Сжатое изложение. 9 класс.


1. Чтение текста учителем.
(1) Есть на земле места, которые в памяти народной священны. (2) Они окружены особым вниманием и любовью. (3) Среди них – особо дорогие места, связанные с жизнью и творчеством Пушкина на Псковщине: Михайловское, Тригорское, Пушкинские Горы. (4) Ещё в 1899 году они стали национальным государственным имением.
(5) Сегодня Пушкинский заповедник – своеобразная литературная Мекка.
(6) Сюда идут люди со всех концов земли, чтобы встретиться с Пушкиным.
(7) Приходя под сень знаменитых Михайловских рощ, они вступают в мир образов поэта, проникаются строем его мыслей и чувств. (8) Почти вся жизнь великого поэта была неразрывно связана с псковской землёй. (9) Здесь в постоянном общении с простым русским народом, добрыми деревенскими друзьями, с родной природой формировалось поэтическое мировоззрение Пушкина, окреп и засиял его творческий гений.
(10) В разные годы он пишет «в глуши лесов сосновых» свой Михайловский цикл. (11) Здесь явились миру «Борис Годунов», деревенские главы «Евгения Онегина», «Граф Нулин». (12) Здесь были задуманы «Маленькие трагедии», «Русалка», «Сцена из рыцарских времён», «Арап Петра Великого»… (13) Свыше ста лирических стихотворений были написаны поэтом только во время его «Михайловского сидения» - ссылки 1824 – 1826 годов.
(14) Мир пушкинских образов безграничен и бесконечен. (15) Он – неиссякаемый родник радости. (16) Когда вы сегодня идёте по аллеям парков Михайловского и Тригорского, любуетесь лугами, озёрами и рощами, вы невольно вспоминаете отдельные строчки пушкинских стихотворений. (17) Многие из них звучат как страницы лирического дневника Пушкина.
(18) Удивительное состояние испытывает человек, когда читает эти стихотворения на месте их рождения. (19) Время для него как бы смещается, и он слышит голос живого поэта. (С. Гейченко)

2. Задания к тексту:
• определите стиль и тип речи (худож.- публиц., рассуждение)
Какие слова непонятны? (Мекка – центр паломничества для мусульман, город в Саудовской Аравии; место для поклонения)
- Переходим к работе над «сжатием» текста.

VI. Работа над «сжатием» текста.
- Обратимся к критериями оценивания сжатого изложения. (Работа с памяткой № 1)
- Какие способы «сжатия» текста существуют? (Напоминаю: обобщение, упрощение, исключение)
- Сегодня на уроке мы отработаем применение такого способа «сжатия» текста, как исключение.
- Как понимаете значение этого слова?

• Определите тему текста. (Память народа о творчестве Пушкина, о тех местах, где писал свои произведения поэт)
• Сколько микротем содержится в тексте? (6)
- То есть в каждом абзаце выделяется микротема.
• Найдите главную информацию каждой микротеме, которая направлена на её раскрытие. (С первой микротемой работают ребята, сидящие на 1 ряду и т.д.) Данную информацию запишите в таблицу «Информация о тексте», которая дана на рабочих листах.
• Текстовый материал (лексику, раскрывающую микротему) подчеркнём красной чертой на ИД.
Даю подсказку: о чём говорится в абзаце? Микротема связана с темой текста.

Микротема
1.
2.
3.
4.
5.
6.

• Укажите несущественную информацию, которую можно исключить. Заштрихуем эти слова и выражения на ИД и на рабочих листах.
Даю подсказку: это слова и выражения, которые не влияют на раскрытие микротемы.
- Как правило, количество абзацев в сжатом тексте соответствует количеству микротем исходного текста. Хотя может быть в одном абзаце несколько микротем.


Полный текст материала Сжатое изложение. 9 класс. смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Румянцева Татьяна Валерьевна  Татьяна_Румянцева
08.01.2011 3 29467 1470

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК