Конспект урока в 7 классе "Союз как служебная часть речи"







Урок русского языка в 7 классе по теме «Союз как служебная часть речи».





Выполнила Журбина Вера Васильевна, учитель русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №6 МО «Ахтубинский район» Астраханской области

















Тема: Союз как служебная часть речи.

Цель урока:

  • познакомить с союзом как служебной частью речи, его ролью в предложении и тексте;

  • формировать умение определять роль союзов в предложении и тексте, ставить знаки препинания при них.

Работа по развитию речи:

  • наблюдение над использованием союзов для связи самостоятельных предложений в тексте.

Повторить:

  • правописание предлогов, наречий; орфограмм в корне слова;

  • однородные члены предложения и знаки препинания при них.


Программа урока.


1. Организация класса. Объявление темы и цели урока.


2. Словарный диктант.

В продолжение аттестации, узнать насчёт работы банка, ввиду праздника, иметь в виду, узор вроде паутинки, невзирая на ливень, в заключение выступления, несмотря на привилегии, по причине неурожая, по мере приготовления, за исключением одного, из – за водопада, в отличие от предшественников, навстречу выборам, спасти благодаря конгрессменам.


3. Индивидуальная работа.


Карточка № 1.

Вставьте пропущенные буквы.

Выполнять (в) течени.. года; сделать (в) течени.. месяца; отсутствовать (в) течени.. урока; увидеть (в) продолжени.. фильма; следить (в) продолжени.. всего эксперимента; задержаться (в) следстви.. дождя.

Карточка № 2.

Вставьте пропущенные буквы.

Прочитать (в) следстви.. по уголовному делу; запретить (в) следстви.. эпидемии; отвергнуть (в) следстви.. ошибки; не видел (в) течени.. дня; (в) следстви.. непогоды; (в) течени.. нескольких часов.


4. Блиц – опрос.

1. На какие вопросы отвечает предлог?

А) Где? Куда? Откуда?

Б) Когда?

В) Не отвечает на вопросы

2. Какое значение имеет предлог?

А) Пространственное.

Б) Вместе с окончаниями существительных выражает значения пространственные, временные, причинные, образа действия, целевые, дополнительные.

3. Какие синтаксические функции выполняют предлоги?

А) Только вместе с существительными, местоимениями и числительными входят в состав членов предложения.

Б) Являются обстоятельством.

В) Являются дополнением.

4. На какие группы делятся предлоги по происхождению?

А) Производные и непроизводные.

Б) Предлоги не имеют никаких морфологических признаков.

В) Именные и глагольные.

5. Как изменяются предлоги?

А) По падежам.

Б) Не изменяются.

В) По числам и родам.


4. Фронтальный опрос.

Вспомните основные признаки предлога.

Что у него общего с союзами?

Что мы знаем о союзах?


5. Объяснение нового материала.

1. Запись темы урока, эпиграфа и словарных слов, данных в

§ 54.

Союз – сцепление …; часть речи, частичка, связующая слова.

Толковый словарь. В. Даль.


Словарь: средства, реальный, ситуация, артиллерия.


2. Работа с текстом.

Записать, объяснить выбор орфограмм, постановку знаков препинания. Определить стиль и тип речи. Определить роль союзов.

МОЙ ГОРОД.

Над Ахтубой, где голубые плесы

И жгучее дыхание ветров,

Растёт мой город

На крутом откосе,

Горя в зелёном пламени садов.

И смотрит вдаль задорными глазами:

Его просторы атакуют степь.

И на земле, тоскующей веками,

Взметнулась гордо новостроек цепь.

(Ю. Логинова)


2. Делается вывод «Союз как часть речи» и запись схемы в тетради- справочнике.

Таблица.


С О Ю З Ы

Простые

И, но, если

Составные

Как будто, так как, потому что

Сочинительные

1 . Соединительные

и . [ ],и [ ]

К ак , так и .


2. Противительные

, а


Но

зато [ ], а [ ]

однако

да = но


3 . Разделительные

или

[ ], или[ ]


И ли , или



Подчинительные


[ ] , (потому что …)



[ ] , (когда …)



[ ], (чтобы …)



7. Закрепление материала.

1. Запись стихотворения и его анализ.

Люблю я утренние зори

На речке Ахтубе встречать,

Когда они начнут узоры

Над водной гладью вышивать

Живой природы пробужденье

Люблю смотреть и слушать тут,

И первое пернатых пенье,

И дятла первый дробный стук,

И пируэты первой птички,

И всплески рыбы на реке,

Квакуш горластых переклички,

Кукушки голос вдалеке.

(Ф. Антифеев)

2. Работа над упражнением № 317.


8. Подведение итогов урока.


9. Домашнее задание.

  • Выполнить упражнение № 54.

  • Индивидуальное задание: подготовить исторический комментарий «История сочинительных и подчинительных союзов».

Приложение

Исторический комментарий. « Из истории союзов».

Исторически сочинительная связь древнее подчинительной. Первоначально сочинительные были многозначными и выполняли функции средства не только сочинительной. Но и подчинительной связи. Так союз А выполнял функции союзов ЕСЛИ, КОГДА, и наоборот, были случаи синонимического употребления нескольких союзов, например, АЩЕ, АЖЬ, ДАЖЕ – в значении условных союзов; ЗАНЕ, ЗАНЕЖЕ, ПОНЕЖЕ, ПОЕЛИКУ – в значении причинных союзов. Яркий пример этому сцена из повести А. П. Чехова «Мужики». Забитая нуждой, суеверная крестьянка Ольга «каждый день читала евангелие, читала вслух, по – дьячковски, и многого не понимала, но святые слова трогали её до слёз, и такие слова, как «аще», «дондеже» она произносила со сладким замиранием текста».

Трагикомизм этих слов в том, что малограмотная Ольга не знала, что такие слова не что иное, как древние союзы (в значении «если», «хотя», «разве»).

Большое значение представляет образование союзов от знаменательных слов, потерявших своё основное значение и получивших служебную роль. Например, союз ЕСЛИ образовался от глагола ЕСТЬ и частицы ЛИ (первоначально: естьли). Хотя – по происхождению краткое действительное причастие настоящего времени от глагола хотьти – «хотеть». Уже в памятниках 13 века оно употребляется как союз. Союз ХОТЬ – преобразованная форма 2 – го лица ед. ч. Повелительного наклонения того же глагола - хоти. От глагольных форм образованы и союзы пускай (пусть), несмотря на то что, благодаря тому что. Многие союзы представляют собой омонимы местоимений, наречий и частиц (например, ТО, ЧТО, ТОЧНО, КОГДА, ЕДВА, ЧУТЬ и другие).

Литература

1. Богданова Т. А. Уроки русского языка в 7 классе. – М., 1999.

2. Велико Л. И. Работа над текстом на уроках русского языка. – М., Просвещение, 1983.

3.Иванова В.В.. Исторический комментарий к занятиям по русскому языку в средней школе» М., Просвещение, 1985.















Полный текст материала Конспект урока в 7 классе "Союз как служебная часть речи" смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Журбина Вера Васильевна  Верунчик
22.01.2011 5 41827 2418

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК