Интегрированный урок литературы и права на тему: "Жестокие игры: поступок и его последствия".


Симонова Е.В. -

учитель русского языка

и литературы

МОУ СОШ № 96

г. Воронежа


Интегрированный урок

литературы и права на тему:

«Жестокие игры: поступок и его последствия».


Цель урока: создать условия для сравнительно-сопоставительного анализа и правового комментария трех ранее изученных фрагментов из раздела «Жестокие игры» с целью формирования общих этико-правовых знаний и выявления нравственной позиции учащихся; продолжить работу по развитию диалогической речи, пополнить этико-правовой словарь учеников.

Оборудование: книга для учащихся «Ваши права», «Вокруг тебя - Мир» (авторы Е.С. Шабельник, Е.Г. Каширцева); тексты литературных произведений, Конвенция о правах ребенка; карточки для словарной работы (антитеза, жертва, аутодафе); иллюстрации учащихся к изучаемым фрагментам; таблица для сравнительно-сопоставительного анализа.


Ход урока

  1. Оргмомент.

  2. Вступительное слово учителя литературы.

На предыдущих уроках мы прочитали и проанализировали повести Л.Н.Толстого «Детство», В. Железникова «Чучело» и рассказ В. Распутина «Уроки французского».

Сегодня мы подумаем, почему эти произведения объединены в разделе «Жестокие игры». Какие поступки совершают герои литературных произведений и каковы последствия этих поступков? Цель нашего урока – это глубоко и полно ответить на данные вопросы.


I . БЛОК


  1. Актуализациия опорных знаний. Давайте вспомним:

- Кто является главным героем во всех этих произведениях? (Дети).

Мир детства предстает иногда как нечто особенное. Взрослые часто говорят, что во времена их детства и люди были добрее, и небо выше, и трава зеленее. О людях добрых, веселых и чутких говорят, что они сохранила детство в своей душе. Глядя на человека грубого. жестокого, не хочется верить, что он когда-то был ребенком.

- Почему это происходит? Что особенного в мире детства? (Любой человек от рождения стремится к добру, он не ведает лжи, притворства, он чист душой.)

- А можно ли слово счастливая в словосочетании счастливая пора заменить словами безоблачная, беззаботная и беспроблемная ? (Ответы учеников).

Да, действительно, и в детстве есть свои проблемы. И проблемы эти особенно трудны: ведь человек сталкивается и с радостью, и с болью впервые. И часто забавная игра незаметно переходит в серьезные проблемы.

  1. Представление 3 команд. Каждая команда должна была подготовить сообщения об одном из произведений.

  2. Опрос для всех команд.

- В какое историческое время происходят события, описанные в прочитанных произведениях? (Л.Н.Толстой «Детство» - 30-е гг.XIX в.; В.Распутин «Уроки французского» - после Великой Отечественной войны, середина XXв.; В. Железников «Чучело» - 70-е гг. XXв.)

-Похожи ли конфликтные ситуации, описанные в изучаемых фрагментах? (Группа подростков обижает, унижает, избивает одного.)

-Почему дети так поступают?

- Имеют ли они такое право?

Опрос учителя права.

1. Можно ли поставить рядом такие слова, как право обижать?

2. А какие группы прав человека АВМ известны?

3. Когда человек получает свои первые права?

4. А должны ли права человека быть закреплены законом?

5. Какие законы о правах человека вы знаете?

- Чтение статей 1,2 , 5 и выявление ключевых слов и словосочетаний.


II. БЛОК


  1. Аналитическая работа команд с текстами художественных произведений:


Повесть Л.Н. Толстого «Детство»


- Выступление команды № 1. Ученики рассказывают о жизни и творчестве Л.Н. Толстого, о том, как была написана повесть «Детство» и дают характеристику героям произведения и оценку их поведения и поступков.

-Учитель литературы.

1.Чтобы проследить, какие права нарушены, давайте вспомним причину конфликтной ситуации в главе «Ивины» из произведения. (Несколько мальчиков издеваются, насмехаются над одним.)

2. Как можно распределить роли в группе мальчиков: вожак – жертва – преследователи?

3. Можно ли назвать Сережу – главного героя повести – настоящим вожаком?

4. Какова реакция участников на все случившееся?

5. Почему мальчики так относятся к Илиньке?

6. Как переосмысливает все случившееся взрослый Иртеньев?

