Интегрированный урок литературы и права на тему: "Жестокие игры: поступок и его последствия".
Симонова Е.В. -
учитель русского языка
и литературы
МОУ СОШ № 96
г. Воронежа
Интегрированный урок
литературы и права на тему:
«Жестокие игры: поступок и его последствия».
Цель урока: создать условия для сравнительно-сопоставительного анализа и правового комментария трех ранее изученных фрагментов из раздела «Жестокие игры» с целью формирования общих этико-правовых знаний и выявления нравственной позиции учащихся; продолжить работу по развитию диалогической речи, пополнить этико-правовой словарь учеников.
Оборудование: книга для учащихся «Ваши права», «Вокруг тебя - Мир» (авторы Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева); тексты литературных произведений, Конвенция о правах ребенка; карточки для словарной работы (антитеза, жертва, аутодафе); иллюстрации учащихся к изучаемым фрагментам; таблица для сравнительно-сопоставительного анализа.
Ход урока
Оргмомент.
Вступительное слово учителя литературы.
На предыдущих уроках мы прочитали и проанализировали повести Л.Н.Толстого «Детство», В. Железникова «Чучело» и рассказ В. Распутина «Уроки французского».
Сегодня мы подумаем, почему эти произведения объединены в разделе «Жестокие игры». Какие поступки совершают герои литературных произведений и каковы последствия этих поступков? Цель нашего урока – это глубоко и полно ответить на данные вопросы.
I . БЛОК
Актуализациия опорных знаний. Давайте вспомним:
- Кто является главным героем во всех этих произведениях? (Дети).
Мир детства предстает иногда как нечто особенное. Взрослые часто говорят, что во времена их детства и люди были добрее, и небо выше, и трава зеленее. О людях добрых, веселых и чутких говорят, что они сохранила детство в своей душе. Глядя на человека грубого. жестокого, не хочется верить, что он когда-то был ребенком.
- Почему это происходит? Что особенного в мире детства? (Любой человек от рождения стремится к добру, он не ведает лжи, притворства, он чист душой.)
- А можно ли слово счастливая в словосочетании счастливая пора заменить словами безоблачная, беззаботная и беспроблемная ? (Ответы учеников).
Да, действительно, и в детстве есть свои проблемы. И проблемы эти особенно трудны: ведь человек сталкивается и с радостью, и с болью впервые. И часто забавная игра незаметно переходит в серьезные проблемы.
Представление 3 команд. Каждая команда должна была подготовить сообщения об одном из произведений.
Опрос для всех команд.
- В какое историческое время происходят события, описанные в прочитанных произведениях? (Л.Н.Толстой «Детство» - 30-е гг.XIX в.; В.Распутин «Уроки французского» - после Великой Отечественной войны, середина XXв.; В. Железников «Чучело» - 70-е гг. XXв.)
-Похожи ли конфликтные ситуации, описанные в изучаемых фрагментах? (Группа подростков обижает, унижает, избивает одного.)
-Почему дети так поступают?
- Имеют ли они такое право?
Опрос учителя права.
1. Можно ли поставить рядом такие слова, как право обижать?
2. А какие группы прав человека АВМ известны?
3. Когда человек получает свои первые права?
4. А должны ли права человека быть закреплены законом?
5. Какие законы о правах человека вы знаете?
- Чтение статей 1,2 , 5 и выявление ключевых слов и словосочетаний.
II. БЛОК
Аналитическая работа команд с текстами художественных произведений:
Повесть Л.Н. Толстого «Детство»
- Выступление команды № 1. Ученики рассказывают о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, о том, как была написана повесть «Детство» и дают характеристику героям произведения и оценку их поведения и поступков.
-Учитель литературы.
1.Чтобы проследить, какие права нарушены, давайте вспомним причину конфликтной ситуации в главе «Ивины» из произведения. (Несколько мальчиков издеваются, насмехаются над одним.)
2. Как можно распределить роли в группе мальчиков: вожак – жертва – преследователи?
3. Можно ли назвать Сережу – главного героя повести – настоящим вожаком?
4. Какова реакция участников на все случившееся?
5. Почему мальчики так относятся к Илиньке?
6. Как переосмысливает все случившееся взрослый Иртеньев?
