близкому родственнику царя письмо, в котором бесстрашно заявляет: «Я человек, отрицающий и осуждающий весь существующий порядок и власть и прямо заявляющий об этом». Хотя Толстой от революции отстранился, но хорошо понимал антинародный характер правительства и резко отзывался о его деятельности. И, конечно же, не к покорности зовут и следующие слова Толстого: «… нынче вешанье, мученье людей вызвало негодование, недоброе, злое чувство к вешателям» и «Смертные казни в наше время … явно показывают то, что правители дурные, заблудшие люди и что поэтому повиноваться им … вредно и стыдно …»

Как видим, жизнь вносила коррективы в учение Толстого. Не все было просто и с верой в бога. Обратим внимание на мысль Горького в воспоминаниях о Толстом «С богом у него очень неопределенные отношения, но иногда они напоминают мне отношения «двух медведей в одной берлоге». В дневнике Толстого найдены такие записи: «ночью и поутру  нашло, кажется, никогда не бывшее прежде состояние холодности, сомнения во всем, главное в Боге, в верности понимания смысла жизни» (02.09.1909)

«Видел во сне отрицание Бога и еще  возражение на свое представление об общем лучшем устройстве жизни вследствие отказа от борьбы» (24.12.1909). Этих записей достаточно, чтобы представить противоречия во взглядах Толстого. Лишь в одном писатель не сомневался: «Верно то, что смысл жизни каждого отдельного человека … в увеличении в себе любви к людям и постоянном делании добра. Не дожидаться, когда жизнь предоставит такую возможность, а искать ее».

Великий писатель создал не только непревзойденные по художественному совершенству произведения, но остался в памяти поколений человеком высочайшей нравственности, бескорыстия, доброты, самоотверженного служения людям.

В огромном литературном наследии Толстого, занимающем 90 томов юбилейного издания сочинений писателя, есть книга, известность которой далеко не та к велика, как «Войны и мира» или «Анны Карениной». А между тем эта книга, писавшаяся с перерывами 63 года и занимающая ныне 13 томов в собрании толстовских сочинений, пожалуй, не имеет себе равных во всей мировой литературе. Книга эта -дневники писателя.
Их не станешь читать безотрывно, как роман или повесть. Но тот, кто решит с ними познакомиться, несомненно, будет вознагражден: россыпь ярких мыслей, острых впечатлений, свежих картин и наблюдений, запечатленных на страницах толстовского дневника, позволяет заглянуть в сокровенный мир художника.
Личность Толстого неотделима от его искусства. Мы поражаемся разнообразию тем, щедрости образов, богатству мысли в его книгах. Но ведь все это, в т.ч. и счастливый труд воображения, рождались из опыта собственных чувств, будничной работы ума и сердца. Дневник – правдивое зеркало жизни писателя. Толстой очень дорожил искренностью своих записей. Когда Софья Андреевна, от которой у него не было тайн, стала заглядывать в его дневник, он потерял покой: знать, что пишешь в расчете еще на чьи-то глаза – значит писать не совсем откровенно. Следует учесть также, что вся жизнь писателя была на виду, а из дневника он часто делал выписки для близких и друзей. Чтобы сохранить чистоту и искренность своей исповедальни Толстой начинает вести «Тайный дневник» (1908) и «Дневник для одного себя» (1910). Последний он прятал от любопытных глаз под обшивку старого кресла или за голенище сапога. Его дневник – и свидетельство очевидца, и календарь встреч, и творческая тетрадь. Но, пожалуй, больше всего – орудие самопознания и самовоспитания, изменения самого.

3. Этап усвоения новых знаний.

3.1. Экскурсия по Ясной Поляне (слово учителя).

В Ясной Поляне Лев Николаевич Толстой прожил более полувека. Здесь он родился. Здесь он похоронен. В Ясной Поляне Л.Н. Толстой создал все, что прославило его как великого художника и гуманиста. Именно Ясная Поляна оказалась тем “опытом лаборатории”, без которого писатель “трудно мог представить себе Россию и свое отношение к ней”.

После смерти родителей в 1847 г. между четырьмя братьями Толстыми был произведен раздел владений. По существовавшей тогда традиции Льву Толстому, как младшему из братьев, досталось родовое имение – Ясная Поляна.

Писатель твердо считал, что ему необходимы “три упряжки” – “умственная, нравственная, физическая”. Каждый день на гумне, в саду, на пасеке, в лесу, в теплице – это не только работа или наслаждение пейзажами. Это – большие и малые герои и сюжеты “Войны и мира”, “Анны Карениной”, простые и ясные мысли “Азбуки”.

Один из учеников школы для крестьянских детей в Ясной Поляне (1859-1862гг.) Василий Морозов рассказывал: “В школе у нас было весело, занимались с охотой. Но еще с большей охотой, нежели мы, занимался с нами Лев Николаевич”.

В мемориальном доме-музее хранится огромное количество вещей, непосредственно связанных с жизнью и деятельностью Л.Н. Толстого. В облике комнат сохраняется атмосфера дома, окружавшая писателя в последний год его жизни.

Здесь писатель создал около 200 произведений – все свои основные романы, множество повестей и рассказов, драмы, яркую публицистику, философские и эстетические трактаты. В этом доме – первоначально правом флигеле ансамбля – писатель поселился во второй половине 1850-х годов. В 1862г. Толстой женился на Софье Андреевне Берс, дочери московского врача А.Е. Берса. Семья с годами увеличивалась и дом разрастался. В 1871г. с левой стороны бывшего флигеля была выстроена двухэтажная кирпичная пристройка с обширной залой наверху, а в 1894г. схожая по декору деревянная оштукатуренная пристройка появилась с другой стороны дома.

Каждая вещь в доме Толстого в Ясной Поляне напоминает нам не только о быте писателя, семейной жизни Толстого – отца 13 детей, но и долгой жизни большого художника, о творческих взлетах мастера, его мучительных духовных исканиях.

Многочисленные предметы в кабинете, спальне, гостиной, библиотеке – во всех комнатах дома – убеждают нас в том, что здесь жил величайший гуманист, всей своей жизнью утверждавший, что “жизнь есть благо, выше которого нет никого”.

Лев Толстой был велик не только как гениальный творец, но и как человек, как личность. Зеркало души, как известно, глаза. Так вглядимся же в эти глаза… (прослушивание воспоминаний секретаря Толстого – Н.Н. Гусева).

Выдающиеся деятели русского и зарубежного искусства стремились запечатлеть в своем творчестве образ Льва Толстого. И.Н. Крамской, Н.Н. Ге, И.Е. Репин, М.В. Нестеров, А. Пластов – поистине существо великого человека смогут понять и показать только гениальные творцы.

Рядом с домом Л.Н. Толстого и несколькими хозяйственными постройками расположены тихие липовые аллеи регулярного парка “Клины”. “Клины” – самая старая часть яснополянского парка, разбитая еще в середине 18 века. Свое название она получила от того, что ее диагональные дорожки, пересекающиеся в центре, делят парковые боскеты на треугольники – “клинья”.

Старая липовая аллея, называемая Красной, проходит по направлению от дома-музея мимо Красного яблоневого сада к постройкам на гумне. Житня, рига, навес на гумне, расположенные поблизости друг от друга, составляли другой хозяйственный центр толстовской усадьбы. Постройки привольно расположились у широкой дороги, уходящей в лес.

Страстным поискам добра, служению добру великий писатель был верен всю свою долгую жизнь. Еще в зале старого яснополянского дома. Когда Толстому было 5 лет, он узнал первую и самую памятную игру, приучавшую к необходимости творить добро. Игру эту придумал старший и любимый брат Николенька. Однажды, вспоминал Толстой, он “объявил нам, что у него есть тайна, посредством которой, когда она откроется, все люди сделаются счастливыми, не будет ни болезней, никаких неприятностей, никто ни на кого не будет сердиться и все будут любить друг друга... эта тайна была, как он нам говорил, написана им на зеленой палочке, а палочка зарыта у дороги, на краю оврага Старого Заказа”.

Мысли о “зеленой палочке” Толстой оставался верен всегда: “ …и как тогда я верил, что есть та зеленая палочка, на которой написано то, что должно уничтожить все зло в людях… так я верю и теперь, что есть эта истина и что будет она открыта людям и даст им то, что она обещает ”.

И не случайно в последние годы жизни писатель просил похоронить его в том месте, где была зарыта “зеленая палочка”. Воля великого художника была исполнена.

9 ноября 1910 г. тело Л.Н. Толстой было похоронено на краю оврага…

Сюда ведет лесная дорога. У могилы Толстого, сколько бы ни было здесь людей, всегда царит покой. Над могилой одного из величайших людей Земли – лишь тихий шелест листвы деревьев Старого Заказа…

3.2. Информация учащихся по библиографии Л.Н. Толстого.

1. Биографические летопись жизни Л.Н. Толстого.

2. Жизненные источники рассказа “После бала”.

3.3. Слово учителя:

1. “Ревизор” Гоголя и “После бала” Толстого представляют те произведения русской литературы XIX века, в которых особенно сильно критическое начало.

Подобно “Капитанской дочке”, “Песне про купца Калашникова…”, “Мцыри” рассказ “После бала” рисует картины давно минувшего.

Но в отличие от Пушкина, Лермонтова, обращавшихся к прошлому в поисках героических характеров, Л. Н. Толстой в рассказе “После бала” восстанавливает прошлое, чтобы показать, что его ужасы живут и в настоящем, лишь слегка изменив свои формы, что прошлое – с его социальным неравенством, несправедливостью, жестокостью, бесчеловечностью – держит в цепких объятиях Россию и что настоятельно необходимо обновление жизни.

В рассказе слышна перекличка двух эпох – (1) той, которую непосредственно изобличает Толстой (40-е годы XIX века, время Николая I), и (2) той, которая присутствует незримо, обуславливая постановку определенных философских, нравственных, социальных вопросов.

Естественно, разбирая рассказ, мы смотрим на героев и события современных молодых людей.

Это третье “слагаемое”, от которого зависит правильное постижение и правильная оценка людей, конфликтов, общественных отношений, нарисованных великим писателем.

2. Создавая художественное произведение, писатель стремится не только выразить нахлынувшие на него мысли и чувства, но выразить их так, чтобы, обретя изящную форму, они с наибольшей силой воздействовали на читателя.

Художественное произведение не хаотичное собрание эпизодов, описаний, монологов и диалогов.

Каждая часть, каждый эпизод произведения, их расположение, их связь друг с другом способствует раскрытию идей писателя, и помогают воспринять произведение как единое целое.

Обратимся к рассказу Л.Н. Толстого “После бала”. Каков его сюжет?

Его сюжет не сложен: молодой человек охладел к любимой девушке после того, как увидел ее отца, полковника, распоряжающимся жестким наказанием солдата.

Как построен рассказ?

Повествование ведется от лица Ивана Васильевича, пожилого человека, вспоминающего прошлое.

Из короткого вступления мы узнаем, что этот человек уважаем всеми, обладает богатым жизненным опытом. У читателя возникает особое доверие к герою.

А обещание Ивана Васильевича поведать об одном утре, от которого переменилась вся его жизнь. Заставляет читателя с интересом и вниманием следить за дальнейшим повествованием.

Мы улавливаем деление рассказа на две, правда неравные по объему, части.

Рассказ строится как последовательное и контрастное изображение двух эпизодов:

  1. Чтение бала у губернского предводителя.

  2. Чтение сцены наказания солдата.

