Статья "Значимость работы по профилактике сквернословия в воспитании учащихся современной школы"


ЗНАЧИМОСТЬ РАБОТЫ ПО ПРОФИЛАКТИКЕ СКВЕРНОСЛОВИЯ

В ВОСПИТАНИИ УЧАЩИХСЯ СОВРЕМ ЕННОЙ ШКОЛЫ


Симонова Е. В.,

Учитель русского языка и литературы

МОУ СОШ № 96 г. Воронежа


В статье Симоновой Е.В. раскрываются пути профилактики правонарушений в современной школе во время уроков и внеклассных мероприятий по русскому языку.

Ежедневно, на каждом уроке, на каждом внеклассном мероприятии в школе созидается личность.

И учителя стараются найти всё, чтобы учащиеся учились думать, делать правильный выбор, принимать достойное решение.

О силе слова, о красоте и богатстве русского языка говорили гении М. Ломоносов, А. Пушкин, Н. Гоголь, И.Тургенев…Пусть подрастающее поколение войдёт во взрослую жизнь, общаясь между собой и с миром действительно на великом, могучем, прекрасном языке.

В нашей современной школе, в которой учатся представители нескольких национальностей – русские, татары, армяне, азербайджанцы, русская речь служит не только средством межнационального общения, но и важным средством воспитания.

Плохому научиться легче и проще, чем хорошему. Иногда удивляет то, что ученик, которому трудно дается обучение русскому языку на уроках, без особых усилий овладевает тем, что не нужно – русским сквернословием. Дурной пример заразителен, его стиль общения быстро передается сверстникам. Поэтому очень важно при обучении русскому языку обратить внимание на воспитание нетерпимого отношения к сквернословию. Для этой работы необходимо преследовать следующие цели:

1.Расширить знания о вредных привычках

2.Знакомство с губительным влиянием сквернословия на здоровье, с пагубным влиянием его на личность

3.Формировать стойкую неприязнь к сквернословию, отрицательное отношение к вредным привычкам, человеческим порокам

4.Побуждать к нравственному самосовершенствованию, саморазвитию

Работа со словарем В.И. Даля приведет учащихся к уточнению понятия «сквернословие». Они узнают, что это речь, наполненная неприличными выражениями, непристойными словами, бранью, восходит к слову скверна. А скверна – это мерзость, гадость, пакость, все гнусное, противное, отвратительное, непотребное, что мерзит плотски и духовно; нечистота, грязь и гниль, тление, мертвечина, смрад, вонь, разврат, нравственное растление…

Корни сквернословия уходят в языческую древность. Люди боялись демонов, приносили им жертвы, пугали скверными словами, призывали нечистую силу скверной бранью, что показывало единение с ним.

При воспитании отрицательного отношения к сквернословию можно провести анкетирование по следующему вопросу:

«Ругаешься ли ты матом?» с вариантами ответов

- «Да, через слово»

- «Да, но пытаюсь с этим бороться»

- «При случае»

- «Бывает, проскакивает, но редко».

Результаты приведут вас к выводу о том, что проблема сквернословия присутствует и в коллективе учащихся, с которыми вы работаете. А если нет, тем не менее, не стоит пренебрегать профилактической работой.

Учащиеся должны знать, что употребление мата, как алкогольная, никотиновая, наркотическая зависимость, имеет 3 стадии. 1 стадия - стыд, отвращение, брезгливость, 2 стадия - сам употребляет за компанию, для разрядки, 3 стадия - становится привычкой, исчезает стыд. Слова действуют на ДНК,

Злоупотребление матом ведет к гормональным нарушениям, особенно у девушек

Есть такое заболевание - копролапия. Это - непреодолимое влечение к сквернословию.

Для того, чтобы внести свой вклад в борьбу со сквернословием, можно предложить учащимся перестать ругаться

самому, если это имеет место, читать русскую классическую литературу, выработать отвращение и брезгливость к сквернословию, запоминать, стихотворения афоризмы, избегать общения с людьми, которые употребляют нецензурные слова.

«Я исключение. Моя речь-это мое зеркало, мое достоинство. Настоящий контроль – это контроль изнутри», - повторяя про себя эти слова, каждый человек может стать настоящим противником сквернословия.





Полный текст материала Статья "Значимость работы по профилактике сквернословия в воспитании учащихся современной школы" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Симонова Елена Владимировна  eleha036
05.12.2010 4 4012 694

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Интересные инструкции по ПК

Лучшие материалы сайта для вас
Оставьте отзыв к материалу:
Всего: 4
avatar
4 shnuro4ek • 23:53, 13.01.2011
964
[Материал]
avatar
3 НинаАгеенко • 17:45, 11.01.2011
Очень хорошо, что учитель обратился к этой актуальной проблеме. Хотелось бы узнать происхождение слова «копролапия». Давайте все строить уроки таким образом, чтобы благозвучные литературные, а не скверные слова пополняли словарный запас современного школьника.
[Материал]
avatar
2 Svetlana_Gismatullina • 18:59, 08.12.2010
Спасибо, за такой замечательный материал. Ваш материал мне очень помог в работе.
[Материал]
avatar
1 polkati • 19:01, 07.12.2010
спасибо! я искала подобный материал, проводила с ребятами. узнала интересные факты. интересно.
[Материал]