Конспект урок-практикума по теме: "Обособленные обстоятельства" (11 класс)


Автор: Журбина Вера Васильевна

учитель русского языка и литературы

МОУ ОШ №6 МО "Ахтубинский район"



]Урок-практикум по теме: "Обособленные обстоятельства". (11 класс)

Цели:

1. Работать над развитием навыка у учащихся видеть и слышать в тексте предложения с обособленными обстоятельствами, выделять их интонацией при произношении и знаками препинания на письме.

2. Продолжить работу над речевыми навыками и умениями, над развитием речи.

3.Повторить орфоэпические нормы, виды сказуемых, виды связи в словосочетании.

Программа урока.

1.Оргмомент.

2.Сообщение учителем темы и задач урока.

3.Анализ домашней работы.

4.Опрос.

Индивидуальный опрос

Работа с классом

Карточка 1.

Расставьте ударение в словах: звонит, ходатайствовать, кухонный, сливовый, эпилог, алкоголь, газопровод, кашлянуть, жалюзи, духовник, иконопись, мастерски.

Карточка 2.

Укажите вид связи в словосочетаниях: его учебник, прибыть вовремя, увидеть его, сменить одежду, красивый цветок, первый ученик, книга из библиотеки, медленно поворачиваясь, моя тетрадь.

Карточка 3.

Записать предложения, подчеркнуть грамматические основы, указать вид сказуемого.

1.День был теплый. 2.Он хотел стать врачом. 3.Многие из нас не были в Москве. 4. Она рада помочь Вам. 5. Ахтубинск – районный центр. 6. Мною были подписаны все бумаги. 7. Небо голубое.

Орфографический диктант.

Тростниковый сахар, поскользнуться, ветреный день, импрессионизм, ветряная мельница, инъекция, трехэтажный, бесцеремонный, равноправие, юный, интеллект, блистательный, захолустный, вымокли под дождем, быть в арьергарде.

Лексическая работа

Арьергард – воинское подразделение, высылаемое для прикрытия отхода.

Импрессионизм – направление в искусстве, стремящееся запечатлеть мир в его подвижности.

5.Устное повторение по теме урока.

6.Тренировочные упражнения.

Индивидуальная работа

Работа с классом

Карточка 4.

Замените определения обособленными обстоятельствами и, если необходимо, расставьте знаки препинания.

1.Нераспустившийся цветок погиб от внезапных холодов. 2.Не замечавший опасности зверь спокойно шел по опушке леса. 3.Просвистели две пули, не задевшие никого из всадников.

Карточка 5.

Запишите предложения, расставьте знаки препинания.

1.Делать нечего. Она

Черной зависти полна

Бросив зеркальце под лавку

Позвала к себе чернавку

И наказывает ей

Сенной девушке своей

Весть царевну в глушь лесную...

2.Сказки она сказывает тихо таинственно наклоняясь к моему лицу заглядывая в глаза мне расширенными зрачками точно вливая в сердце мое силу приподнимающую меня...

( Правильно: 1.Делать нечего. Она,

Черной зависти полна,

Бросив зеркальце под лавку,

Позвала к себе чернавку

И наказывает ей,

Сенной девушке своей,

Весть царевну в глушь лесную...

2.Сказки она сказывает тихо, таинственно, наклоняясь к моему лицу, заглядывая в глаза мне расширенными зрачками, точно вливая в сердце мое силу, приподнимающую меня...)

Карточка 6.

Исправьте речевые ошибки и запишите предложения.

1.Занимаясь с ребенком с утра до вечера, у матери лопнуло терпение. 2.Исследуя причины, вызывавшие изменения климата, мнения ученых разделились. 3.Склонившись над рисунком, у малыша был задумчивый вид. 4.Выехав в открытую степь, их застал буран.


1.Работа по пунктуации. (Приложение №1).

2.Работа по культуре речи. (Приложение №2).

3.Работа с текстом. (Приложение №3).

Приложение №1.

Самостоятельная работа (А22)

1.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Остап (1) воодушёвлённый красотами Кавказа (2) кричал что-то (3) стараясь (4) перебороть грохот и стоны Терека.

1) 1, 2,3 2) 1,3 3) 3,4 4) 1, 2, 3, 4

2.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Для народов (1) жестикулирующих мало (2) русское общение (3) насыщенное жестами (4) кажется излишне эмоциональным.

1) 1, 2 2) 2,3 3) 3,4 4) 1, 2, 3, 4

3.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Великий комбинатор (1) заложив руки в карманы (2) гулял вдоль борта (3) не замечая оставшегося на берегу (4) Воробьянинова.

1) 1 2) 1,2,3 3) 3,4 4) 1, 2, 3, 4

4.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Материал (1) собираемый писателем для работы (2) хранится в записных книжках (3) представляющих особую художественную ценность.

1) 1, 3 2) 2 3) 3 4) 1, 2, 3

5.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Птицы (1) сверху донизу занимавшие отвесные скалы (2) ни малейшего внимания не обращали (3) на проплывавшую внизу (4) шлюпку.

1) 1, 2, 3, 4 2) 1,3 3) 2, 3 4) 1, 2

6.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Ипполит Матвеевич (1) погрязая в стыде (2) стоял под акацией и (3) не глядя на гуляющих (4) твердил три заученные фразы.

1) 1, 2 2) 1, 2, 4 3) 1, 2, 3,4 4) 3, 4

7.В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые?

Порыскав глазами по сцене (1) Ипполит Матвеевич увидел (2) свисающие с потолка (3) прямоугольники (4) выкрашенные в основные цвета солнечного спектра.

1) 2, 3 2) 1,4 3) 1, 2, 3,4 4) 4


Приложение №2.