7. Обратитесь к карточке «жертва». Какой художественный прием и как использует автор ? ( Антитеза. Мальчики – Илинька, внешность – поведение).


-Учитель права демонстрирует таблицу и предлагает ученикам сделать правовой комментарий.


Права и свободы

«Детство»

(«Ивины»)

Л.Н. Толстого

«Уроки французского»

В. Распутина

«Чучело»

В. Железникова

1. Права на жизнь и на физическую неприкосновенность




  1. 2. Свобода от пыток и жестокого, унижающего обращения.




  1. 3. Права на личную жизнь.







Повесть В. Железникова «Чучело».


Выступление команды № 2. Ученики знакомят всех с биографией В. Железникова, с его творчеством и с основными героями повести «Чучело», давая им оценку. Также ребята подготовили краткий пересказ произведения.

Учитель литературы

  1. Объясните заглавие произведения. Можно ли подобрать другое название? Какое? (Жестокость).

  2. Почему так жестоко относятся к главной героине Лене и ее дедушке одноклассники? (Антитеза: Лена, дедушка – одноклассники.)

  3. Вспомните сказке О.Уайльда «Мальчик - звезда». Как перекликается повесть В Железникова с этим произведением?

  4. Как можно распределить роли в этой группе ребят? (Вожак – жертва - преследователи).

  5. Какие эпизоды, на ваш взгляд, считаются самыми сильными в произведении? Давайте прочитаем их по ролям. (Сожжение чучела).

  6. Прочитайте по карточке, что такое аутодафе? (Аутодафе – публичное сожжение еретиков, еретических сочинений по приговору инквизиции в средние века.)

  7. Героиня повести Лена говорит: «Я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке – совсем другим». Как вы понимаете эти слова? Как к произошедшему в повести относятся Лена и ее преследователи?

  8. Что означает сцена сожжения чучела. Было ли это внезапным порывом со стороны ребят?

  9. Как заканчивается произведение В. Железникова «Чучело»? ( Лена и ее дедушка уезжают из города их предков). Почему? Ведь правда оказалась на стороне Лены?

  10. Как вы представляете будущее этих ребят? Изменятся ли они или останутся такими же?

  11. А в чем причина такой жестокости детей? Оправдывает ли это их?

Учитель права. Работа с таблицей.


Повесть В.Распутина «Уроки французского».


Выступление команды № 3. Ученики знакомят всех с биографией В. Распутина, с его творчеством и с основными героями повести «Уроки французского», давая им оценку. Также ребята подготовили краткий пересказ произведения.

Учитель литературы.


  1. Как вы понимаете смысл названия?

  2. Как можно иначе назвать произведение? («Уроки жестокости и доброты». Антитеза: жестокость подростков – доброта учительницы, помощь, не унижающая достоинства.)

  3. Вспомните основной эпизод в повести. Как ведут себя герои ? Распределите роли в эпизоде драки мальчишек: вожак – жертва – преследователи.

  4. Можно ли назвать эту драку честным поединком?

  5. Какое неписаное правило сработало в драке? (Лежачего не бьют.)

  6. Из-за чего больше переживал главный герой – из-за физической или душевной раны?

  7. Как вы оцените поведение учительницы в повести? Права она или нет? Ваше мнение.

  8. Какой след оставила учительница в душе главного героя? Повлияла ли эта история на дальнейшую жизнь героя?

Учитель права. Работа с таблицей.


III. БЛОК


1. Работа с Конвенцией о правах ребенка.

2. Сообщения учеников о статьях Конвенции.

3. Демонстрация рисунков учеников на тему: «Права человека глазами детей.»


IV. БЛОК - Вывод.


  1. Что нового мы узнали с вами на уроке?

  2. Что объединяет все проанализированные произведения русской литературы?

  3. Как нужно вести себя в подобных конфликтных ситуациях?

  4. Как сейчас вы оцениваете события, описанные в литературе?

  5. Какие чувства вы испытываете к героям и к их поведению?


Вывод: В любой ситуации надо контролировать свои эмоции, поступки, думать об их последствиях, о том, не принесут ли они страдания другим, не нарушат ли они права других людей.

Домашнее задание.

Написать мини-сочинение на тему: «Что такое жестокость? Почему ее так стало много в нашей жизни?»














Полный текст материала Интегрированный урок литературы и права на тему: "Жестокие игры: поступок и его последствия". смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Симонова Елена Владимировна  eleha036
07.01.2011 3 4444 1449

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК