Слайд 1
Урок
по творчеству
Б. Акунина
Агеенко Нина Васильевна
МОУ «Средняя
общеобразовательная школа
№ 120» (г. Омск)
Учитель русского языка и
литературы
Урок литературы в 11 классе
Из опыта работы
Агеенко Нина Васильевна, учитель русского языка и литературы МОУ «СОШ № 120» г. Омска
УРОК ВНЕКЛАССНОГО ЧТЕНИЯ
ПО ТВОРЧЕСТВУ БОРИСА АКУНИНА
Формированию читательских интересов школьников в области современной прозы позволяют уроки внеклассного чтения. Так как одним из наиболее интересных и популярных современных писателей, чьё творчество своими корнями уходит в далекое прошлое России и прошлое русской литературы, является Борис Акунин (псевдоним писателя Григория Чхартишвили), то целесообразно провести урок внеклассного чтения, посвящённый его творчеству.
Цель урока: сформировать интерес школьников к жанру исторического детектива и к творчеству Бориса Акунина.
Задачи урока:
1) познакомить ребят с творческой индивидуальностью Бориса Акунина;
2) рассмотреть особенности жанра исторического детектива;
3) проанализировать роман «Азазель».
Оборудование и средства обучения: медиапроектор, презентация по творчеству Б. Акунина, кадры из фильма «Азазель» (2001), «Турецкий гамбит» (2004).
Заранее ученикам (или нескольким ученикам) даётся задание прочитать роман Бориса Акунина «Азазель». Некоторые могут подготовить сообщения по темам: 1) Творческий путь Бориса Акунина; 2) История писательских псевдонимов. Псевдоним «Борис Акунин»; 3) Экранизации произведений Бориса Акунина; 4) Дискуссии о творчестве писателя; 5) Над чем Борис Акунин работает сейчас?
На уроке целесообразно использовать кадры из фильмов по произведениям Б. Акунина «Азазель», «Турецкий гамбит».
Ход урока
Слова учителя: Сегодня имя Бориса Акунина (это псевдоним писателя Григория Шалвовича Чхартишвили) известно многим ценителям литературы и кино, а также почитателям литературного, исторического детектива (слайд 1–3). А ведь ещё несколько лет назад имя Григория Чхартишвили, автора блестящих переводов с японского и других языков, было известно лишь его коллегам да немногим читателям, имеющим привычку запоминать фамилии переводчиков. Долгое время писатель работал заместителем главного редактора журнала «Иностранная литература», был главным редактором 20-томной «Антологии японской литературы». Когда в 1998 году на прилавках появились первые книги серии детективов об Эрасте Фандорине, никто не связывал их с подлинным автором, который в то время дописывал серьёзный труд «Писатель и самоубийство». Первые романы писателя имели огромный успех (слайды 4-6).
Далее один из учащихся зачитывает сообщение о творческом пути Бориса Акунина. Другой ученик может рассказать об истории псевдонима писателя (Григорий Чхартишвили взял псевдоним от фамилии известного политического деятеля ХIХ века БАкунина. По другой точке зрения Аку Нин с японского языка переводится как «злодей»).
В чем была причина столь ошеломительного успеха книг Акунина? Литературоведы считают, что в наличии яркого героя, который отсутствует в «вялой» современной словесности.
Давайте вспомним, каким изображает Фандорина писатель? Что это за герой? Чем он занимается? Обычный ли он человек или нет?
(После ответов на вопрос можно просмотреть кадры из фильма «Азазель» о служебных делах Фандорина).
Сыщик Эраст Фандорин наделен многими достоинствами – он отменно дерется, кристально честен, галантен с женщинами, политкорректно рассуждает о России и ее будущем. Он истинный патриот. Наконец, он полон восточной экзотики и повсюду таскает с собой своего Ватсона – японца Масу. Наличие у героя верного и слегка комичного помощника тоже на пользу, поскольку автоматически отсылает к нетленной классике жанра.
Вторая причина популярности Акунина – занимательный, динамично развивающийся сюжет.
Давайте подумаем, к какому литературному жанру можно отнести романы Бориса Акунина? (К литературному историческому детективу) Какие произведения этого жанра вы читали? Можете ли вспомнить авторов, работавших в этом жанре? (Ребята должны вспомнить творчество, например, Конан-Дойля, Честертона, Кристи и приключения своих любимых героев Шерлока Холмса, Эркюля Пуаро и других героев)
Третьей причиной популярности Акунина можно назвать «пряный аромат» прошлого. Как ни приятно встречать в описании бытовых эпох знакомые черты, но ещё приятнее слышать забытые речевые обороты типа «кушать подано» или «милостиво повелеть соизволил». Не случайно в романах Акунина рассказывается о ХIХ столетии, когда, по словам автора, «литература была великой, вера в прогресс безграничной, а преступления совершались и раскрывались с изяществом и вкусом».
Историю автор изучает весьма тщательно. Однако нельзя назвать историю, изображённую в романах Акунина подлинной исторической правдой. Многое в них – плод раздумий и фантазий самого автора.
Слова учителя: Давайте перейдём к анализу романа «Азазель». (Предполагается, что ребята уже ознакомились с этим произведением или посмотрели экранизацию романа).
(Далее учитель ведет беседу с учениками о романе).
Вопросы учителя.
1. Почему автор называет роман таким странным и незнакомым рядовому читателю словом?
2. Что означает это слово, как вы думаете? (Азазель - демон в древнееврейской мифологии). Подсказка: с каким булгаковским героем мы можем связать название этого романа? (вспомним одного из приближенных Воланда из «Мастера и Маргариты» - Азазело)
3. Можно ли назвать события, описанные в романе, загадочными? Почему?
4. Каким показан Эраст Фандорин в этом романе? Происходит ли с ним что-нибудь необычное? (можно посмотреть отдельные моменты экранизации: сцена беседы в полиции).
5. Как вы думаете, что господствует над героями – чувства, разум или судьба?
6. Как вы объясните концовку романа (счастливое спасение Фандорина и трагическую гибель его невесты)? Изменили бы вы ее на ваш вкус?
7. Можно ли этот детектив назвать историческим? Как показана история в романе?
8. Ваше впечатление от романа. Какие моменты больше всего запомнились?
9. Как вы оцениваете авторский стиль Акунина? Какие интересные стилистические средства он использует?
Учитель: Язык Акунина удачно сочетает в себе размеренную речь русского чиновничества и простонародную речь, книжные слова официальных лиц и светского общества и стихию разговорного языка. Для Акунина характерна цитатность. Он использует множество реминисценций (упоминаний, указаний) из произведений классической литературы. «В своих книгах Акунин пародирует темы, отдельные эпизоды, сюжетные ходы, героев практически всех классиков мировой детективной литературы. Узнаваемы А. Конан Дойл, Р. Стивенсон, Ж. Сименон, А.Кристи, Н. Марш, У.Эко, М.Пьюзо, А.Флеминг и даже голливудские боевики. Особое удовольствие читатель получает от поиска параллелей перекликающихся сюжетов с русской литературой ХIХ – начала ХХ века» (1;21)
(В конце урока ребята, подготовившие доклады, рассказывают об 1) экранизации произведений Бориса Акунина; 2) дискуссии о творчестве писателя; и 3) о том, над чем Борис Акунин работает сейчас. (слайды 7-10)
Заключительный вопрос: Запомнился ли вам сегодняшний урок? Хотели бы вы прочитать еще какие-нибудь произведения Бориса Акунина? Если да, то пусть это будут его романы «Турецкий гамбит», «Статский советник», «Пелагия и красный петух».
Использованная литература
1. Клименко А. Чтение на ночь. Детективы, вкусно пахнущие современной русской литературой. – Родина. – 2001. - № 10. – С. 21.
2. Эрлихман В. Исторические детективы Бориса Акунина. – Родина. – 2001. - № 10. – С. 18-20.
Автор: Агеенко Нина Васильевна
→ НинаАгеенко 13.01.2011 5 9731 718 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.