Материал для проведения урока «Я наслаждался твоей радостью!» по рассказу И.Бунина «Цифры»


Материал для проведения урока «Я наслаждался твоей радостью!» по рассказу И.Бунина «Цифры».

Учитель Хабибуллина Чулпан Шамиловна

МОУСОШ г. Азнакаево, РТ

О том, как взрослые чуть было не убили любовь в маленьком ребенке, поведал в своем рассказе «Цифры» И.Бунин. Не убивать мечту и любовь в ребенке, не лишать его радости, не разбивать ему сердце призывает нас Бунин.

«Литература» уже неоднократно печатала разработки уроков по рассказу «Цифры», но каждый учитель проводит их по-своему, и поэтому я решила предложить свой вариант урока по этому рассказу.

Как правило, прошу детей прочитать рассказ дома и подумать о том, что хотел сказать своим рассказом Бунин. Самое главное, по их мнению, (слова, мысли героев, автора) прошу подчеркнуть карандашом.

Анализ рассказа начинаем с вопроса:

О чем это произведение?

Дети говорят, что оно о Жене, о том, как ему хочется научиться писать цифры. Об отношениях детей и взрослых. О мире детей и взрослых.

Мир детей представлен Женей. Дети говорят, что Женя им нравится. Он очень живой... Он «не дает покоя всему дому криком и беготней».

В нем избыток нежности, он уступчив и всегда приходит мириться к дяде после их небольших ссор.

Он деликатен.

Но душу Жени захватила мечта - он хочет выучиться читать и писать цифры. Его душа не просто желала, она алкала этого. (По словарю смотрим значение этого слова). Ему не терпелось как можно скорее научиться писать цифры, потому что если его что-то увлечет, то ему непременно нужно получить все скорее, он не знает удержу ни в чем. И едва утром он открыл глаза, как начал засыпать дядю горячими (подбираем синонимы: жаркими, страстными) просьбами - « как можно скорее выписать детский журнал, купить книг, карандашей, бумаги и немедленно приняться за цифры». Женя уже чувствовал себя самым счастливым человеком на свете». (Много ли нужно человеку для счастья?)

Но жизнь, как это часто бывает, ударила ребенка в сердце тупым ножом обиды» -дяде не хотелось идти в город, не хотелось показывать цифры. Он придумывал разные отговорки, чтобы не идти в город.

Женя блестящими странными глазами смотрел на дядю и просил Бога, чтобы поскорее наступило завтра. « Но радость, смешанная с нетерпением, волновала тебя все больше и больше. Ты придумал отличную игру: подпрыгивать, бить изо всей силы в пол и при этом так звонко выкрикивать, что у нас чуть не лопались перепонки». Но сам Господь Бог был на стороне мальчика, потому что когда Женя крикнул криком божественной радости, то Он улыбнулся при этом крике».

Кто виноват, что Женя стал себя так вести?

  • Дядя.

  • Какова реакция взрослых на поведение ребенка?

Мама и бабушка просили Женю успокоиться, а дядя «.. .похолодел от внезапной ненависти к тебе, в бешенстве вскочил со стула, рявкнул»( «Какой черт окатил меня в эту минуту целым ушатом злобы?») Дядя «крепко, с наслаждением» вытолкнул Женю из комнаты и захлопнул дверь.

Привык Женя к такому поведению взрослых?

Нет. «На мгновение лицо мальчика исказилось «молнией ужаса».

Какие чувства переполняли дядю?

Бешенство, злоба. А потом ему стало стыдно. И он уже не поднимал глаз на бабушку, у которой дрожали губы и брови...А мама сказала: «Ужасно испорченный ребенок!»

Как вы полагаете, почему взрослые, понимая, что они не правы, не пожалели и не приласкали Женю?

Потому что они считали, что детей баловать нельзя. И что если один будет наказывать, а другой жалеть, то настоящего воспитания не получится.

Взрослые забыли, какими нетерпеливыми были сами в детстве, забыли, что с детским горем не может сравниться ни одно человеческое горе. Чего же добились они?

Они добились послушания Жени.

Сломили его самолюбие. ( «Конечно, - самолюбие твое было сломлено! Ты был побежден!»)

Заставили просить прощения у дяди, перед которым он не был виноват.

Но самое главное, они начали убивать в душе Жени любовь: «Он глядел на дядю злыми, полными презрения глазами» и сказал страшные слова: «Теперь я никогда больше не буду любить тебя». Как вы думаете, на чьей стороне писатель?

Бунин на стороне Жени.

Какое слово помогает понять это?

Понять это помогает слово «радость».

Находим в тексте: «...еще не изведанные радости», «лишаю тебя радости», «но радость, смешанная с нетерпением...», «И какой радостью засияли твои глаза! Теперь я наслаждался твоей радостью!»

Радость - это отрада, ликование, счастье, жизнь, любовь... Дядя, пройдя путь от лени, бешенства, злобы - к наслаждению радостью (сердце ему тихо подсказало), понял, что он совершил тяжкий грех - лишил ребенка радости.

- Что хотел сказать своим рассказом И.Бунин?

- «Не лишайте ребенка радости», не убивайте в нем любовь.

- Очень хорошо, что дядя прислушался к своему сердцу и больше не повторял своей ошибки. Даже спустя годы он испытывает стыд за когда-то совершенный некрасивый поступок. А сердце ребенка отходчиво. Женя давно уже забыл, что произошло когда-то. Но забыл потому, что это был единственный случай. В противном случае дяде и матери Жени пришлось бы столкнуться с проблемой отцов и детей. Слава Богу, что дети, вырастая, не помнят зла. Сердце ребенка отходчиво. А взрослым надо вести себя так, чтобы дети, став взрослыми, могли сказать: «Счастливая, счастливая, невозвратимая пора детства! Как не любить, не лелеять воспоминаний о ней? Воспоминания эти освежают, возвышают мою душу и служат для меня источником наслаждений!» (Л.Толстой). Об одном из таких воспоминаний я и зачитываю отрывок из «Минувшего» С.Е.Трубецкого.

«Я хочу рассказать вам об одном полученном мною уроке, память о котором останется у меня на всю жизнь.

Мне было лет девять. Мы проводили лето в Наре. Дедушка Щербатов любил всякие технические новшества и выписал в Нару фонограф. Тогда этот аппарат был еще редкостью. Звук записывался на нем не на круглых пластинках, а на валиках.

Этим летом в Наре жили кроме нас еще двоюродные братья Петрово-Соловово. Детям было запрещено без взрослых пускать фонограф. Однако скоро для меня, как для старшего, было сделано исключение и Мама позволила мне пускать, «когда это никому не мешает».

Пользуясь этим правом, я однажды сидел после завтрака в пустой гостиной и слушал, как сейчас помню, арию Тореадора из «Кармен». Через комнату неожиданно прошел Дедушка, он имел озабоченный вид. Вдруг он заметил меня: «Сережа, что ты тут делаешь? Тебе же запрещено пускать фонограф!» - «Нет, Дедушка, - ответил я. - Мама позволила мне его пускать». - «Неправда! - сказал Дедушка раздраженно, - оставь фонограф и иди к себе!»

Я был оскорблен до глубины души - Дедушка сказал мне, что я говорю неправду, он не поверил мне!

Я сразу же побежал рассказать о случившемся Маме и сказал ей, что отныне мои отношения с Дедушкой будут исключительно формальные. «После того, что мне сказал Дедушка. Я могу быть с ним только почтительным, но любить его я больше не могу и не полюблю его больше никогда в жизни!» Мама ответила, что со стороны Дедушки здесь было просто недоразумение, которое, конечно, скоро выяснится, но она обрушилась на меня за мои бессердечные заявления: «Как тебе не стыдно так говорить о Дедушке...» Однако я остался сух и непреклонен...

Мама, очевидно, хотела поговорить с Дедушкой о случившемся, но не успела. Дедушка пошел к себе отдыхать. Настало время дневного чая, и мы все спустились вниз. За чаем я сидел с подчеркнутым чувством собственного достоинства, чего, к моему большому сожалению, Дедушка даже не заметил; сам он был как всегда...

После чая все поехали в Алексеевский лес в нескольких экипажах, я должен был ехать туда же верхом, но...я поехал в другую сторону.

К обеду приехало несколько гостей. После второго звонка к обеду мы, дети, с нашими учителями и гувернантками, стояли, как полагается, у нижнего конца длинного обеденного стола. Я был по-прежнему полон достоинства...

В столовую пришел Дедушка с Папой и Мамой, дядями, тетями и гостями. Все шло, как обычно...

Вдруг Дедушка, вместо того чтобы пойти к своему креслу, направился на наш конец стола и мне, как всем, сделалось ясно, что он идет именно ко мне.

Сережа! - громко сказал Дедушка, так что все присутствовавшие это услышали, - я тебя сегодня обидел. Я думал, что ты сказал мне неправду. Но я был неправ: ты неправды не сказал. Прости меня!

Я стоял в оцепенении. Все смешалось в моих глазах. Я не мог выговорить ни слова. И

вдруг я зарыдал...

Даже сейчас, при воспоминании об этой сцене, что-то подкатывает у меня к горлу...

Такие уроки незабываемы».

- Почему заплакал Сережа?

  • Потому что Дедушка, перед которым трепетали все взрослые, попросил у него,
    маленького мальчика, прощения.

  • Почему Сережа сказал, что будет с Дедушкой только почтительным, но любить
    его не будет?


  • Потому что Сережа всегда говорил правду. Он не мог сказать неправды, а
    Дедушка усомнился в этом.

  • Поддерживают ли друг друга взрослые?

  • Поддерживают. Мама Сережи даже подумать не могла, что Дедушка может
    поступить неправильно.

- Почему Дедушка извинился перед Сережей?
- Потому что он уважал даже маленького ребенка.

Делаем вывод: к детям нужно относиться очень бережно, как к «хрупкому сокровищу», понимать, любить и уважать их.

Это очень хорошо понимал летчик и писатель Антуан де Сент-Экзюпери, создатель «Маленького принца».

И об Экзюпери и о Маленьком принце сложены песни. Слушаем одну из них «Возвращение Маленького принца» А.Дольского.

Какой же он, Маленький принц? В каждом ребенке есть что-то от Маленького принца.

Маленький принц необыкновенный (по словам летчика), доверчивый; любит красоту (Розу, закаты), считает, что надо чаще глядеть на звезды; заботливый (заботится о Розе, о планете); щедрый (подарил летчику звезды, которые умеют смеяться); трудолюбивый (каждый день выпалывает баобабы); аккуратный (правило Маленького принца: встал поутру, умылся, привел себя в порядок - сразу же приведи в порядок свою планету); вежливый , мудрый. (Я бы просто-напросто пошел к роднику.. .Слон в удаве.. На твоей планете, - сказал Маленький принц, - люди выращивают в одном саду 5 тысяч роз... А ведь то, что они ищут, можно найти в одной единственной розе, в глотке воды...)

Маленький принц как родниковая вода, хрупкое сокровище. Какое слово нашел для него писатель, которое золотом проходит через всю повесть?

Золотой. Золотые волосы, золотой шарф, золотая пшеница, золотые звезды... Золотой - это самый лучший, замечательный, дорогой, любимый, неповторимый, драгоценный («хрупкое сокровище»), а значит требующий бережного отношения к себе, потому что то, что драгоценно, нужно беречь.

- А что драгоценно для Маленького принца?
- Дружба, верность, дом, планета, любовь...
Слушаем песню А.Дольского «Исполнение желаний»

-А разве не бывает ложных драгоценностей? Кто способен отличить истинные драгоценности от ложных?

-Человек с зорким сердцем. «Зорко одно лишь сердце, самого главного глазами не

увидишь».

-Помните? «Сердце тихо говорило мне, что я совершаю в эту минуту великий грех...» Надо всегда слушать свое сердце, чтобы видеть драгоценности, которые тебя окружают, чтобы вовремя увидеть ростки баобабов (лень, равнодушие, злость...), выполоть их, чтобы они не разорвали твою душу и сердце и чтобы маленькое и большое сердце научились понимать друг друга.

Урок заканчивается песней А.Пахмутовой и П.Добронравова «Маленький принц».

ЛИТЕРАТУРА

1. И.Бунин, «Цифры»

2. Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц».

3. Князь Сергей Евгеньевич Трубецкой. Минувшее. М., «ДЭМ», 1991.


Полный текст материала Материал для проведения урока «Я наслаждался твоей радостью!» по рассказу И.Бунина «Цифры» смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Хабибуллина Чулпан Шамиловна  личность
19.10.2010 1 7900 1532

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 0