Далее проведем наблюдения над языковыми средствами, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата (на интерактивной доске учащиеся сопоставляют необходимое). Должно получиться следующее:

Бал губернатора Утро после бала

зала у предводителя описание улицы

хозяева бала солдаты

Варенька наказываемый татарин

полковник полковник

Иван Васильевич Иван Васильевич

Какими цветами и звуками обрисован праздник у предводителя и утро после бала:

бал чудесный, зала прекрасная, буфет великолепный, музыканты знаменитые; музыка звучит беспрерывно.

Варенька – в белом платье, в белых перчатках. У нее – “сияющее… лицо, глаза…”

Отец Вареньки – красивый…

Иван Васильевич – доволен, счастлив…

В другой части рассказа, после бала, краски резко темнеют,

И перед пораженным наблюдателем развертывается странная картина наказания.

Полковник все тот же. В сопоставлении с наказываемым его красота выглядит кощунством:

Сравнительная характеристика

Полковник Наказываемый

Высокий военный в шинели и фуражке Оголенный по пояс человек, привязанный к ружьям двух солдат.

Спина его – что-то пестрое, мокрое…

Шел твердой, подпрыгивающей походкой. Дергаясь всем телом, шлепая ногами по талому снегу… толкали…

Румяное лицо и белые усы и бакенбарды. Сморщенное от страдания лицо.

Твердым шагом двигалась Спотыкающийся, корчащийся человек.

высокая, статная фигура

Контраст усиливается, когда рассказчик видит, как статный, высокий полковник сильной рукой в замшевой перчатке бьет по лицу малорослого, слабосильного солдата.

Зловещую размеренность, бездушие, длительность и ужас совершающегося Толстой подчеркивает повторением одних и тех же слов: “…все так же…”

Светлые краски бала, резко оттеняют мрачную картину, нарисованную во второй части рассказа.

Контрастное изображение героев, их психологического состояния, обстановки позволяют выявить существо их характеров и в то же время обнаружить социальные противоречия царской России.

4. Итоги урока

Мы с вами проследили как постепенно изменялись взгляды Л.Н.Толстого, как формировалось его мировоззрение, рассмотрели значение роли Ясной Поляны в жизни Льва Толстого, изучили жизненные источники рассказа “После бала”, проанализировали особенности композиции рассказа, исследовали языковые средства, с помощью которых писатель противопоставляет друг другу картины бала и наказания солдата.

Мы изучили содержание, структуру и художественные особенности, мы увидели в Иване Васильевиче отчасти самого автора, в его извечном и отчаянном стремлении найти, наконец-то, “зеленую палочку” и уничтожить все зло в людях…

4.1.Домашнее задание. Написать сочинение-рассуждение на тему «Почему же рассказ называется «После бала?»






Полный текст материала Конспект урока по теме "Лев Толстой. Рассказ "После бала" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Твердова Ирина Викторовна  Аринка
08.09.2010 8 14992 2608

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 7
avatar
7 [Материал] Екатерина • 20:10, 19.02.2012
Большое спасибо.Очень интересный и полезный материал.
[Материал]
avatar
6 Гервеви • 19:19, 31.03.2011
Очень интересный и познавательный материал, использую для урока! Спасибо!!!!!!!
[Материал]
avatar
5 Наталья-105 • 20:27, 06.10.2010
Спасибо, интересный и полезный материал, в том числе и для внеклассного мероприятия
[Материал]
avatar
4 ЕленаД • 20:00, 01.10.2010
В этом году обязательно воспользуюсь данной разработкой урока.
[Материал]
avatar
3 nina_snv • 11:35, 25.09.2010
Материал собран интересный, думаю использовать его в своей работе, спасибо
[Материал]
avatar
2 [Материал] Tanya • 09:46, 17.09.2010
Cпасибо большое за предоставленный материал
[Материал]
avatar
1 l@l@ • 18:43, 09.09.2010
Большую часть урока занимает слово учителя на разные темы. Я не проверила по часам, но впечатление такое, что на работу с текстом останется минут 10-15. Даже если дети прочитают отрывок и проведут наблюдения за это время, выводы сделать не успеют.
[Материал]