Варианты заданий по культуре речи.

Задание №1. Продолжите предложение….

Выбрав пьесу,

1) оказалось, что там слишком много ролей.

2) началось распределение ролей.

3) была назначена первая репетиция.

4) мы немедленно начали репетировать.

Принадлежа к тому или иному сословию,

1) важная роль отводилась внешнему виду человека.

2) об этом говорила одежда и весь внешний облик человека.

3) человек должен был носить соответствующую одежду.

4) одежда человека должна соответствовать его статусу.

Закрыв книгу,

1) постарайтесь по памяти восстановить текст стихотворения.

2) герои недолго остаются в памяти.

3) мне вспомнилось о летнем отдыхе на берегу моря.

4) всё прочитанное сразу же забывается.

Читая стихи,

1) все слушали с интересом.

2) мне вспомнилось прошедшее лето.

3) обращайте внимание на ритм.

4) создаётся впечатление, что всё было на самом деле.

Начиная новый абзац,

1) есть обычай писать с отступом, то есть с красной строки.

2) существует правило писать с красной строки.

3) используют отступ, то есть пишут с красной строки.

4) давно возникла традиция писать с красной строки.

Работая над рецензией,

1) не подменяйте оценку текста простым пересказом содержания.

2) главная мысль определяется не сразу.

3) анализируется художественное своеобразие текста.

4) учеником была дана оценка прочитанного.

Держась за буксирную верёвку,

1) другой её конец прикреплён к катеру.

2) ноги воднолыжника должны быть слегка согнуты.

3) можно мчаться со скоростью 60 км в час.

4) катер мчит воднолыжника по волнам.

Задание №2.

Исправьте следующие предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота, заменяя грамматически неправильное продолжение предложения своим.

Набирая номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались гудки.

Выясняя происхождение географических названий, учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа.

Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина.

Начиная работу с текстом, мной был неверно определён размер.

Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.

Допуская грамматические ошибки в речи, слушателями с трудом воспринимается её содержание.

Работая в группе, были достигнуты значительные результаты.

Проезжая мимо вокзала, у меня слетела шляпа.

Любуясь закатом, меня искусали комары.

Рисуя море, тревога моя постепенно улеглась.

Проведя раскопки на островах Океании, выяснились неизвестные раньше факты.

Приложение №3.

Работа с текстом.

Прочитайте текст и выполните задания.

1) Любовь к родному краю, знание его истории – основа, на которой только и может осуществляться рост духовной культуры всего общества. 2) Культура как растение: у нее не только ветви, но и корни. 3) Сохранение обычаев, фольклора, музыки каждой местности необходимо для сохранения культуры страны. 4) Даже удвоив, утроив число музейных работников, мы не сможем все сберечь, ничего не растерять. 5) Это по силам только армии энтузиастов-краеведов. 6) Краеведение принадлежит к комплексным наукам. 7) По типу оно близко к географии, но география обходится без оценок – она «спокойнее», строже, бесстрастнее… 8) Краеведение оценивает значительность происшедших на той или иной территории событий, связанных с этой местностью людей, ценность архитектурных и археологических памятников, красоту пейзажей. 9) С этой точки зрения отдача краеведения как науки исключительно велика. 10) Литературоведение и искусствоведение открывают что-то новое для читателей, зрителей, слушателей, но это «новое», если оно, конечно, верно, не вносит в предмет ничего сверх замысла творца, автора. 11) Иное дело краеведение. 12) Оно придает местности историзм, открывает в ее прошлом, хотя бы и очень недавнем, что-то совершенно новое, ценное. 13) Когда мы узнаем, кто жил в том или ином доме, для нас уж этот дом наполняется духовным содержанием. 14) Мы по-особому ценим места, связанные с творчеством Гоголя или Шевченко, Пушкина или Баратынского. 15) Краеведение учит людей не только любить свои родные места, но и знанию о них, приучает интересоваться историей, искусством, литературой… 16) Хотелось бы напомнить о том, что память – это не сохранение прошлого, это забота о будущем. /Д. Лихачев/

Задание 1. Какое утверждение не соответствует содержанию текста?

  1. Чтобы сохранить культуру страны, надо хранить обычаи каждой местности.

  2. Заниматься краеведением – значит лучше узнавать свою страну.

  3. География может заменить краеведение.

  4. Сохранить культуру страны может армия энтузиастов-краеведов.

Задание 2. Определите стиль текста:

  1. художественный

  2. разговорный

  3. публицистический

  4. научный

Задание 3. Определите тип речи:

  1. повествование

  2. рассуждение

  3. описание

Задание 4. Определите значение слова «энтузиаст» (предложение 5):

  1. человек, который заботится о собственных интересах

  2. человек, который отдает все силы какому-либо делу

  3. человек, получивший высшее образование

  4. человек, способный легко расчувствоваться

Задание 5. Какое из перечисленных средств выразительности использовано в предложении 15?

  1. сравнение

  2. гипербола

  3. олицетворение

  4. эпитет

Задание 6.Укажите предложение с обособленным обстоятельством.

7.Подведение итогов урока.

8.Домашнее задание: выучить параграф 87, выполнить упражнение 398.

Использованная литература.

1.Гольцова Н.Г. Русский язык. 10-11 классы. Русское слово, Москва, 2008.

2.Сенина Н.А. Русский язык. ЕГЭ – 2011. Легион, Ростов-на-Дону, 2010.

3.Интернет-ресурсы.














Полный текст материала Конспект урок-практикума по теме: "Обособленные обстоятельства" (11 класс) смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Журбина Вера Васильевна  Верунчик
23.01.2011 2 29651 2063

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.



А вы знали?

Инструкции по ПК