7. Обратитесь к карточке «жертва». Какой художественный прием и как использует автор ? ( Антитеза. Мальчики – Илинька, внешность – поведение).
-Учитель права демонстрирует таблицу и предлагает ученикам сделать правовой комментарий.
Права и свободы |
«Детство» («Ивины») Л.Н. Толстого |
«Уроки французского» В. Распутина |
«Чучело» В. Железникова |
1. Права на жизнь и на физическую неприкосновенность |
|
|
|
2. Свобода от пыток и жестокого, унижающего обращения.
|
|
|
|
3. Права на личную жизнь.
|
|
|
|
Повесть В. Железникова «Чучело».
Выступление команды № 2. Ученики знакомят всех с биографией В. Железникова, с его творчеством и с основными героями повести «Чучело», давая им оценку. Также ребята подготовили краткий пересказ произведения.
Учитель литературы
Объясните заглавие произведения. Можно ли подобрать другое название? Какое? (Жестокость).
Почему так жестоко относятся к главной героине Лене и ее дедушке одноклассники? (Антитеза: Лена, дедушка – одноклассники.)
Вспомните сказке О.Уайльда «Мальчик - звезда». Как перекликается повесть В Железникова с этим произведением?
Как можно распределить роли в этой группе ребят? (Вожак – жертва - преследователи).
Какие эпизоды, на ваш взгляд, считаются самыми сильными в произведении? Давайте прочитаем их по ролям. (Сожжение чучела).
Прочитайте по карточке, что такое аутодафе? (Аутодафе – публичное сожжение еретиков, еретических сочинений по приговору инквизиции в средние века.)
Героиня повести Лена говорит: «Я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке – совсем другим». Как вы понимаете эти слова? Как к произошедшему в повести относятся Лена и ее преследователи?
Что означает сцена сожжения чучела. Было ли это внезапным порывом со стороны ребят?
Как заканчивается произведение В. Железникова «Чучело»? ( Лена и ее дедушка уезжают из города их предков). Почему? Ведь правда оказалась на стороне Лены?
Как вы представляете будущее этих ребят? Изменятся ли они или останутся такими же?
А в чем причина такой жестокости детей? Оправдывает ли это их?
Учитель права. Работа с таблицей.
Повесть В.Распутина «Уроки французского».
Выступление команды № 3. Ученики знакомят всех с биографией В. Распутина, с его творчеством и с основными героями повести «Уроки французского», давая им оценку. Также ребята подготовили краткий пересказ произведения.
Учитель литературы.
Как вы понимаете смысл названия?
Как можно иначе назвать произведение? («Уроки жестокости и доброты». Антитеза: жестокость подростков – доброта учительницы, помощь, не унижающая достоинства.)
Вспомните основной эпизод в повести. Как ведут себя герои ? Распределите роли в эпизоде драки мальчишек: вожак – жертва – преследователи.
Можно ли назвать эту драку честным поединком?
Какое неписаное правило сработало в драке? (Лежачего не бьют.)
Из-за чего больше переживал главный герой – из-за физической или душевной раны?
Как вы оцените поведение учительницы в повести? Права она или нет? Ваше мнение.
Какой след оставила учительница в душе главного героя? Повлияла ли эта история на дальнейшую жизнь героя?
Учитель права. Работа с таблицей.
III. БЛОК
1. Работа с Конвенцией о правах ребенка.
2. Сообщения учеников о статьях Конвенции.
3. Демонстрация рисунков учеников на тему: «Права человека глазами детей.»
IV. БЛОК - Вывод.
Что нового мы узнали с вами на уроке?
Что объединяет все проанализированные произведения русской литературы?
Как нужно вести себя в подобных конфликтных ситуациях?
Как сейчас вы оцениваете события, описанные в литературе?
Какие чувства вы испытываете к героям и к их поведению?
Вывод: В любой ситуации надо контролировать свои эмоции, поступки, думать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим, не нарушат ли они права других людей.
Домашнее задание.
Написать мини-сочинение на тему: «Что такое жестокость? Почему ее так стало много в нашей жизни?»
На странице приведен фрагмент.
Автор: Симонова Елена Владимировна
→ eleha036 07.01.2011 3 4427 1448 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.