Урок русского языка в 11 классе "Рецензия. Способы моделирования вступления"
Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 6
г. Ахтубинска
Астраханской области»
Урок русского
языка в 11 классе,
построенный по
технологии
встречных усилий
по теме
«Рецензия.
Способы моделирования
вступления».
Разработала и
провела
учитель русского
языка и
литературы
Журбина Вера
Васильевна
Ахтубинск
Урок русского языка в 11 классе,
построенный по технологии встречных усилий по теме
«Рецензия. Способы моделирования вступления».
Главная задача: подготовить учащихся к самостоятельной работе над сочинением-рассуждением.
Цель: формирование и развитие коммуникативной, языковой, познавательной компетенции.
Тип урока: урок-консультация.
Оборудование:
Буклет «Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения».
Дидактический материал.
Тексты упражнений.
|
Этапы урока |
Педагогические приемы |
1 |
Начало урока: введение, «разогрев» учебной группы, включающей эмоциональную и интеллектуальную разминку. |
Слово учителя о теме занятия, главной задаче и цели урока. «Погружение». В каких жанрах может быть написано сочинение-рассуждение? Что такое отзыв? Что такое рецензия? Чем отличается отзыв от рецензии? Что такое эссе? Словарная работа: отзыв о… рецензия на…
|
2 |
Контрольно-подготовительный этап: опрос по изученному материалу. |
Составление универсального плана работы над рецензией: тема; идея; проблемы; композиция; стиль; средства художественной выразительности; личностная позиция. Работа над средствами художественной выразительности: - по лексическому значению определить понятие: Образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления (гипербола). Употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений (метафора). Художественное, образное определение, вид тропа (эпитет). Повторение одинаковых согласных звуков или звукосочетаний как стилистический прием (аллитерация). - в предложенных предложениях найти средства художественной выразительности, назвать их: 1. Шел дождь и два студента. 2. Черноглазую девицу, Черногривого коня! Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздник горюет. В сто сорок солнц закат пылал. Швед, русский колет, рубит, режет. На земле лежали желтые, красные листья. Не то на серебре – на золоте едал. С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего. Луна взошла багровая и хмурая, точно больная. Но слушай: если я должна тебе… Кинжалом я владею, я близ Кавказа рождена. |
3 |
Постановка учебной цели, «вызов», обеспечивающий интерес к поставленной цели, мобилизацию сил, знаний. |
Формулировка цели работы учащихся. Работа с буклетом «Способы моделирования вступления сочинения-рассуждения». Работа с предложенными текстами (см. Приложение). - прочитайте выразительно текст; - ответьте на вопросы к тексту; - напишите вступление по следующим способам: именительный темы; вопросы-стимулы; картина; название.
|
4 |
Этап «сотворчества»: сведение воедино усилий всех участников. |
Работа с текстом К. Г. Паустовского (см. Приложение): - о чем говорится в тексте? - почему именно об этом пишет автор в своей статье? - сколько в тексте абзацев? - какое высказывание является главным в самом начале текста? - какая главная тема текста развивается дальше? - каково отношение автора к поднятой проблеме? - какие художественные средства позволяют ему ярче выразить свою позицию? - к какому выводу приводит нас автор текста? - используя способы моделирования вступления, напишите различные варианты вступления к данному тексту.
|
5 |
Рефлексивный этап: осмысление результатов работы, оценивание, домашнее задание. |
Проверка работ учащихся. Подведение итогов урока? - Что сегодня на уроке вам показалось сложным? - Над чем еще надо поработать? 3. Домашнее задание: написать сочинение-рассуждение по статье К. Г. Паустовского |
Приложение
Упражнение 1
«Именительный темы»
1. Прочитайте отрывок из размышлений выдающегося русского писателя М. Пришвина (1873-1954).
Всю жизнь слышал слово «душа» и сам произносил это слово, вовсе не понимая, что оно значит. Мне кажется, если бы меня спросили, что такое душа, я бы довольно верно ответил на этот вопрос. Я сказал бы, что душа — это внутренний мир человека, это что он сам знает о себе. Во-вторых, я бы о душе сказал с точки зрения философа, что душа есть совокупность знаний человека о себе и т. п., как сказано в учебниках психологии. В-третьих, я бы вспомнил о представлении души примитивным человеком как некоей сущности, обитающей в теле...
Между тем у меня была душа своя, и я знал о ней с очень далекого времени, почти с детства, когда потихоньку проливал слезы о том, что я вышел на свет не такой, как все. Мало-помалу с годами, с десятками проходящих лет, я через это страдание узнавал свое назначение: мало-помалу оказывалось, что быть не как все, а как сам, и есть то самое необходимое, без чего мое существование было бы бессмысленным. И мое страстное желание присоединиться ко всем, быть как все не может произойти иначе, как через раскрытие в глазах всех себя самого. И еще прошло много времени, пока я понял, что желание быть как все во мне было желанием любви. И еще совсем недавно я наконец-то понял, что это стремление любить и было действием души моей и что душа — это и значит любовь.
2. Дайте развернутые ответы на вопросы, выполните задания, чтобы проверить глубину и точность вашего восприятия исходного
текста.
1. О чем говорится в тексте?
2. Какое слово является ключевым?
3. Какая мысль противоречит содержанию текста?
а) Автор текста только со временем понял, что такое душа.
б) Любовь является главным проявлением души.
в) Душа — это очень сложное понятие, сущность которого невозможно постичь сразу.
г) Лишь будучи молодым, человек имеет верное и полное представление о том, что такое на самом деле душа.
4. О каком своем назначении узнал автор текста, ощутив свою особенность?
а) Человек родился, чтобы сопротивляться, чтобы говорить миру «нет».
б) Быть самим собой и есть важнейшая человеческая миссия.
в) Человек должен стать частью человеческой массы, слиться с нею, забыв про свою самость.
г) Человек осознает свое трагическое одиночество: он никому не нужен, и никто не нужен ему.
3. Напишите вступление, используя именительный темы.
______________... Мы все слышали много раз это слово, постоянно употребляем его в своей речи: «___________в душе», «у него за_______________нет ничего»... (Включаем «вопросы-стимулы», чтобы обнажить проблему исходного текста.) Но что такое____________? Какой___________ заложен в этом____________?
О сущности этого удивительного____________размышляет выдающийся русский писатель __________.
Упражнение 2.
«Вопросы-стимулы».
1. . Прочитайте отрывок из рассказа известного русского писателя И. Соколова-Микитова (1892-1975).
Прислушайтесь хорошенько, стоя в лесу или среди пробудившегося цветущего поля. Если у вас сохранился чуткий, острый слух, вы непременно услышите чудесные звуки земли, которую во все времена, во все века так ласково называли матерью-землею. Треск кузнечиков у протоптанной тропинки, и трепетание зеленой листвы, пение птиц и басовитое гудение шмелей, взлет жаворонка и шум тяжелых хлебных колосьев — все это бесчисленные звуки земли. Они заменяют нам музыку. Не из этих ли звуков, услышанных человеком, возникло лучшее, что запечатлялось в песнях и великих музыкальных творениях?
2. Дайте развернутые ответы на вопросы, выполните задания, чтобы проверить глубину и точность вашего восприятия исходного текста.
1. О чем говорится в этом отрывке?
2. Кто его автор?
3. На какой из предлагаемых вопросов нельзя найти ответ в тексте?
а) Что можно услышать, оставшись наедине с природой?
б) Откуда великие музыканты берут звуки для своих гениальных творений?
в) Каким должен быть человек, чтобы ему открылась чарующая красота мира?
г) Как меняется природа в унылую пору осеннего увядания?
3. Используя подходящие по смыслу вопросы, которые даны в задании № 3, смоделируйте вступление.
________________________? ________________________? — ответы на эти вопросы можно найти, если прочитать отрывок из книги__________________
Упражнение 3
«Картина»
1. Внимательно прочитайте статью, написанную известным русским писателем и поэтом В. Солоухиным (1924-1997), который активно выступал за сохранение духовных ценностей нашего народа, его самобытной культуры.
(1) Существует точное человеческое наблюдение: воздух мы замечаем, когда его начинает не хватать. (2) Чтобы сделать это выражение совсем точным, надо бы вместо слова «замечать» употребить слово «дорожить». (3) Действительно, мы не дорожим воздухом и не думаем о нем, пока нормально и беспрепятственно дышим.
(4) По обыденности, по нашей незамечаемости нет, пожалуй, у воздуха никого на земле ближе, чем трава. (5) Мы привыкли, что мир — зеленый. (6) Льем на траву бензин, мазут, керосин, кислоты и щелочи. (7) Высыпать машину заводского шлака и накрыть и отгородить от солнца траву? (8) Подумаешь! (9) Сколько там травы? (10) Десять квадратных метров. (11) Не человека же засыпаем, траву. (12) Вырастет в другом месте.
(13) Однажды, когда кончилась зима и антифриз в машине был уже не нужен, я открыл краник, и вся жидкость из радиатора вылилась на землю, на лужайке под окнами нашего деревенского дома. (14) Антифриз растекся продолговатой лужей, потом его смыло дождями, но на земле, оказывается, получился сильный ожог. (15) Среди плотной мелкой травки, растущей на лужайке, образовалось зловещее черное пятно. (16) Три года земля не могла залечить место ожога, и только потом уж плешина снова затянулась травой.
(17) Под окном, конечно, заметно. (18) Я жалел, что поступил неосторожно, испортил лужайку. (19) Но ведь это под собственным окном! (20) Каждый день ходишь мимо, видишь и вспоминаешь.(21) Если же где-нибудь подальше от глаз, в овраге, на лесной опушке, в придорожной канаве, да, господи, мало ли на земле травы? (22) Жалко ли ее? (23) Ну, высыпали шлак (железные обрезки, щебень, бой — стекло, бетонное крошево), ну, придавили несколько миллионов травинок, неужели такому высшему, по сравнению с травами, существу, как человек, думать и заботиться о таком ничтожестве, как травинка. (24) Трава. (25) Трава она и есть трава. (26) Ее много. (27) Она везде. (28) В лесу, в поле, в степи, на горах, даже в пустыне... (29) Разве что вот в пустыне ее поменьше. (30) Начинаешь замечать, что, оказывается, может быть так: земля есть, а травы нет. (31) Страшное, жуткое, безнадежное зрелище! (32) Представляю себе человека в безграничной, бестравной пустыне, какой может оказаться после какой-нибудь космической или не космической катастрофы наша Земля, обнаружившего, что на обугленной поверхности планеты ты — единственный зеленый росточек, пробивающийся из мрака к солнцу.
2. Дайте развернутые ответы на вопросы, выполните задания, чтобы проверить глубину и точность вашего восприятия исходного текста.
1. Какие вопросы не затронуты в этом тексте?
а) Каково отношение человека к окружающей природе?
б) Надо ли дорожить чистым воздухом, зеленой травой на земле?
в) В чем проявляется многообразие и неповторимость природы?
г) Чем может кончиться для человека его пренебрежение к природе?
2. Какое суждение соответствует позиции автора текста?
а) Автор текста призывает жестоко наказать всех тех, кто варварски относится к окружающей природе.
б) Автор текста с горечью понимает, что относится к числу тех, кто легкомысленно и безответственно губит природу.
в) Автор текста едко высмеивает тех, кто готов кричать о конце мира, увидев две-три увядшие травинки.
г) Автор текста считает, природа бессмертна, ее величественную красоту ничто не может разрушить.
3. В каких предложениях содержится прямая авторская оценка описанной ситуации?
а) 11-12; 6)23; в) 25-26; А) 31.
4. Какое суждение можно использовать в качестве комментария для предложений № 6—12?
а) Автор текста использует элементы разговорного стиля, чтобы создать шутливую интонацию и вызвать у читателя добрую и мягкую улыбку.
б) Короткие, прерывистые фразы, восклицания, вопросы, назывные предложения — эти синтаксические средства отражают гневное чувство автора, обращенное против губителей природы.
в) Автор, «надев маску» беспечного, легкомысленного человека, озвучивает нашу жизненную философию — философию обыкновенных, вполне порядочных людей, которые привыкли относиться к природе потребительски.
г) Автор находится в растерянности, он не знает, где находится решение поднятой им проблемы, вот почему в этой части так много восклицаний, вопросительных предложений.
5. Определите стиль и тип речи текста.
а) публицистический стиль, рассуждение-размышление;
б) научный стиль, повествование;
в) художественный стиль, повествование;
г) научный стиль, рассуждение-размышление.
III. Смоделируйте вступление по «картине», используя материал набора.
Прочитайте самый конец текста, изобразите страшную бестравную пустыню, сожженную солнцем.
Набор
Потрескавшаяся земля; колючий, злой ветер; шуршание горячего песка; почерневшие сучья сожженных зноем деревьев; мертвая тишина, тяжким надгробием придавившая землю; ни птичьего гомона, ни шелеста листвы; отчаяние, которое охватывает человеческое сердце...
Упражнение 4
«Название»
1. Прочитайте текст.
Отечество есть тот таинственный, но живой организм, очертания которого ты не можешь отчетливо для себя определить, но которого прикосновение к себе ты непременно чувствуешь, ибо ты связан с этим организмом неразрывной пуповиной. Он, этот таинственный организм, был свидетелем и источником первых впечатлений твоего бытия, он наделил тебя способностью мыслить и чувствовать, он создал твои привычки, дал тебе язык, верования и литературу, он обогрел и приютил тебя, словом сказать, сделал из тебя существо, способное жить. И всего этого достиг без малейшего насилия, одним теплым и бесконечно любовным к тебе прикосновением. Он сделал даже больше того: неусыпно обнимая тебя любовью, он и в тебе зажег священную искру любви, так что и тебе нигде не живется такою полною горячею жизнью, как под сенью твоего отечества.
(М. Салтыков-Щедрин)
2. Выберите из набора заголовок.
Набор
а) «О значении русского языка»; б) «Один на один с одиночеством»; в) «Согреться лучами отчизны»; г) «За чертой великой тайны»
3. Закончите фрагмент.
«_________________________» — так можно было бы озаглавить
отрывок из статьи выдающегося русского писателя-сатирика и публициста М. Е. Салтыкова-Щедрина. Писатель размышляет о живой связи человека с___________________________, о_____________значении родины в (в-1; становлении, жизни, воспитании, формировании) гражданина.
Упражнение 5
Об Алексее Максимовиче Горьком писали так много, что если бы это не был неисчерпаемый человек, то можно было бы легко смутиться, отступить и не прибавить к тому, что уже написано о нем, ни одной строчки.
Горький занимает большое место в жизни каждого из нас. Я даже решусь сказать, что существует «чувство Горького», ощущение его постоянного присутствия в нашей жизни.
Для меня в Горьком — вся Россия. Как я не могу представить себе Россию без Волги, так я не могу подумать, что в ней нет Горького.
Он был полномочным представителем бесконечно талантливого русского народа. Он любил и досконально знал Россию, знал, как говорят геологи, во всех «разрезах» – и в пространстве и во времени. Не было ничего, чем бы он пренебрегал в этой стране и что бы он не увидел по-своему, по-горьковски.
(К. Г. Паустовский)
Задание: смоделируйте вступительную часть сочинения, используя различные способы моделирования вступления.
Список литературы
1.Александров В.Н., Александрова О.И. Письменный экзамен. Русский язык. 9 класс. Взгляд, 2006.
На странице приведен фрагмент.
Автор: Журбина Вера Васильевна
→ Верунчик 23.01.2011 4 11508 998 |
Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.